Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 05.10.2011 N 25-Г11-18

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 октября 2011 г. N 25-Г11-18


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
в составе
председательствующего Пирожкова В.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области на решение Астраханского областного суда от 25 июля 2011 г., которым признано недействующим постановление министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 15 февраля 2011 г. N 3-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Астраханской области".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., полагавшей решение законным и обоснованным и поэтому не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:

постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 15 февраля 2011 г. N 3-П утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Астраханской области.
Пунктом 2 нормативов потребления электроэнергии на коммунально-бытовые нужды предусмотрены нормы потребления электрической энергии на 1 человека в месяц в многоквартирных жилых домах в зависимости от количества комнат.
Согласно примечаниям к подпунктам 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4., 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4 пункта 2 в расчет данных нормативов включены расходы на работу приборов освещения мест общего пользования многоквартирного дома и придомовой территории, автоматических запирающих устройств, усилителей телеантенн, коллективного пользования, систем противопожарной автоматики и дымоудаления, технологических потерь в размере - 7 кВт ч в месяц на 1 человека, расходы на работу лифтового оборудования - 7 кВт ч в месяц на 1 человека. В абзаце 4 данного примечания указано, что данные величины применяются при расчетах с абонентами за потребленную электрическую энергию на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью в многоквартирном доме, при отсутствии общедомового прибора учета, установленного в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в случае его неисправности или по истечении срока поверки.
Заместитель прокурора Астраханской области обратился в Астраханский областной суд с заявлением о признании недействующим постановления министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 15 февраля 2011 г. N 3-П "Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением Астраханской области".
В обоснование заявленного требования сослался на то, что оспариваемое постановление министерства области и утвержденные им нормативы потребления приняты с нарушением требований жилищного законодательства. Нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению населением области, установленные оспариваемым нормативным правовым актом, в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" определены без учета высоты и расположения жилых помещений, и при их расчете включены в расходы электроэнергии на освещение мест общего пользования многоквартирного дома и на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью.
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области возражало против удовлетворения заявления.
Решением Астраханского областного суда от 25 июля 2011 г. заявление заместителя прокурора Астраханской области удовлетворено, оспариваемое постановление министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области признано недействующим.
В кассационной жалобе министерство жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области просит отменить данное решение, как вынесенное с нарушением норм материального права.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации оснований для отмены оспариваемого решения не усматривает.
Удовлетворяя заявление прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое им заявление не соответствует федеральному законодательству.
Такой вывод основан на верном толковании материального закона, регулирующего спорное правоотношение.
Согласно подпункту "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, части 1 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъекта Российской Федерации.
По вопросам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации" не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья, либо жилищным кооперативом, или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, определившие порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения отопления), и требования к их формированию.
Согласно указанным Правилам нормативы потребления коммунальных услуг - по электроснабжению утверждаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации (абзац 7 пункта 2 и пункт 4).
В силу пункта 2 Правил норматив потребления коммунальных услуг месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
В норматив электроснабжения включается расход электрической энергии исходя из расчета расходов электрической энергии на 1 потребителя, необходимой для освещения жилых помещений, использования бытовых приборов, содержания общего имущества многоквартирного дома, а при наличии стационарных электрических плит - также для приготовления пиши (пункт 30 Правил).
Из пунктов 14, 20 Правил следует, что для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению и при их установлении применяются следующие методы: метод аналогов, экспертный метод, расчетный метод.
Из приведенных федеральных норм, а также из приложения к ним, содержащего формулы, используемые для определения нормативов потребления коммунальных услуг (пункты приложения 10, 23, 24, 25), следует, что расходы электрической энергии на освещение мест общего пользования, работу электрооборудования, являющегося общей собственностью в многоквартирном доме, включаются в состав норматива потребления коммунальных услуг по электроснабжению только при определении его расчетным путем по формулам, установленным разделом II приложения к Правилам.
Поскольку нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению, установленные оспариваемым нормативным актом, определены аналоговым методом, суд обоснованно посчитал незаконным включение при расчете указанных нормативов в состав расходов электрической энергии на освещение мест общего пользования, на работу электрооборудования, являющегося общей собственностью в многоквартирном доме (пункты 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4, 2.2.2, 2.2.3, 2.2.4).
Иное означало бы возложение на потребителей данной коммунальной услуги неправомерную обязанность по ее оплате в завышенном размере.
Применение метода аналогов при определении нормативов потребления коммунальных услуг, включающего при расчете данные объема потребления коммунальных услуг, полученные в результате его измерений коллективными (общедомовыми) приборами учета, установленными в многоквартирных жилых домах, учитывает в том числе и расходы на потребление коммунального ресурса на общедомовые нужды. Соответственно, применение пункта 25 Правил при определении нормативов потребления коммунальной услуги аналоговым методом недопустимо.
Доводы кассационной жалобы о законности оспариваемого постановления, как основанные на неверном толковании норм действующего законодательства, являются несостоятельными. Более того, они аналогичны позиции министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в судебном заседании, в решении им дана правовая оценка, с которой Судебная коллегия соглашается.
Руководствуясь статьями 360, 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Астраханского областного суда от 25 июля 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу министерства жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)