Судебные решения, арбитраж
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольского С.В., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евлоевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от истца - Соколовой Ю.Ю., доверенность от 02.05.2007.,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Елизаровой Е.В., доверенность от 06.07.2009 N 01.02-41/41,
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовской С.А., доверенность от 22.05.2009 N 02-02/449,
от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Дмитриевой М.Ю., доверенность от 02.11.2009 N 02-08/7818,
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, уведомление прилагается,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 сентября 2009 года по делу N А57-5153/2009 (судья Балашов Ю.И.),
по иску товарищества собственников жилья "Электроник-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1232516,07 рублей,
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ТСЖ "Электроник-1" с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Электроник-1" за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Исковые требования мотивированы неисполнением муниципальным образованием "Город Саратов" установленной Жилищным кодексом РФ и решениями общего собрания членов ТСЖ обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества домов, в которых муниципальное образование имеет долю.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 7 сентября 2009 года по делу N А57-5153/2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Электроник-1", г. Саратов, взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Электроник-1", за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: судом первой инстанции неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт, истец не представил соответствующие доказательства в обоснование заявленных требований: протоколы собраний товарищества собственников жилья "Электроник-1", сметы расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, и размер финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилья.
Товариществом собственников жилья "Электроник-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", истец с ее доводами не согласен, считает не подлежащим отмене принятый судебный акт, так как в рамках рассмотренных дел N А57-14630/2006, N А57-10589/2008, N А57-22902/2008, N А57-22903/2008, N А57-22904/2008, N А57-5422/2009, N А57-5423/2009, N А57-5424/2009 судами установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья. Ссылается, в том числе на разъяснения Министерства регионального развития РФ совместно с Министерством финансов РФ изложенные в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит причин для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1 устава ТСЖ "Электроник-1" товарищество собственников жилья "Электроник-1" является объединением собственников помещений многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова: ул. 2-я Электронная, дома N 2, 4, 6, 8, 10, 12.
Согласно пункту 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18 июня 2003 года N 510, при наличии в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
По заявлению от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества собственников жилья "Электроник-1".
На общем собрании членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" 10 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава товарищества собственников жилья "Электроник-1" (протокол от 10.01.2006 том 1 л.д. 15 - 23).
В период с 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества собственников жилья "Электроник-1", статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации было проведено общее собрание членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами товарищества собственников жилья "Электроник-1" принято решение об установлении с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемому Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (протокол от 28 апреля 2006 года подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) том 1 л.д. 24).
Представители муниципального образования "Город Саратов" (работники Администрации Ленинского района г. Саратова) приняли участие в работе общего собрания членов ТСЖ "Электроник-1" (протокол от 28 апреля 2006 года подписан представителями муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 3 апреля 2006 года). Большинством голосов установлены с 1 мая 2006 года ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья "Электроник-1", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, не исполняет, истец предъявил требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Согласно нормам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены заявление от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., Постановление Администрации г. Саратова от 10.10.2005. N 310-А, протокол заседания общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" от 10 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) от 28 апреля 2006 года, письмо от 23 марта 2009 года, письмо, адресованное Главе Администрации города Саратова, счета (долговые квитанции) от 27.02.2009. N 310 - 314, справка МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" исх. N 01/279 от 06.04.2009 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 10900-АД/07, от 25 февраля 2009 года N 4960-АД/14, совместное письмо Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ от 15.06.2009 N 18099-АД/14.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", оспаривая требования истца, утверждает, что вправе самостоятельно рассматривать вопрос о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов на основании изданного администрацией ненормативного акта в соответствии с утвержденной сметой расходов на текущий период, а иной порядок несения муниципальным органом расходов на указанные цели противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Электроник-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества собственников жилья "Электроник-1" в период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года, и не оспаривается ответчиками (том 1 л.д. 25 - 26).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлено право товарищества собственников жилья "Электроник-1" предъявлять требования к муниципальному образованию о внесении взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав указанного товарищества, несостоятелен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, данных в письмах от 05.05.2008. N 10900-АД/07, от 25.02.2009 N 4960-АД/14, следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья. В письме также указано, что жилищным законодательством не определен особый порядок внесения обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для органов местного самоуправления. Содержание общего имущества обеспечивается ими за счет собственных средств без требований к источникам получения таких средств.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, данных в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14, следует, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья, обязано ежемесячно производить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с нормами части 5 статьи 155 и части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в письме приведены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации с расшифровкой статей бюджетной классификации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Электроник-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Электроник-1", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
При этом суд первой инстанций правомерно не применил к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений Администрации г. Саратова от 1 ноября 2005 года N 558, от 24 июля 2007 года N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и, кроме того, они отменены.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу товарищества собственников жилья "Электроник-1" задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав указанного товарищества в размере 1232516,07 рублей за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение от 7 сентября 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5153/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2009 ПО ДЕЛУ N А57-5153/2009
Разделы:Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2009 г. по делу N А57-5153/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Никольского С.В., судей Тимаева Ф.И., Шалкина В.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Евлоевой Ю.Х.,
при участии в заседании:
от истца - Соколовой Ю.Ю., доверенность от 02.05.2007.,
от Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Елизаровой Е.В., доверенность от 06.07.2009 N 01.02-41/41,
от Комитета по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов" - Берестовской С.А., доверенность от 22.05.2009 N 02-02/449,
от Комитета по управлению имуществом города Саратова - Дмитриевой М.Ю., доверенность от 02.11.2009 N 02-08/7818,
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание своего представителя не направил, извещен надлежащим образом, уведомление прилагается,
рассмотрев апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 7 сентября 2009 года по делу N А57-5153/2009 (судья Балашов Ю.И.),
по иску товарищества собственников жилья "Электроник-1", г. Саратов,
к Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
Комитету по финансам Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
третьи лица:
Комитет по управлению имуществом города Саратова, г. Саратов,
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
о взыскании 1232516,07 рублей,
установил:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось ТСЖ "Электроник-1" с иском о взыскании с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова за счет средств муниципальной казны МО "Город Саратов" взносов на капитальный ремонт доли МО "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав ТСЖ "Электроник-1" за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Исковые требования мотивированы неисполнением муниципальным образованием "Город Саратов" установленной Жилищным кодексом РФ и решениями общего собрания членов ТСЖ обязанности по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества домов, в которых муниципальное образование имеет долю.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 7 сентября 2009 года по делу N А57-5153/2009 исковые требования удовлетворены в полном объеме: с муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", за счет средств казны муниципального образования "Город Саратов" в пользу ТСЖ "Электроник-1", г. Саратов, взысканы взносы на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Электроник-1", за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Администрация муниципального образования "Город Саратов" обратилась с апелляционной жалобой, просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
По мнению заявителя, судом первой инстанции неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не соответствуют обстоятельствам дела: судом первой инстанции неверно применены положения действующего законодательства при определении права истца на взыскание обязательных платежей на капитальный ремонт, истец не представил соответствующие доказательства в обоснование заявленных требований: протоколы собраний товарищества собственников жилья "Электроник-1", сметы расходов на проведение капитального ремонта, акты осмотра многоквартирных домов, перечень услуг и работ по капитальному ремонту, условия их оказания и выполнения, и размер финансирования, утвержденный общим собранием собственников жилья.
Товариществом собственников жилья "Электроник-1" представлен отзыв на апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов", истец с ее доводами не согласен, считает не подлежащим отмене принятый судебный акт, так как в рамках рассмотренных дел N А57-14630/2006, N А57-10589/2008, N А57-22902/2008, N А57-22903/2008, N А57-22904/2008, N А57-5422/2009, N А57-5423/2009, N А57-5424/2009 судами установлено, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества наравне с другими собственниками помещений многоквартирных домов, входящих в состав товариществ собственников жилья. Ссылается, в том числе на разъяснения Министерства регионального развития РФ совместно с Министерством финансов РФ изложенные в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов" просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
На основании статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Администрации муниципального образования "Город Саратов".
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выступлениях присутствующих в заседании участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит причин для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктом 1.1 устава ТСЖ "Электроник-1" товарищество собственников жилья "Электроник-1" является объединением собственников помещений многоквартирных жилых домов в Ленинском районе г. Саратова: ул. 2-я Электронная, дома N 2, 4, 6, 8, 10, 12.
Согласно пункту 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра г. Саратова от 18 июня 2003 года N 510, при наличии в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
По заявлению от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., на основании пункта 3.2 "Временного положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда" муниципальное образование "Город Саратов" вступило в члены товарищества собственников жилья "Электроник-1".
На общем собрании членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" 10 января 2006 года была утверждена смета расходов на капитальный ремонт многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, определен перечень работ, их стоимость, очередность проведения работ, отобраны подрядчики и определены условия оплаты работ, утверждена новая редакция устава товарищества собственников жилья "Электроник-1" (протокол от 10.01.2006 том 1 л.д. 15 - 23).
В период с 24 по 28 апреля 2006 года в соответствии с разделом 13 устава товарищества собственников жилья "Электроник-1", статьями 145, 146 Жилищного кодекса Российской Федерации было проведено общее собрание членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" в форме заочного голосования по вопросу установления с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов.
По итогам голосования на общем собрании членами товарищества собственников жилья "Электроник-1" принято решение об установлении с 1 мая 2006 года для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данного дома в размере, равному величине федерального стандарта предельной стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц на соответствующий год по Саратовской области, утверждаемому Постановлением Правительства Российской Федерации "О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг" (протокол от 28 апреля 2006 года подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) том 1 л.д. 24).
Представители муниципального образования "Город Саратов" (работники Администрации Ленинского района г. Саратова) приняли участие в работе общего собрания членов ТСЖ "Электроник-1" (протокол от 28 апреля 2006 года подписан представителями муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 3 апреля 2006 года). Большинством голосов установлены с 1 мая 2006 года ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов.
В связи с тем, что Администрация муниципального образования "Город Саратов", как собственник муниципальных квартир в многоквартирных жилых домах, входящих в товарищество собственников жилья "Электроник-1", свои обязательства по внесению ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных жилых домов в размере и в порядке, установленными уставом и общим собранием членов товарищества от 28 апреля 2006 года, не исполняет, истец предъявил требования о взыскании задолженности по оплате указанных взносов за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года в сумме 1232516,07 рублей.
Согласно нормам статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В обоснование заявленных требований истцом в материалы дела представлены заявление от 19 февраля 2004 года главы Администрации Ленинского района г. Саратова Лукьянова А.В., Постановление Администрации г. Саратова от 10.10.2005. N 310-А, протокол заседания общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" от 10 января 2006 года, протокол подведения итогов общего собрания членов товарищества собственников жилья "Электроник-1", проведенного в форме письменного опроса (заочного голосования) от 28 апреля 2006 года, письмо от 23 марта 2009 года, письмо, адресованное Главе Администрации города Саратова, счета (долговые квитанции) от 27.02.2009. N 310 - 314, справка МУ "ДЕЗ по Ленинскому району г. Саратова" исх. N 01/279 от 06.04.2009 о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых, письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 года N 10900-АД/07, от 25 февраля 2009 года N 4960-АД/14, совместное письмо Министерства регионального развития РФ и Министерства финансов РФ от 15.06.2009 N 18099-АД/14.
Администрация муниципального образования "Город Саратов", оспаривая требования истца, утверждает, что вправе самостоятельно рассматривать вопрос о предоставлении субсидий на капитальный ремонт жилых домов на основании изданного администрацией ненормативного акта в соответствии с утвержденной сметой расходов на текущий период, а иной порядок несения муниципальным органом расходов на указанные цели противоречит бюджетному законодательству.
В соответствии со статьями 210, 249 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Пунктом 1 статьи 39 и подпунктом 2 пункта 1 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которое включает в себя плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 137 и подпункта 4 пункта 2 статьи 145 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья вправе определять смету необходимых расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Общее собрание членов товарищества собственников жилья "Электроник-1" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным в установленном законом порядке.
Согласно пункту 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив), вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
На основании положений пункта 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер обязательных платежей и (или взносов) членов товарищества собственников жилья, которым является и муниципальное образование "Город Саратов", определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
Пунктом 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Капитальный ремонт сданного внаем жилого помещения является обязанностью наймодателя, если иное не установлено договором найма жилого помещения (пункт 2 статьи 681 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Администрация муниципального образования "Город Саратов" не представила договоры найма жилых помещений в товариществе собственников жилья "Электроник-1", которые бы подтверждали возложение обязанности по капитальному ремонту жилых помещений и мест общего пользования или его оплате на нанимателей.
Суммарная площадь жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности в спорный период, подтверждается представленной в материалы дела справкой муниципального учреждения "Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова" о площади муниципальных квартир (жилых помещений), расположенных в многоквартирных жилых домах, входящих в состав товарищества собственников жилья "Электроник-1" в период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года, и не оспаривается ответчиками (том 1 л.д. 25 - 26).
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Из положений статей 22, 33 Устава города Саратова следует, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что нормами действующего законодательства не установлено право товарищества собственников жилья "Электроник-1" предъявлять требования к муниципальному образованию о внесении взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей долевой собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов, входящих в состав указанного товарищества, несостоятелен.
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются согласно пункту 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, пунктом 8 которых, установлено, что разъяснения о применении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме от имени Правительства Российской Федерации дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации, данных в письмах от 05.05.2008. N 10900-АД/07, от 25.02.2009 N 4960-АД/14, следует, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья члены указанных организаций вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном именно органами управления товариществ собственников жилья. В письме также указано, что жилищным законодательством не определен особый порядок внесения обязательных платежей на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме для органов местного самоуправления. Содержание общего имущества обеспечивается ими за счет собственных средств без требований к источникам получения таких средств.
Из разъяснений Министерства регионального развития Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации, данных в письме от 15.06.2009. N 18099-АД/14, следует, что муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья, обязано ежемесячно производить плату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с нормами части 5 статьи 155 и части 8 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом в письме приведены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации с расшифровкой статей бюджетной классификации.
Таким образом, муниципальное образование "Город Саратов", являясь собственником жилых помещений в многоквартирном доме и членом товарищества собственников жилья "Электроник-1", обязано ежемесячно производить оплату за капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав данного товарищества.
Аналогичная правовая позиция изложена в Определении об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 апреля 2009 года N ВАС-4461/09, постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2009 года по делу N А57-10589/2008, от 4 мая 2009 года по делу N А57-22904/2008, от 15 мая 2009 года по делу N А57-14630/06.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, правомерно применил нормы действующего законодательства, обоснованно сделав вывод о том, что муниципальное образование "Город Саратов" обязано нести бремя содержания своего имущества, вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав товарищества собственников жилья "Электроник-1", в порядке и размере, установленными общим собранием членов товарищества.
При этом суд первой инстанций правомерно не применил к рассматриваемым спорным правоотношениям положения постановлений Администрации г. Саратова от 1 ноября 2005 года N 558, от 24 июля 2007 года N 599, поскольку названные постановления противоречат пункту 7 статьи 5, пунктам 9, 16 статьи 12, статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, носят не обязательный, а рекомендательный характер, их текст не был официально опубликован и, кроме того, они отменены.
Суд первой инстанции обоснованно взыскал с казны муниципального образования "Город Саратов" в лице Комитета по финансам Администрации г. Саратова в пользу товарищества собственников жилья "Электроник-1" задолженность по взносам на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав указанного товарищества в размере 1232516,07 рублей за период с 1 мая 2006 года по 1 марта 2009 года.
В силу статей 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд первой инстанции оценил доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в их совокупности.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение от 7 сентября 2009 года Арбитражного суда Саратовской области по делу N А57-5153/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального образования "Город Саратов" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 273 - 277 главы 35 раздела VI Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.Б.ШАЛКИН
С.В.НИКОЛЬСКИЙ
Судьи
Ф.И.ТИМАЕВ
В.Б.ШАЛКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)