Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии
- от администрации г.Владивостока: Афанасьева О.Ю. по доверенности от 20.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 2683;
- от Товарищества собственников жилья "Толстовцы": Лазаренко Е.Н., председатель правления, протокол N 06/12/10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-5788/2011
на решение от 13.07.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к администрации г.Владивостока в лице Управления содержания жилищного фонда, Администрация г.Владивостока
о признании незаконным бездействия
установил:
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее по тексту - "заявитель", "ТСЖ "Толстовцы", "ТСЖ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Владивостока (далее - "заявитель", Администрация") в лице Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, выразившегося в непроставлении ТСЖ "Толстовцы" в платежных поручениях (от 11.08.2010 года N 1 - 6 в количестве 24 штук по каждому из домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44; N 119-122 от 17.08.2010 года, NN 140-143 от 23.08.2010 года) о перечислении Открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту многоквартирных домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44.
Решением суда от 12.11.2010 по делу N А51-13593/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по данному делу решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.04.2011 решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2010, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 в части отказа в удовлетворении заявления отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Решением суда от 13.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу об отсутствии у администрации г. Владивостока оснований для запроса дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством, что повлекло незаконное бездействие в проведении согласований авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов ТСЖ "Толстовцы".
Администрация г. Владивостока, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что бездействия допущено не было, так как пакет документов, представленных заявителем был рассмотрен Администрацией в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок. По мнению ответчика, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 к договорам банковского счета, подписанные администрацией г. Владивостока, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашениями N 1 к ним, не создают обязанностей для нее. Ссылаясь на п. 1 ст. 845, п. 1 ст. 846, п. 1, 2, 3 ст. 421, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 450 и п. 1 ст. 453 ГК РФ ответчик указывает на то, что законом не запрещено наличие третьей стороны в договоре банковского счета, а условия, установленные сторонами в дополнительных соглашениях к договорам банковского счета не противоречат действующему законодательству.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ТСЖ "Толстовцы" на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно свидетельству 25 N 002959874 ТСЖ "Толстовцы" зарегистрировано в качестве юридического лица. Товарищество было создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Владивосток, ул. Льва Толстого, д. 38, 40, 42 и 44.
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы.
Данным муниципальным образованием разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359). Дома по ул. Льва Толстого, 38, 40, 42 и 44 включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и Администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
Постановлением главы г. Владивостока от 12.12.2008 N 763 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилым, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок предоставления субсидий).
Судом установлено, что ТСЖ 13.08.2010, 17.08.2010, 23.08.2010 во исполнение указанного Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 12.12.2008 N 763 (с изменениями), а также ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год", утвержденной постановлением главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359, представил в управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока пакет документов, в числе которых платежные поручения на оплату авансовых платежей подрядным организациям для визирования.
Управление письмами от 24.08.2010 NN 21287сп, 21286сп, 21285сп и 21288сп отказало в согласовании документов, указав на наличие недостатков. Устранив недостатки, ТСЖ 26.08.2010 повторно передало документы в управление и 01 сентября 2010 года платежные поручения ТСЖ были согласованы.
Посчитав действия ответчика по истребованию дополнительных документов незаконными, полагая, что ответчиком нарушен срок согласования платежных поручений, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Федеральный закон N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Кроме того, указанный Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта, указанный Закон не содержит.
Арбитражный суд, исходя из положений части 2 статьи 13 АПК РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оценив обстоятельства дела, в соответствии с требованиями положений части 2 статьи 13 АПК РФ, а, также учитывая, что Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно принял судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня получения уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления: 1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов; 2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Судом из материалов дела установлено, что ТСЖ "Толстовцы" с целью согласования платежей на проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по ул. Толстого в г. Владивостоке, представило в администрацию г. Владивостока полный пакет документов, предусмотренный перечнем, определенным Федеральным законом N 185-ФЗ, в том числе: протоколы, сводные ведомости оценки предложений подрядной организации, в том числе, по поставке и замене лифтового оборудования, договор генерального подряда, оригиналы платежных поручений, оригиналы счетов на оплату в количестве 24 штук, оригиналы согласованного товариществом календарного графика проведения капитального ремонта, утвержденные товариществом оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на ремонт.
Поскольку изначально ТСЖ "Толстовцы" представило полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 185-ФЗ, следовательно, у администрации г. Владивостока не имелось правовых оснований истребовать иные, не предусмотренные федеральным законом документы. Таким образом, каких-либо препятствий для своевременного согласования представленных Товариществом документов, в соответствии с дополнительными соглашениями к Договорам банковского счета у ответчика не имелось.
Довод жалобы о том, что бездействия допущено не было, поскольку документы, представленные ТСЖ "Толстовцы" были рассмотрены в предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок отклоняется на том основании, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, основанные не на равенстве их участников, которыми являются граждане и юридические лица, а на подчинении граждан и юридических лиц органам местного самоуправления.
Кроме того, в силу абзаца 2 статьи 849 Гражданского кодекса РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Учитывая, что договором банковского счета иные сроки не установлены, соответственно администрация г. Владивостока как орган местного самоуправления обязана согласовать платежные поручения в такой срок, чтобы банк мог исполнить свои обязательства в установленный абз. 2 статьи 849 ГК РФ срок.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Товарищество также указало на несоответствие подпункта 3.2 пункта 3 Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета частям 9 и 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, N 00403, N 00404, N 00405, заключенных между Товариществом собственников жилья "Толстовцы", открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" и администрацией г. Владивостока, банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета из средств, указанных в п. п. 7 Соглашения при оплате аванса в размере не более 30 процентов от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении Клиентом Банку расчетных (платежных) документов, согласованных с органом местного самоуправления и согласованной с органом местного самоуправления копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже".
Вместе с тем, указывая на несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства, а также на несоответствие положений Дополнительного соглашения нормам Федерального закона N 185-ФЗ, заявитель считает, что непроставление отметок на платежных поручениях противоречит положениям Дополнительного соглашения, указывая одновременно, что пункт 3.2 дополнительного соглашения является ничтожным.
Оценив данные доводы, суд первой инстанции учел, что на момент предъявления платежных поручений для согласования Дополнительные соглашения являлись действующими, так как не были оспорены сторонами в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Судом установлено, что Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 подписаны администрацией г. Владивостока, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашения N 1 к ним, не создают обязанностей для нее.
Пунктом 3 статьи 845 ГК РФ предусмотрено, что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. В п. 2 статьи 846 настоящего Кодекса указано, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Таким образом, пункт 3.2 Дополнительных соглашений не соответствует части 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ, в соответствии с которой оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Часть 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусматривает согласование с органом местного самоуправления только актов приемки работ, но не договоров, и, кроме того, "за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи".
В соответствии с ч. 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, также не предусматривает согласования органом местного самоуправления ни договоров подряда, ни платежных поручений на выплату аванса.
Суд первой инстанции соглашаясь с доводами заявителя о ничтожности Дополнительных соглашений от 12.07.2010 к Договору банковского счета, указал на то, что договор банковского счета является двусторонним договором между банком, который обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету, и клиентом (владельцем счета), при этом, наличия третьей стороны договора банковского счета пункт 1 статьи 845 ГК не предусматривает.
Исходя из того, что администрация г. Владивостока изначально не являлась участником гражданско-правовых отношений по договору банковского счета, выступая в спорных правоотношениях в качестве публичного органа, то доводы жалобы со ссылкой на положения Гражданского кодекса РФ, допускающее участие нескольких лиц при заключении договора, несостоятельны.
Отсутствие у Администрации г. Владивостока оснований для запроса дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в проведении согласований авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов товарищества собственников жилья "Толстовцы" по первоначально представленным документам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Поскольку администрация г. Владивостока не доказала наличие у нее правомочий устанавливать и требовать предоставления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, документов и согласований, следовательно, непроставление в платежных документах, представленных ТСЖ "Толстовцы" отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту многоквартирных домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44 является незаконным бездействием, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя на создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, поэтому основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 по делу N А51-13593/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.09.2011 N 05АП-5788/2011 ПО ДЕЛУ N А51-13593/2010
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2011 г. N 05АП-5788/2011
Дело N А51-13593/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 13 сентября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 сентября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.В. Алферовой
судей З.Д. Бац, О.Ю. Еремеевой
при ведении протокола секретарем судебного заседания: А.С. Барановой
при участии
- от администрации г.Владивостока: Афанасьева О.Ю. по доверенности от 20.12.2010 сроком действия до 31.12.2011, удостоверение N 2683;
- от Товарищества собственников жилья "Толстовцы": Лазаренко Е.Н., председатель правления, протокол N 06/12/10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации г.Владивостока
апелляционное производство N 05АП-5788/2011
на решение от 13.07.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-13593/2010 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Товарищества собственников жилья "Толстовцы"
к администрации г.Владивостока в лице Управления содержания жилищного фонда, Администрация г.Владивостока
о признании незаконным бездействия
установил:
Товарищество собственников жилья "Толстовцы" (далее по тексту - "заявитель", "ТСЖ "Толстовцы", "ТСЖ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Владивостока (далее - "заявитель", Администрация") в лице Управления содержания жилищного фонда администрации города Владивостока, выразившегося в непроставлении ТСЖ "Толстовцы" в платежных поручениях (от 11.08.2010 года N 1 - 6 в количестве 24 штук по каждому из домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44; N 119-122 от 17.08.2010 года, NN 140-143 от 23.08.2010 года) о перечислении Открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту многоквартирных домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44.
Решением суда от 12.11.2010 по делу N А51-13593/2010 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 по данному делу решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2010 оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 25.04.2011 решение Арбитражного суда Приморского края от 12.11.2010, Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2011 в части отказа в удовлетворении заявления отменено, дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Приморского края.
Решением суда от 13.07.2011 г. заявленные требования удовлетворены. Суд пришел к выводу об отсутствии у администрации г. Владивостока оснований для запроса дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством, что повлекло незаконное бездействие в проведении согласований авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов ТСЖ "Толстовцы".
Администрация г. Владивостока, не согласившись с принятым решением, подала апелляционную жалобу и просит судебный акт отменить. В доводах жалобы указывает на то, что бездействия допущено не было, так как пакет документов, представленных заявителем был рассмотрен Администрацией в установленный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок. По мнению ответчика, является ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 к договорам банковского счета, подписанные администрацией г. Владивостока, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашениями N 1 к ним, не создают обязанностей для нее. Ссылаясь на п. 1 ст. 845, п. 1 ст. 846, п. 1, 2, 3 ст. 421, п. 1 ст. 432, п. 1 ст. 450 и п. 1 ст. 453 ГК РФ ответчик указывает на то, что законом не запрещено наличие третьей стороны в договоре банковского счета, а условия, установленные сторонами в дополнительных соглашениях к договорам банковского счета не противоречат действующему законодательству.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала.
Представитель ТСЖ "Толстовцы" на доводы жалобы возразила, согласно представленному отзыву считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит в связи со следующим.
Согласно свидетельству 25 N 002959874 ТСЖ "Толстовцы" зарегистрировано в качестве юридического лица. Товарищество было создано собственниками в целях управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: г. Владивосток, ул. Льва Толстого, д. 38, 40, 42 и 44.
Владивостокский городской округ, в соответствии с Адресной программой по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Приморском крае на 2010 - 2011 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 28.05.2010 N 197-па, является участником указанной программы.
Данным муниципальным образованием разработана и утверждена муниципальная адресная программа - ведомственная целевая адресная программа "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год" (постановление главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359). Дома по ул. Льва Толстого, 38, 40, 42 и 44 включены в перечень объектов, подлежащих капитальному ремонту в рамках данной программы.
Получателем средств программы, поступивших из средств Фонда действия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, краевого бюджета и средств, предусмотренных в бюджете Владивостокского городского округа по указанным домам, определено ТСЖ "Толстовцы", которым в соответствии с положениями частей 6, 6.1 Федерального закона N 185-ФЗ 12.07.2010 заключены договоры банковского счета и открыты счета в Приморском отделении N 8635 Сбербанка России. В этот же день заявителем, Сбербанком России и Администрацией заключены дополнительные соглашения, предусматривающие порядок исполнения банком расчетных (платежных) документов на совершение расходных операций с данных счетов.
Постановлением главы г. Владивостока от 12.12.2008 N 763 утвержден Порядок предоставления субсидий товариществам собственников жилья, жилым, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, управляющим организациям, выбранным собственниками помещений в многоквартирных домах, которые осуществляют управление многоквартирными домами, на долевое финансирование проведения капитального ремонта многоквартирных домов (далее - Порядок предоставления субсидий).
Судом установлено, что ТСЖ 13.08.2010, 17.08.2010, 23.08.2010 во исполнение указанного Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением главы города Владивостока от 12.12.2008 N 763 (с изменениями), а также ведомственной целевой адресной программы "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов города Владивостока на 2010 год", утвержденной постановлением главы г. Владивостока от 06.04.2010 N 359, представил в управление содержания жилищного фонда администрации г. Владивостока пакет документов, в числе которых платежные поручения на оплату авансовых платежей подрядным организациям для визирования.
Управление письмами от 24.08.2010 NN 21287сп, 21286сп, 21285сп и 21288сп отказало в согласовании документов, указав на наличие недостатков. Устранив недостатки, ТСЖ 26.08.2010 повторно передало документы в управление и 01 сентября 2010 года платежные поручения ТСЖ были согласованы.
Посчитав действия ответчика по истребованию дополнительных документов незаконными, полагая, что ответчиком нарушен срок согласования платежных поручений, Товарищество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Федеральный закон N 185-ФЗ от 21 июля 2007 года "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям, в том числе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1 Закона).
Согласно пункту 4 статьи 2 Закона N 185-ФЗ предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Фонд) осуществляется путем предоставления Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном этим Законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов.
В силу положений статьи 20 Закона N 185-ФЗ получателем средств Фонда являются субъекты Российской Федерации, которые распределяют их между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта на предоставление финансовой поддержки. Средства Фонда перечисляются на банковские счета товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации. Оплата работ подрядной организации по капитальному ремонту многоквартирного дома осуществляется управляющей организацией за счет размещенных на банковских счетах средств на основании акта приемки работ, а собственники жилья также участвуют своими денежными средствами в ремонте жилья. Кроме того, порядок привлечения управляющей организацией подрядных организаций может устанавливаться субъектом Российской Федерации.
Кроме того, указанный Федеральный закон N 185-ФЗ устанавливает специальный контрольный порядок за целевым использованием средств Фонда (мониторинг реализации региональных адресных программ, глава 8 Закона).
Таким образом, порядок расходования средств Фонда регламентирован статьей 20 вышеупомянутого закона, часть 5 которой предусматривает обязанность органа местного самоуправления в течение семи дней со дня принятия им решения о распределении полученных средств уведомить товарищество собственников жилья, в отношении которого принято такое решение, о принятии такого решения с указанием объема средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта конкретного многоквартирного дома. Последнее в течение тридцати дней со дня принятия решения открывает отдельные банковские счета и направляет в орган местного самоуправления документы, исчерпывающий перечень которых предусмотрен в части 6 указанной статьи.
Орган местного самоуправления в силу положений части 7 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ в течение пяти рабочих дней со дня поступления документов, указанных в части 6 названной статьи, перечисляет средства, предусмотренные на проведение капитального ремонта многоквартирного дома на банковские счета, указанные в части 6, с учетом требований, установленных частью 6.1 этой же статьи.
При этом согласно части 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 этой статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 названного выше Федерального закона.
Товарищество собственников жилья, как следует из части 12 статьи 20 Закона, не вправе пользоваться и распоряжаться средствами, перечисленными на банковские счета на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, за исключением случаев, предусмотренных частями 9 и 11 названной статьи.
Иных ограничений для перечисления денежных средств, предусмотренных на проведение капитального ремонта многоквартирного дома, и их использования на выплату аванса на проведение такого ремонта, указанный Закон не содержит.
Арбитражный суд, исходя из положений части 2 статьи 13 АПК РФ, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Оценив обстоятельства дела, в соответствии с требованиями положений части 2 статьи 13 АПК РФ, а, также учитывая, что Федеральный закон от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет большую юридическую силу, суд первой инстанции правомерно принял судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Пунктом 6 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусмотрено, что в течение тридцати дней со дня получения уведомления товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме управляющая организация, которые осуществляют управление многоквартирным домом, в отношении которого принято решение, указанное в части 4 настоящей статьи, открывают отдельные банковские счета и направляют в орган местного самоуправления: 1) уведомления об открытии таких счетов с указанием их реквизитов; 2) решение общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией, о долевом финансировании капитального ремонта многоквартирного дома за счет средств товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме в размере не менее чем пять процентов общего объема средств, предоставляемых на проведение капитального ремонта многоквартирного дома в соответствии с настоящим Федеральным законом; 3) утвержденную общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо собственников помещений в многоквартирном доме смету расходов на капитальный ремонт такого многоквартирного дома с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Судом из материалов дела установлено, что ТСЖ "Толстовцы" с целью согласования платежей на проведение комплексного капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных по ул. Толстого в г. Владивостоке, представило в администрацию г. Владивостока полный пакет документов, предусмотренный перечнем, определенным Федеральным законом N 185-ФЗ, в том числе: протоколы, сводные ведомости оценки предложений подрядной организации, в том числе, по поставке и замене лифтового оборудования, договор генерального подряда, оригиналы платежных поручений, оригиналы счетов на оплату в количестве 24 штук, оригиналы согласованного товариществом календарного графика проведения капитального ремонта, утвержденные товариществом оригиналы локальных ресурсных сметных расчетов на ремонт.
Поскольку изначально ТСЖ "Толстовцы" представило полный пакет документов, предусмотренный Федеральным законом N 185-ФЗ, следовательно, у администрации г. Владивостока не имелось правовых оснований истребовать иные, не предусмотренные федеральным законом документы. Таким образом, каких-либо препятствий для своевременного согласования представленных Товариществом документов, в соответствии с дополнительными соглашениями к Договорам банковского счета у ответчика не имелось.
Довод жалобы о том, что бездействия допущено не было, поскольку документы, представленные ТСЖ "Толстовцы" были рассмотрены в предусмотренный Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" 30-дневный срок отклоняется на том основании, что указанный Федеральный закон регулирует отношения, основанные не на равенстве их участников, которыми являются граждане и юридические лица, а на подчинении граждан и юридических лиц органам местного самоуправления.
Кроме того, в силу абзаца 2 статьи 849 Гражданского кодекса РФ банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.
Учитывая, что договором банковского счета иные сроки не установлены, соответственно администрация г. Владивостока как орган местного самоуправления обязана согласовать платежные поручения в такой срок, чтобы банк мог исполнить свои обязательства в установленный абз. 2 статьи 849 ГК РФ срок.
Обращаясь в суд с заявленными требованиями, Товарищество также указало на несоответствие подпункта 3.2 пункта 3 Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета частям 9 и 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 Дополнительных соглашений к Договорам банковского счета от 12.07.2010 N 00402, N 00403, N 00404, N 00405, заключенных между Товариществом собственников жилья "Толстовцы", открытым акционерным обществом "Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации" и администрацией г. Владивостока, банк исполняет расчетные (платежные) документы на совершение расходных операций со счета из средств, указанных в п. п. 7 Соглашения при оплате аванса в размере не более 30 процентов от стоимости работ по капитальному ремонту многоквартирного дома - при предоставлении Клиентом Банку расчетных (платежных) документов, согласованных с органом местного самоуправления и согласованной с органом местного самоуправления копии договора на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с наличием в нем условия об авансовом платеже".
Вместе с тем, указывая на несоответствие оспариваемого бездействия нормам действующего законодательства, а также на несоответствие положений Дополнительного соглашения нормам Федерального закона N 185-ФЗ, заявитель считает, что непроставление отметок на платежных поручениях противоречит положениям Дополнительного соглашения, указывая одновременно, что пункт 3.2 дополнительного соглашения является ничтожным.
Оценив данные доводы, суд первой инстанции учел, что на момент предъявления платежных поручений для согласования Дополнительные соглашения являлись действующими, так как не были оспорены сторонами в судебном порядке.
Согласно пункту 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. В соответствии с пунктом 1 статьи 452 Гражданского кодекса Российской Федерации соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное.
Судом установлено, что Дополнительные соглашения N 1 от 12.07.2010 подписаны администрацией г. Владивостока, которая не является стороной по договорам банковского счета, соответственно в силу пункта 3 статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства, предусмотренные договорами банковского счета и дополнительными соглашения N 1 к ним, не создают обязанностей для нее.
Пунктом 3 статьи 845 ГК РФ предусмотрено, что банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения его права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению. В п. 2 статьи 846 настоящего Кодекса указано, что банк обязан заключить договор банковского счета с клиентом, обратившимся с предложением открыть счет на объявленных банком для открытия счетов данного вида условиях, соответствующих требованиям, предусмотренным законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами.
Таким образом, пункт 3.2 Дополнительных соглашений не соответствует части 9 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 года N 185-ФЗ, в соответствии с которой оплата работ по капитальному ремонту многоквартирного дома за счет размещенных на банковских счетах и указанных в части 7 настоящей статьи средств производится с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 Федерального закона, на основании актов приемки работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, согласованных с органом местного самоуправления и подписанных лицами, которые уполномочены действовать от имени товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации, за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи.
Часть 9 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ предусматривает согласование с органом местного самоуправления только актов приемки работ, но не договоров, и, кроме того, "за исключением случая, установленного частью 11 настоящей статьи".
В соответствии с ч. 11 статьи 20 Федерального закона N 185-ФЗ размещенные на банковских счетах и указанные в части 7 настоящей статьи средства могут использоваться на выплату аванса на проведение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома в размере не более тридцати процентов указанных средств с учетом требований, установленных частью 5 статьи 15 настоящего Федерального закона, также не предусматривает согласования органом местного самоуправления ни договоров подряда, ни платежных поручений на выплату аванса.
Суд первой инстанции соглашаясь с доводами заявителя о ничтожности Дополнительных соглашений от 12.07.2010 к Договору банковского счета, указал на то, что договор банковского счета является двусторонним договором между банком, который обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету, и клиентом (владельцем счета), при этом, наличия третьей стороны договора банковского счета пункт 1 статьи 845 ГК не предусматривает.
Исходя из того, что администрация г. Владивостока изначально не являлась участником гражданско-правовых отношений по договору банковского счета, выступая в спорных правоотношениях в качестве публичного органа, то доводы жалобы со ссылкой на положения Гражданского кодекса РФ, допускающее участие нескольких лиц при заключении договора, несостоятельны.
Отсутствие у Администрации г. Владивостока оснований для запроса дополнительных документов, не предусмотренных федеральным законодательством свидетельствует об отсутствии оснований для отказа в проведении согласований авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту домов товарищества собственников жилья "Толстовцы" по первоначально представленным документам.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение о признании ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Обязанность доказывания законности оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган, принявший акт, решение или совершивший действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Поскольку администрация г. Владивостока не доказала наличие у нее правомочий устанавливать и требовать предоставления дополнительных, не предусмотренных Федеральным законом N 185-ФЗ, документов и согласований, следовательно, непроставление в платежных документах, представленных ТСЖ "Толстовцы" отметок о согласовании авансовых платежей на закупку строительных материалов для производства подрядных работ по ремонту многоквартирных домов по ул. Л. Толстого, 38, 40, 42, 44 является незаконным бездействием, которое не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя на создание безопасных и благоприятных условий для проживания граждан.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда сделаны с правильным применением норм материального права на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, поэтому основания для отмены обжалуемого решения отсутствуют.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 по делу N А51-13593/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий
Н.В.АЛФЕРОВА
Н.В.АЛФЕРОВА
Судьи
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
З.Д.БАЦ
О.Ю.ЕРЕМЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)