Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 22.12.2005, 19.12.2005 ПО ДЕЛУ N А60-38722/05-С10

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ


22 декабря 2005 г. Дело N А60-38722/05-С10

Судья Арбитражного суда Свердловской области Куричев Ю.А. рассмотрел в период с 12 по 19 декабря 2005 года в предварительном судебном заседании и с согласия сторон по существу заявление Асбестовского районного отделения Общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" о признании недействительным приказа Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области N 34 от 7 сентября 2005 года "Об аннулировании долгосрочной лицензии".
Протокол вел помощник судьи Мазуркевич В.Ю.
В судебном заседании участвовали: от Заявителя - Мордвинов Л.Ф., представитель, Бачуринский Г.И., председатель правления; от Заинтересованного лица - Агафонов Е.М., начальник отдела, Зырянова Т.А., гл. специалист.
Права разъяснены. Ходатайств не поступило.

В соответствии с поданным заявлением Заявитель просит признать недействительным приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области N 34 от 7 сентября 2005 года "Об аннулировании долгосрочной лицензии". В обоснование заявленных требований он указывает на нарушение Заинтересованным лицом норм ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля" N 134-ФЗ, на противоречивость выводов акта проверки и изданного приказа, на отсутствие оснований для аннулирования лицензии.
Заинтересованное лицо требования Заявителя не признало, указав, что у Заявителя отсутствует договор на временное пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства, что является грубым нарушением действующего лицензионного законодательства и влечет аннулирование лицензии. Приостановить действие лицензии заинтересованное лицо не имеет полномочий, поскольку оно ее не выдавало.

Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
Асбестовское общество охотников и рыболовов как юридическое лицо зарегистрировано Главным управлением Министерства юстиции по Свердловской области 17 июня 1992 года за номером 279. 11 октября 1993 года данная организация как субъект гражданских правоотношений заключает договор с Администрацией Свердловской области на временное пользование охотничьими угодьями для ведения охотничьего хозяйства. В соответствии с указанным договором Администрация предоставляет во временное пользование охотничьи угодья на территории, подчиненной г. Асбесту, площадью 69300, га сроком на 25 лет.
С 29 июня 1996 года общество утрачивает статус юридического лица, становится Филиалом Общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" и имеет то же название - Асбестовское общество охотников и рыболовов. Однако каких-либо ликвидационных процедур не проводилось и таких документов не имеется.
В таком правовом положении Заявитель находится до 19 мая 1999 года, когда Управлением юстиции зарегистрировано Асбестовское районное отделение Общественной организации Союз охотников и рыболовов Свердловской области. В Уставе новообразованного юридического лица указано (п. 4.1), что оно наделяется собственностью Союза, ранее находящейся в оперативном управлении Филиала Союза - Асбестовского общества охотников и рыболовов.
19 апреля 2001 года Заявителю - Асбестовскому РО ОО "СОиР СО" - выдается лицензия N 4715 серии XX на пользование объектами животного мира с указанием старого пользователя - Асбестовского общества охотников и рыболовов. В соответствии с указанной лицензией границы и площадь территории, необходимой для пользования животным миром, определяются вышеуказанным договором на временное пользование от 11 октября 1994 года в размере 69300 га.
Указанная территория закреплена и в постановлении Правительства Свердловской области от 21 января 1994 года N 21 "О закреплении охотничьих угодий", которое в редакции от 16 марта 2005 года содержит старое наименование пользователя - Асбестовское общество охотников и рыболовов.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что основной собственник природных ресурсов в виде животного мира на территории Свердловской области как субъекта Федерации в лице Правительства Свердловской области и специально уполномоченного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания (Свердловскоблохотоуправление) (ст. 36 ФЗ "О животном мире") признавали с 1993 года и включительно по март 2005 года единственным легальным пользователем охотничьих угодий именно Асбестовское районное отделение ОО "СОиР СО" независимо от его названия.
Управление федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области возникло (сокращенное наименование - Управление Россельхознадзора по Свердловской области) 3 марта 2005 года. В положении о данном органе указано (пункты 5.3 и 6.3), что оно осуществляет функции контролирующего и лицензирующего органа со всеми вытекающими отсюда полномочиями (правами и обязанностями). Закон "О животном мире" в статьях 37 и 38 (о лицензировании пользования животным миром) не регламентирует вопросов изъятия, аннулирования и приостановления действия лицензий. Данные вопросы решаются в принятом на основании Постановления Правительства РФ N 1574 от 27.12.1996 Приказа Минсельхоза РФ N 569 от 26 июня 2000 года "Об утверждении Положения о порядке выдачи долгосрочных лицензий", соответствующего Положения, в пунктах 14 и 19 которого указано, что лицензия по инициативе государственного органа и его единоличной волей аннулируется в случаях: - отказа от пользования охотничьими животными, - истечения установленного срока пользования объектами животного мира, - нарушения законодательства об охране окружающей природной среды, животного мира и условий пользования охотничьими животными, оговоренными в долгосрочной лицензии, - ликвидации юридического лица. Пункт 20 регламентирует аннулирование лицензии с согласия сторон или через суд, а в пункте 18 устанавливаются условия приостановления действия лицензии за невыполнение лицензиатом решений лицензирующего органа. В пункте 21 указано, что лицензирующий орган устанавливает срок для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, который не может превышать шести месяцев, если лицензиат не устранит обстоятельства, повлекшие приостановление действия лицензии, то лицензия аннулируется на основании акта проверки. Это еще одно основание для аннулирования лицензии, которое следует рассматривать в совокупности с основаниями, указанными выше в пунктах 14 и 19 Положения.
Несмотря на некоторую запутанность норм вышеуказанного Положения, учитывая общие принципы лицензионного права, можно сделать вполне определенный вывод о том, что в случае аннулирования лицензии по воле лицензирующего органа по основаниям оценочного характера, таким как нарушение законодательства, лицензионных требований и т.п., такому аннулированию в обязательном порядке должны предшествовать предупредительные процедуры в виде решений об обязывании устранения нарушений, приостановления действия лицензии.
В оспариваемом приказе в качестве оснований аннулирования указаны две причины:
- - отсутствует договор временного пользования охотничьими угодьями;
- - охотопользователь не соблюдает условия пользования объектами животного мира.
Что касается договора как обязательного условия пользования объектами животного мира, то лицензирующий орган должен был учитывать следующие обстоятельства. В силу Порядка подготовки и заключения договоров о предоставлении в пользование территорий охотничьих угодий, необходимых для долгосрочного пользования объектами охоты, утв. Постановлением Правительства Свердловской области от 31 октября 2000 года N 901-ПГТ, Министерство природных ресурсов Свердловской области подготавливает проект договора с организацией, получившей долгосрочную лицензию на пользование объектами охоты (пункт 10). То есть договор вторичен по отношению к лицензии. Однако в саму лицензию был уже вписан договор 1994 года в той графе, где должна была быть указана только площадь территории 69300 га. При такой ситуации напрашивается один единственный вывод о том, что все проблемы и недоразумения с договором 1994 года и лицензией 2001 года возникли исключительно в силу небрежности самого лицензирующего органа, который должен был вписать в лицензию правильное наименование действующего юридического лица и не указывать договор 1994 года как основание установления границ охотничьих владений. Тогда бы лицензиат имел обязанность заключения нового договора. В противном случае произошла просто пролонгация ранее действовавшего договора, и ставить в вину Заявителю отсутствие нового договора неправомерно.
Второе основание аннулирования лицензии - несоблюдение условий пользования объектами животного мира, если его рассматривать как самостоятельное основание в виде нарушения биотехнических мероприятий, а не как следствие отсутствия договора, то оно, как указывалось выше, не могло непосредственно привести к аннулированию лицензии, а в худшем случае - к установлению срока для устранения нарушений, и впоследствии, возможно, к ее приостановлению и только потом аннулированию. Следовательно, лицензирующий орган, установив такие нарушения законодательства, как отсутствие договора, подписанного после даты выдачи лицензии, несоблюдение условий пользования объектами животного мира, должен был вынести соответствующее решение и дать срок для устранения нарушений, но не аннулировать лицензию.
Довод заинтересованного лица об отсутствии полномочий для приостановления действия лицензии ввиду того, что данная лицензия им не выдавалась, судом не принимается, поскольку такое узкое толкование своих прав и обязанностей противоречит статусу лицензирующего органа.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:

заявление Асбестовского районного отделения Общественной организации "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" удовлетворить.
Признать недействительным приказ Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Свердловской области N 34 от 7 сентября 2005 года "Об аннулировании долгосрочной лицензии" как не соответствующий ФЗ "О животном мире".
Обязать Управление ФС по ВиФН по СО устранить допущенные нарушения прав Заявителя путем отмены указанного акта в 3-дневный срок со дня принятия настоящего Решения.
Возвратить Асбестовскому районному отделения ОО "Союз охотников и рыболовов Свердловской области" расходы по государственной пошлине в размере 3000 рублей.
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 1 ст. 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ).
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259 - 260, 275 - 277 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии с частью 1 ст. 275 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба подается в арбитражный суд кассационной инстанции через арбитражный суд, принявший решение.
Судья
КУРИЧЕВ Ю.А.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)