Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Потихониной Ж.Н.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,
при участии:
- от ОАО "Тамбовские коммунальные системы": Терентьев О.В. - представитель, доверенность N 20 от 29.12.2008 г., паспорт <...>, Милосердова И.В. - представитель, доверенность N 36 от 29.12.2008 г., паспорт <...>;
- от МУП "Тамбовинвестсервис": Графская И.В. - представитель, доверенность N 13/3137-07 от 28.08.2007 г., паспорт <...>, Дубовик Ю.В. - представитель, доверенность N 1/1678-07 от 24.05.2007 г., паспорт <...>;
- от Администрации города Тамбова представитель не явился, надлежаще извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тамбовинвестсервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23, принятое судьей Сучковым С.А., по иску ОАО "Тамбовские коммунальные системы" к МУП "Тамбовинвестсервис", при участии третьего лица Администрации города Тамбова, о разрешении преддоговорного спора,
установил:
Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС", истец), г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" (далее - МУП "Тамбовинвестсервис", ответчик) о разрешении преддоговорного спора и принятии спорных условий договора.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, а определением от 11.08.2008 г. указанное лицо исключено из числа лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд Тамбовской области определением от 27.08.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Администрацию города Тамбова (далее - Администрация, третье лицо).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции стороны достигли соглашения по следующим пунктам договора:
1) Название договора - изложить в следующей редакции. "Договор на поставку воды и услуг по водоотведению" N 2586 от 29.11.2008 г.
2) Основные понятия и термины, применяемые в договоре:
РСО - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов.
Управляющая организация - юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Транзитные сети - часть квартальных сетей, проходящих по подвальным помещениям жилых домов, по которым РСО осуществляет подачу воды и отвод сточных вод иным потребителям.
3) Пункт 1.1. изложить в следующей редакции: "РСО поставляет питьевую воду Абоненту и оказывает услуги по водоотведению сточных вод от Абонента в канализацию города, а Абонент приобретает воду, производит оплату воды и водоотведения в соответствии с условиями настоящего договора".
4) Пункт 1.2. изложить в следующей редакции: "При систематических перебоях в водоснабжении из-за недостаточной мощности водопровода РСО по согласованию с органами местного самоуправления и местными службами госсанэпидемнадзора организует подачу питьевой воды в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением абонентов о режимах ее отпуска. При этом РСО разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному водоснабжению абонентов и обеспечению воды на пожаротушение".
5) Пункт 2.1.1. изложить в следующей редакции: "Подавать питьевую воду в жилые дома с требованием качества СаНПиН 2.1.4.1074-01 и принимать сточные воды в канализацию города и производить их очистку. Ориентировочный объем подаваемой воды и водоотведения отражен в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора".
6) Дополнить первое предложение пункта 2.1.6. после слов пунктом 82 словами "и пунктом 85".
7) Пункт 2.2.4. изложить в следующей редакции: "Производить ограничения подачи воды и приема сточных вод с предварительным уведомлением Абонента и других заинтересованных органов и служб при неоднократном нарушении сроков оплаты по настоящему договору в отношении многоквартирных домов, имеющих наибольшее количество потребителей не плательщиков услуг водоснабжения и водоотведения. В течение 5-ти дней по запросу РСО Абонент обязуется предоставить РСО перечень многоквартирных домов, отвечающих вышеуказанным критериям".
8) Пункт 2.2.5.: "Применять меры экономического воздействия за несоблюдение условий договора в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором" - не включать в текст договора.
9) Пункт 15 протокола согласования разногласий содержит опечатку, а именно: данным пунктом согласовывается условие не пункта 2.2.3. договора, а п. 2.3.3. договора.
10) Пункт 2.3.1. изложить в следующей редакции: "Оплачивать в полном объеме питьевую воду, поданную РСО в жилые дома и отвод сточных вод от жилых домов в сроки и на условиях настоящего договора по тарифам и надбавкам к тарифам, утвержденным регулирующим органом".
11) Дополнить договор пунктом 2.3.9. следующего содержания: "Обеспечивать сохранность и целостность пломб на общедомовых приборах учета расхода питьевой воды и байпасных линиях многоквартирных домов, находящихся в управлении у Абонента. Производить ремонт и обслуживание общедомовых приборов учета расхода питьевой воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении у Абонента, в случае если эксплуатация приборов учета предусмотрена договором управления с собственниками помещений многоквартирных домов".
12) Пункт 2.3.10. - исключить из текста договора
13) Пункт 2.3.11. - исключить из текста договора
14) Дополнить договор пунктом 2.3.12. следующего содержания: "Ставить в известность РСО при наличии данных об утечках воды".
15) Дополнить договор пунктом 2.3.14., изложив в следующей редакции: "Вести разъяснительную работу с жителями о необходимости установки общедомовых приборов учета, а в случае принятия решения об их установке собственниками помещений, состоящих в договорных отношениям с Абонентом, производить организационно-технические мероприятия по внедрению приборов учета расхода питьевой воды".
16) Пункт 2.4.3. изложить в следующей редакции: "Требовать возмещения убытков, понесенных управляющей организацией по вине РСО"
17) Пункт 2.4.4. изложить в следующей редакции: "Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг". "Отклонение состава и свойства холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)". Отклонение давления не допускается. Давление в системе холодного водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности): в многоквартирных домах и жилых домах от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). У водоразборных колонок - не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см). За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающимся от установленного до 25%, размер ежемесячной платы снижается на 0,1%; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)".
18) Пункт 3.2. - принять в следующей редакции: "В случаях не поставки воды до границы эксплуатационной ответственности или поставки воды ненадлежащего качества РСО и Абонент оформляют двухсторонние акты в соответствии с п. 2.4.4. настоящего договора, подтверждающие факты недопоставки или поставки ненадлежащего качества воды на границе эксплуатационной ответственности".
19) Пункт 5.1. изложить в следующей редакции: "Цена настоящего договора на 2008 г. составляет ориентировочно 120 199 076 руб. Стоимость одного куб. метра воды составляет 7,82 руб., без учета НДС, стоимость одного куб. метра водоотведения 5,40 руб. без учета НДС. С 01 июня 2008 г. надбавка к тарифу на услуги холодного водоснабжения составляет 23 коп. за 1 м куб. (без учета НДС). При изменении тарифов и надбавок к тарифам регулирующим органом расчеты ведутся с учетом указанных изменений, дополнительного внесения изменений в договор не требуется".
20) Пункт 5.3. изложить в следующей редакции: "Расчеты за отпущенную воду и водоотведение производятся в срок до 11 числа месяца, следующего за расчетным, по действующим тарифам и надбавкам к тарифам, утвержденным уполномоченным регулирующим органом".
21) Пункт 5.4. изложить в следующей редакции: "Ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, РСО предоставляет Абоненту на подписание акты выполненных работ и акты сверки. Одновременно РСО предоставляет Абоненту счета, счета-фактуры".
22) Пункт 6.1. изложить в следующей редакции: "Стороны несут ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с условиями договора и действующим законодательством. За просрочку оплаты за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды РСО вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент образования задолженности за каждый день просрочки".
23) Пункт 6.6. - не включать в текст договора
24) Приложение N 4 принять в редакции ответчика.
В части следующих пунктов договора при рассмотрении иска ОАО "ТКС" поддержало требования в и просило принять их в своей редакции:
1. В четвертом предложении п. 3.1. после слов "учет объемов поставляемой воды и водоотведения осуществляется" изложить п. 3.1. в следующей редакции: "по договорным величинам, рассчитанным по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан, согласованным сторонами в Приложении N 1. По согласованию сторон договорная величина корректируется не чаще одного раза в квартал на основании данных МУП "ЕРЦ" и предоставляемых в РСО Абонентом с учетом данных предоставленных по форме уведомления о корректировке объемов водоснабжения и водоотведения, согласованной сторонами в приложении N 4. В случае отсутствия согласованной договорной величины в Приложении N 1 и N 2 учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется в соответствии с п. 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". N 167 от 12.02.1999 г. Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2. настоящего договора".
2. Пункт 4 изложить в следующей редакции: "4.1. По водопроводу: если квартальные и подводящие сети не находятся в хозяйственном ведении, обслуживании либо аренде РСО (первый случай), границей раздела считается врезной водопроводный колодец на магистральных сетях. Если подводящие сети находятся в хозяйственном ведении, обслуживании, либо в аренде РСО (второй случай), границей раздела считается внешняя сторона фундамента строения, включая раструбное соединение перед зданием. 4.2. По канализации: в первом случае - колодец - камера на врезке в магистральные сети. Во втором случае границей раздела считается первый колодец на выпуске дворовых сетей".
3. Приложение N 5 - исключить из текста договора
Решением от 25.11.2008 г. Арбитражный суд Тамбовской области спорные пункты договора: п. 3.1, п 4 и приложение N 5 принял в редакции истца.
Указанное решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм процессуального права, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт по спорным пунктам в следующей редакции:
Пункт 3.1. учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии приборов учета (их неисправности) учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по нормативам, утвержденным органом местного самоуправления, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан. При наличии в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета - исходя из показаний индивидуальных приборов учета. При этом Абонент производит начисление за водоснабжение и водоотведение гражданам, не предоставившим сведения о показаниях приборов учета, по действующим нормативам. Основанием для учета объемов поставленной воды и водоотведения являются отчетные данные МУП "ЕРЦ", предоставляемые Абонентом в РСО в электронном виде по форме 31025 (приложение N 5), не позднее последнего числа расчетного месяца.
Ежемесячно, в месяце следующим за расчетным, РСО производит корректировку потребленного количества воды и водоотведения по временно отсутствующим гражданам (в т.ч. при перерасчете по месту жительства (регистрации) и за снижение качества предоставляемых услуг. При этом перерасчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения за период временного отсутствия граждан Абонент осуществляет строго в соответствии с Постановлением РФ N 307 от 23.05.2006 г. по согласованному перечню документов, предоставляемых гражданами. Основанием для корректировки объемов воды и водоотведения по временно отсутствующим гражданам (в т.ч. при перерасчете по месту жительства (регистрации)) являются отчетные данные МУП "ЕРЦ", предоставляемые Абонентом в РСО в электронном виде по форме 31005 (приложение N 4), не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
В домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, Абонент регулярно осуществляет контроль по расходованию воды собственниками жилых помещений, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане и индивидуальные приборы учета воды, но производится расход электроэнергии, и ежеквартально предоставляет в РСО информацию о проведенной работе по согласованной сторонами форме.
Пункт 4 договора изложить в следующей редакции:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Приложение N 5 к договору, касающееся формы отчетных данных по водопотреблению и водоотведению, ответчик просит также принять в предлагаемой им редакции с указанием сведений о начислении по нормативу и индивидуальным приборам учета.
При этом заявителем в апелляционной жалобе указано, что предложенная истцом редакция п. 3.1 договора противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п.п. б) п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года N 307, так как приводит к многократному (в 5 - 6 раз) завышению объемов питьевой воды и нарушает права граждан.
Также ответчик указал, что, принимая раздел 4 (4.1 и 4.2) в редакции истца, арбитражный суд области необоснованно не учел доводы ответчика о необходимости установления границ эксплуатационной ответственности в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что исключение Приложения N 5 (формы отчетных данных: начисление по нормативу и показаниям приборов учета) из договора противоречит ст. 155 ЖК РФ и п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 N 307 и непосредственно направлено на реализацию положений п. 3.1 договора в редакции ответчика.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец настаивает на законности установленных судом первой инстанции условий договора, изложенных в пункте 3.1., разделе 4 (4.1 и 4.2.) и исключении Приложения N 5 договора.
Утверждает, что применение п. 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167 в случае отсутствия согласованных договорных величин для учета объема поставленной воды основано на действующем нормативном акте и не может противоречить действующему законодательству.
По мнению истца, необоснованным является требование ответчика об установлении в договоре границ раздела по водопроводу и канализации как внешней границы стены многоквартирного жилого дома, ссылаясь на то, что при строительстве многоквартирных домов внешние сети дома создаются на средства застройщика, а при долевом участии инвесторов (будущих собственников) внешние инженерные сети дома - на средства инвесторов, в результате чего все внешние коммуникации дома являются собственностью потребителей, а в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
Приложение N 5 договора истец полагает подлежащим исключению, так как предложенные ответчиком формы отчетных данных подразумевают использование показаний индивидуальных приборов учета собственников жилых помещений, что не соответствует действующему законодательству.
Представитель третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился.
Поскольку указанное лицо было извещено о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела с учетом доводов, заслушав представителей сторон, апелляционная инстанция считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части утверждения п. 3.1., п. 4 договора, а в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
При согласовании условий договора на поставку воды и услуг по водоотведению от 29.11.2008 года N 2586 между сторонами возник преддоговорный спор.
В рассматриваемом случае стороны являются субъектами отношений по энергоснабжению, в которых истец является энергоснабжающей организацией, а ответчик - абонентом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно п. 17 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса": "потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений".
Руководствуясь положениями норм гражданского и жилищного законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, принимая п. 3.1 договора в редакции истца, не учел следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
По пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
В соответствии с п.п. б п. 19 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из содержания данной нормы и приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив водопотребления и тариф на водопотребление, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом фактических обстоятельств дела и положений указанных выше норм, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять п. 3.1. договора частично в редакции ответчика, изложив его следующим образом:
Учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения по формуле
P = n x N x T ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
- i-том жилом доме (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
- J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.);
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м).
Корректировка размера платы за оказанные услуги 1 раз в квартал корректируется по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----,
k.i ламбда.р пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.р
- доме (жилом доме) коммунальный ресурс и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
- водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
Принимая п. 4. договора в редакции истца, суд первой инстанции неправомерно не учел п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., в соответствии с которым внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом содержания указанной нормы следует принять пункт 4 в редакции ответчика, изложив его следующим образом:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопродно-канализационной инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Оценив доводы сторон относительно норм гражданского и жилищного законодательства и исключив Приложение N 5, которое разработано с учетом использования в расчетах индивидуальных приборов учета, установленных у граждан, из договора, суд первой инстанции правомерно исходил из существа правовой природы ответчика как коммерческой организации, взявшей на себя соответствующие обязательства по обеспечению собственников коммунальными услугами, особенностей инженерного оборудования данного жилого дома, не обеспечивающего непосредственное присоединение энергопринимающего устройства к сетям энергоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, спорный пункт договора правомерно был принят в редакции истца.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что исключение Приложения N 5 из договора противоречит ст. 155 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам" неправомерны, так как использование в рассматриваемом случае данных приборов учета бытовых потребителей, установленных в квартирах граждан, при расчете общего объема водопотребления, не основано на указанных нормах, так как потребителями энергоснабжающей организации при данных обстоятельствах является управляющая жилищная организация, а не граждане.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 подлежит отмене в части утверждения п. 3.1., п. 4 договора в редакции истца.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой (2 000 руб.) и апелляционной инстанции (1000 руб.) относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям с учетом положений статьи 110 АПК РФ.
Поскольку по существу спор между сторонами возник в отношении трех пунктов договора, два из которых были приняты в редакции ответчика и один истца, то бремя судебных расходов подлежит распределению между сторонами следующим образом: на истца - 2 000 руб., на ответчика - 1 000 руб.
Так как истец при подаче иска уплатил 2 000 руб. (платежное поручение N 151 от 21.02.2008 г.), а ответчик при подаче апелляционной жалобе 1 000 руб. (платежное поручение N 947 от 25.12.2008 г.), то суд апелляционной инстанции полагает, что государственная пошлина фактически уплачена сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 части утверждения п. 3.1., п. 4 договора в редакции истца отменить.
Изложить п. 3.1. договора в следующей редакции:
Учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения по формуле
P = n x N x T ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
- i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
- J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.);
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м).
Корректировка размера платы за оказанные услуги 1 раз в квартал корректируется по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----,
k.i ламбда.р пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.p
- доме (жилом доме) коммунальный ресурс и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
- водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
Изложить пункт 4 в следующей редакции:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящий в многоквартирный дом.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящий в многоквартирный дом.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
Ж.Н.ПОТИХОНИНА
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.03.2009 ПО ДЕЛУ N А64-905/2008-23
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 марта 2009 г. по делу N А64-905/2008-23
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2009 г.
Полный текст постановления изготовлен 10.03.2009 г.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Колянчиковой Л.А.,
судей: Потихониной Ж.Н.,
Алферовой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плотниковой Е.С.,
при участии:
- от ОАО "Тамбовские коммунальные системы": Терентьев О.В. - представитель, доверенность N 20 от 29.12.2008 г., паспорт <...>, Милосердова И.В. - представитель, доверенность N 36 от 29.12.2008 г., паспорт <...>;
- от МУП "Тамбовинвестсервис": Графская И.В. - представитель, доверенность N 13/3137-07 от 28.08.2007 г., паспорт <...>, Дубовик Ю.В. - представитель, доверенность N 1/1678-07 от 24.05.2007 г., паспорт <...>;
- от Администрации города Тамбова представитель не явился, надлежаще извещен;
- рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия "Тамбовинвестсервис" на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23, принятое судьей Сучковым С.А., по иску ОАО "Тамбовские коммунальные системы" к МУП "Тамбовинвестсервис", при участии третьего лица Администрации города Тамбова, о разрешении преддоговорного спора,
установил:
Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - ОАО "ТКС", истец), г. Тамбов, обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тамбовинвестсервис" (далее - МУП "Тамбовинвестсервис", ответчик) о разрешении преддоговорного спора и принятии спорных условий договора.
Определением Арбитражного суда Тамбовской области от 06.05.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области, а определением от 11.08.2008 г. указанное лицо исключено из числа лиц, участвующих в деле.
Арбитражный суд Тамбовской области определением от 27.08.2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Администрацию города Тамбова (далее - Администрация, третье лицо).
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции стороны достигли соглашения по следующим пунктам договора:
1) Название договора - изложить в следующей редакции. "Договор на поставку воды и услуг по водоотведению" N 2586 от 29.11.2008 г.
2) Основные понятия и термины, применяемые в договоре:
РСО - юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее продажу коммунальных ресурсов.
Управляющая организация - юридическое лицо, предоставляющее коммунальные услуги, приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Транзитные сети - часть квартальных сетей, проходящих по подвальным помещениям жилых домов, по которым РСО осуществляет подачу воды и отвод сточных вод иным потребителям.
3) Пункт 1.1. изложить в следующей редакции: "РСО поставляет питьевую воду Абоненту и оказывает услуги по водоотведению сточных вод от Абонента в канализацию города, а Абонент приобретает воду, производит оплату воды и водоотведения в соответствии с условиями настоящего договора".
4) Пункт 1.2. изложить в следующей редакции: "При систематических перебоях в водоснабжении из-за недостаточной мощности водопровода РСО по согласованию с органами местного самоуправления и местными службами госсанэпидемнадзора организует подачу питьевой воды в отдельные районы населенного пункта по графикам с обязательным оповещением абонентов о режимах ее отпуска. При этом РСО разрабатывает и осуществляет необходимые мероприятия по устранению причин, препятствующих нормальному водоснабжению абонентов и обеспечению воды на пожаротушение".
5) Пункт 2.1.1. изложить в следующей редакции: "Подавать питьевую воду в жилые дома с требованием качества СаНПиН 2.1.4.1074-01 и принимать сточные воды в канализацию города и производить их очистку. Ориентировочный объем подаваемой воды и водоотведения отражен в Приложении N 1, которое является неотъемлемой частью настоящего договора".
6) Дополнить первое предложение пункта 2.1.6. после слов пунктом 82 словами "и пунктом 85".
7) Пункт 2.2.4. изложить в следующей редакции: "Производить ограничения подачи воды и приема сточных вод с предварительным уведомлением Абонента и других заинтересованных органов и служб при неоднократном нарушении сроков оплаты по настоящему договору в отношении многоквартирных домов, имеющих наибольшее количество потребителей не плательщиков услуг водоснабжения и водоотведения. В течение 5-ти дней по запросу РСО Абонент обязуется предоставить РСО перечень многоквартирных домов, отвечающих вышеуказанным критериям".
8) Пункт 2.2.5.: "Применять меры экономического воздействия за несоблюдение условий договора в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации или договором" - не включать в текст договора.
9) Пункт 15 протокола согласования разногласий содержит опечатку, а именно: данным пунктом согласовывается условие не пункта 2.2.3. договора, а п. 2.3.3. договора.
10) Пункт 2.3.1. изложить в следующей редакции: "Оплачивать в полном объеме питьевую воду, поданную РСО в жилые дома и отвод сточных вод от жилых домов в сроки и на условиях настоящего договора по тарифам и надбавкам к тарифам, утвержденным регулирующим органом".
11) Дополнить договор пунктом 2.3.9. следующего содержания: "Обеспечивать сохранность и целостность пломб на общедомовых приборах учета расхода питьевой воды и байпасных линиях многоквартирных домов, находящихся в управлении у Абонента. Производить ремонт и обслуживание общедомовых приборов учета расхода питьевой воды в многоквартирных домах, находящихся в управлении у Абонента, в случае если эксплуатация приборов учета предусмотрена договором управления с собственниками помещений многоквартирных домов".
12) Пункт 2.3.10. - исключить из текста договора
13) Пункт 2.3.11. - исключить из текста договора
14) Дополнить договор пунктом 2.3.12. следующего содержания: "Ставить в известность РСО при наличии данных об утечках воды".
15) Дополнить договор пунктом 2.3.14., изложив в следующей редакции: "Вести разъяснительную работу с жителями о необходимости установки общедомовых приборов учета, а в случае принятия решения об их установке собственниками помещений, состоящих в договорных отношениям с Абонентом, производить организационно-технические мероприятия по внедрению приборов учета расхода питьевой воды".
16) Пункт 2.4.3. изложить в следующей редакции: "Требовать возмещения убытков, понесенных управляющей организацией по вине РСО"
17) Пункт 2.4.4. изложить в следующей редакции: "Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды составляет: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа. За каждый час превышения (суммарно за расчетный период) допустимой продолжительности перерыва подачи воды размер ежемесячной платы снижается на 0,15% размера платы, определенной исходя из показаний приборов учета или исходя из нормативов потребления коммунальных услуг". "Отклонение состава и свойства холодной воды от санитарных норм и правил не допускается. При несоответствии состава и свойств воды санитарным нормам и правилам плата не вносится за каждый день предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)". Отклонение давления не допускается. Давление в системе холодного водоснабжения на границе эксплуатационной ответственности (балансовой принадлежности): в многоквартирных домах и жилых домах от 0,03 МПа (0,3 кгс/кв. см) до 0,6 МПа (6 кгс/кв. см). У водоразборных колонок - не менее 0,1 МПа (1 кгс/кв. см). За каждый час (суммарно за расчетный период) периода подачи воды: при давлении, отличающимся от установленного до 25%, размер ежемесячной платы снижается на 0,1%; при давлении, отличающемся от установленного более чем на 25%, плата не вносится за каждый день предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (независимо от показаний приборов учета)".
18) Пункт 3.2. - принять в следующей редакции: "В случаях не поставки воды до границы эксплуатационной ответственности или поставки воды ненадлежащего качества РСО и Абонент оформляют двухсторонние акты в соответствии с п. 2.4.4. настоящего договора, подтверждающие факты недопоставки или поставки ненадлежащего качества воды на границе эксплуатационной ответственности".
19) Пункт 5.1. изложить в следующей редакции: "Цена настоящего договора на 2008 г. составляет ориентировочно 120 199 076 руб. Стоимость одного куб. метра воды составляет 7,82 руб., без учета НДС, стоимость одного куб. метра водоотведения 5,40 руб. без учета НДС. С 01 июня 2008 г. надбавка к тарифу на услуги холодного водоснабжения составляет 23 коп. за 1 м куб. (без учета НДС). При изменении тарифов и надбавок к тарифам регулирующим органом расчеты ведутся с учетом указанных изменений, дополнительного внесения изменений в договор не требуется".
20) Пункт 5.3. изложить в следующей редакции: "Расчеты за отпущенную воду и водоотведение производятся в срок до 11 числа месяца, следующего за расчетным, по действующим тарифам и надбавкам к тарифам, утвержденным уполномоченным регулирующим органом".
21) Пункт 5.4. изложить в следующей редакции: "Ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за расчетным, РСО предоставляет Абоненту на подписание акты выполненных работ и акты сверки. Одновременно РСО предоставляет Абоненту счета, счета-фактуры".
22) Пункт 6.1. изложить в следующей редакции: "Стороны несут ответственность за невыполнение взятых на себя обязательств по настоящему договору в соответствии с условиями договора и действующим законодательством. За просрочку оплаты за отпущенную питьевую воду и принятые сточные воды РСО вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка РФ на момент образования задолженности за каждый день просрочки".
23) Пункт 6.6. - не включать в текст договора
24) Приложение N 4 принять в редакции ответчика.
В части следующих пунктов договора при рассмотрении иска ОАО "ТКС" поддержало требования в и просило принять их в своей редакции:
1. В четвертом предложении п. 3.1. после слов "учет объемов поставляемой воды и водоотведения осуществляется" изложить п. 3.1. в следующей редакции: "по договорным величинам, рассчитанным по нормативам, утвержденным уполномоченным органом, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан, согласованным сторонами в Приложении N 1. По согласованию сторон договорная величина корректируется не чаще одного раза в квартал на основании данных МУП "ЕРЦ" и предоставляемых в РСО Абонентом с учетом данных предоставленных по форме уведомления о корректировке объемов водоснабжения и водоотведения, согласованной сторонами в приложении N 4. В случае отсутствия согласованной договорной величины в Приложении N 1 и N 2 учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется в соответствии с п. 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации". N 167 от 12.02.1999 г. Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2. настоящего договора".
2. Пункт 4 изложить в следующей редакции: "4.1. По водопроводу: если квартальные и подводящие сети не находятся в хозяйственном ведении, обслуживании либо аренде РСО (первый случай), границей раздела считается врезной водопроводный колодец на магистральных сетях. Если подводящие сети находятся в хозяйственном ведении, обслуживании, либо в аренде РСО (второй случай), границей раздела считается внешняя сторона фундамента строения, включая раструбное соединение перед зданием. 4.2. По канализации: в первом случае - колодец - камера на врезке в магистральные сети. Во втором случае границей раздела считается первый колодец на выпуске дворовых сетей".
3. Приложение N 5 - исключить из текста договора
Решением от 25.11.2008 г. Арбитражный суд Тамбовской области спорные пункты договора: п. 3.1, п 4 и приложение N 5 принял в редакции истца.
Указанное решение суда обжаловано ответчиком в апелляционном порядке по основаниям несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также нарушения норм процессуального права, в связи с чем, просит решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить и принять по делу новый судебный акт по спорным пунктам в следующей редакции:
Пункт 3.1. учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии приборов учета (их неисправности) учет объемов поставленной воды и водоотведения осуществляется по нормативам, утвержденным органом местного самоуправления, с учетом количества проживающих (постоянно и временно зарегистрированных) в домах граждан. При наличии в многоквартирных домах индивидуальных приборов учета - исходя из показаний индивидуальных приборов учета. При этом Абонент производит начисление за водоснабжение и водоотведение гражданам, не предоставившим сведения о показаниях приборов учета, по действующим нормативам. Основанием для учета объемов поставленной воды и водоотведения являются отчетные данные МУП "ЕРЦ", предоставляемые Абонентом в РСО в электронном виде по форме 31025 (приложение N 5), не позднее последнего числа расчетного месяца.
Ежемесячно, в месяце следующим за расчетным, РСО производит корректировку потребленного количества воды и водоотведения по временно отсутствующим гражданам (в т.ч. при перерасчете по месту жительства (регистрации) и за снижение качества предоставляемых услуг. При этом перерасчет платы за услуги водоснабжения и водоотведения за период временного отсутствия граждан Абонент осуществляет строго в соответствии с Постановлением РФ N 307 от 23.05.2006 г. по согласованному перечню документов, предоставляемых гражданами. Основанием для корректировки объемов воды и водоотведения по временно отсутствующим гражданам (в т.ч. при перерасчете по месту жительства (регистрации)) являются отчетные данные МУП "ЕРЦ", предоставляемые Абонентом в РСО в электронном виде по форме 31005 (приложение N 4), не позднее 20 числа месяца, следующего за расчетным.
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
В домах, где отсутствуют общедомовые приборы учета, Абонент регулярно осуществляет контроль по расходованию воды собственниками жилых помещений, в которых отсутствуют зарегистрированные граждане и индивидуальные приборы учета воды, но производится расход электроэнергии, и ежеквартально предоставляет в РСО информацию о проведенной работе по согласованной сторонами форме.
Пункт 4 договора изложить в следующей редакции:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Приложение N 5 к договору, касающееся формы отчетных данных по водопотреблению и водоотведению, ответчик просит также принять в предлагаемой им редакции с указанием сведений о начислении по нормативу и индивидуальным приборам учета.
При этом заявителем в апелляционной жалобе указано, что предложенная истцом редакция п. 3.1 договора противоречит ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и п.п. б) п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 года N 307, так как приводит к многократному (в 5 - 6 раз) завышению объемов питьевой воды и нарушает права граждан.
Также ответчик указал, что, принимая раздел 4 (4.1 и 4.2) в редакции истца, арбитражный суд области необоснованно не учел доводы ответчика о необходимости установления границ эксплуатационной ответственности в соответствии с п. 8 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 года N 491.
Заявитель апелляционной жалобы ссылается на то, что исключение Приложения N 5 (формы отчетных данных: начисление по нормативу и показаниям приборов учета) из договора противоречит ст. 155 ЖК РФ и п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам от 23.05.2006 N 307 и непосредственно направлено на реализацию положений п. 3.1 договора в редакции ответчика.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Истец настаивает на законности установленных судом первой инстанции условий договора, изложенных в пункте 3.1., разделе 4 (4.1 и 4.2.) и исключении Приложения N 5 договора.
Утверждает, что применение п. 77 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации от 12.02.1999 года N 167 в случае отсутствия согласованных договорных величин для учета объема поставленной воды основано на действующем нормативном акте и не может противоречить действующему законодательству.
По мнению истца, необоснованным является требование ответчика об установлении в договоре границ раздела по водопроводу и канализации как внешней границы стены многоквартирного жилого дома, ссылаясь на то, что при строительстве многоквартирных домов внешние сети дома создаются на средства застройщика, а при долевом участии инвесторов (будущих собственников) внешние инженерные сети дома - на средства инвесторов, в результате чего все внешние коммуникации дома являются собственностью потребителей, а в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества лежит на его собственнике.
Приложение N 5 договора истец полагает подлежащим исключению, так как предложенные ответчиком формы отчетных данных подразумевают использование показаний индивидуальных приборов учета собственников жилых помещений, что не соответствует действующему законодательству.
Представитель третьего лица отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился.
Поскольку указанное лицо было извещено о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке ст. ст. 123, 156, 266 АПК РФ.
Изучив материалы дела с учетом доводов, заслушав представителей сторон, апелляционная инстанция считает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части утверждения п. 3.1., п. 4 договора, а в остальной части решение суда первой инстанции оставить без изменения.
При согласовании условий договора на поставку воды и услуг по водоотведению от 29.11.2008 года N 2586 между сторонами возник преддоговорный спор.
В рассматриваемом случае стороны являются субъектами отношений по энергоснабжению, в которых истец является энергоснабжающей организацией, а ответчик - абонентом.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно п. 17 Федерального закона N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса": "потребители товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов - лица, приобретающие по договору электрическую и тепловую энергию, воду, услуги по водоотведению и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов для собственных хозяйственно-бытовых и (или) производственных нужд (далее - потребители). В жилищном секторе потребителями товаров и услуг указанных организаций в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:
а) в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений".
Руководствуясь положениями норм гражданского и жилищного законодательства, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, принимая п. 3.1 договора в редакции истца, не учел следующее.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается, исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии приборов учета, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 ст. 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
По пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), исполнитель коммунальных услуг - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В силу пункта 8 Правил условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Пункты 16 - 34 Правил определяют порядок расчета платы за потребленные в многоквартирном доме коммунальные ресурсы.
В соответствии с п.п. б п. 19 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. Если иное не установлено договором, потребитель считается временно проживающим в жилом помещении в течение периода, продолжительность и день начала которого указаны потребителем в уведомлении, направляемом исполнителю, а приходящаяся на временно проживающего потребителя плата за коммунальные услуги рассчитывается пропорционально количеству прожитых дней. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Исходя из содержания данной нормы и приложения N 2 к Правилам при отсутствии в жилом доме коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы определяется как произведение общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома на норматив водопотребления и тариф на водопотребление, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
С учетом фактических обстоятельств дела и положений указанных выше норм, суд апелляционной инстанции считает необходимым принять п. 3.1. договора частично в редакции ответчика, изложив его следующим образом:
Учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения по формуле
P = n x N x T ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
- i-том жилом доме (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
- J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.);
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м).
Корректировка размера платы за оказанные услуги 1 раз в квартал корректируется по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----,
k.i ламбда.р пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.р
- доме (жилом доме) коммунальный ресурс и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
- водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
Принимая п. 4. договора в редакции истца, суд первой инстанции неправомерно не учел п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 491 от 13 августа 2006 г., в соответствии с которым внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
С учетом содержания указанной нормы следует принять пункт 4 в редакции ответчика, изложив его следующим образом:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопродно-канализационной инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного прибора (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Оценив доводы сторон относительно норм гражданского и жилищного законодательства и исключив Приложение N 5, которое разработано с учетом использования в расчетах индивидуальных приборов учета, установленных у граждан, из договора, суд первой инстанции правомерно исходил из существа правовой природы ответчика как коммерческой организации, взявшей на себя соответствующие обязательства по обеспечению собственников коммунальными услугами, особенностей инженерного оборудования данного жилого дома, не обеспечивающего непосредственное присоединение энергопринимающего устройства к сетям энергоснабжающей организации.
При таких обстоятельствах, спорный пункт договора правомерно был принят в редакции истца.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что исключение Приложения N 5 из договора противоречит ст. 155 ЖК РФ и Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О правилах предоставления коммунальных услуг гражданам" неправомерны, так как использование в рассматриваемом случае данных приборов учета бытовых потребителей, установленных в квартирах граждан, при расчете общего объема водопотребления, не основано на указанных нормах, так как потребителями энергоснабжающей организации при данных обстоятельствах является управляющая жилищная организация, а не граждане.
С учетом изложенного, решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 подлежит отмене в части утверждения п. 3.1., п. 4 договора в редакции истца.
Государственная пошлина за рассмотрение дела судами первой (2 000 руб.) и апелляционной инстанции (1000 руб.) относится на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям с учетом положений статьи 110 АПК РФ.
Поскольку по существу спор между сторонами возник в отношении трех пунктов договора, два из которых были приняты в редакции ответчика и один истца, то бремя судебных расходов подлежит распределению между сторонами следующим образом: на истца - 2 000 руб., на ответчика - 1 000 руб.
Так как истец при подаче иска уплатил 2 000 руб. (платежное поручение N 151 от 21.02.2008 г.), а ответчик при подаче апелляционной жалобе 1 000 руб. (платежное поручение N 947 от 25.12.2008 г.), то суд апелляционной инстанции полагает, что государственная пошлина фактически уплачена сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 АПК РФ, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 части утверждения п. 3.1., п. 4 договора в редакции истца отменить.
Изложить п. 3.1. договора в следующей редакции:
Учет объемов поставленной воды и водоотведения РСО осуществляется по приборам учета, установленным на вводах в дома. Расчеты по показаниям общедомовых приборов учета расхода воды, производятся с момента подписания сторонами акта о допуске узлов учета в эксплуатацию. В случае приобретения РСО общедомовых приборов учета водоснабжения и водоотведения, монтажа их на вводах в жилые дома и после принятия сторонами данных узлов учета в эксплуатацию, расчет Абонента с РСО за водопотребление и водоотведение будет производиться по показаниям этих приборов учета.
При отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения по формуле
P = n x N x T ,
ky.i i j ky
где:
n - количество граждан, проживающих (зарегистрированных) в
- i-том жилом помещении (квартире, жилом доме) (чел.);
- N - норматив потребления соответствующей коммунальной услуги
- J (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - куб. м в месяц на 1 чел.; для электроснабжения - кВт-час в месяц на 1 чел.);
- T - тариф на соответствующий коммунальный ресурс,
Ky установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения и водоотведения - руб./куб. м).
Корректировка размера платы за оказанные услуги 1 раз в квартал корректируется по формуле:
S
i
P = (P - P ) x ----,
k.i ламбда.р пр S
D
где:
P - размер платы за потребленный в многоквартирном
ламбда.p
- доме (жилом доме) коммунальный ресурс и водоотведение (руб.), определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- P - общий размер платы соответственно за холодное
пр
- водоснабжение, горячее водоснабжение, электроснабжение и водоотведение во всех жилых помещениях (квартире, жилом доме) и нежилых помещениях дома за прошедший год (руб.);
- S - общая площадь i-того помещения (квартиры) в
i
- многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- S - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений)
D
в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м).
Корректировка потребленного количества воды и водоотведения по снижению качества производится в соответствии с п. 3.2 настоящего договора.
Изложить пункт 4 в следующей редакции:
4.1. По водопроводу: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящий в многоквартирный дом.
4.2. По канализации: внешняя граница стены многоквартирного дома.
Границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с водопроводно-канализационной инженерной сетью, входящий в многоквартирный дом.
В остальной части решение Арбитражного суда Тамбовской области от 25.11.2008 г. по делу N А64-905/08-23 оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Л.А.КОЛЯНЧИКОВА
Судьи
Ж.Н.ПОТИХОНИНА
Е.Е.АЛФЕРОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)