Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г.
по делу N А12-17656/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград от 16 октября 2008 г. N 771 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград (далее - ООО "ЖЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград (далее - Жилищная инспекция, административный орган) от 16 октября 2008 г. N 771 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭК" просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судами норм материального права и процессуального права, неполным выяснением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 16 октября 2008 г. Жилищной инспекцией, на основании протокола об административном правонарушении от 10 сентября 2008 г., вынесено постановление N 711 о привлечении ООО "ЖЭК" к административной ответственность по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 41 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что в ходе проведения плановой инспекционной проверки 08 сентября 2008 г. подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2008/2009 года, в соответствии с распоряжением от 03 сентября 2008 г., при визуальном обследовании технического состояния многоквартирного жилого дома по ул. Таращанцев, 27 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда административным органом установлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, а также обязательных требований пунктов 2.6.2, 3.2.3, 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, а именно отсутствуют дверные полотна и частично дверные коробки на незадымляемых лестничных клетках.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 июня 2008 года ООО "ЖЭК" заключило договора управления с собственниками жилых помещений дома N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Материалами дела подтверждено противоправное бездействие со стороны общества, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, что по существу ООО "ЖЭК" не оспаривается.
Данные нарушения подробно отражены и описаны административным органом в акте проверки от 08 сентября 2008 г. N 711 (л. д. 46 - 47).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на наличие в действиях (бездействии) ООО "ЖЭК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о процессуальных нарушениях при привлечении ООО "ЖЭК" к административной ответственности, а именно преждевременное составление протокола, суд кассационной инстанции находит необоснованными.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 711 составлен 10 сентября 2008 г., а срок окончания подготовки к зиме (дом N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда) 01 октября 2008 г., однако, на момент вынесения постановления об административном правонарушении 16 октября 2008 г., обществом, выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о том, что дом к эксплуатации в осенне-зимний период не готов.
Также несостоятелен довод общества о том, что в нарушении статьи 7 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ), при проведении проверки, главным специалистом-инспектором Жилищной инспекции Ольховым В.Э., распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. не предъявлялось.
В соответствии со статьей 7 Закона N 134-ФЗ распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Проверка проводилась главным специалистом-инспектором Жилищной инспекции Ольховым В.Э., которым и подписано распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. Представителем ООО "ЖЭК" Тропиной Н.С., присутствовавшей при проведении проверки ни в акте, ни в материалах административного дела не отражено то, что распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. не предъявлялось.
Кроме того, в акте проверки, подписанном представителем общества Тропиной Н.С., указано, что основанием проверки является распоряжение Жилищной инспекции на проведение проверки N 711 от 03 сентября 2008 г.
При таких обстоятельствах административным органом не нарушен порядок проведения инспекционной проверки.
ООО "ЖЭК" заключило договора управления с собственниками жилых помещений дома N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда добровольно, при этом, приняв на себя обязанность по управлению вышеуказанным домом 1986 года постройки. Следовательно, общество приняло на себя обязательство по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту дома.
Также отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере, не является обстоятельством, исключающим вину ООО "ЖЭК" во вмененном ему административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по надлежащему техническому содержанию и ремонту дома.
В соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жилищной инспекцией ООО "ЖЭК" неоднократно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым на день привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, административным органом правомерно учтено в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения, в связи с чем назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 41 000 руб.
Обстоятельства дела судебными инстанциями в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы всесторонне и полно, доказывают вину ООО "ЖЭК" в ненадлежащем содержании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права и были предметом спора в суде первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г. по делу N А12-17656/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.04.2009 ПО ДЕЛУ N А12-17656/2008
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 апреля 2009 г. по делу N А12-17656/2008
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г.
по делу N А12-17656/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград от 16 октября 2008 г. N 771 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград (далее - ООО "ЖЭК", общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным постановления Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области, г. Волгоград (далее - Жилищная инспекция, административный орган) от 16 октября 2008 г. N 771 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "ЖЭК" просит отменить судебные акты по делу, сославшись на нарушение судами норм материального права и процессуального права, неполным выяснением существенных обстоятельств, имеющих значение для дела.
В соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии с пунктом 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, установила следующее.
Из материалов дела усматривается, что 16 октября 2008 г. Жилищной инспекцией, на основании протокола об административном правонарушении от 10 сентября 2008 г., вынесено постановление N 711 о привлечении ООО "ЖЭК" к административной ответственность по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 41 000 руб.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что в ходе проведения плановой инспекционной проверки 08 сентября 2008 г. подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период 2008/2009 года, в соответствии с распоряжением от 03 сентября 2008 г., при визуальном обследовании технического состояния многоквартирного жилого дома по ул. Таращанцев, 27 в Краснооктябрьском районе г. Волгограда административным органом установлены нарушения пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, а также обязательных требований пунктов 2.6.2, 3.2.3, 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, а именно отсутствуют дверные полотна и частично дверные коробки на незадымляемых лестничных клетках.
В соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации с 01 июня 2008 года ООО "ЖЭК" заключило договора управления с собственниками жилых помещений дома N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда.
В соответствии с частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Материалами дела подтверждено противоправное бездействие со стороны общества, выразившееся в нарушении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, и Правил технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. N 170, что по существу ООО "ЖЭК" не оспаривается.
Данные нарушения подробно отражены и описаны административным органом в акте проверки от 08 сентября 2008 г. N 711 (л. д. 46 - 47).
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правомерно указали на наличие в действиях (бездействии) ООО "ЖЭК" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о процессуальных нарушениях при привлечении ООО "ЖЭК" к административной ответственности, а именно преждевременное составление протокола, суд кассационной инстанции находит необоснованными.
Как усматривается из материалов дела, протокол об административном правонарушении N 711 составлен 10 сентября 2008 г., а срок окончания подготовки к зиме (дом N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда) 01 октября 2008 г., однако, на момент вынесения постановления об административном правонарушении 16 октября 2008 г., обществом, выявленные нарушения не устранены, что свидетельствует о том, что дом к эксплуатации в осенне-зимний период не готов.
Также несостоятелен довод общества о том, что в нарушении статьи 7 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ), при проведении проверки, главным специалистом-инспектором Жилищной инспекции Ольховым В.Э., распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. не предъявлялось.
В соответствии со статьей 7 Закона N 134-ФЗ распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением. Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Проверка проводилась главным специалистом-инспектором Жилищной инспекции Ольховым В.Э., которым и подписано распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. Представителем ООО "ЖЭК" Тропиной Н.С., присутствовавшей при проведении проверки ни в акте, ни в материалах административного дела не отражено то, что распоряжение N 711 от 03 сентября 2008 г. не предъявлялось.
Кроме того, в акте проверки, подписанном представителем общества Тропиной Н.С., указано, что основанием проверки является распоряжение Жилищной инспекции на проведение проверки N 711 от 03 сентября 2008 г.
При таких обстоятельствах административным органом не нарушен порядок проведения инспекционной проверки.
ООО "ЖЭК" заключило договора управления с собственниками жилых помещений дома N 27 по ул. Таращанцев Красноармейского района г. Волгограда добровольно, при этом, приняв на себя обязанность по управлению вышеуказанным домом 1986 года постройки. Следовательно, общество приняло на себя обязательство по оказанию услуг и выполнению работ по надлежащему техническому содержанию и ремонту дома.
Также отсутствие либо недостаточность денежных средств в необходимом размере, не является обстоятельством, исключающим вину ООО "ЖЭК" во вмененном ему административном правонарушении, так как ни Жилищный кодекс Российской Федерации, ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, не ставят в зависимость исполнение заявителем своих обязанностей по надлежащему техническому содержанию и ремонту дома.
В соответствии со статьей 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Жилищной инспекцией ООО "ЖЭК" неоднократно привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по которым на день привлечения к административной ответственности по настоящему делу не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, административным органом правомерно учтено в качестве отягчающего обстоятельства повторное совершение однородного административного правонарушения, в связи с чем назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 41 000 руб.
Обстоятельства дела судебными инстанциями в соответствии с пунктом 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исследованы всесторонне и полно, доказывают вину ООО "ЖЭК" в ненадлежащем содержании многоквартирного дома.
В соответствии с пунктом 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов первой и апелляционной инстанций является нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права, либо несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не доказывают нарушения судом норм материального или процессуального права и были предметом спора в суде первой и апелляционной инстанций, где им дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 12 ноября 2008 г. и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2008 г. по делу N А12-17656/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищная эксплуатационная компания", г. Волгоград без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)