Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 по делу N А29-3799/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск" (ОГРН 1061113001806, Республика Коми, Корткеросский район, с. Богородск, ул. Михайлова, д. 18)
к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (ОГРН 111110100120, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 48, кв. 1),
о признании незаконными действий по проведению проверки, об отмене предписаний.
установил:
администрация муниципального образования сельского поселения "Богородск" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции по проверке 05.03.2011 жилых домов, находящихся на балансе администрации сельского поселения "Богородск", признании недействительными предписаний от 16.03.2011 N 1, 2, 3, вынесенных Инспекцией.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 16.1 статьи 12, пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (далее - Положение о государственной жилищной инспекции), нормы Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 24.12.2010 N 195 (далее - Положение о государственной жилищной инспекции Республики Коми), не применил нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля); Инспекцией проверялось общедомовое имущество, которое Администрации не передано; описание нарушений, имеющееся в актах обследования, имеет существенные отличия от описания нарушений, изложенного в обжалуемых предписаниях; в резолютивной части решения суда ничего не упоминается о результате рассмотрения требования о признании незаконными и отмене актов обследования.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках проводимой проверки соблюдения требований законодательства в сфере благоустройства территории Корткеросского района 14.01.2010 прокуратура Корткеросского района направила в адрес Инспекции требование (л.д. 108), согласно которому на административный орган возложены обязанности: принять участие в проводимой прокуратурой проверке; представить в прокуратуру сведения: об очистке крыш зданий от снега и наледей, а также обеспечении при этом безопасности жизни и здоровья граждан, о надлежащем состоянии мест сбора и хранения твердых бытовых отходов, о состоянии освещенности придомовых территорий, о наличии на домах наименований улиц и номеров домов. Указанные сведения подлежат представлению в прокуратуру по мере проведения Инспекцией проверочных мероприятий.
05.03.2011 во исполнение указанного требования прокуратуры Инспекцией совместно с представителем Администрации проведено обследование жилых домов в с. Богородск по ул. Совхозная, д. 1 и д. 3, д. Сюзяыб, д. 30, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения "Богородск" (л.д. 76-82).
Результаты обследования зафиксированы в актах обследования от 05.03.2011 (л.д. 86-88).
16.03.2011 Инспекцией в отношении Администрации вынесены предписания NN 1, 2, 3 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений (л.д. 89-91).
Из указанных актов обследования и предписаний следует, что в подъездах жилого дома N 30 д. Сюзяыб разрушена покраска полов, лестничных ступеней, что является нарушением пунктов 3.2.9, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда); помойница на дворовой территории дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск переполнена мусором, что является нарушением пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; придомовая территория возле дома N 30 д. Сюзяыб не очищена от снега, что является нарушением пункта 3.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; на крыше жилого дома N 30 д. Сюзяыб лежит снег толщиной более 30 сантиметров, что является нарушением пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в кв. N 2, 4 окна не имеют остекления и в кв. N 2 демонтированы двери; во втором подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск входная дверь покороблена, что является нарушением пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; во втором подъезде жилого дома N 3 по ул. Совхозная с. Богородск разрушено ограждение перил на лестничной клетке, что является нарушением пункта 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в первом подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск отсутствует входная дверь, что является нарушением пункта 4.8.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в подъездах 1, 2 отсутствует остекление окон, что является нарушением пункта 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в доме N 3 по ул. Совхозная с. Богородск демонтирован выключатель освещения в туалетах, демонтирован патрон и выключатель освещения в тамбурах второго и третьего подъездов, что является нарушением пункта 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Не согласившись с действиями Инспекции по проведению проверки и предписаниями от 16.03.2011, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что действия Инспекции по проведению проверки и обжалуемые предписания соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из части 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля в редакции, действовавшей на момент проведения Инспекцией проверки, следует, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено, в том числе методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе право осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (пункт 1). Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (пункт 2). Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 5). Органы государственной жилищной инспекции имеют право, в том числе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (пункт 6).
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми государственная жилищная инспекция Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Из указанных положений нормативных актов следует, что Инспекция праве проводить обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с установленными задачами и функциями и при выявлении нарушений в указанной сфере выдать участникам данных правоотношений обязательные для исполнения предписания. При этом возможность реализации Инспекцией указанных полномочий не зависит от наличия оснований для проведения проверки деятельности соответствующего участника жилищных отношений, положения Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Материалами дела подтверждено, что обследование Инспекцией жилых домов в с. Богородск по ул. Совхозная, д. 1 и д. 3, д. Сюзяыб, д. 30, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения "Богородск", осуществлено в целях представления информации в соответствии с требованием прокуратуры Корткеросского района. В материалах дела не имеется ни доказательств того, что в целях проведения Инспекцией 05.03.2011 обследования жилых домов на Администрацию возлагались какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), ни доказательств того, что при проведении данного обследования требовалось взаимодействие контролирующего органа - Инспекции и проверяемого юридического лица - Администрации.
При таких обстоятельствах действия Инспекции по проведению проверки не противоречат законодательству.
Из пунктов 3.2.9, 3.7.1, 3.8.10, 4.4.1, 4.6.1.23, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.11, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (пункт 3.7.1). Дорожки и площадки зимой должны очищаться от снега, скользкие места посыпаться песком. Рыхлый и чистый снег с дорожек и площадок следует разбрасывать ровным слоем на газоны (укладывать снег вдоль жилых изгородей и на бровках не допускается) (пункт 3.8.10). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1). Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине) (пункт 4.6.1.23). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, дверей и световых фонарей (пункт 4.7.1). Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1). Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание (пункт 4.8.11). Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки (пункт 4.8.14). Запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения. Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 4.8.15). Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (пункт 5.6.2).
Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных требований в подъездах жилого дома N 30 д. Сюзяыб разрушена покраска полов, лестничных ступеней; помойница на дворовой территории дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск переполнена мусором; придомовая территория возле дома N 30 д. Сюзяыб не очищена от снега; на крыше жилого дома N 30 д. Сюзяыб лежит снег толщиной более 30 сантиметров; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в кв. N 2, 4 окна не имеют остекления и в кв. N 2 демонтированы двери; во втором подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск входная дверь покороблена; во втором подъезде в жилого дома N 3 по ул. Совхозная с. Богородск разрушено ограждение перил на лестничной клетке; в первом подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск отсутствует входная дверь; в жилом доме N 30 д. Сюзяиб в подъездах 1, 2 отсутствует остекление окон; в доме N 3 по ул. Совхозная с. Богородск демонтирован выключатель освещения в туалетах, демонтирован патрон и выключатель освещения в тамбурах второго и третьего подъездов.
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для направления в адрес Администрации обжалуемых предписаний.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 16.1 статьи 12, пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 Положения о государственной жилищной инспекции, нормы Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми, не применил нормы Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Инспекцией проверялось общедомовое имущество, которое Администрации не передано, не принимаются судом апелляционной инстанции, как противоречащее материалам дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 по делу N А29-3799/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.12.2011 ПО ДЕЛУ N А29-3799/2011
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 декабря 2011 г. по делу N А29-3799/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 22 декабря 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Ившиной Г.Г., Лысовой Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Четверговым Д.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 по делу N А29-3799/2011, принятое судом в составе судьи Махмутова Н.Ш.
по заявлению администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск" (ОГРН 1061113001806, Республика Коми, Корткеросский район, с. Богородск, ул. Михайлова, д. 18)
к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (ОГРН 111110100120, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 48, кв. 1),
о признании незаконными действий по проведению проверки, об отмене предписаний.
установил:
администрация муниципального образования сельского поселения "Богородск" (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственной жилищной инспекции Республики Коми (далее - ответчик, Инспекция) о признании незаконными действий Инспекции по проверке 05.03.2011 жилых домов, находящихся на балансе администрации сельского поселения "Богородск", признании недействительными предписаний от 16.03.2011 N 1, 2, 3, вынесенных Инспекцией.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Администрация с принятым решением суда не согласна, обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 16.1 статьи 12, пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 (далее - Положение о государственной жилищной инспекции), нормы Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми от 24.12.2010 N 195 (далее - Положение о государственной жилищной инспекции Республики Коми), не применил нормы Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля); Инспекцией проверялось общедомовое имущество, которое Администрации не передано; описание нарушений, имеющееся в актах обследования, имеет существенные отличия от описания нарушений, изложенного в обжалуемых предписаниях; в резолютивной части решения суда ничего не упоминается о результате рассмотрения требования о признании незаконными и отмене актов обследования.
Администрация ходатайствует о рассмотрении дела без участия своего представителя
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с доводами апелляционной жалобы.
Ответчик о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках проводимой проверки соблюдения требований законодательства в сфере благоустройства территории Корткеросского района 14.01.2010 прокуратура Корткеросского района направила в адрес Инспекции требование (л.д. 108), согласно которому на административный орган возложены обязанности: принять участие в проводимой прокуратурой проверке; представить в прокуратуру сведения: об очистке крыш зданий от снега и наледей, а также обеспечении при этом безопасности жизни и здоровья граждан, о надлежащем состоянии мест сбора и хранения твердых бытовых отходов, о состоянии освещенности придомовых территорий, о наличии на домах наименований улиц и номеров домов. Указанные сведения подлежат представлению в прокуратуру по мере проведения Инспекцией проверочных мероприятий.
05.03.2011 во исполнение указанного требования прокуратуры Инспекцией совместно с представителем Администрации проведено обследование жилых домов в с. Богородск по ул. Совхозная, д. 1 и д. 3, д. Сюзяыб, д. 30, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения "Богородск" (л.д. 76-82).
Результаты обследования зафиксированы в актах обследования от 05.03.2011 (л.д. 86-88).
16.03.2011 Инспекцией в отношении Администрации вынесены предписания NN 1, 2, 3 об устранении выявленных в ходе проверки нарушений (л.д. 89-91).
Из указанных актов обследования и предписаний следует, что в подъездах жилого дома N 30 д. Сюзяыб разрушена покраска полов, лестничных ступеней, что является нарушением пунктов 3.2.9, 4.4.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда); помойница на дворовой территории дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск переполнена мусором, что является нарушением пункта 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; придомовая территория возле дома N 30 д. Сюзяыб не очищена от снега, что является нарушением пункта 3.8.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; на крыше жилого дома N 30 д. Сюзяыб лежит снег толщиной более 30 сантиметров, что является нарушением пункта 4.6.1.23 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в кв. N 2, 4 окна не имеют остекления и в кв. N 2 демонтированы двери; во втором подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск входная дверь покороблена, что является нарушением пункта 4.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; во втором подъезде жилого дома N 3 по ул. Совхозная с. Богородск разрушено ограждение перил на лестничной клетке, что является нарушением пункта 4.8.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в первом подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск отсутствует входная дверь, что является нарушением пункта 4.8.11 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в подъездах 1, 2 отсутствует остекление окон, что является нарушением пункта 4.8.14 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда; в доме N 3 по ул. Совхозная с. Богородск демонтирован выключатель освещения в туалетах, демонтирован патрон и выключатель освещения в тамбурах второго и третьего подъездов, что является нарушением пункта 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда.
Не согласившись с действиями Инспекции по проведению проверки и предписаниями от 16.03.2011, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что действия Инспекции по проведению проверки и обжалуемые предписания соответствуют законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из части 3 статьи 1 Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля в редакции, действовавшей на момент проведения Инспекцией проверки, следует, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, к действиям органов государственного контроля (надзора) по направлению запросов о предоставлении информации, необходимой при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации, проведении контроля за осуществлением иностранных инвестиций, контроля за экономической концентрацией, анализа рынка, при определении состояния конкуренции, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, контроля на финансовых рынках, банковского и страхового надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.
Согласно пункту 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено, в том числе методическое обеспечение и определение порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства.
В соответствии с пунктом 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится, в том числе право осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства.
В соответствии с пунктами 1, 2, 5, 6 Положения о государственной жилищной инспекции главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности (пункт 1). Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (пункт 2). Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль, в том числе за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами (пункт 5). Органы государственной жилищной инспекции имеют право, в том числе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (пункт 6).
Согласно пункту 1 Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми государственная жилищная инспекция Республики Коми является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Из указанных положений нормативных актов следует, что Инспекция праве проводить обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с установленными задачами и функциями и при выявлении нарушений в указанной сфере выдать участникам данных правоотношений обязательные для исполнения предписания. При этом возможность реализации Инспекцией указанных полномочий не зависит от наличия оснований для проведения проверки деятельности соответствующего участника жилищных отношений, положения Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), и юридических лиц, и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора).
Материалами дела подтверждено, что обследование Инспекцией жилых домов в с. Богородск по ул. Совхозная, д. 1 и д. 3, д. Сюзяыб, д. 30, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования сельского поселения "Богородск", осуществлено в целях представления информации в соответствии с требованием прокуратуры Корткеросского района. В материалах дела не имеется ни доказательств того, что в целях проведения Инспекцией 05.03.2011 обследования жилых домов на Администрацию возлагались какие-либо обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), ни доказательств того, что при проведении данного обследования требовалось взаимодействие контролирующего органа - Инспекции и проверяемого юридического лица - Администрации.
При таких обстоятельствах действия Инспекции по проведению проверки не противоречат законодательству.
Из пунктов 3.2.9, 3.7.1, 3.8.10, 4.4.1, 4.6.1.23, 4.7.1, 4.8.1, 4.8.11, 4.8.14, 4.8.15, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует, что периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов (пункт 3.7.1). Дорожки и площадки зимой должны очищаться от снега, скользкие места посыпаться песком. Рыхлый и чистый снег с дорожек и площадок следует разбрасывать ровным слоем на газоны (укладывать снег вдоль жилых изгородей и на бровках не допускается) (пункт 3.8.10). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить, в том числе: восстановление защитно-отделочных покрытий; периодическую проверку технического состояния полов в эксплуатируемых помещениях (пункт 4.4.1). Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине) (пункт 4.6.1.23). Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать, в том числе исправное состояние окон, дверей и световых фонарей (пункт 4.7.1). Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1). Тамбурный отсек должен иметь утепленные стены, потолки, дверные полотна; исключается его сквозное продувание (пункт 4.8.11). Лестничные клетки: должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки (пункт 4.8.14). Запрещается использовать лестничные помещения (даже на короткое время) для складирования материалов, оборудования и инвентаря, устраивать под лестничными маршами кладовые и другие подсобные помещения. Задвижки, электрощитовые и другие отключающие устройства, расположенные на лестнице, должны находиться в закрытых шкафах, ключи от которых хранятся у диспетчера организации по обслуживанию жилищного фонда (пункт 4.8.15). Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (пункт 5.6.2).
Материалами дела подтверждено, что в нарушение указанных требований в подъездах жилого дома N 30 д. Сюзяыб разрушена покраска полов, лестничных ступеней; помойница на дворовой территории дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск переполнена мусором; придомовая территория возле дома N 30 д. Сюзяыб не очищена от снега; на крыше жилого дома N 30 д. Сюзяыб лежит снег толщиной более 30 сантиметров; в жилом доме N 30 д. Сюзяыб в кв. N 2, 4 окна не имеют остекления и в кв. N 2 демонтированы двери; во втором подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск входная дверь покороблена; во втором подъезде в жилого дома N 3 по ул. Совхозная с. Богородск разрушено ограждение перил на лестничной клетке; в первом подъезде дома N 1 по ул. Совхозная с. Богородск отсутствует входная дверь; в жилом доме N 30 д. Сюзяиб в подъездах 1, 2 отсутствует остекление окон; в доме N 3 по ул. Совхозная с. Богородск демонтирован выключатель освещения в туалетах, демонтирован патрон и выключатель освещения в тамбурах второго и третьего подъездов.
При таких обстоятельствах Инспекция имела основания для направления в адрес Администрации обжалуемых предписаний.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции неправильно применил пункт 16.1 статьи 12, пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 Положения о государственной жилищной инспекции, нормы Положения о государственной жилищной инспекции Республики Коми, не применил нормы Федерального закона о защите прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля, отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании указанных норм права.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что Инспекцией проверялось общедомовое имущество, которое Администрации не передано, не принимаются судом апелляционной инстанции, как противоречащее материалам дела.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 вопрос по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.09.2011 по делу N А29-3799/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования сельского поселения "Богородск" без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
Г.Г.ИВШИНА
Т.В.ЛЫСОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)