Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.07.2009 N 05АП-1815/2009 ПО ДЕЛУ N А51-130/2009

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2009 г. N 05АП-1815/2009





Дело N А59-130/2009

Резолютивная часть постановления оглашена 29.07.2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 31.07.2009 г.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Г.А. Симоновой,
судей: Е.Л. Сидорович, З.Д. Бац
при ведении протокола секретарем судебного заседания: Я.А. Ворожбит
при участии:
от ООО "ВладЮрКонсалтинг" представитель Полионная М.В. по доверенности от 16.12.2008 сроком действия 1 год, паспорт <...>
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края не явился, извещен надлежащим образом
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
на решение от 06 марта 2009 г. судьи Л.Н. Зиньковой
по делу N А51-130/2009 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ВладЮрКонсалтинг"
к Департаменту земельных ресурсов и землеустройства Приморского края
о признании незаконным отказа

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "ВладЮрКонсалтинг" (далее - общество) обратилось с заявлением, уточненным 24.02.2009 в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным отказа департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края (далее - департамент) в рассмотрении заявления ООО "ВладЮрКонсалтинг" от 17.11.2008 вх. N 29-13136 об обеспечении выбора земельного участка площадью 5400 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-бытового центра в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке и обязании департамента в пятидневный срок направить в УМИГА г. Владивостока заявление ООО "ВладЮрКонсалтинг о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5400 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-бытового центра в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке, для обеспечения выбора земельного участка в виде выдачи акта выбора земельного участка под строительство и проведения процедур согласования возможности размещения объекта строительства, а также для изготовления и утверждения УМИГА администрации г. Владивостока схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Решением суда от 06.03.2009 признан незаконным отказ департамента земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в рассмотрении заявления ООО "ВладЮрКонсалтинг" от 17.11.2008 вх. N 29-13136 об обеспечении выбора земельного участка для размещения административно-бытового центра на земельном участке ориентировочной площадью 5400 кв. м в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке для последующего предоставления данного земельного участка в аренду сроком на 5 лет.
Суд обязал департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края в десятидневный срок с момента принятия решения направить в управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление ООО "ВладЮрКонсалтинг" от 17.11.2008 вх. N 29-13136 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5400 кв. м в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке под размещение административно-бытового центра, для обеспечения выбора земельного участка в виде выдачи акта выбора земельного участка под строительство и проведения процедур согласования возможности размещения объекта строительства, а также для изготовления и утверждения УМИГА администрации г. Владивостока схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Не согласившись с решением суда, Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, как незаконное и необоснованное.
В жалобе заявитель указывает, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от жилых домов, поэтому его предоставление заявителю может нарушит права собственников помещений в многоквартирных домах.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество решение считает законным и обоснованным, просит оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края, надлежащим образом, извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в заседание суда не явился, в порядке ст. 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы лиц, участвующих в деле, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Из материалов дела судом установлено, что 17.11.2008 общество обратилось в департамент земельных ресурсов и землеустройства Приморского края с заявлением (вх. N 29-13136) об обеспечении выбора земельного участка площадью 5400 кв. м с предварительным согласованием места размещения административно-бытового центра в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке для последующего предоставления данного земельного участка в аренду сроком на 5 лет.
К заявлению общество приложило сведения о земельном участке из Государственного земельного кадастра по состоянию на 12.09.2008 N 4585/5, подтверждающую отсутствие прав третьих лиц на земельный участок по ул. Гризодубова,47 в г. Владивостоке с приложением схемы расположения данного земельного участка и кадастрового плана территории.
12.12.2008 департамент письмом N 29/8-20-8624 сообщил обществу о снятии его заявления с рассмотрения, указав на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в непосредственной близости от жилого дома и может в дальнейшем использоваться как территория для обслуживания жилого дома в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации". А также указав на то, что согласно сведениям о земельном участке от 12.09.2008 N 4585/5 на испрашиваемом земельном участке расположены объекты, обозначенные под литерами "М", "М, гар.", поэтому в соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию данного земельного участка или приобретение права аренды, имеют собственники данных объектов недвижимости.
Общество, считая указанное решение департамента незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ для признания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо доказать в совокупности наличие двух условий: несоответствие оспариваемого действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интересов истца в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены статьями 30 - 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта закреплен в п. 5 ст. 30 названного Кодекса и включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию земельного участка; государственный кадастровый учет земельного участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Пунктами 1, 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
В силу пунктов 5, 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Из вышеназванных норм следует, что действующим земельным законодательством бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления.
В заявлении о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты (п. 1 ст. 31 ЗК РФ).
Материалами дела установлено, что при обращении с заявлением от 17.11.2008 заявитель представил все необходимые документы.
Таким образом, в силу вышеназванных нормативных положений, у Департамента отсутствовали правовые основания для снятия заявки общества от 17.11.2008 с рассмотрения.
В качестве обоснования своих действий Департаментом указано на нахождение испрашиваемого земельного участка в непосредственной близости от жилых домов, в связи с чем его предоставление может нарушить права собственников помещений в многоквартирных домах. Данный довод правомерно не признан судом первой инстанции обоснованным.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
В пункте 3 этой же статьи Закона установлено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. При этом формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (пункт 4 статьи 16 Закона).
Из содержания изложенных норм следует, что земельный участок переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования и проведения его государственного кадастрового учета.
Вместе с тем, в материалы дела не представлено доказательств, подтверждающих формирование земельного участка для обслуживания близлежащих многоквартирных домов, который бы соответствовал критериям, установленным статьей 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и мог бы являться объектом права общей долевой собственности.
При этом ответчик не подтвердил наличие прав собственности на квартиры жильцов указанных домов.
Кроме того, учет интересов близлежащих домов обеспечивается выполнением обязанности, возложенной на органы местного самоуправления ч. 3 ст. 31 ЗК РФ об информировании населения о предстоящем или возможном предоставлении земельного участка для строительства.
Однако доказательства такого информирования в материалы дела не представлены.
Довод Департамента о нахождении на испрашиваемом земельном участке объектов недвижимости, на которые зарегистрированы соответствующие права, не нашел документального подтверждения.
В нарушение ст. 31 ЗК РФ Департамент земельных ресурсов Приморского края, как орган исполнительной власти субъекта федерации, наделенный полномочиями по распоряжению земельными участками, не направил спорное заявление Общества в Управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры Администрации г. Владивостока.
Согласно п. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Поскольку материалами дела не установлено оснований для отказа обществу в рассмотрении его заявления от 17.11.2008, суд первой инстанции правомерно признал оспариваемый отказ незаконным, как противоречащий земельному законодательству и нарушающий права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, на реализацию своего права на получение испрашиваемого земельного участка в аренду.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правомерно в соответствии с требованиями статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества обязал ответчика в десятидневный срок с момента принятия решения направить в управление муниципального имущества, градостроительства и архитектуры администрации г. Владивостока заявление ООО "ВладЮрКонсалтинг" от 17.11.2008 вх. N 29-13136 о выборе земельного участка ориентировочной площадью 5400 кв. м в районе ул. Гризодубовой, 47 в г. Владивостоке под размещение административно-бытового центра, для обеспечения выбора земельного участка в виде выдачи акта выбора земельного участка под строительство и проведения процедур согласования возможности размещения объекта строительства, а также для изготовления и утверждения УМИГА администрации г. Владивостока схемы расположения земельного участка на кадастровой карте или кадастровом плане соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Выводы арбитражного суда по данному делу основаны на всестороннем и полном исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств.
Неправильного применения либо нарушения норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, по данному делу не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы нет.
Следовательно, решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение от 06 марта 2009 г. по делу N А51-130/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в 2-х месячный срок.
Председательствующий
Г.А.СИМОНОВА
Судьи
Е.Л.СИДОРОВИЧ
З.Д.БАЦ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)