Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 февраля 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В. и Федосеевой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Коношский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года по делу N А05-6938/2009 (судья Бунькова Е.В.),
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" (далее - МУП "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальной библиотечной системе Коношского района о взыскании 58 254 руб. 27 коп. расходов в связи с предоставлением в период с 1 февраля 2008 года по 31 января 2009 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (квалифицированные специалисты библиотечной системы).
Определением суда от 29 июля 2009 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), муниципальное образование "Коношский муниципальный район" (далее - МО "Коношский муниципальный район").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года исковые требования удовлетворены за счет казны МО "Коношский муниципальный район".
МО "Коношский муниципальный район" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит его отменить и производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к тому, что истцом не представлено доказательств реального предоставления коммунальных услуг в указанных объемах.
МУП "Жилкомсервис" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, просило решение оставить без изменения.
Минфин РФ в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить в силе решение суда, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Муниципальная библиотечная система Коношского района, Департамент финансов отзывы на жалобу не представили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года МУП "Жилкомсервис" (исполнитель) и муниципальная библиотечная система Коношского района (заказчик) заключили договор о предоставлении исполнителем льгот по оплате жилья (содержание, ремонт и найм жилого помещения) работникам заказчика, проживающим в п. Коноша. Срок действия договора установлен до 31 декабря 2008 года с возможностью его продления на тот же срок при отсутствии возражений сторон.
Ссылаясь на то, что фактически МУП "Жилкомсервис" предоставило работникам муниципальной библиотечной системы Коношского района (далее - Библиотека) льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с апреля 2006 года по январь 2009 года на сумму 137 403 руб. 79 коп., а оплата произведена в сумме 79 149 руб. 52 коп., МУП "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в сумме 58 254 руб. 27 коп. за период с 1 февраля 2008 года по 31 января 2009 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме за счет казны МО "Коношский муниципальный район", пришел к выводу об обоснованности иска к указанному ответчику по праву и по размеру.
Апелляционный суд не может согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением специалистам учреждений культуры, проживающим и работающим в сельской местности, впервые предоставлено на основании Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1977 N 981 "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения", согласно которому все проживающие и работающие в сельской местности культпросветработники и киномеханики должны быть обеспечены бесплатными квартирами с отоплением и освещением; за перешедшими на пенсию культпросветработниками и киномеханиками в сельской местности и проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет.
В последующем эти правоотношения были урегулированы Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно абзацу 6 статьи 55 которых специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставлялись льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
С 1 января 2005 года названное законоположение утратило силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Иное регулирование рассматриваемого вопроса на федеральном уровне отсутствует.
Вместе с тем в статье 153 Закона N 122-ФЗ указано, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Поскольку вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в Архангельской области принят закон от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", согласно статье 4 которого бюджетам муниципальных образований из областного бюджета выделяются субсидии на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местных бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Условия предоставления субсидий, методика распределения субсидий местным бюджетам и распределение субсидий местным бюджетам утверждаются областным законом об областном бюджете.
Руководствуясь законом от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ, муниципальный Совет МО "Коношский муниципальный район" утвердил Положение, в соответствии с пунктом 4.2 которого возмещение организациям или физическим лицам, оказывающим жилищные и коммунальные услуги (далее - поставщики), расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляется на основании договоров, заключаемых между поставщиками и муниципальными учреждениями. Согласно пункту 5.1 Положения финансирование расходов по реализации мер социальной поддержки квалифицированных специалистов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (бюджета МО "Коношский муниципальный район") с частичным возмещением понесенных расходов из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
При указанных обстоятельствах Минфин РФ и Департамент финансов должны в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт выделения из соответствующих бюджетов МО "Коношский муниципальный район" достаточно средств для финансирования расходов организаций, и в том числе МУП "Жилкомсервис", в связи с предоставлением льгот специалистам, проживающим в сельской местности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Между тем в силу пункта 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.06.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" Архангельской области были предусмотрены субвенции в сумме 714 065 400 руб. на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2008 год.
Как следует из приложения N 1 к закону Архангельской области от 24.06.2009 N 48-4-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" из федерального бюджета поступили субсидии в размере 92 634 600 руб. на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Государственные субсидии - денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Таким образом, средства, поступившие из федерального бюджета в бюджет Архангельской области в сумме 92 634 600 руб. на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имели целевое назначение и не могли быть использованы на осуществление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.
В то же время согласно приложению N 8 к закону Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" из областного фонда софинансирования именно на частичное возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности выделено 20 000 000 руб. Данная сумма распределена между муниципальными районами Архангельской области полностью и, как следует из таблицы N 6 приложения N 12 к закону Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" на указанные цели МО "Коношский муниципальный район" в 2008 году предусматривалось 1 267 100 руб.
Доказательств нецелевого использования Архангельской областью средств федерального бюджета не имеется. Однако имеются доказательства участия бюджета субъекта в решении вопроса по предоставлению социальной поддержки специалистам в сельской местности.
Поскольку специалистам как государственных, так и муниципальных учреждений культуры должна гарантироваться равная социальная поддержка, а в материалах дела нет доказательств перечисления из бюджета Российской Федерации в бюджет Архангельской области субвенций для осуществления мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и, соответственно, для перечисления в бюджет МО "Коношский муниципальный район", то иск на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При этом апелляционный суд учитывает позицию Минфина РФ, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которой материалами дела, в том числе списками-реестрами граждан, копиями лицевых счетов, счетами-фактурами и тарифами на коммунальные услуги доказаны убытки истца в размере 58 254 руб. 27 коп.
Также следует отметить, что факт заключения МУП "Жилкомсервис" и МО "Коношский муниципальный район" договора от 1 января 2008 года, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с МО "Коношский муниципальный район".
В связи с вышеизложенным выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены неправильно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а иск МУП "Жилкомсервис" удовлетворению за счет казны Российской Федерации. В иске к другим ответчикам следует отказать. Расходы МО "Коношский муниципальный район" по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года по делу N А05-6938/2009 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" убытки в сумме 58 254 руб. 27 коп.
В иске к муниципальному образованию "Коношский муниципальный район", Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, муниципальной библиотечной системе Коношского района отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Коношский муниципальный район" 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2010 ПО ДЕЛУ N А05-6938/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2010 г. по делу N А05-6938/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 2 февраля 2010 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Журавлева А.В. и Федосеевой О.А. при ведении протокола секретарем судебного заседания Воеводиной О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования "Коношский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года по делу N А05-6938/2009 (судья Бунькова Е.В.),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" (далее - МУП "Жилкомсервис") обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к муниципальной библиотечной системе Коношского района о взыскании 58 254 руб. 27 коп. расходов в связи с предоставлением в период с 1 февраля 2008 года по 31 января 2009 года льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающим и проживающим в сельской местности (квалифицированные специалисты библиотечной системы).
Определением суда от 29 июля 2009 года к участию в деле в качестве ответчиков привлечены: Архангельская область в лице Департамента финансов администрации Архангельской области (далее - Департамент финансов), Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин РФ), муниципальное образование "Коношский муниципальный район" (далее - МО "Коношский муниципальный район").
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года исковые требования удовлетворены за счет казны МО "Коношский муниципальный район".
МО "Коношский муниципальный район" с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, просит его отменить и производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к тому, что истцом не представлено доказательств реального предоставления коммунальных услуг в указанных объемах.
МУП "Жилкомсервис" в отзыве на апелляционную жалобу отклонило изложенные в ней доводы, просило решение оставить без изменения.
Минфин РФ в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить в силе решение суда, а жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили. Муниципальная библиотечная система Коношского района, Департамент финансов отзывы на жалобу не представили. В связи с этим дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 1 января 2008 года МУП "Жилкомсервис" (исполнитель) и муниципальная библиотечная система Коношского района (заказчик) заключили договор о предоставлении исполнителем льгот по оплате жилья (содержание, ремонт и найм жилого помещения) работникам заказчика, проживающим в п. Коноша. Срок действия договора установлен до 31 декабря 2008 года с возможностью его продления на тот же срок при отсутствии возражений сторон.
Ссылаясь на то, что фактически МУП "Жилкомсервис" предоставило работникам муниципальной библиотечной системы Коношского района (далее - Библиотека) льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в период с апреля 2006 года по январь 2009 года на сумму 137 403 руб. 79 коп., а оплата произведена в сумме 79 149 руб. 52 коп., МУП "Жилкомсервис" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании задолженности в сумме 58 254 руб. 27 коп. за период с 1 февраля 2008 года по 31 января 2009 года.
Суд первой инстанции, удовлетворяя иск в полном объеме за счет казны МО "Коношский муниципальный район", пришел к выводу об обоснованности иска к указанному ответчику по праву и по размеру.
Апелляционный суд не может согласиться с обжалуемым судебным актом ввиду следующего.
Право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением специалистам учреждений культуры, проживающим и работающим в сельской местности, впервые предоставлено на основании Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1977 N 981 "О мерах по дальнейшему улучшению культурного обслуживания сельского населения", согласно которому все проживающие и работающие в сельской местности культпросветработники и киномеханики должны быть обеспечены бесплатными квартирами с отоплением и освещением; за перешедшими на пенсию культпросветработниками и киномеханиками в сельской местности и проживающими с ними членами их семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы указанных работников в сельской местности составляет не менее 10 лет.
В последующем эти правоотношения были урегулированы Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), согласно абзацу 6 статьи 55 которых специалистам организаций культуры, расположенных в сельской местности, рабочих поселках, поселках городского типа, предоставлялись льготы, предусмотренные для работников агропромышленного комплекса.
С 1 января 2005 года названное законоположение утратило силу на основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Иное регулирование рассматриваемого вопроса на федеральном уровне отсутствует.
Вместе с тем в статье 153 Закона N 122-ФЗ указано, что изменение механизма предоставления социальных гарантий не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления.
Поскольку вопросы социальной защиты находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в Архангельской области принят закон от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)", согласно статье 4 которого бюджетам муниципальных образований из областного бюджета выделяются субсидии на частичное возмещение расходов на предоставление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов учреждений, финансируемых из местных бюджетов, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Условия предоставления субсидий, методика распределения субсидий местным бюджетам и распределение субсидий местным бюджетам утверждаются областным законом об областном бюджете.
Руководствуясь законом от 22.06.2005 N 52-4-ОЗ, муниципальный Совет МО "Коношский муниципальный район" утвердил Положение, в соответствии с пунктом 4.2 которого возмещение организациям или физическим лицам, оказывающим жилищные и коммунальные услуги (далее - поставщики), расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предоставляется на основании договоров, заключаемых между поставщиками и муниципальными учреждениями. Согласно пункту 5.1 Положения финансирование расходов по реализации мер социальной поддержки квалифицированных специалистов осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов (бюджета МО "Коношский муниципальный район") с частичным возмещением понесенных расходов из областного бюджета в соответствии с областным законом об областном бюджете на очередной финансовый год.
Согласно пункту 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 1 января 2005 года), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 настоящей статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами.
При указанных обстоятельствах Минфин РФ и Департамент финансов должны в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать факт выделения из соответствующих бюджетов МО "Коношский муниципальный район" достаточно средств для финансирования расходов организаций, и в том числе МУП "Жилкомсервис", в связи с предоставлением льгот специалистам, проживающим в сельской местности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлениях от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П, поскольку соответствующие льготы были первоначально установлены в союзных и федеральных нормативных правовых актах, а затем обязанность по их обеспечению фактически перенесена на нижестоящие уровни публичной власти, недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований - исходя из того, что бюджет субъекта Российской Федерации и местный бюджет не существуют изолированно, а являются составной частью финансовой системы Российской Федерации, - влечет необходимость осуществлять бюджетное регулирование в целях сбалансированности бюджетов, что, в частности, обеспечивается посредством оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) в ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.
Между тем в силу пункта 5 статьи 19 Закона N 131-ФЗ финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, в том числе субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им отдельных государственных полномочий Российской Федерации.
Федеральным законом от 24.06.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и плановый период 2009 и 2010 годов" Архангельской области были предусмотрены субвенции в сумме 714 065 400 руб. на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан на 2008 год.
Как следует из приложения N 1 к закону Архангельской области от 24.06.2009 N 48-4-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2008 год" из федерального бюджета поступили субсидии в размере 92 634 600 руб. на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Государственные субсидии - денежные средства, пособия, финансовая помощь, выделенные из государственного бюджета местным органам власти, предприятиям, населению и предназначенные на строго определенные цели.
Согласно части 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Таким образом, средства, поступившие из федерального бюджета в бюджет Архангельской области в сумме 92 634 600 руб. на предоставление гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имели целевое назначение и не могли быть использованы на осуществление мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности.
В то же время согласно приложению N 8 к закону Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" из областного фонда софинансирования именно на частичное возмещение расходов по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности выделено 20 000 000 руб. Данная сумма распределена между муниципальными районами Архангельской области полностью и, как следует из таблицы N 6 приложения N 12 к закону Архангельской области от 12.12.2007 N 466-23-ОЗ "Об областном бюджете на 2008 год" на указанные цели МО "Коношский муниципальный район" в 2008 году предусматривалось 1 267 100 руб.
Доказательств нецелевого использования Архангельской областью средств федерального бюджета не имеется. Однако имеются доказательства участия бюджета субъекта в решении вопроса по предоставлению социальной поддержки специалистам в сельской местности.
Поскольку специалистам как государственных, так и муниципальных учреждений культуры должна гарантироваться равная социальная поддержка, а в материалах дела нет доказательств перечисления из бюджета Российской Федерации в бюджет Архангельской области субвенций для осуществления мер социальной поддержки квалифицированных специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, и, соответственно, для перечисления в бюджет МО "Коношский муниципальный район", то иск на основании статей 15, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит удовлетворению за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
При этом апелляционный суд учитывает позицию Минфина РФ, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу, согласно которой материалами дела, в том числе списками-реестрами граждан, копиями лицевых счетов, счетами-фактурами и тарифами на коммунальные услуги доказаны убытки истца в размере 58 254 руб. 27 коп.
Также следует отметить, что факт заключения МУП "Жилкомсервис" и МО "Коношский муниципальный район" договора от 1 января 2008 года, регламентирующего порядок определения объема и оплаты неполученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализаций льгот, не является сам по себе основанием для удовлетворения требования о взыскании неполученных доходов с МО "Коношский муниципальный район".
В связи с вышеизложенным выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены неправильно, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а иск МУП "Жилкомсервис" удовлетворению за счет казны Российской Федерации. В иске к другим ответчикам следует отказать. Расходы МО "Коношский муниципальный район" по уплате государственной пошлины за рассмотрение жалобы подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 26 октября 2009 года по делу N А05-6938/2009 отменить.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального унитарного предприятия "Жилкомсервис" администрации муниципального образования "Коношское" убытки в сумме 58 254 руб. 27 коп.
В иске к муниципальному образованию "Коношский муниципальный район", Архангельской области в лице Департамента финансов администрации Архангельской области, муниципальной библиотечной системе Коношского района отказать.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу муниципального образования "Коношский муниципальный район" 1000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Председательствующий
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
О.А.ФЕДОСЕЕВА
А.В.РОМАНОВА
Судьи
А.В.ЖУРАВЛЕВ
О.А.ФЕДОСЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)