Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Бабенко А.Н., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (г. Саяногорск Республики Хакасия)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 27 февраля 2009 года по делу N А74-3438/2008, принятое судьей Ткаченко О.Н.,
муниципальное унитарное предприятие "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к муниципальному унитарному предприятию "Енисейводоканал" (далее также ответчик) о признании пункта 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) недействительным и о применении последствий недействительности договора.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просит применить последствия недействительности (ничтожности) договора в виде взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в сумме 3 686 866 рублей 11 копеек в соответствии со статьями 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила которых подлежат применению к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке (т. 2, л.д. 37).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. С муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый истцом пункт договора соответствует нормам действующего гражданского и жилищного законодательства, Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Не согласившись с данный судебным актом, муниципальное унитарное предприятие "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению истца, с учетом представленных впоследствии возражений на отзыв ответчика, суд первой инстанции ошибочно применил к отношениям сторон Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает общие правила, регулирующие жилищные отношения. Специальные требования для жилищных отношений между управляющей организацией и потребителем-гражданином устанавливаются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307). Однако, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 применяются только в том случае, если одной из сторон договора о предоставлении (приобретении) соответствующих услуг выступает гражданин.
Специальные требования для отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией устанавливаются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167). Тот факт, что истец (исполнитель коммунальных услуг) является посредником между ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) и гражданами, проживающими в многоквартирных домах в данном случае не имеет правового значения и не влечет распространения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 на отношения сторон по договору N 125/07. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации прямо относит к числу абонентов управляющие организации.
Ответчик является предприятием водопроводно-канализационного хозяйства и не вступает в непосредственные отношения с гражданами. Истец, одновременно являясь абонентом ресурсоснабжающих организаций и исполнителем коммунальных услуг, приобретает воду для нужд населения из разных источников водоснабжения, то объем фактического сброса сточных вод в систему канализации должен рассчитывается по данным баланса водоотведения, т.е. как суммарный объем потребленной горячей и холодной воды. В материалы дела предоставлены документальное подтверждение суммарного объема водопотребления из всех источников водоснабжения за 2008 год (переписка, справки о фактически потребленном объеме ГВС, счета-фактуры, договора с РО). Таким образом, предусмотренный пунктом 3.3 договора порядок расчетов в части приема (сброса) сточных вод по нормативу потребления, не соответствует требованиям Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, предусматривающим порядок расчета прием (сброс) сточных вод - по балансовому методу.
Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети". Для выяснения вопросов связанных с определением фактически поставленного объема тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома и определения фактически принятого объема водоотведения суду необходимо было привлечь названное выше лицо.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2009 года апелляционная жалоба муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" принята к производству, рассмотрения жалобы назначено на 7 мая 2009 года.
От муниципального унитарного предприятия "Енисейводоканал" суду поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу следующего.
В процессе заключения договора у сторон не возникло спорных вопросов по содержанию п. 3.3 в части определения объемов водоотведения. В рамках рассматриваемого дела заявитель не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов населения коммунального сектора, обстоятельства заявителя перед ответчиком, непосредственно оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения, не могут быть иными, чем в случае заключения ответчиком прямого договора с жильцами коммунального сектора. Следовательно, при реализации услуг водоснабжения и водоотведения по установленным нормативам потребления коммунальных услуг заявитель обязан, оплачивать такие услуги, предназначенные для жильцов коммунального сектора, по нормативам, утвержденным для населения, а не по схеме приемлемой для юридического лица. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 является нарушением части 4 статьи 421, части 1 статьи 422, части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок определения объемов воды и стоков, предусмотренный Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, не соответствующий порядку, установленному статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, не подлежит применению на основании нормы статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец неверно толкует пункт 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, поскольку данный пункт распространяется только на промышленные предприятия, а также предполагает наличие общедомовых приборов учета.
На сегодняшний день ни на одном из жилых домов коммунального сектора МО г. Саяногорска, не установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, следовательно, фактическое потребления горячей воды многоквартирными домами не может быть определено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не прибыли. Имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтового отправления N 66013602284248, 66013602284255 подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика и времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
14 ноября 2007 года между муниципальным унитарным предприятием "Енисейводоканал" г. Саяногорска (ресурсоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (исполнитель) подписан договор N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод, т. 1, л.д. 15).
Согласно пункту 1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 договора стороны обязались руководствоваться Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, действующими "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", другими действующими законодательными и нормативными документами, принятыми в установленном порядке.
Как следует из пункта 2.5.2 договора исполнитель имеет право выступать в роли представителя интересов коммунального сектора города Саяногорска, поселков Майна и Черемушки, которому предоставляются коммунальные услуги на основании договора управления.
Согласно пункту 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в редакции протокола разногласий от 5 декабря 2007 года, протокола урегулирования разногласий от 21 января 2008 года и протокола согласования урегулирования разногласий от 30 января 2008 года (т. 1, л.д. 20, 31, 37), объемы и, соответственно, стоимость приобретенных коммунальных ресурсов и водоотведения определены ориентировочно. Уточненные данные по объемам холодной воды определяются ежемесячно:
- по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (ОПУ) - по показаниям общедомового прибора учета,
- по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Уточненные данные по объемам водоотведения определяются ежемесячно:
- - по жилым домам, оборудованным ОПУ - как сумма объемов потребления холодной воды по показаниям общедомового прибора учета и объема потребления горячей воды по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно справок паспортного стола;
- - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Корректировка по временно отсутствующим гражданам производится раз в квартал, в первом месяце следующем за отчетным периодом.
Нормативы потребления коммунальных услуг в месяц утверждены Постановлением администрации города Саяногорска от 21 ноября 2006 года N 1926 (т. 2, л.д. 22).
Обращаясь с иском, истец полагает, что указанный пункт 3.3 договора является недействительным в связи с несоответствием пунктам 33, 56, 73 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из искового заявления и уточнений к нему, истец считает не соответствующим закону пункт 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключенного между ним и муниципальным унитарным предприятием "Енисейводоканал" г. Саяногорска.
По смыслу данного договора муниципальное унитарное предприятие "Енисейводоканал" г. Саяногорска как ресурсоснабжающая организация обязалось осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора.
Оспариваемым истцом пунктом договора от 14 ноября 2007 года N 125/07, в редакции протоколов разногласий, стороны оговорили порядок определения объема и стоимости приобретенных истцом коммунальных ресурсов и водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) объемы и, соответственно, стоимость приобретенных коммунальных ресурсов и водоотведения определены ориентировочно.
Уточненные данные по объемам холодной воды определяются ежемесячно:
- по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (ОПУ) - по показаниям общедомового прибора учета,
- по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Уточненные данные по объемам водоотведения определяются ежемесячно:
- - по жилым домам, оборудованным ОПУ - как сумма объемов потребления холодной воды по показаниям общедомового прибора учета и объема потребления горячей воды по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно справок паспортного стола;
- - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Согласно уставу муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (т. 1, л.д. 94) данное предприятие создано как управляющая организация (компания) по управлению жилым фондом, планированию и контролю объема, качества и сроков выполнения работ по содержанию, текущему ремонту жилых домов.
Таким образом, истец является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 10 части 1, частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к сложившимся между истцом и ответчиком отношениям применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, на применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации стороны выразили согласие в пункте 2.1 договора от 14 ноября 2007 года.
Как следует из части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 4 статьи 539, статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила настоящего параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
На момент подписания сторонами договора от 14 ноября 2007 года действовал Жилищный кодекс Российской Федерации 2004 года в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (далее Жилищный кодекс Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" являются приоритетными в спорных правоотношениях.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (руб.) определяется по формуле: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.) х норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб.м. в месяц на 1 чел.) х тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м.).
Следовательно, пункт 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) не противоречит нормам действующего гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки истца на нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167. В силу приведенного выше пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" принятые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Кодексу.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Суд апелляционной инстанции не имеет оснований полагать, что решение суда по данному делу могло повлиять на права и обязанности муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", цель привлечения данного лица указана истцом как определение фактически поставленного объема тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома и фактически принятого объема водоотведения. Кроме того, при отказе в признании ничтожным пункта 3.3 договора от 14 ноября 2007 года, у суда отсутствует необходимость в установлении поставленного объема тепловой энергии в горячей воде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года по делу N А74-3438/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 07.05.2009 N А74-3438/2008-03АП-1327/2009 ПО ДЕЛУ N А74-3438/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2009 г. N А74-3438/2008-03АП-1327/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 7 мая 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 7 мая 2009 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гуровой Т.С.,
судей: Бабенко А.Н., Хасановой И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шкреба К.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца - муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" (г. Саяногорск Республики Хакасия)
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от 27 февраля 2009 года по делу N А74-3438/2008, принятое судьей Ткаченко О.Н.,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (далее по тексту также истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к муниципальному унитарному предприятию "Енисейводоканал" (далее также ответчик) о признании пункта 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) недействительным и о применении последствий недействительности договора.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просит применить последствия недействительности (ничтожности) договора в виде взыскания с ответчика в пользу истца неосновательного обогащения в сумме 3 686 866 рублей 11 копеек в соответствии со статьями 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, правила которых подлежат применению к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке (т. 2, л.д. 37).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года в удовлетворении исковых требований отказано. С муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска взыскана в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 2000 рублей.
Отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый истцом пункт договора соответствует нормам действующего гражданского и жилищного законодательства, Федеральному закону от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
Не согласившись с данный судебным актом, муниципальное унитарное предприятие "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" обратилось в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года отменить и принять по делу новый судебный акт.
По мнению истца, с учетом представленных впоследствии возражений на отзыв ответчика, суд первой инстанции ошибочно применил к отношениям сторон Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307. Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает общие правила, регулирующие жилищные отношения. Специальные требования для жилищных отношений между управляющей организацией и потребителем-гражданином устанавливаются Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307). Однако, Правила предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 применяются только в том случае, если одной из сторон договора о предоставлении (приобретении) соответствующих услуг выступает гражданин.
Специальные требования для отношений между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией устанавливаются Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167). Тот факт, что истец (исполнитель коммунальных услуг) является посредником между ответчиком (ресурсоснабжающей организацией) и гражданами, проживающими в многоквартирных домах в данном случае не имеет правового значения и не влечет распространения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 на отношения сторон по договору N 125/07. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации прямо относит к числу абонентов управляющие организации.
Ответчик является предприятием водопроводно-канализационного хозяйства и не вступает в непосредственные отношения с гражданами. Истец, одновременно являясь абонентом ресурсоснабжающих организаций и исполнителем коммунальных услуг, приобретает воду для нужд населения из разных источников водоснабжения, то объем фактического сброса сточных вод в систему канализации должен рассчитывается по данным баланса водоотведения, т.е. как суммарный объем потребленной горячей и холодной воды. В материалы дела предоставлены документальное подтверждение суммарного объема водопотребления из всех источников водоснабжения за 2008 год (переписка, справки о фактически потребленном объеме ГВС, счета-фактуры, договора с РО). Таким образом, предусмотренный пунктом 3.3 договора порядок расчетов в части приема (сброса) сточных вод по нормативу потребления, не соответствует требованиям Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, предусматривающим порядок расчета прием (сброс) сточных вод - по балансовому методу.
Суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении ходатайства истца о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети". Для выяснения вопросов связанных с определением фактически поставленного объема тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома и определения фактически принятого объема водоотведения суду необходимо было привлечь названное выше лицо.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2009 года апелляционная жалоба муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" принята к производству, рассмотрения жалобы назначено на 7 мая 2009 года.
От муниципального унитарного предприятия "Енисейводоканал" суду поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором ответчик указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции в силу следующего.
В процессе заключения договора у сторон не возникло спорных вопросов по содержанию п. 3.3 в части определения объемов водоотведения. В рамках рассматриваемого дела заявитель не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов населения коммунального сектора, обстоятельства заявителя перед ответчиком, непосредственно оказывающего услуги водоснабжения и водоотведения, не могут быть иными, чем в случае заключения ответчиком прямого договора с жильцами коммунального сектора. Следовательно, при реализации услуг водоснабжения и водоотведения по установленным нормативам потребления коммунальных услуг заявитель обязан, оплачивать такие услуги, предназначенные для жильцов коммунального сектора, по нормативам, утвержденным для населения, а не по схеме приемлемой для юридического лица. Заключение договоров ресурсоснабжения без соблюдения требований пункта 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам N 307 является нарушением части 4 статьи 421, части 1 статьи 422, части 4 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации и влечет последствия, предусмотренные статьями 166 - 168 и 180 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Порядок определения объемов воды и стоков, предусмотренный Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, не соответствующий порядку, установленному статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, не подлежит применению на основании нормы статьи 8 Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, истец неверно толкует пункт 56 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, поскольку данный пункт распространяется только на промышленные предприятия, а также предполагает наличие общедомовых приборов учета.
На сегодняшний день ни на одном из жилых домов коммунального сектора МО г. Саяногорска, не установлены общедомовые приборы учета горячего водоснабжения, следовательно, фактическое потребления горячей воды многоквартирными домами не может быть определено.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не прибыли. Имеющимися в материалах дела уведомлениями о вручении почтового отправления N 66013602284248, 66013602284255 подтверждается надлежащее извещение истца и ответчика и времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы. В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие названных лиц.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
14 ноября 2007 года между муниципальным унитарным предприятием "Енисейводоканал" г. Саяногорска (ресурсоснабжающая организация) и муниципальным унитарным предприятием "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (исполнитель) подписан договор N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод, т. 1, л.д. 15).
Согласно пункту 1.1 договора ресурсоснабжающая организация обязуется осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора.
В соответствии с пунктами 2.1, 2.1.1, 2.1.3, 2.1.4 договора стороны обязались руководствоваться Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, действующими "Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации", "Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам", другими действующими законодательными и нормативными документами, принятыми в установленном порядке.
Как следует из пункта 2.5.2 договора исполнитель имеет право выступать в роли представителя интересов коммунального сектора города Саяногорска, поселков Майна и Черемушки, которому предоставляются коммунальные услуги на основании договора управления.
Согласно пункту 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), в редакции протокола разногласий от 5 декабря 2007 года, протокола урегулирования разногласий от 21 января 2008 года и протокола согласования урегулирования разногласий от 30 января 2008 года (т. 1, л.д. 20, 31, 37), объемы и, соответственно, стоимость приобретенных коммунальных ресурсов и водоотведения определены ориентировочно. Уточненные данные по объемам холодной воды определяются ежемесячно:
- по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (ОПУ) - по показаниям общедомового прибора учета,
- по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Уточненные данные по объемам водоотведения определяются ежемесячно:
- - по жилым домам, оборудованным ОПУ - как сумма объемов потребления холодной воды по показаниям общедомового прибора учета и объема потребления горячей воды по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно справок паспортного стола;
- - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Корректировка по временно отсутствующим гражданам производится раз в квартал, в первом месяце следующем за отчетным периодом.
Нормативы потребления коммунальных услуг в месяц утверждены Постановлением администрации города Саяногорска от 21 ноября 2006 года N 1926 (т. 2, л.д. 22).
Обращаясь с иском, истец полагает, что указанный пункт 3.3 договора является недействительным в связи с несоответствием пунктам 33, 56, 73 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными законом, в том числе путем признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Как следует из искового заявления и уточнений к нему, истец считает не соответствующим закону пункт 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключенного между ним и муниципальным унитарным предприятием "Енисейводоканал" г. Саяногорска.
По смыслу данного договора муниципальное унитарное предприятие "Енисейводоканал" г. Саяногорска как ресурсоснабжающая организация обязалось осуществить передачу исполнителю через присоединенную сеть коммунальных ресурсов (холодной воды) и осуществлять прием сточных вод от него, а исполнитель обязуется принимать и оплачивать переданные коммунальные ресурсы и принятые от него сточные воды в соответствии с условиями настоящего договора.
Оспариваемым истцом пунктом договора от 14 ноября 2007 года N 125/07, в редакции протоколов разногласий, стороны оговорили порядок определения объема и стоимости приобретенных истцом коммунальных ресурсов и водоотведения.
В соответствии с пунктом 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) объемы и, соответственно, стоимость приобретенных коммунальных ресурсов и водоотведения определены ориентировочно.
Уточненные данные по объемам холодной воды определяются ежемесячно:
- по жилым домам, оборудованным общедомовыми приборами учета (ОПУ) - по показаниям общедомового прибора учета,
- по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Уточненные данные по объемам водоотведения определяются ежемесячно:
- - по жилым домам, оборудованным ОПУ - как сумма объемов потребления холодной воды по показаниям общедомового прибора учета и объема потребления горячей воды по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно справок паспортного стола;
- - по жилым домам без приборов учета на вводе в здание - по нормативам потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления, исходя из количества проживающих (зарегистрированных) граждан, согласно данным паспортного стола.
Согласно уставу муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска (т. 1, л.д. 94) данное предприятие создано как управляющая организация (компания) по управлению жилым фондом, планированию и контролю объема, качества и сроков выполнения работ по содержанию, текущему ремонту жилых домов.
Таким образом, истец является посредником между ресурсоснабжающей организацией и гражданами, проживающими в многоквартирных домах.
В соответствии с пунктом 10 части 1, частью 2 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
При данных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что к сложившимся между истцом и ответчиком отношениям применимы нормы Жилищного кодекса Российской Федерации. Кроме того, на применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации стороны выразили согласие в пункте 2.1 договора от 14 ноября 2007 года.
Как следует из части 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с частью 4 статьи 539, статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации правила настоящего параграфа 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
На момент подписания сторонами договора от 14 ноября 2007 года действовал Жилищный кодекс Российской Федерации 2004 года в редакции Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (далее Жилищный кодекс Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и указанному Федеральному закону.
Согласно статье 8 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.
Пункт 8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, предусматривает, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Таким образом, нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" являются приоритетными в спорных правоотношениях.
Статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребления коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных органами местного самоуправления
В соответствии с подпунктом "б" пункта 19 Постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно подпункту 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилом помещении определяется в следующем порядке: размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение (руб.) определяется по формуле: количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.) х норматив потребления соответствующей коммунальной услуги (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб.м. в месяц на 1 чел.) х тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб.м.).
Следовательно, пункт 3.3 договора от 14 ноября 2007 года N 125/07 о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод) не противоречит нормам действующего гражданского и жилищного законодательства Российской Федерации, а также Постановлению Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам".
При данных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении исковых требований муниципального унитарного предприятия "Служба Заказчика жилищно-коммунального хозяйства" г. Саяногорска.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и не подлежит отмене в виду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылки истца на нормы Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года N 167. В силу приведенного выше пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" принятые до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты применяются в части, не противоречащей Кодексу.
Довод о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права, выразившемся в непривлечении к участию в деле муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети", отклоняется судом апелляционной инстанции. Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело в случае, если судебный акт, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон. Суд апелляционной инстанции не имеет оснований полагать, что решение суда по данному делу могло повлиять на права и обязанности муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети", цель привлечения данного лица указана истцом как определение фактически поставленного объема тепловой энергии в горячей воде в многоквартирные дома и фактически принятого объема водоотведения. Кроме того, при отказе в признании ничтожным пункта 3.3 договора от 14 ноября 2007 года, у суда отсутствует необходимость в установлении поставленного объема тепловой энергии в горячей воде.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы возлагаются на истца.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2009 года по делу N А74-3438/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции.
Председательствующий
Т.С.ГУРОВА
Судьи:
А.Н.БАБЕНКО
И.А.ХАСАНОВА
Т.С.ГУРОВА
Судьи:
А.Н.БАБЕНКО
И.А.ХАСАНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)