Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 22.05.2008 ПО ДЕЛУ N А57-9472/07

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 мая 2008 г. по делу N А57-9472/07


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальная сервисная компания", г. Аткарск Саратовской области,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2008 по делу N А57-9472/07,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальная сервисная компания", г. Аткарск Саратовской области, к Аткарскому муниципальному собранию третьего созыва Саратовской области, г. Аткарск, обществу с ограниченной ответственностью "Саратовоблтеплоэнерго", г. Саратов, обществу с ограниченной ответственностью "Коммунальная сервисная компания", г. Аткарск, о признании решения Аткарского муниципального собрания третьего созыва Саратовской области, г. Аткарск, N 190 от 24.04.2007 недействующим в части,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальная сервисная компания" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, согласно которому просило:
- признать п. 1 нормативно-правового акта, принятого Аткарским муниципальным собранием третьего созыва Аткарского муниципального района Саратовской области 24 апреля 2007 года на двадцать первом заседании N 190 "Об утверждении платы населением за коммунальную услугу "теплоснабжение" в жилых домах с централизованным отоплением" не действующим, как не соответствующим п. 41 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ч. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 16 ст. 12 ЖК РФ;
- пункт 3 нормативно-правового акта, принятого Аткарским муниципальным собранием третьего созыва Аткарского муниципального района Саратовской области 24 апреля 2007 года на двадцать первом заседании N 190 "Об утверждении платы населением за коммунальную услугу "теплоснабжение" в жилых домах с централизованным отоплением" не действующим, как не соответствующим п. 41 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", ч. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 16 ст. 12 ЖК Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Коммунальная сервисная компания" (далее - заявитель, ООО "УК "КСК") просит отменить состоявшееся решение по делу, считая его не соответствующим фактическим обстоятельствам дела и принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, 24 апреля 2007 г. Аткарским муниципальным Собранием депутатов третьего созыва объединенного муниципального образования Аткарского района Саратовской области принято Решение N 190 "Об утверждении платы населением за коммунальную услугу "теплоснабжение" в жилых домах с централизованным отоплением" (далее - Решение N 190, оспариваемый нормативный правовой акт), в п. 1 которого установлено, что плата с населения за коммунальную услугу "теплоснабжение" в жилых домах с централизованным отоплением взимается только в период отопительного сезона, с внесением соответствующих изменений в договор управления многоквартирным домом. Согласно пункту 3 указанного Решения руководителям управляющих компаний УК "КСК" и УК СОТЭ рекомендовано с 01.08.2007 г. взимать плату с населения за коммунальную услугу "теплоснабжение" в жилых домах с централизованным отоплением только в период отопительного сезона.
Полагая, что пункты 1 и 3 Решения N 190 не соответствуют пункту 41 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", части 1 статьи 544 ГК РФ, пункту 16 статьи 12 ЖК РФ, а также нарушают права и законные интересы заявителя, поскольку противоречат порядку расчетов, установленному договором заявителя с ООО "Саратовоблтеплоэнерго", заявитель обратился с вышеперечисленными требованиями в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, исходя из того, что заявитель не подтвердил несоответствие оспариваемых им положений нормативного правового акта закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также не доказал факт нарушения его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что Решение N 190 изменяет условия договора и дополнительного соглашения к нему, подписанных заявителем с ООО "Саратовоблтеплоэнерго" в соответствии с п. 41 Постановления Правительства РФ N 307 от 23.05.2006 и ограничивает срок сбора денежных средств с населения с 1 августа до 15 октября 2007 года. По тем же основаниям заявитель считает Решение N 190 противоречащим статье 544 ГК РФ. а также указывает на то, что данным Решением Аткарское муниципальное собрание фактически установило порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, что противоречит пункту 16 статьи 12 ЖК РФ.
В порядке статьи 163 АПК РФ в заседании суда кассационной инстанции был объявлен перерыв до 15 часов 30 минут 22 мая 2008 года.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив, в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, не нашла оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации, иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Давая оценку доводу заявителя о несоответствии пунктов 1 и 3 Решения N 190 нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно указал на то, что доказательств такого несоответствия заявителем не представлено.
Согласно пункту 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Правила) действие указанных Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно пункту 41 Правил условия отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг (в том числе погашение задолженности по оплате коммунальных услуг) согласовывается с исполнителем.
Указанный пункт, относящийся к разделу III Правил, регулирует порядок предоставления отсрочки и рассрочки при осуществлении расчетов гражданами за коммунальные услуги.
Из содержания оспариваемого Решения следует, что на двадцать первом заседании Аткарского муниципального собрания третьего созыва Аткарского муниципального района Саратовской области вопрос об условиях отсрочки или рассрочки оплаты коммунальных услуг гражданами, в том числе вопрос погашения ими задолженности по оплате коммунальных услуг не рассматривался.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативно правового акта пункту 41 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, являются необоснованными.
Правоотношения между заявителем - ООО "УК "КСК" и поставщиком энергии - ООО "Саратовоблтеплоэнерго" названными Правилами не регулируются, в связи с чем ссылка в кассационной жалобе на то, что заявителю в соответствии с пунктом 41 Правил была предоставлена рассрочка оплаты коммунальной услуги исполнителем - ООО "Саратовоблтеплоэнерго", о чем составлено дополнительное соглашение N 1 к договору, а Решение N 190 Аткарского муниципального собрания фактически лишило заявителя указанного права, является несостоятельной.
Также несостоятельны доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативно-правового акта статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Положения оспариваемого нормативного правового акта не противоречат указанным нормам закона.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта пункту 16 статьи 12 Жилищного кодекса РФ обоснованно отклонены судом первой инстанции. Нормой указанной статьи предусмотрено, что установление структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы относятся к компетенции органов государственной власти РФ в области жилищных отношений.
Заявитель не представил доказательств того, что Решение Аткарского муниципального собрания N 190 принято в нарушение порядка внесения платы за коммунальные услуги, установленного органами государственной власти РФ в области жилищных отношений.
Давая оценку доводам заявителя о том, что принятое Аткарским муниципальным собранием Решение N 190 противоречит условиям договора, заключенного заявителем с ООО "Саратовоблтеплоэнерго", суд первой инстанции обоснованно указал на то, что оспариваемым Решением права и обязанности сторон по указанному договору не затрагиваются, а, следовательно, - не нарушаются.
Оспариваемым Решением N 190 орган, его принявший, рекомендует внести соответствующие изменения в договор управления многоквартирным домом, то есть в договоры с населением, а не в договор теплоснабжения, регулирующий отношения двух юридических лиц.
Договорные отношения юридических лиц, регулируются соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2007 года N 294, которым установлены Правила расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ для энергоснабжающих организаций, независимо от их организационно-правовой формы, и потребителей (юридических лиц) энергии и природного газа.
Таким образом, заявитель, обращаясь с заявлением о признании недействующим нормативно-правового акта не подтвердил документально его несоответствие другим нормативно-правовым актам, не доказал факт нарушения его прав и законных интересов в сфере экономической деятельности.
Доводы, приведенные заявителем в кассационной жалобе, не свидетельствуют о нарушении судом при принятии решения по делу норм материального права. Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Указание на втором листе решения суда на участие в рассмотрении дела представителя Ртищевского Муниципального района Саратовской области, в то время как указанный представитель не привлечен к участию в судебном заседании, не привело к принятию неправильного решения, в связи с чем, в силу части 3 статьи 288 АПК РФ не является безусловным основанием к отмене решения суда. Иные предусмотренные статьей 288 АПК РФ основания для отмены, изменения обжалуемого судебного акта у судебной коллегии отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 11.02.2008 по делу N А57-9472/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)