Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ ОТ 10.11.2010 ПО ДЕЛУ N А26-12542/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 ноября 2010 г. по делу N А26-12542/2009


Резолютивная часть решения объявлена 09 ноября 2010 года.
Полный текст решения изготовлен 10 ноября 2010 года.
Арбитражный суд Республики Карелия в составе судьи Кришталь Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Абакумовой С.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "Прометей" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании незаконными и отмене постановлений о назначении административного наказания,
при участии в заседании:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - Авишевой Е.Е, ведущего специалиста (юрисконсульта), доверенность от 23.08.2010,
установил:

общество с ограниченной ответственностью "Прометей" (далее - заявитель, ООО "Прометей", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - ответчик, Инспекция, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 20.11.2009 о назначении административного наказания, вынесенного по делу N 105-09. Оспариваемым постановлением заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5500 руб. за нарушение режима обеспечения населения Медвежьегорского района теплоснабжением.
Арбитражным судом Республики Карелия также были возбуждены дела по заявлениям ООО "Прометей" к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия о признании незаконными и отмене постановления от 25.11.2009 по делу N 123-09 и постановления от 20.11.2009 по делу N 147-09 о назначении административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ.
Дела N А26-12542/2009, N А26-12536/2009 и N А26-12540/2009 объединены в одно производство для их совместного рассмотрения с присвоением делу номера А26-12542/2009.
В обоснование предъявленных требований заявитель ссылается на отсутствие событий правонарушений и указывает, что отсутствовали условия для начала отопительного сезона, предусмотренные пунктом 12 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307; распоряжение Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р "О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды", неисполнение которого вменено Обществу, по мнению Общества, противоречит нормам законодательства. Указанное распоряжение оспорено обществом с ограниченной ответственностью "Прометей" в Арбитражном суде Республики Карелия (дело N А26-9575/2009).
Ответчик отзывы на заявления в суд не представил.
Определением от 14.01.2010 производство по делу А26-12542/2009 было приостановлено до разрешения дела N А26-9575/2009.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 29.01.2010 по делу N А26-9575/2009 заявление ООО "Прометей" удовлетворено частично, распоряжение Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р "О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды" признано не соответствующим пункту 12 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и недействующим в части установления начала обеспечения регулярного теплоснабжения с 01 октября 2009 года; в остальной части в удовлетворении заявленных требований Обществу отказано (л.д. 74-79 тома 3).
Постановлениями Тринадцатого арбитражного апелляционного суда и Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (л.д. 80-86 тома 3) решение суда первой инстанции по делу N А26-9575/2009 оставлено без изменения.
Определением от 13.10.2010 производство по делу N А26-12542/2009 возобновлено, дело назначено к судебному разбирательству на 09 ноября 2010 года.
В судебное заседание 09.11.2010 заявитель явку представителя не обеспечил, направил телефонограмму о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с частью 2 статьи 210 АПК РФ дело рассматривается судом в отсутствие представителя надлежащим образом извещенного заявителя.
В судебном заседании представитель ответчика предъявленные требования не признал, полагает оспариваемые постановления законными и обоснованными.
Заслушав представителя ответчика, изучив имеющиеся в деле доказательства, в том числе представленные ответчиком материалы дел об административных правонарушениях, суд считает установленными следующие обстоятельства.
В Едином государственном реестре юридических лиц общество с ограниченной ответственностью "Прометей" зарегистрировано за основным государственным регистрационным номером 1051002541710 (л.д. 80 тома 1).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц и пункту 2.2 Устава основным видом деятельности Общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
На основании договора муниципального заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг для населения от 01.01.2008 N 01, заключенного с Муниципальным образованием "Медвежьегорский муниципальный район", Общество осуществляет хозяйственную деятельность в виде оказания населению муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" услуг по теплоснабжению (л.д. 82-84 тома 1).
В сентябре - октябре 2009 года прокуратурой Медвежьегорского района Республики Карелия была проведена проверка исполнения теплоснабжающими организациями Медвежьегорского района распоряжения Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р "О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды". По результатам проверки исполнявшими обязанности прокурора Медвежьегорского района Карпиным А.А. и Гореловым Д.Н. вынесены постановления от 25.09.2009, от 06.10.2009 и от 26.10.2009 о возбуждении в отношении ООО "Прометей" дел об административных правонарушениях по статье 7.23 КоАП РФ.
Постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях с приложенными к ним документами направлены прокуратурой Медвежьегорского района для рассмотрения по подведомственности в Государственную жилищную инспекцию Республики Карелия.
Постановлениями руководителя Государственной жилищной инспекции Республики Карелия Мухина А.П. от 20.11.2009 по делам N 105-09 и N 147-09, от 25.11.2009 по делу N 123-09 Общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере: 5500 руб. - по делу N 105-09, 6000 руб. - по делу N 123-09, 10000 руб. - по делу N 147-09.
Не согласившись с постановлениями о назначении административного наказания, Общество оспорило их в арбитражном суде.
В соответствии с положениями статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения конкретного лица к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности для привлечения к ответственности и иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив процедуру привлечения Общества к административной ответственности, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность юридических лиц за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 3 указанных Правил деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, должна обеспечивать комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Коммунальные услуги должны быть надлежащего качества, то есть отвечать требованиям данных Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что отопление - это поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам, соответствующему требованиям пункта 4.16.4 Государственного стандарта "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" (ГОСТ Р 51617-2000), качество коммунальных услуг по отоплению предполагает обеспечение температуры воздуха в жилых помещениях не ниже +18 град. C (в угловых комнатах - +20 град. C), а в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) - -31 град. C и ниже - +20 (+22) град. C в других помещениях. Допустимое снижение нормативной температуры в ночное время суток (от 0.00 до 5.00 часов) - не более 3 град. C. Допустимое превышение нормативной температуры - не более 4 град. C. Отклонение температуры воздуха в жилом помещении не допускается.
Пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрено, что если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 град. C, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 град. C в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.
Пунктом 2.6.9 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, определено, что сроки начала отопительного сезона устанавливаются органами местного самоуправления.
Распоряжением Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р "О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды" руководителям муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства, руководителям предприятий и организаций независимо от форм собственности, имеющим на балансе котельные, предписано начать периодическое протапливание в часы понижения температуры с 22 сентября 2009 года, а с 1 октября 2009 года обеспечить регулярное теплоснабжение и горячее водоснабжение объектов социальной сферы, жилфонда.
Оспариваемым в рамках настоящего дела постановлением от 20.11.2009 по делу N 105-09 заявителю вменено в вину необеспечение 25.09.2009 периодического протапливания в часы понижения температуры жилого фонда Медвежьегорского района, а также объектов социальной сферы - школ поселка Повенец и города Медвежьегорска.
Такой режим как периодическое протапливание законодательно не определен. Распоряжение Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р о периодическом протапливании в часы понижения температуры сформулировано таким образом, что решение вопроса о порядке осуществления требуемых действий фактически оставлено на усмотрение лиц, предоставляющих услуги по теплоснабжению. Само распоряжение указаний по порядку периодического протапливания не содержит и не дает разъяснений о том, что понимается под часами понижения температуры. При таких обстоятельствах, заявитель вправе самостоятельно определять режим и порядок периодического протапливания с учетом необходимости соблюдения санитарных и технических норм и правил.
Вопрос о том, при каких конкретно температурных условиях заявителю необходимо было осуществлять протапливание объектов жилого фонда и социальной сферы Медвежьегорского района в рассматриваемый период, административным органом не выяснялся.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг по теплоснабжению, а именно температура воздуха в жилых помещениях и на объектах социальной сферы в часы понижения температуры, в ходе производства по делу об административном правонарушении не устанавливались. Ни в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, ни в иных документах нет указаний на показания специальных технических средств - измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку. Вместе с тем, частью 2 статьи 26.8 КоАП РФ предусмотрено, что показания специальных технических средств отражаются в протоколе об административном правонарушении.
Доказательства того, что 25.09.2009 имели место условия, при которых необходимо протапливание, в том числе, сведения о том, в какие часы и до какого уровня наблюдалось понижение температуры, в материалах дела отсутствуют. При этом согласно имеющимся в деле сведениям, представленным Государственным учреждением "Карельский республиканский центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (N 05-1992 от 05.10.2009, л.д. 8 тома 1), по материалам наблюдений метеорологической станции Медвежьегорск среднесуточная температура воздуха 22.09.2009 составила плюс 9,2 град. С, 23.09.2009 - плюс 11,6 град. С, 24.09.2009 - плюс 10,1 град. С, 25.09.2009 - плюс 6,2 град. С.
Кроме того, в процессуальных документах имеется противоречие в части указания времени совершения правонарушения. Так, из постановления прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении и приложенных к нему документов следует, что протапливание не производилось в период с 22.09.2009 по 23.09.2009, а в постановлении Инспекции о назначении административного наказания от 20.11.2009 (дело N 105-09) указано время совершения правонарушения 25.09.2009. При этом факт непротапливания Обществом жилого фонда и объектов социальной сферы Медвежьегорского района 25.09.2009 материалами дела не подтвержден.
Постановлением от 25.11.2009 по делу N 123-09 Обществу вменено в вину нарушение распоряжения Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р "О начале отопительного сезона 2009/2010 годов и подаче горячей воды", выразившееся в том, что 01.10.2009 Обществом не обеспечено регулярное теплоснабжение жилого фонда, отапливающегося от находящейся в его ведении котельной по ул. Кирова.
В обоснование вывода о наличии в действиях заявителя вышеуказанного нарушения режима теплоснабжения административный орган ссылается на объяснения Горбуновой М.А., из которых следует, что она проживает в многоквартирном доме N 18 по ул. Онежской в г. Медвежьегорске - в квартире отсутствует отопление (л.д. 65 тома 2). Вместе с тем, из представленных в материалы дела основных сведений по котельным Медвежьегорского муниципального района, находящихся в ведении ООО "Прометей" (л.д. 42-45 тома 2), усматривается, что дом N 18 по ул. Онежской в г. Медвежьегорске отапливается не котельной по ул. Кирова, а котельной по ул. Советская.
В материалах дела имеется письмо Администрации Медвежьегорского городского поселения от 02.10.2009 N 1352 (л.д. 75 тома 2), из которого следует, что котельная ООО "Прометей" на улице Кирова растоплена, производится запитка домов.
Имеющиеся в деле объяснения заместителя Главы Медвежьегорского городского поселения от 02.10.2009 (л.д. 66 тома 2) носят не конкретный характер. В частности, из объяснений не представляется возможным установить, что Обществом не была растоплена именно котельная на ул. Кирова, в объяснениях не указано, какие именно объекты не отапливались. Кроме того, данные объяснения противоречат письму Администрации от 02.10.2009 N 1352, согласно которому котельная на ул. Кирова заявителем растоплена. При таких обстоятельствах, данные объяснения не могут быть признаны надлежащим доказательством по делу об административном правонарушении.
Представленные в материалы дела протоколы лабораторных исследований по измерению микроклимата, составленные специалистами Аккредитованного испытательного лабораторного центра филиала Центра гигиены и эпидемиологии Республике Карелия в Кондопожском, Медвежьегорском и Пудожском районах (л.д. 25-37 тома 2), также не подтверждают, что котельная по ул. Кирова не была растоплена. Напротив, из указанных протоколов следует, что согласно результатам произведенных измерений параметры микроклимата в жилых помещениях, отапливаемых котельной, расположенной по ул. Кирова-15, соответствуют допустимым параметрам, предусмотренным СанПиН 2.1.2.1002-00 (л.д. 25-26 т. 2).
В постановлении о назначении административного наказания от 20.11.2009 по делу N 147-09 указывается на то, что 07.10.2009 ООО "Прометей" не обеспечило надлежащее теплоснабжение населения, а именно, в нарушение распоряжения Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р прекратило предоставление услуг по теплоснабжению жилых домов и социальных учреждений г. Медвежьегорска, отапливающихся от котельной на ул. Ленина (модульная), по причине отсутствия топлива (мазута).
Между тем, факт отсутствия теплоснабжения 07.10.2009 ни прокурором, ни Инспекцией не установлен и материалами дела не подтвержден. В постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении прокурором указано на прекращение заявителем оказания услуг по теплоснабжению не 07.10.2009, а в другие дни - в период с 16.10.2009 по 18.10.2009. Ссылка ответчика на то, что в данном случае в постановлении о назначении административного наказания допущена опечатка, судом отклоняется, поскольку в оспариваемом постановлении указана конкретная дата совершения правонарушения (07.10.2009), а в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении указан временной период (с 16.10.2009 по 18.10.2009).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, характеризуется нарушением нормативного уровня и режима обеспечения населения услугами по теплоснабжению.
Пунктом 14 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам предусмотрена допустимая продолжительность перерыва отопления в зависимости от температуры воздуха в жилых помещениях.
Согласно пункту 4.16.1. Государственного стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" возможная продолжительность отключения наружных сетей отопления и горячего водоснабжения при аварийных ситуациях должна определяться допустимым снижением температуры воздуха в жилых помещениях.
В соответствии с пунктом 4.16.2. ГОСТ Р 51617-2000 в отапливаемых помещениях жилых зданий, коммунальных гостиниц и прочих коммунальных мест проживания должна быть обеспечена температура воздуха в соответствии с таблицей 3 (показатели микроклимата помещений) и требованиями СНиП 2.08.01.
Вместе с тем, административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлены ни продолжительность отключения наружных сетей отопления, ни температура теплоносителя в подающей и в обратной системе теплоснабжения, ни потребительские свойства и режим предоставления услуг по теплоснабжению, а именно температура воздуха в жилых помещениях, уровень ее снижения.
Из материалов дела следует, что измерения температурного режима в жилых помещениях, отапливаемых от котельной по ул. Ленина (модульной), в ходе производства по делу об административном правонарушении не производились, указаний на показания специальных технических средств - измерительных приборов, утвержденных в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющих соответствующие сертификаты и прошедших метрологическую проверку, ни в постановлении прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении, ни в оспариваемом постановлении, ни в иных документах не содержится. При этом в деле имеются сведения, представленные ООО "Управляющая компания Жилищный трест", о том, что по состоянию на 16.10.2009 и 17.10.2009 температура теплоносителя на выходе в котельной по ул. Ленина (модульной) составляла 41-42 град. С (л.д. 31 тома 3). Таким образом, факт снижения температуры в жилых помещениях, отапливаемых от котельной по ул. Ленина (модульной), административным органом не установлен и не доказан, соответственно не доказано событие правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Суд также полагает необходимым отметить, что по состоянию на дату 01.10.2009, указанную как начало регулярного теплоснабжения в распоряжении Главы Администрации муниципального образования "Медвежьегорский муниципальный район" от 21.09.2009 N 385-р, за неисполнение которого заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренное пунктом 12 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам условие о начале отопительного периода по истечении пяти суток с температурой наружного воздуха ниже +8 град. C, следующих подряд, не было соблюдено. Указанное распоряжение Главы Администрации подлежало применению в рассматриваемый период, однако решением Арбитражного суда Республики Карелия по делу N А26-9575/2009 признано не соответствующим пункту 12 Правил и недействующим в части установления начала обеспечения регулярного теплоснабжения с 01 октября 2009 года.
Основываясь на изложенном, суд приходит к выводу о том, что административным органом не установлены и не доказаны в установленном КоАП РФ порядке события правонарушений, вмененных Обществу, и наличие в его действиях составов названных правонарушений.
При таких обстоятельствах, требования ООО "Прометей" о признании незаконными и отмене постановлений Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 20.11.2009 по делу N 105-09, от 25.11.2009 по делу N 123-09 и от 20.11.2009 по делу N 147-09 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия
решил:

1. Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконными и отменить полностью постановления Государственной жилищной инспекции Республики Карелия от 20.11.2009 по делу N 105-09, от 25.11.2009 по делу N 123-09 и от 20.11.2009 по делу N 147-09 о назначении административного наказания по статье 7.23 КоАП РФ обществу с ограниченной ответственностью "Прометей", место нахождения Республика Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Кирова, д. 18, ОГРН 1051002541710.
2. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение десяти дней со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (191015, г. Санкт-Петербург, Суворовский проспект, 65).
Судья
КРИШТАЛЬ Н.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)