Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.03.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Шеина А.Е.
Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
- от ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа: Торгушова Т.Н. - юрисконсульт по доверенности N 2 от 19.01.2009 г., паспорт <...>;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 г. по делу N А14-15123/2008/502/10 (судья Есакова М.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 373 от 29.10.2008 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа (далее по тексту - ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее также по тексту - Инспекция, административный орган) N 373 от 29.10.2008 г. (с учетом уточнения, принятого арбитражным судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.
В порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Общества, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
16-18.09.2008 г. государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Воронежской области на основании распоряжения N 894 от 28.07.2008 г. проведена плановая проверка соблюдения ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа обязательных требований по надлежащему использованию и технической эксплуатации жилищного фонда, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:
- - в отношении дома N 21 по ул. Генерала Лизюкова - демонтированы отопительные приборы (5 шт.) на лестничных площадках 3, 5, 7, 15, 16 этажей (абзац 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7 Правил), отсутствует остекление в оконных рамах у мусоропровода на лестничной клетке этажей 3, 7, 10, 12, 16 (абзац 2 п. 4.7.2, абзац 8 п. 4.7.2. п. 2.3.3 Правил, приложения N 2, N 7 к Правилам, п. 5.2.1.3 Правил), отсутствуют загрузочные клапаны мусоропровода (2 шт.) на лестничной клетке 7 и 12 этажей (подп. "б", "в", "е". п. 2.3.3, приложение N 7, п. 5.2.1.3, приложение N 2 Правил), имеются разрушения, просадки отмостки со стороны бокового фасада на протяжении 6 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствуют дверные полотна в количестве 9 штук на незадымляемой лестничной клетке 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 этажей (абзац 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3 Правил, п. 5 приложения N 7 к Правилам), не обеспечено исправное состояние дверей, отсутствует остекление 10 дверных полотен на лестничной клетке 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 14, 16 этажей и на незадымляемой лестничной клетке в количестве 2 штук на 2. 6 этажах (абзац 2 п. 4.7.1, абзац 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3 Правил, п. 5 приложения N 7 к Правилам), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов системы отопления, расположенных в подвальном помещении на протяжении 90 м (п. п. 5.2.22, 2.3.3, п. 11 приложения N 7 к Правилам), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов горячего водоснабжения на протяжении 45 м (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 Приложения N 7 к Правилам);
- - в отношении дома N 27 по ул. Генерала Лизюкова - отсутствует на протяжении 100 м тепловая изоляция трубопроводов системы отопления в подвальном помещении подъездов NN 1-4 (п. 5.2.22, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на протяжении 60 м трубопроводов горячего водоснабжения, расположенных в подвальном помещении (п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 приложения N 7 Правил), просадка отмостки со стороны дворового фасада у подъезда N 1 до 4 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил);
- - в отношении дома N 43 по ул. Генерала Лизюкова - частичное разрушение штукатурного слоя цоколя со стороны главного фасада до 25 кв. м (п. п. 4.2.3.4, 4.2.3.1, 2.3.3, п. п. 1. 2 приложения N 7 Правил), разрушения, просадка отмостки со стороны главного фасада до 70 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствует остекление в оконных рамах (2 шт.) на лестничных клетках 4, 7 этажей подъезда N 4, 1 шт. на 2 этаже подъезда N 6 (п. 4.7.1, п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 приложения N 7, п. 2.1.3, приложение N 2 Правил), демонтированы приборы отопления 8 шт. на лестничных клетках подъезда N 1, 1 шт. в подъезде N 3, 2 шт. в подъезде N 4; 5 шт. в подъезде N 5, 1 шт. в подъезде N 6, повреждены, отсоединены трубопроводы отопления на лестничной клетке 5 этажа подъезда N 4 (п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7):
- - в отношении дома N 59 по ул. Генерала Лизюкова - разрушения, просадки отмостки со стороны дворового фасада 2 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствуют дверные полотна 8 шт. на незадымляемой лестничной клетке 3. 4, 5, 8, 9. 12, 15, 16 этажей (аб. 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует остекление в 13 дверных полотнах на лестничной клетке 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16 этажей в 6 дверных полотнах на незадымляемой лестничной клетке 6. 7, 10, 11, 13, 14 этажей (аб. 2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), не обеспечено исправное состояние окон, отсутствует остекление в 7 оконных рамах на лестничной клетке 4, 5. 7, 12, 14, 15, 16 этажей (аб. 2 п. 4.7.1. аб. 8 п. 4.7.2. п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), демонтированы 2 прибора отопления на лестничной клетке 7, 8 этажей и 1 - на незадымляемой лестничной клетке 1 этажа (аб. 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления на 2 техническом этаже дома на протяжении 60 м (п. п. 5.2.22, 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 20 м трубопроводов горячего водоснабжения на 2 техническом этаже (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 прил. N 7 Правил);
- - в отношении дома N 93/2 по Московскому проспекту - отсутствует тепловая изоляция на 9 м трубопроводов отопления на 2 техническом этаже п. п. 5.2.22., 2.3.3. п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 30 м трубопроводов горячего водоснабжения на 2 техническом этаже (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 прил. 7 Правил), демонтированы 2 прибора отопления на лестничных клетках 3, 15 этажей (п. 3.2.2 аб. 2., п. 2.3.3., п. 11 прил. 7 Правил), отсутствуют дверные полотна 4 шт. на незадымляемой лестничной клетке 3, 7, 11, 12 этажей, 14 шт. на лестничной клетке 2-15 этажей (абз. 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует остекление 2 дверных полотен на лестничной клетке 16 этажа и в 5 дверных полотнах на незадымляемой лестничной клетке 7, 8, 10, 14, 16 этажей (а.2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует загрузочный клапан мусоропровода на лестничной клетке 12 этажа (под. "б", "в", "е" п. 5.9.3, п. 2.3.3, п. 15 прил. 7 Правил, п. 2.1.3, прил. 2 Правил), разрушения, просадка отмостки со стороны бокового фасада на 6 м (п. 4.1.7, п. 2.3.3, п. 1 прил. 7 Правил), снято с нижней петли дверное полотно на лестничной клетке 12 этажа (п. п. 4.7.1, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил);
- - в отношении дома N 3 по ул. 60 Армии - демонтированы 2 прибора отопления на лестничных клетках 1, 9 этажей подъезда N 4, 1 - на 1 этаже подъезда N 2, 2 - на 5, 9 этажах подъезда N 1, повреждены, отсоединены трубопроводы отопления на лестничной клетке подъезда N 4 на 2 этаже, подъезда N 1 на 3 этаже (аб. 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует остекление 2 оконных рам на лестничной клетке 2, 4 этажей подъезда N 4, 2 оконных рам на 2, 8 этажах подъезда N 2 (аб. 2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, прил. 7. п. 5.2.1.3. прил. 2 Правил), разрешение штукатурного слоя цоколя со стороны дворового и боковых фасадов на 18 кв. м (п. п. 4.2.3.4, 4.2.3.1. 2.3.3, Прил. 7 п. п. 1, 2 Правил), разрушение, просадки отмостки со стороны дворового фасада на 20 м (п. 4.1.7, п. 2.3.3., п. 1 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 130 м трубопроводов отопления в подвале подъездов NN 1-4 (п. 5.2.22, п. 2.3.3. п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 70 м трубопроводов горячего водоснабжения в подвале подъездов NN 1-4 (п. 5.3.11. п. 2.3.3. п. 12 прил. 7 Правил), утечки, протечки, негерметичность стыковых соединений, разрушение трубопроводов системы канализации в подвале подъезда N 4 на протяжении 8 м (подп. "а", "в" п. 5.8.3, п. 2.1.3, приложение N 2, п. 2.3.3, п. 12 приложения N 7 Правил).
По факту выявленных нарушений 18.09.2008 г. Инспекцией был составлен акт N 1100, а также протокол об административном правонарушении N 743.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 373 от 29.10.2008 г. ООО "РЭК Комфорт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях Общества.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно п. 2.2 Устава Общества предметом деятельности ООО "РЭК Комфорт" являются, в том числе, управление эксплуатацией жилого фонда и многоквартирными домами, обеспечение круглосуточной и бесперебойной работы инженерного оборудования, устройств и конструктивных элементов жилых зданий, качественное и своевременное оказание услуг проживающим в обслуживаемом жилом фонде, проведение профилактических осмотров (обследований) объектов жилого и нежилого фонда, инженерного оборудования, придомовой территории, наладка инженерного оборудования жилых зданий, подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации, выполнение планов принудительных (профилактических) ремонтов согласно утвержденному Заказчиком план-графику: жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г. управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2007 N 170, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ООО "РЭК Комфорт" правил содержания и ремонта жилых домов, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела актом проведения плановых мероприятий по государственному контролю N 1100 от 18.09.2008 г., протоколом об административном правонарушении N 743 от 18.09.2008 г.
Акт N 1100 проведения плановых мероприятий по государственному контролю от 18.09.2008 г. был составлен в присутствии технического директора Общества Правдивцевой И.Л. и подписан ею без замечаний.
Кроме того, из представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом от 25.04.2007 г., заключенного между ООО "РЭК "Комфорт" и Храмовым А.А., Храмовой Е.Г., Храмовым А.А., усматривается, что к обязанностям управляющей компании относятся самостоятельная или с привлечением иных юридических лиц организация предоставления коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с установленным перечнем услуг и действующим законодательством.
План работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность проведения работ закреплены дополнительным соглашением к договору за подписью обеих сторон (л.д. 50).
Таким образом, неудовлетворительное техническое состояние и содержание домов и факт нарушения Правил содержания и технической эксплуатации жилых домов подтвержден данными административной проверки, материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по содержанию жилых домов NN 21, 27, 43, 59 по ул. Генерала Лизюкова г. Воронежа, дома N 93/2 по Московскому проспекту и дома N 3 по ул. 60 Армии у ООО "РЭК Комфорт" имелась возможность осуществлять данную деятельность в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения указанных требований, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях Государственной жилищной инспекции Воронежской области не установлено.
Доводу подателя жалобы об отсутствии решения собственников помещений многоквартирных домов о проведении немедленного капитального ремонта и выделении на это денежных средств судом первой инстанции была дана надлежащая оценка. Установленные административным органом нарушения в содержании жилого фонда относятся к текущему ремонту и должны устраняться лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что сумма тарифа на содержание и текущий ремонт жилого фонда мала для соответствующего содержания жилого фонда, судом апелляционной инстанции отклоняется. Указанный факт не освобождает Общество от обязанности обеспечивать надлежащее содержание обслуживаемого жилищного фонда.
Иных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не заявлено.
В связи с чем апелляционная инстанция находит, что нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По делам данной категории государственная пошлина уплате не подлежит, в связи с чем следует возвратить ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа ошибочно уплаченную по платежному поручению N 31 от 10.02.2009 г. государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 года по делу N А14-15123/2008/502/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по платежному поручению N 31 от 10.02.2009 г.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.Е.ШЕИН
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.03.2009 ПО ДЕЛУ N А14-15123/2008502/10
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2009 г. по делу N А14-15123/2008502/10
Резолютивная часть постановления объявлена 10.03.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17.03.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.
судей Шеина А.Е.
Сергуткиной В.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Астаповым С.А.
при участии:
- от ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа: Торгушова Т.Н. - юрисконсульт по доверенности N 2 от 19.01.2009 г., паспорт <...>;
- от Государственной жилищной инспекции Воронежской области: представители не явились, надлежащим образом уведомлены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 г. по делу N А14-15123/2008/502/10 (судья Есакова М.С.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа к Государственной жилищной инспекции Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления N 373 от 29.10.2008 г.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа (далее по тексту - ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа, Общество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее также по тексту - Инспекция, административный орган) N 373 от 29.10.2008 г. (с учетом уточнения, принятого арбитражным судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Государственная жилищная инспекция Воронежской области, надлежащим образом уведомленная, в судебное заседание представителей не направила.
В порядке ст. ст. 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей Государственной жилищной инспекции Воронежской области.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителя Общества, оценив все в совокупности, апелляционная инстанция находит, что обжалуемое решение отмене не подлежит.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции,
16-18.09.2008 г. государственным жилищным инспектором Государственной жилищной инспекции Воронежской области на основании распоряжения N 894 от 28.07.2008 г. проведена плановая проверка соблюдения ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа обязательных требований по надлежащему использованию и технической эксплуатации жилищного фонда, предусмотренных Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 г. N 170.
В ходе проведения проверки были выявлены следующие нарушения:
- - в отношении дома N 21 по ул. Генерала Лизюкова - демонтированы отопительные приборы (5 шт.) на лестничных площадках 3, 5, 7, 15, 16 этажей (абзац 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7 Правил), отсутствует остекление в оконных рамах у мусоропровода на лестничной клетке этажей 3, 7, 10, 12, 16 (абзац 2 п. 4.7.2, абзац 8 п. 4.7.2. п. 2.3.3 Правил, приложения N 2, N 7 к Правилам, п. 5.2.1.3 Правил), отсутствуют загрузочные клапаны мусоропровода (2 шт.) на лестничной клетке 7 и 12 этажей (подп. "б", "в", "е". п. 2.3.3, приложение N 7, п. 5.2.1.3, приложение N 2 Правил), имеются разрушения, просадки отмостки со стороны бокового фасада на протяжении 6 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствуют дверные полотна в количестве 9 штук на незадымляемой лестничной клетке 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 этажей (абзац 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3 Правил, п. 5 приложения N 7 к Правилам), не обеспечено исправное состояние дверей, отсутствует остекление 10 дверных полотен на лестничной клетке 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 12, 14, 16 этажей и на незадымляемой лестничной клетке в количестве 2 штук на 2. 6 этажах (абзац 2 п. 4.7.1, абзац 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3 Правил, п. 5 приложения N 7 к Правилам), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов системы отопления, расположенных в подвальном помещении на протяжении 90 м (п. п. 5.2.22, 2.3.3, п. 11 приложения N 7 к Правилам), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов горячего водоснабжения на протяжении 45 м (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 Приложения N 7 к Правилам);
- - в отношении дома N 27 по ул. Генерала Лизюкова - отсутствует на протяжении 100 м тепловая изоляция трубопроводов системы отопления в подвальном помещении подъездов NN 1-4 (п. 5.2.22, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на протяжении 60 м трубопроводов горячего водоснабжения, расположенных в подвальном помещении (п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 приложения N 7 Правил), просадка отмостки со стороны дворового фасада у подъезда N 1 до 4 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил);
- - в отношении дома N 43 по ул. Генерала Лизюкова - частичное разрушение штукатурного слоя цоколя со стороны главного фасада до 25 кв. м (п. п. 4.2.3.4, 4.2.3.1, 2.3.3, п. п. 1. 2 приложения N 7 Правил), разрушения, просадка отмостки со стороны главного фасада до 70 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствует остекление в оконных рамах (2 шт.) на лестничных клетках 4, 7 этажей подъезда N 4, 1 шт. на 2 этаже подъезда N 6 (п. 4.7.1, п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 приложения N 7, п. 2.1.3, приложение N 2 Правил), демонтированы приборы отопления 8 шт. на лестничных клетках подъезда N 1, 1 шт. в подъезде N 3, 2 шт. в подъезде N 4; 5 шт. в подъезде N 5, 1 шт. в подъезде N 6, повреждены, отсоединены трубопроводы отопления на лестничной клетке 5 этажа подъезда N 4 (п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 приложения N 7):
- - в отношении дома N 59 по ул. Генерала Лизюкова - разрушения, просадки отмостки со стороны дворового фасада 2 м (п. п. 4.1.7, 2.3.3, п. 1 приложения N 7 Правил), отсутствуют дверные полотна 8 шт. на незадымляемой лестничной клетке 3. 4, 5, 8, 9. 12, 15, 16 этажей (аб. 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует остекление в 13 дверных полотнах на лестничной клетке 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14, 15, 16 этажей в 6 дверных полотнах на незадымляемой лестничной клетке 6. 7, 10, 11, 13, 14 этажей (аб. 2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), не обеспечено исправное состояние окон, отсутствует остекление в 7 оконных рамах на лестничной клетке 4, 5. 7, 12, 14, 15, 16 этажей (аб. 2 п. 4.7.1. аб. 8 п. 4.7.2. п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), демонтированы 2 прибора отопления на лестничной клетке 7, 8 этажей и 1 - на незадымляемой лестничной клетке 1 этажа (аб. 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция трубопроводов отопления на 2 техническом этаже дома на протяжении 60 м (п. п. 5.2.22, 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 20 м трубопроводов горячего водоснабжения на 2 техническом этаже (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 прил. N 7 Правил);
- - в отношении дома N 93/2 по Московскому проспекту - отсутствует тепловая изоляция на 9 м трубопроводов отопления на 2 техническом этаже п. п. 5.2.22., 2.3.3. п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 30 м трубопроводов горячего водоснабжения на 2 техническом этаже (п. п. 5.3.11, 2.3.3, п. 12 прил. 7 Правил), демонтированы 2 прибора отопления на лестничных клетках 3, 15 этажей (п. 3.2.2 аб. 2., п. 2.3.3., п. 11 прил. 7 Правил), отсутствуют дверные полотна 4 шт. на незадымляемой лестничной клетке 3, 7, 11, 12 этажей, 14 шт. на лестничной клетке 2-15 этажей (абз. 2 п. 4.7.1, п. п. 3.2.14, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует остекление 2 дверных полотен на лестничной клетке 16 этажа и в 5 дверных полотнах на незадымляемой лестничной клетке 7, 8, 10, 14, 16 этажей (а.2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил), отсутствует загрузочный клапан мусоропровода на лестничной клетке 12 этажа (под. "б", "в", "е" п. 5.9.3, п. 2.3.3, п. 15 прил. 7 Правил, п. 2.1.3, прил. 2 Правил), разрушения, просадка отмостки со стороны бокового фасада на 6 м (п. 4.1.7, п. 2.3.3, п. 1 прил. 7 Правил), снято с нижней петли дверное полотно на лестничной клетке 12 этажа (п. п. 4.7.1, 3.2.3, 2.3.3, п. 5 прил. 7 Правил);
- - в отношении дома N 3 по ул. 60 Армии - демонтированы 2 прибора отопления на лестничных клетках 1, 9 этажей подъезда N 4, 1 - на 1 этаже подъезда N 2, 2 - на 5, 9 этажах подъезда N 1, повреждены, отсоединены трубопроводы отопления на лестничной клетке подъезда N 4 на 2 этаже, подъезда N 1 на 3 этаже (аб. 2 п. 3.2.2, п. 2.3.3, п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует остекление 2 оконных рам на лестничной клетке 2, 4 этажей подъезда N 4, 2 оконных рам на 2, 8 этажах подъезда N 2 (аб. 2 п. 4.7.1, аб. 8 п. 4.7.2, п. 2.3.3, прил. 7. п. 5.2.1.3. прил. 2 Правил), разрешение штукатурного слоя цоколя со стороны дворового и боковых фасадов на 18 кв. м (п. п. 4.2.3.4, 4.2.3.1. 2.3.3, Прил. 7 п. п. 1, 2 Правил), разрушение, просадки отмостки со стороны дворового фасада на 20 м (п. 4.1.7, п. 2.3.3., п. 1 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 130 м трубопроводов отопления в подвале подъездов NN 1-4 (п. 5.2.22, п. 2.3.3. п. 11 прил. 7 Правил), отсутствует тепловая изоляция на 70 м трубопроводов горячего водоснабжения в подвале подъездов NN 1-4 (п. 5.3.11. п. 2.3.3. п. 12 прил. 7 Правил), утечки, протечки, негерметичность стыковых соединений, разрушение трубопроводов системы канализации в подвале подъезда N 4 на протяжении 8 м (подп. "а", "в" п. 5.8.3, п. 2.1.3, приложение N 2, п. 2.3.3, п. 12 приложения N 7 Правил).
По факту выявленных нарушений 18.09.2008 г. Инспекцией был составлен акт N 1100, а также протокол об административном правонарушении N 743.
Постановлением Государственной жилищной инспекции Воронежской области N 373 от 29.10.2008 г. ООО "РЭК Комфорт" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 40000 руб.
Посчитав указанное постановление незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражный суд Воронежской области.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности наличия состава административного правонарушения в действиях Общества.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной с учетом следующего.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Субъектами рассматриваемого административного правонарушения признаются должностные лица и юридические лица, ответственные за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Согласно п. 2.2 Устава Общества предметом деятельности ООО "РЭК Комфорт" являются, в том числе, управление эксплуатацией жилого фонда и многоквартирными домами, обеспечение круглосуточной и бесперебойной работы инженерного оборудования, устройств и конструктивных элементов жилых зданий, качественное и своевременное оказание услуг проживающим в обслуживаемом жилом фонде, проведение профилактических осмотров (обследований) объектов жилого и нежилого фонда, инженерного оборудования, придомовой территории, наладка инженерного оборудования жилых зданий, подготовка жилых зданий к сезонной эксплуатации, выполнение планов принудительных (профилактических) ремонтов согласно утвержденному Заказчиком план-графику: жилых зданий, в том числе чердаков, подвалов и технических помещений.
Согласно п. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно пункту 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 42 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13.08.2006 г. управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В соответствии с пунктом 1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2007 N 170, данный нормативный правовой акт определяет требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда и уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Факт нарушения ООО "РЭК Комфорт" правил содержания и ремонта жилых домов, следовательно, совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ, установлен судом и подтверждается имеющимися в материалах дела актом проведения плановых мероприятий по государственному контролю N 1100 от 18.09.2008 г., протоколом об административном правонарушении N 743 от 18.09.2008 г.
Акт N 1100 проведения плановых мероприятий по государственному контролю от 18.09.2008 г. был составлен в присутствии технического директора Общества Правдивцевой И.Л. и подписан ею без замечаний.
Кроме того, из представленного в материалы дела договора управления многоквартирным домом от 25.04.2007 г., заключенного между ООО "РЭК "Комфорт" и Храмовым А.А., Храмовой Е.Г., Храмовым А.А., усматривается, что к обязанностям управляющей компании относятся самостоятельная или с привлечением иных юридических лиц организация предоставления коммунальных услуг, проведение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в соответствии с установленным перечнем услуг и действующим законодательством.
План работ и услуг по содержанию, текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома, периодичность проведения работ закреплены дополнительным соглашением к договору за подписью обеих сторон (л.д. 50).
Таким образом, неудовлетворительное техническое состояние и содержание домов и факт нарушения Правил содержания и технической эксплуатации жилых домов подтвержден данными административной проверки, материалами дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При осуществлении деятельности по содержанию жилых домов NN 21, 27, 43, 59 по ул. Генерала Лизюкова г. Воронежа, дома N 93/2 по Московскому проспекту и дома N 3 по ул. 60 Армии у ООО "РЭК Комфорт" имелась возможность осуществлять данную деятельность в соответствии с требованиями действующего жилищного законодательства. Однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры для недопущения нарушения указанных требований, что свидетельствует о наличии в его действиях вины.
Нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности в действиях Государственной жилищной инспекции Воронежской области не установлено.
Доводу подателя жалобы об отсутствии решения собственников помещений многоквартирных домов о проведении немедленного капитального ремонта и выделении на это денежных средств судом первой инстанции была дана надлежащая оценка. Установленные административным органом нарушения в содержании жилого фонда относятся к текущему ремонту и должны устраняться лицом, ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений.
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на то, что сумма тарифа на содержание и текущий ремонт жилого фонда мала для соответствующего содержания жилого фонда, судом апелляционной инстанции отклоняется. Указанный факт не освобождает Общество от обязанности обеспечивать надлежащее содержание обслуживаемого жилищного фонда.
Иных доводов, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, Обществом на момент рассмотрения апелляционной жалобы не заявлено.
В связи с чем апелляционная инстанция находит, что нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
По делам данной категории государственная пошлина уплате не подлежит, в связи с чем следует возвратить ООО "РЭК Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа ошибочно уплаченную по платежному поручению N 31 от 10.02.2009 г. государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.12.2008 года по делу N А14-15123/2008/502/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" Коминтерновского района г. Воронежа без удовлетворения.
Выдать обществу с ограниченной ответственностью "Районная эксплуатационная компания Комфорт" справку на возврат государственной пошлины в сумме 1000 руб., уплаченной по платежному поручению N 31 от 10.02.2009 г.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
Е.А.СЕМЕНЮТА
Судьи
А.Е.ШЕИН
В.А.СЕРГУТКИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)