Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Еренков М.Ю., специалист-эксперт, доверенность б/н от 31.03.2010, удостоверение <...>;
- от товарищества собственников жилья "Железнодорожник": Зинченко О.К., представитель по доверенности б/н от 07.06.2010; Селищева О.В., представитель по доверенности N 16 от 07.06.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 по делу N А14-2872/2010/79/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению товарищества собственников жилья "Железнодорожник" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области об отмене постановления от 02.03.2010 N 743,
установил:
Товарищество собственников жилья "Железнодорожник" (далее - ТСЖ "Железнодорожник", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление, административный орган) от 02.03.2010 N 743 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что ТСЖ "Железнодорожник", являясь учреждением по эксплуатации зданий, предусмотренным пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88), и имея место для размещения контейнерной площадки для дома N 1 по ул. Боровская, обязано было разместить эту площадку в соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.2.3 указанных Правил. При этом Управление указывает, что акт комиссионного обследования, свидетельствующий о невозможности размещения площадки, составлен после вынесения оспариваемого постановления, а Товарищество до проведения внеплановой проверки не обращалось к нему с просьбой о сокращении расстояния от места размещения контейнерной площадки до ближайшей жилой застройки в порядке пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
ТСЖ "Железнодорожник", возражая против доводов апелляционной жалобы, ссылается на то, что вывоз бытовых отходов им организован, а определение и выделение места для установки контейнерной площадки в его компетенцию как эксплуатирующей организации не входит. Товарищество полагает, что до формирования границ земельного участка жилого дома, которое в настоящее время проводится, невозможно получить технические условия, необходимые для размещения контейнерной площадки, и указывает на принятие им мер для определения места размещения площадки для бытовых отходов. В связи с невозможностью выделения места для организации площадки Товарищество полагает, что его вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как свидетельствуют материалы дела, на обслуживании и эксплуатации ТСЖ "Железнодорожник" находится жилой дом N 1 по ул. Боровская в г. Воронеже, на придомовой территории которого отсутствует специальная площадка для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.
30.06.2008 между ТСЖ "Железнодорожник" (заказчик) и ООО "ПОЭТРО-ПОЛИГОН" (исполнитель) заключен договор N 150 на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Боровская г. Воронежа 11.02.2009 утверждена "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов с помощью специализированной автомашины с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что начиная с 02.09.2005 Товарищество неоднократно обращалось в различные органы власти с просьбой либо согласовать место размещения контейнерной площадки для мусора, либо разрешить вывоз мусора без обустройства такой площадки. Также Товариществом предпринимались меры по формированию земельного участка, фактически занимаемого жилым домом.
16.02.2010 должностным лицом Управления на основании распоряжения от 15.02.2010 N 635 руководителя этого органа проведена внеплановая проверка фактов, изложенных в письменном обращении жильца дома N 1 по ул. Боровская (вх. N 294 от 08.02.2010) по вопросу нарушения санитарного законодательства ТСЖ "Железнодорожник".
В ходе проверки установлено, что в многоэтажном жилом доме N 1 по ул. Боровская мусоропровод не предусмотрен, на придомовой территории специальная площадка для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов отсутствует, в Товариществе принята "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов, при этом кратность вывоза отходов составляет шесть раз в неделю, а прилегающая территория к жилому дому благоустроена, находится в удовлетворительном санитарном состоянии. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки.
Полагая, что отсутствием специальной площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и применением "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов нарушаются требования статьи 11, пункта 2 статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), пунктов 2.1.3 и 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88, должностное лицо Управления составило в отношении ТСЖ "Железнодорожник" протокол N 001283 от 18.02.2010 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление постановлением N 743 от 02.03.2010 привлекло Товарищество к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
10.03.2010 Управление в ответ на очередное обращение Товарищества сообщило об определении федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" места размещения предполагаемой контейнерной площадки, для организации которой необходимо представить в Управление для согласования схему размещения этой площадки, согласованную с начальником отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района. К данному ответу Управлением было приложено заключение указанного выше учреждения N 178/26 от 02.03.2010.
26.03.2010 комиссией в составе должностных лиц отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района, Управы Железнодорожного района, врача по общей гигиене ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" и работников Товарищества проведено обследование жилого дома N 1 по ул. Боровская, в ходе которого установлена невозможность установления на предполагаемом месте, рекомендованном Управлением, установить контейнерную площадку, поскольку данное место находится за пределами придомовой территории, удалено от первых подъездов более чем на 170 м, на нем расположены подземные инженерные коммуникации.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Железнодорожник" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия вины Товарищества в совершении административного правонарушения.
Апелляционный суд считает выводы суда области правильными, а решение правомерным исходя из следующего.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Объективной стороной правонарушения является нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 11 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены общие для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанности при осуществлении ими деятельности, в том числе обязанности выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 2 статьи 21 этого Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления предусмотрены статьей 22 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с пунктом 1 которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, согласно подпункту "д" пункта 11 указанных Правил, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома и организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в этом доме, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что Товариществу вменено нарушение пунктов 2.1.3 и 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88.
Согласно пункту 2.1.3 указанных Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
При чем в соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичное требование содержит пункт 12.5.3 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II, (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пункт 2.2.3 Правил также закрепляет, что размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Пунктом 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88 запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах.
Следовательно, отсутствие на придомовой территории многоэтажного дома специальной площадки для размещения контейнеров, а также применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов в таким доме является нарушением требованием указанных Правил и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Отсутствие на придомовой территории многоэтажного жилого дома N 1 по ул. Боровская специальной площадки для размещения контейнеров, а также применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ТСЖ "Железнодорожник" присутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, привлекая Товарищество к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, административный орган должен был установить наличие возможности у него для соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88, то есть возможности расположения на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская специальной площадки для размещения контейнеров и неприменения "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ТСЖ "Железнодорожник" возможности для соблюдения требований, нарушение которых вменено ему в вину.
Материалами дела подтверждается, что при приеме Товариществом в управление жилого дома N 1 по ул. Боровская специальная площадка для размещения контейнеров на придомовой территории этого дома отсутствовала.
В связи с невозможностью обеспечения требований пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 при размещении площадки на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская Товарищество неоднократно обращалось в различные органы власти и организации, в частности, в отдел по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района, Управу Железнодорожного района, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", к главе городского округа г. Воронеж, с просьбой либо согласовать место размещения контейнерной площадки для мусора, либо разрешить вывоз мусора без обустройства такой площадки. Однако вопрос с размещением специальной площадки для размещения контейнеров разрешен так и не был.
Также Товариществом предпринимались меры по формированию земельного участка, фактически занимаемого жилым домом, необходимые для определения границ земельного участка, в пределах которого может быть размещена контейнерная площадка.
Управление, обосновывая наличие возможности размещения контейнерной площадки на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская с соблюдением требований СанПиН 42-128-4690-88, ссылается на заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N 178/26 от 02.03.2010.
Однако данное заключение сделано после установления административным органом события административного правонарушения и привлечения ТСЖ "Железнодорожник" к ответственности, в связи с чем, указывая на возможность размещения площадки на придомовой территории, оно не свидетельствует об информированности Товарищества о наличии данной возможности.
Кроме того, об отсутствии возможности размещения контейнерной площадки в месте, указанном в заключении, свидетельствует также акт от 26.03.2010 комиссионного обследования жилого дома N 1 по ул. Боровская, подтверждающий расположение этого места за пределами придомовой территории, несоответствие расстояния между ним и жилым домом установленным требованиям, а также нахождение на этом месте подземных инженерных коммуникаций.
При этом Управление в письме от 01.04.2010 заместителю руководителя Управы Железнодорожного района сослалось на проведенное комиссионное обследование в обоснование невозможности размещения контейнерной площадки.
Из письма Управы Железнодорожного района от 30.03.2010 также следует, что установка контейнерной площадки невозможна из-за сложившейся плотности застройки, близости частного сектора, прохождения коммуникаций.
С учетом того, что контейнерная площадка может быть размещена в пределах придомовой территории только с соблюдением требований к удаленности от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения, а наличие такой возможности Управлением не доказано, то вину Товарищества в нарушении пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 нельзя признать установленной.
Отсутствует также вина ТСЖ "Железнодорожник" в нарушении требования пункта 2.2.11 Правил, так как для соблюдения данного требования Товарищество не должно было применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов, что привело бы к нарушению возложенной на товарищества собственников жилья законом обязанности по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включающему осуществление сбора бытовых отходов.
Таким образом, невыполнение указанных обязанностей единственно возможным в рассматриваемом случае способом привело бы к нарушению права собственников помещений в жилом доме на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ТСЖ "Железнодорожник" возможности для соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88, а, следовательно, и об отсутствии оснований для признания Товарищества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
В отсутствие субъективной стороны состав административного правонарушения отсутствует, что свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное ТСЖ "Железнодорожник" требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 по делу N А14-2872/2010/79/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.06.2010 ПО ДЕЛУ N А14-2872/2010/79/30
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июня 2010 г. по делу N А14-2872/2010/79/30
Резолютивная часть постановления объявлена 7 июня 2010 года
Постановление в полном объеме изготовлено 15 июня 2010 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергуткиной В.А.,
судей Протасова А.И.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Анзельм К.К.,
при участии:
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Еренков М.Ю., специалист-эксперт, доверенность б/н от 31.03.2010, удостоверение <...>;
- от товарищества собственников жилья "Железнодорожник": Зинченко О.К., представитель по доверенности б/н от 07.06.2010; Селищева О.В., представитель по доверенности N 16 от 07.06.2010,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 по делу N А14-2872/2010/79/30 (судья Федосова С.С.) по заявлению товарищества собственников жилья "Железнодорожник" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области об отмене постановления от 02.03.2010 N 743,
установил:
Товарищество собственников жилья "Железнодорожник" (далее - ТСЖ "Железнодорожник", Товарищество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области (далее - Управление, административный орган) от 02.03.2010 N 743 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель ссылается на то, что ТСЖ "Железнодорожник", являясь учреждением по эксплуатации зданий, предусмотренным пунктом 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88), и имея место для размещения контейнерной площадки для дома N 1 по ул. Боровская, обязано было разместить эту площадку в соответствии с пунктами 2.1.3 и 2.2.3 указанных Правил. При этом Управление указывает, что акт комиссионного обследования, свидетельствующий о невозможности размещения площадки, составлен после вынесения оспариваемого постановления, а Товарищество до проведения внеплановой проверки не обращалось к нему с просьбой о сокращении расстояния от места размещения контейнерной площадки до ближайшей жилой застройки в порядке пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88.
ТСЖ "Железнодорожник", возражая против доводов апелляционной жалобы, ссылается на то, что вывоз бытовых отходов им организован, а определение и выделение места для установки контейнерной площадки в его компетенцию как эксплуатирующей организации не входит. Товарищество полагает, что до формирования границ земельного участка жилого дома, которое в настоящее время проводится, невозможно получить технические условия, необходимые для размещения контейнерной площадки, и указывает на принятие им мер для определения места размещения площадки для бытовых отходов. В связи с невозможностью выделения места для организации площадки Товарищество полагает, что его вина в совершении вменяемого ему административного правонарушения отсутствует.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как свидетельствуют материалы дела, на обслуживании и эксплуатации ТСЖ "Железнодорожник" находится жилой дом N 1 по ул. Боровская в г. Воронеже, на придомовой территории которого отсутствует специальная площадка для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов.
30.06.2008 между ТСЖ "Железнодорожник" (заказчик) и ООО "ПОЭТРО-ПОЛИГОН" (исполнитель) заключен договор N 150 на оказание услуг по вывозу и утилизации (захоронению) твердых бытовых отходов. Общим собранием собственников помещений многоквартирного дома N 1 по ул. Боровская г. Воронежа 11.02.2009 утверждена "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов с помощью специализированной автомашины с 01.01.2009 по 31.12.2009.
Из представленных в суд первой инстанции документов следует, что начиная с 02.09.2005 Товарищество неоднократно обращалось в различные органы власти с просьбой либо согласовать место размещения контейнерной площадки для мусора, либо разрешить вывоз мусора без обустройства такой площадки. Также Товариществом предпринимались меры по формированию земельного участка, фактически занимаемого жилым домом.
16.02.2010 должностным лицом Управления на основании распоряжения от 15.02.2010 N 635 руководителя этого органа проведена внеплановая проверка фактов, изложенных в письменном обращении жильца дома N 1 по ул. Боровская (вх. N 294 от 08.02.2010) по вопросу нарушения санитарного законодательства ТСЖ "Железнодорожник".
В ходе проверки установлено, что в многоэтажном жилом доме N 1 по ул. Боровская мусоропровод не предусмотрен, на придомовой территории специальная площадка для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов отсутствует, в Товариществе принята "поквартирная" система удаления твердых бытовых отходов, при этом кратность вывоза отходов составляет шесть раз в неделю, а прилегающая территория к жилому дому благоустроена, находится в удовлетворительном санитарном состоянии. Результаты проверки зафиксированы в акте проверки.
Полагая, что отсутствием специальной площадки для размещения контейнеров для сбора твердых бытовых отходов и применением "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов нарушаются требования статьи 11, пункта 2 статьи 21, пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"), пунктов 2.1.3 и 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88, должностное лицо Управления составило в отношении ТСЖ "Железнодорожник" протокол N 001283 от 18.02.2010 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, Управление постановлением N 743 от 02.03.2010 привлекло Товарищество к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
10.03.2010 Управление в ответ на очередное обращение Товарищества сообщило об определении федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" места размещения предполагаемой контейнерной площадки, для организации которой необходимо представить в Управление для согласования схему размещения этой площадки, согласованную с начальником отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района. К данному ответу Управлением было приложено заключение указанного выше учреждения N 178/26 от 02.03.2010.
26.03.2010 комиссией в составе должностных лиц отдела по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района, Управы Железнодорожного района, врача по общей гигиене ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" и работников Товарищества проведено обследование жилого дома N 1 по ул. Боровская, в ходе которого установлена невозможность установления на предполагаемом месте, рекомендованном Управлением, установить контейнерную площадку, поскольку данное место находится за пределами придомовой территории, удалено от первых подъездов более чем на 170 м, на нем расположены подземные инженерные коммуникации.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, ТСЖ "Железнодорожник" обратилось за судебной защитой с рассмотренным требованием.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административным органом наличия вины Товарищества в совершении административного правонарушения.
Апелляционный суд считает выводы суда области правильными, а решение правомерным исходя из следующего.
Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Объективной стороной правонарушения является нарушение конкретных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Статьей 11 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены общие для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц обязанности при осуществлении ими деятельности, в том числе обязанности выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.
Согласно пункту 2 статьи 21 этого Закона содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению отходов производства и потребления предусмотрены статьей 22 Закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в соответствии с пунктом 1 которой отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, согласно подпункту "д" пункта 11 указанных Правил, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.п.), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома.
Следовательно, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома и организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в этом доме, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
В силу пункта 4 статьи 138 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что Товариществу вменено нарушение пунктов 2.1.3 и 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88.
Согласно пункту 2.1.3 указанных Правил на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
При чем в соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичное требование содержит пункт 12.5.3 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II, (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пункт 2.2.3 Правил также закрепляет, что размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Пунктом 2.2.11 СанПиН 42-128-4690-88 запрещается применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов в многоэтажной благоустроенной жилой застройке. Применять указанную систему, в виде исключения, возможно в одно-, двухэтажных домах.
Следовательно, отсутствие на придомовой территории многоэтажного дома специальной площадки для размещения контейнеров, а также применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов в таким доме является нарушением требованием указанных Правил и образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
Отсутствие на придомовой территории многоэтажного жилого дома N 1 по ул. Боровская специальной площадки для размещения контейнеров, а также применение "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов подтверждается материалами дела.
Таким образом, в действиях ТСЖ "Железнодорожник" присутствует объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена статьей 6.3 КоАП РФ.
Субъективную сторону административного правонарушения характеризует вина.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, привлекая Товарищество к административной ответственности по статье 6.3 КоАП РФ, административный орган должен был установить наличие возможности у него для соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88, то есть возможности расположения на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская специальной площадки для размещения контейнеров и неприменения "поквартирной" системы удаления твердых бытовых отходов.
Оценив представленные доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ТСЖ "Железнодорожник" возможности для соблюдения требований, нарушение которых вменено ему в вину.
Материалами дела подтверждается, что при приеме Товариществом в управление жилого дома N 1 по ул. Боровская специальная площадка для размещения контейнеров на придомовой территории этого дома отсутствовала.
В связи с невозможностью обеспечения требований пункта 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 при размещении площадки на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская Товарищество неоднократно обращалось в различные органы власти и организации, в частности, в отдел по градостроительству, архитектуре и земельным отношениям Железнодорожного района, Управу Железнодорожного района, ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области", к главе городского округа г. Воронеж, с просьбой либо согласовать место размещения контейнерной площадки для мусора, либо разрешить вывоз мусора без обустройства такой площадки. Однако вопрос с размещением специальной площадки для размещения контейнеров разрешен так и не был.
Также Товариществом предпринимались меры по формированию земельного участка, фактически занимаемого жилым домом, необходимые для определения границ земельного участка, в пределах которого может быть размещена контейнерная площадка.
Управление, обосновывая наличие возможности размещения контейнерной площадки на придомовой территории дома N 1 по ул. Боровская с соблюдением требований СанПиН 42-128-4690-88, ссылается на заключение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N 178/26 от 02.03.2010.
Однако данное заключение сделано после установления административным органом события административного правонарушения и привлечения ТСЖ "Железнодорожник" к ответственности, в связи с чем, указывая на возможность размещения площадки на придомовой территории, оно не свидетельствует об информированности Товарищества о наличии данной возможности.
Кроме того, об отсутствии возможности размещения контейнерной площадки в месте, указанном в заключении, свидетельствует также акт от 26.03.2010 комиссионного обследования жилого дома N 1 по ул. Боровская, подтверждающий расположение этого места за пределами придомовой территории, несоответствие расстояния между ним и жилым домом установленным требованиям, а также нахождение на этом месте подземных инженерных коммуникаций.
При этом Управление в письме от 01.04.2010 заместителю руководителя Управы Железнодорожного района сослалось на проведенное комиссионное обследование в обоснование невозможности размещения контейнерной площадки.
Из письма Управы Железнодорожного района от 30.03.2010 также следует, что установка контейнерной площадки невозможна из-за сложившейся плотности застройки, близости частного сектора, прохождения коммуникаций.
С учетом того, что контейнерная площадка может быть размещена в пределах придомовой территории только с соблюдением требований к удаленности от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения, а наличие такой возможности Управлением не доказано, то вину Товарищества в нарушении пункта 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 нельзя признать установленной.
Отсутствует также вина ТСЖ "Железнодорожник" в нарушении требования пункта 2.2.11 Правил, так как для соблюдения данного требования Товарищество не должно было применять "поквартирную" систему удаления твердых бытовых отходов, что привело бы к нарушению возложенной на товарищества собственников жилья законом обязанности по обеспечению надлежащего санитарного и технического состояния общего имущества в многоквартирном доме, содержанию общего имущества в многоквартирном доме, включающему осуществление сбора бытовых отходов.
Таким образом, невыполнение указанных обязанностей единственно возможным в рассматриваемом случае способом привело бы к нарушению права собственников помещений в жилом доме на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии у ТСЖ "Железнодорожник" возможности для соблюдения требований СанПиН 42-128-4690-88, а, следовательно, и об отсутствии оснований для признания Товарищества виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ.
В отсутствие субъективной стороны состав административного правонарушения отсутствует, что свидетельствует о незаконности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленное ТСЖ "Железнодорожник" требование, признав незаконным и отменив постановление административного органа.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, всесторонне исследовал доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции, а только выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены принятого по делу решения.
Нарушений норм процессуального законодательства, которые в соответствии со статьей 270 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебных актов, допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 09.04.2010 по делу N А14-2872/2010/79/30 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья
В.А.СЕРГУТКИНА
В.А.СЕРГУТКИНА
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)