Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.03.2011 ПО ДЕЛУ N А41-24361/10

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2011 г. по делу N А41-24361/10


Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 16 марта 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Катькиной Н.Н.,
судей Быкова В.П., Игнахиной М.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Дружининой Т.Н.,
при участии в заседании:
- от ОАО "Мытищинская теплосеть" (ИНН: 5029004624; ОГРН: 1025003513017): Ляпин Д.Ю. по доверенности от 09.03.11; Тютьмина И.В. по доверенности от 09.02.11; Смолянинов А.Г. по доверенности от 21.01.10; Давыдов К.Ю. по доверенности от 09.02.11;
- от ТСЖ "Строитель" (ИНН: 5029087130; ОГРН: 1055005171748): Тхай С.М. - председатель правления - протокол N 1 от 05.05.10; Завгородняя В.С. по доверенности от 01.10.10,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Мытищинская теплосеть" на решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2010 года по делу N А41-24361/10, принятое судьей Севостьяновой Н.В., по иску ОАО "Мытищинская теплосеть" к ТСЖ "Строитель", с участием третьего лица: МУП "Расчетный центр", о взыскании задолженности за поставленную тепловую энергию,

установил:

Открытое акционерное общество (ОАО) "Мытищинская теплосеть" обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к товариществу собственников жилья (ТСЖ) "Строитель" о взыскании задолженности в сумме 1 485 662 рубля 69 копеек.
Иск заявлен на основании статей 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Московской области от 06 сентября 2010 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное унитарное предприятие (МУП) "Расчетный центр" (т. 1, л.д. 54).
До вынесения судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, истец в порядке статьи 49 Арбитражного кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования, просил взыскать 1 485 662 рубля 69 копеек, в том числе задолженность за потребленную тепловую энергию в размере 1 482 111 рублей 16 копеек, 3 551 рубль 53 копейки за потребленную химочищенную воду, 27 856 рублей 63 копейки расходов по уплате государственной пошлины (т. 1, л.д. 59 - 60).
Решением Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2010 года в удовлетворении исковых требований отказано (т. 2, л.д. 95 - 96).
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ОАО "Мытищинская теплосеть" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, указывая при этом на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и на нарушение норм материального права (т. 2, л.д. 100 - 102).
В судебном заседании апелляционного суда представители ОАО "Мытищинская теплосеть" поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.
Представитель ТСЖ "Строитель" возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121 - 123, 153, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя МУП "Расчетный центр" извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционным судом в соответствии со статьями 266 - 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела и доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
Как видно из материалов дела, 01.02.06 между ОАО "Мытищинская теплосеть" (Теплоснабжающая организация) и ТСЖ "Строитель" (Абонент) был заключен договор N 950 на отпуск тепловой энергии в горячей воде, по условиям которого Теплоснабжающая организация обязалась поставлять Абоненту тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение в количестве, определенном в гигакалориях, как на отопление, так и на горячее водоснабжение (т. 1, л.д. 7 - 8).
Пунктом 2.2 договора N 950 от 01.02.06 установлен годовой отпуск тепловой энергии - 2 297,2 Гкал/год, с максимумом тепловой нагрузки на отопление - 0,649132 Гкал/час, на горячее водоснабжение - 214 Гкал/час.
Расчеты за тепловую энергию производятся по действующему за расчетный период тарифу, утвержденному в установленном порядке (п. 5.1 договора) на основании платежных поручений, выписываемых Абонентом на основании счетов-фактур и счетов, предъявляемых Теплоснабжающей организацией. Срок оплаты - до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Абонент не позднее последнего рабочего дня месяца, предшествующего месяцу поставки тепловой энергии, обязан внести предоплату не ниже стоимости месячного договорного объема, который определяется следующим образом: Количество т/энергии (Гкал) x тариф (руб.) = Стоимость т/энергии (руб.). НДС в тарифе не учтен и взимается дополнительно (п. 6.1, 6.2 договора).
Согласно представленным в материалы дела счетам-фактурам в период с 30.11.09 по 31.04.10 ОАО "Мытищинская теплосеть" было отпущено, а ТСЖ "Строитель" получено тепловой энергии на сумму 2 697 508 рублей 54 копейки (т. 1, л.д. 10 - 15).
Поскольку оплата поставленной тепловой энергии была произведена не в полном объеме, ОАО "Мытищинская теплосеть", учитывая наличие задолженности за ТСЖ "Строитель" за поставленную тепловую энергию по состоянию на 01.11.09 в размере 1 023 026 рублей 59 копеек, задолженность за период с 30.11.09 по 31.04.10 в размере 462 636 рублей 10 копеек, а также указывая на наличие задолженности в размере 3 551 рублей 53 копейки за 46 куб. м химочищенной воды, потерянной из системы отопления ответчика в период с февраля по апрель 2010 года в результате утечки, обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что расчет планового потребления тепловой энергии с применением двухставочного тарифа и максимума тепловой энергии нарушает положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам и Жилищного кодекса Российской Федерации, а также недоказанности вины ответчика в утечке 46 куб. м химочищенной воды.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными, доводы апелляционной жалобы подлежащими отклонению.
Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 5.1, 6.1, 6.2 договора на отпуск тепловой энергии в горячей воде N 950 от 01.02.06 расчет за тепловую энергию производится по действующему за расчетный период тарифу, утвержденному в установленном порядке. Тариф состоит из двух составляющих: платы за мощность, величина, определяемая из заявленного необходимого количества тепла в год, и топливной составляющей, фактического потребления тепловой энергии, определяемого по узлам учета Абонента или групповым узлам учета, установленным на ЦТП и котельных. Расчеты за тепловую энергию производятся на основании платежных поручений, выписываемых Абонентом на основании счетов-фактур и счетов, предъявляемых Теплоснабжающей организацией. Срок оплаты - до 20 числа месяца, следующего за расчетным. Абонент не позднее последнего рабочего дня месяца, предшествующего месяцу поставки тепловой энергии, обязан внести предоплату не ниже стоимости месячного договорного объема, который определяется следующим образом: Количество т/энергии (Гкал) x тариф (руб.) = Стоимость т/энергии (руб.). НДС в тарифе не учтен и взимается дополнительно.
ТСЖ "Строитель" является объединением собственников жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Силикатная, д. 49, корп. 2, имеющего общедомовой счетчик водопотребления холодной воды, идущей на разогрев и не имеющего прибора учета тепловой энергии на горячее водоснабжение.
Расчеты по договору N 950 от 01.02.06 производились ОАО "Мытищинская теплосеть" исходя из тарифов, утвержденных распоряжением Топливно-энергетического комитета Московской области на соответствующий год, и количества тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, определяемого в гигакалориях (т. 1, л.д. 10 - 15).
ТСЖ "Строитель" производило оплату за поставленную тепловую энергию, исходя из тарифа, установленного Решениями Совета депутатов городского поселения Мытищи N 42/1 от 27.11.08 (т. 2, л.д. 71 - 77) и N 4/1 от 26.11.09 (т. 2, л.д. 65 - 69), и количества тепловой энергии, исчисляемого на отопление в гигакалориях, на горячее водоснабжение - в куб. метрах.
Согласно пункту 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья (ТСЖ) признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 Жилищного кодекса Российской Федерации ТСЖ вправе выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 05.10.07 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов" указано, что из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что ТСЖ выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, приобретая коммунальный ресурс у ресурсоснабжающей организации и предоставляя его гражданам - потребителям коммунальной услуги.
Пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами (п. 1 ст. 548 ГК РФ).
В силу статьи 544 оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.06, установлено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета (п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам).
В соответствии с пунктом 23 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для горячего водоснабжения как произведение объема поставленной воды на тариф, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, в том числе горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пунктам 6, 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 529 от 14.07.08, тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. метр горячей воды.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 109 от 26.02.04.
Согласно пункту 1 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации они определяют основные принципы и методы регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и на соответствующие услуги.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 41-ФЗ от 14.04.95 "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергии потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон о тарифах не предусматривает установления тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифа на горячую воду.
Тариф на тепловую энергию, установленный Топливно-энергетическим комитетом Московской области, подлежит применению при установлении тарифа на горячую воду и не может быть применен при расчетах с ТСЖ за потребленную горячую воду.
Кроме того, из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что при отсутствии централизованного горячего водоснабжения приготовление горячей воды в многоквартирном доме осуществляется с использованием внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома. При расчете размера платы за горячее водоснабжение (при отсутствии централизованного приготовления горячей воды) используются соответствующие тарифы на холодную воду, газ, тепловую или электрическую энергию, которые используются для приготовления горячей воды.
В силу статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения является публичным договором. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). Условия публичного договора, не соответствующие требованиям, установленным пунктами 2 и 4 настоящей статьи, ничтожны.
Таким образом, метод расчета, применяемый ОАО "Мытищинская теплосеть" противоречит вышеназванным положениям и не мог применяться при расчете тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение в отношении товарищества собственников жилья.
Довод заявителя апелляционной жалобы о наличии вины ответчика в утечке 46 куб. м химочищенной воды из системы отопления жилого дома отклоняется судом как документально необоснованные.
При изложенных обстоятельствах у апелляционного суда не имеется оснований для отмены решения суда, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Московской области от 20 декабря 2010 года по делу N А41-24361/10 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.Н.КАТЬКИНА

Судьи
В.П.БЫКОВ
М.В.ИГНАХИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)