Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 08.12.2011 N 18247

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. N 18247


Судья: Птохова З.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего Нюхтилиной А.В.
судей Вологдиной Т.И., Пучинина Д.А.
при секретаре Б.
рассмотрела в судебном заседании от 08 декабря 2011 года дело N 2-5826/11 по кассационной жалобе ООО "Охта-Сервис" на решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2011 года по иску прокурора Калининского района Санкт-Петербурга, действующего в защиту интересов В., к ООО "Охта-Сервис" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <...> года корректировку платы за отопление.
Заслушав доклад судьи Нюхтилиной А.В., объяснения представителей ООО "Охта-Сервис" - Г. (доверенность <...>) и Р. (доверенность <...>), прокурора Кузьмину И.Д., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:

Решением Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2011 года признаны незаконными действия ООО "Охта-Сервис" по начислению корректировки платы за отопление по квартире <...> за <...> гг.
Указанным решением суд обязал ООО "Охта-Сервис" в течение тридцати календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда произвести перерасчет платы за жилое помещение - квартиру <...>, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <...> года корректировку платы за отопление.
Суд взыскал с ООО "Охта-Сервис" в доход государства государственную пошлину в размере <...> руб.
В кассационной жалобе ООО "Охта-Сервис" просит отменить решение суда, считает его неправильным.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Материалами дела установлено, что В. зарегистрирован в квартире <...>.
В <...> года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО "Охта-Сервис", по квартире <...> дополнительно начислена плата за отопление в общем размере <...> рублей <...> копейки (л.д. <...>).
Прокурор Калининского района Санкт-Петербурга, действующий в защиту интересов пенсионера и инвалида - В., обратился в Калининский районный суд Санкт-Петербурга, с иском к ООО "Охта-Сервис" о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление и об обязании произвести перерасчет, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за <...> года корректировку платы за отопление, указывая на то, что произведенная корректировка платы при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии, противоречит нормам действующего законодательства.
Как следует из материалов дела, ООО "Охта-Сервис" является управляющей организацией в отношении дома <...> и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию.
Частью 1 ст. 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Из сообщения ООО "Охта-Сервис" следует, что в доме <...> отсутствует узел учета тепловой энергии (л.д. <...>).
При таком положении, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 года.
Подпунктом "а" пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам.
В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: Si - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); N - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); Тт - тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16 декабря 2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом, потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии.
Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом.
Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2).
Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения.
Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13).
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета - исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
Какой-либо иной порядок корректировки платы за потребленную тепловую энергию на отопление законом не определен.
Возражая против заявленных исковых требований ООО "Охта-Сервис" указывает на то, что корректировка платы за отопление в доме в Санкт-Петербурге была произведена в соответствии с действующим законодательством, на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в <...> гг. на основании счетов-фактур выставленных ресурсоснабжающей организацией, которая пользовалась расчетным путем при определении размера платы, расчет стоимости коммунального ресурса производился в пределах объемов, предусмотренных нормативами.
Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления.
В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ.
При таком положении, разрешая спор, судом первой инстанции обоснованно не приняты во внимание условия договора теплоснабжения N <...> от <...> года, заключенного между ресурсоснабжающей организацией и ООО "Охта-Сервис" (л.д. <...>).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 г. N 2380/10 по делу N А47-4153/2008-9032/2008 также указано, что вопрос о количестве потребленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета должен решаться исходя из установленных органами местного самоуправления нормативов потребления коммунальных услуг.
Разрешая заявленные требования, суд определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, пришел к правильному выводу о том, что заявленные прокурором исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Следует согласиться с выводами суда о том, что ресурсоснабжающая организация выставляет счета ООО "Охта-Сервис" на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах.
Довод кассационной жалобы о том, что положения Федерального закона N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 г. не применяются с <...> г., а с <...> г. данный документ утратил силу, не может служить основанием к отмене решения суда, поскольку разрешая спор и удовлетворяя исковые требования суд первой инстанции руководствовался также положениями жилищного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и Постановлением Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 г.
Правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем доводы кассационной жалобы, оспаривающие выводы суда по существу рассмотренного спора, направленные на иную оценку доказательств, не могут повлиять на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. ст. 362 - 364 ГПК РФ оснований к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:

Решение Калининского районного суда Санкт-Петербурга от 17 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)