Судебные решения, арбитраж
Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гиданкиной А.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: Кофанова О.В. - представитель по доверенности от 14.01.2010 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.09.2009 г. по делу N А32-9468/2008-34/179-09-59/257
по заявлению ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии
к заинтересованному лицу Инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару
о признании недействительным решения от 29.12.07 N 17-19/1676
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
установил:
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук (далее также - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее также - налоговый орган, инспекция) от 29.12.07 N 17-19/1676 в части доначисления 1689205 руб. налога на добавленную стоимость, 865547 руб. пени, 203250 руб. штрафа, 618768 руб. налога на прибыль, 874875 руб. пени, 237947 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804 866 рублей пени, 134052 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.08 решение инспекции признано недействительным в части доначисления 618768 руб. налога на прибыль, 337060 руб. пени, 93639 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804866 руб. пени, 134052 руб. штрафа. В части отказа от требований производство по делу прекращено. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 10.07.09 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2008 по делу N А32-9468/2008-34/179 отменено в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 29.12.07 N 17-19/1676 в части доначисления земельного налога, пени и штрафа, налога на имущество в сумме 152029 руб., 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела суду предложено исследовать обстоятельства дела и установить правомерность применения льготы, установленной пунктом 11 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) и пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 20.08.09 принят отказ от требований по налогу на имущество, пеней и штрафа по этому налогу и прекращено производство по делу в этой части.
Оспариваемым судебным актом решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 29.12.2007 N 17-19/1676 признано незаконным в части доначисления Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт табак, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук 1694736 руб. налога на землю, 804 866 руб. пени, 134052 руб. штрафа как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару устранить допущенное нарушение прав Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт табак, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук в 10-ти дневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок площадью 46 868 кв. м ни в аренду, ни в пользование ООО МТ ВПИК или какой-либо другой организации на платной основе не передавался, что подтверждено разрешениями на строительство и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, выданных институту. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований учреждения отказать в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что передача ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии земельного участка в пользование ООО МТ "ВПИК" ИНН 2312011562 определена сторонами на платной основе. При таких условиях, учреждение не имеет право на льготу, в части площади земельного участка, переданного в пользование для строительства многоквартирных жилых домов (п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1).
Представленный договор генерального строительного подряда от 06.12.2002 г. N 8, заключенный между ВНИИТТИ РАСХН и ООО МТ "ВПИК", необходимо квалифицировать как договор простого товарищества. Исходя, из того, что при осуществлении деятельности, направленной на достижение цели простого товарищества - строительство жилых домов и распределение квартир между участниками товарищества в соотношении 10% и 90%, при осуществлении пользования земельным участком у института возникла обязанность по оплате пользования землей, переданной ООО МТ "ВПИК" на период строительства, а льгота может быть предоставлена институту только в пределах той же пропорции (10%), что по расчету инспекции составляет 188 304 руб.
В ходе проверки, а также в суде первой инстанции ГНУ ВНИИТТИ представлен договор генерального строительного подряда от 06.12.2002 г. N 8 и допсоглашение к нему от 24.12.2002 г., заключенные с ООО МТ "ВПИК", однако, в период всего строительства, сдачи домов в эксплуатацию и при оформлении сделок в юстиции действовал договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 28.12.2000 г. и дополнительные к нему соглашения от 20.02.2002 г., от 06.06.2002 г., от 14.10.2004 г., от 07.12.2004 г. и от 14.12.2004 г.
Данный документ и приложения к нему представлены представителем инспекции, однако судом он не исследовался и не нашел отражения в решении суда первой инстанции.
Из вышеизложенного следует, что документы, представленные инспекцией, не подвергались правовой оценке, и решение суда первой инстанции основано только на изучении документов, представленных представителем ГНУ ВНИИТТИ, что противоречит принципу непосредственности судебного разбирательства, предусмотренного ст. 10 АПК РФ, в соответствии с которым арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Вывод суда о том, что земельный участок не передавался на платной основе ООО "МТ ВПИК" не соответствует действительности.
ООО МТ "ВПИК" являясь коммерческой организаций и осуществляя предпринимательскую деятельность с целью извлечения дохода было заинтересовано в заключении договора простого товарищества на строительство данного жилого комплекса на федеральных землях без оформления земельного участка на период строительства в аренду.
С учетом приведенных доводов, не верен вывод суда о том, что ГНУ ВНИИТТИ имело право на льготу, в связи с тем, что данный земельный участок не передавался в платное пользование.
Налогоплательщик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом (почтовое уведомление N 36040).
Заинтересованное лицо не возражало рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в соответствии со ст. 156 АПК РФ без участия заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку учреждения по вопросам соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.03 по 30.09.06, налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю - с 01.01.03 по 31.12.05, по результатам которой составила акт от 04.12.07 N 17-19/1630.
Решением от 29.12.07 N 17-19/1676 обществу доначислено, в частности, 1689205 руб. налога на добавленную стоимость, 865547 руб. пени, 203250 руб. штрафа, 1606071 руб. налога на прибыль, 893701 руб. пени, 244859 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804866 руб. пени, 134052 руб. штрафа.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения в этой части недействительным.
При новом рассмотрении, принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона от 11.10.91 N 01738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (статья 3 указанного Закона).
Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.05 введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении в действие с 01.01.05 согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон от 11.10.91 N 1738-1, за исключением статьи 25, не применяется.
Земельный налог на территории г. Краснодара с 01.01.05 в действие в определенном Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ и статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации порядке не вводился. Таким образом, на территории г. Краснодара исчисление и уплата земельного налога, представление налоговой декларации в 2005 году осуществлялись на основании Закона от 11.10.1991 N 1738-1.
Из содержания пункта 11 статьи 12 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 следует, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации г. Краснодара от 04.07.1996 N 990 "О предоставлении научно-производственному объединению по табаку, махорке и табачным изделиям земельного участка в г. Краснодаре" учреждению был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 33 гектара (акт на право пользования землей от 11.07.1996 серия КК-2 N 401001581).
Постановлением главы администрации г. Краснодара от 09.04.2003 N 665 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Московская, 42 в Прикубанском административном округе г. Краснодара" утвержден проект границ земельного участка площадью 46868 кв. м по ул. Московская. 42 под строительство многоквартирных домов.
Учреждение и ООО "МТ "ВПИК" заключили договор генерального строительного подряда от 06.12.02 N 8 и дополнительное соглашение от 24.12.2002 на строительство шести 14-этажных 196-квартирных жилых домов и капитальных гаражей. В соответствии с этим договором генеральному подрядчику перешли все функции, связанные со строительством. Доля заказчика определена в размере 10% от общей площади строящихся объектов.
Являясь плательщиком земельного налога, учреждение в 2003 - 2005 годах в отношении земельного участка площадью 46 868 кв. м, используемого под застройку многоквартирных жилых домов, заявляло льготу по уплате налога, предусмотренную пунктом 11 статьи 12 Закона от 11.10.91 N 01738-1.
Учреждение является научно-исследовательским учреждением Российской академии сельскохозяйственных наук и ему выдан государственный акт на право пользования землей от 11.07.96 серии КК-2 N 401001581.
С учетом названных правовых норм, устава учреждения суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у учреждения права применения льготы по земельному налогу в 2003-2005 годах в силу статьи 12 Закона от 11.10.91 N 1738-1.
Статьей 12 Закона от 11.10.91 N 01738-1 установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что в соответствии с условиями договора простого товарищества от 28.12.2000 (т. 3 л.д. 124-127) земельный участок под строительство предоставлялся учреждением ООО МТ "ВПИК" на возмездной основе. У учреждения возникла обязанность по оплате пользования землей, переданной ООО МТ "ВПИК" на период строительства, а льгота может быть предоставлена институту только в пределах 10%. Инспекция полагает, что земельные участки, выделенные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию жилого дома подлежат налогообложению по полной ставке налога в соответствии с Решением городской Думы Краснодара XXXIV заседание Думы 3 созыва от 25.04.03 N 34 п. 2 "О приведении ставок земельного налога в муниципальном образовании город Краснодар в соответствии с действующим законодательством".
Данный довод апелляционной жалобы не принимается апелляционной коллегией ввиду того, что инспекцией не представлены доказательства предоставления земельного участка на платной основе.
В суде первой инстанции учреждение указало, что квартир в построенном доме не получило, денежные средства в строительство не вкладывало.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В этой связи вывод, сделанный в акте инспекции и в оспариваемом решении от 29.12.07 N 17-19/1676 о том, что право постоянного (бессрочного) пользования участком в установленном порядке не зарегистрировано, противоречит пункту 1 статьи 6 указанного выше закона.
С целью решения социально-бытовых проблем работников учреждения, последний является застройщиком шести 14-этажных жилых домов по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре с согласия Россельхозакадемии.
Документы по отводу земельного участка из состава ранее выделенных земель и строительству данных домов получены институтом в установленном законом порядке, что подтверждается постановлением Главы администрации города Краснодара от 04.07.96 N 990 "О предоставлении научно-производственному объединению по табаку, махорке и табачным изделиям земельного участка в г. Краснодаре", а также постановлением главы администрации города Краснодара от 09.04.03 N 655 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Московской, 42 в Прикубанском административном округе города Краснодара", распоряжениями главы муниципального образования город Краснодар "О разрешении ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии строительства жилого дома в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара".
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 41 004:0109 площадью 46868 кв. м сформирован 16.05.05, что подтверждается кадастровым планом.
Не принимается апелляционной коллегией довод инспекции о том, что имела место передача учреждением генеральному подрядчику ООО МТ "ВПИК" земельного участка на платной основе на том основании, что доля заказчика составляет 10% от общей площади строящихся объектов (жилых домов и гаражей).
Из материалов дела следует, что 10% от общей площади строящихся объектов получил не институт как юридическое лицо, а работники института, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, причем не бесплатно, а с оплатой согласно заключенным договорам инвестирования.
Земельный участок площадью 46 868 кв. м ни в аренду, ни в пользование ООО МТ ВПИК или какой-либо другой организации на платной основе не передавался, что подтверждено разрешениями на строительство и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, выданных институту. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
Между тем, согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган.
На основании изложенного, в 2003-2005 годах институт правомерно воспользовался льготой, предусмотренной пунктом 11 статьи 12 Закона от 11.10.91 N 1738-1 в той части, что от уплаты земельного налога освобождаются научно-исследовательские учреждения Российской академии сельскохозяйственных наук независимо от целевого использования земельного участка. Площадь земельного участка, не подлежащего налогообложению, составляет 325 924 кв. м.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что учреждение никогда не отказывалось от принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 46 868 кв. м. Судебных решений о принудительном прекращении права на какой-либо земельный участок также нет. Согласно абзацу 3 статьи 47 Устава Россельхозакадемии любые изменения в землепользовании научно-исследовательских учреждений, опытно-производственных хозяйств и других предприятий могут быть произведены только с согласия Россельхозакадемии.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 41 004:0109 площадью 46 868 кв. м, поставлен на кадастровый учет 16 мая 2005 года, зарегистрирован в регистрационной службе 02.05.07, вывод налоговой инспекции о передаче его в платное пользование ООО МТ "ВПИК" в 2003-2005 годах является несостоятельным, а доначисление земельного налога в сумме 1 694 736 руб., соответствующего штрафа и пени неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2009 г. по делу N А32-9468/2008-34/179-09-59/257 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.01.2010 N 15АП-11445/2009 ПО ДЕЛУ N А32-9468/2008-34/179-09-59/257
Разделы:Земля под домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2010 г. N 15АП-11445/2009
Дело N А32-9468/2008-34/179-09-59/257
Резолютивная часть постановления объявлена 18.01.2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 19.01.2010 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гиданкиной А.В.
судей Винокур И.Г., Шимбаревой Н.В.
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Сапрыкиной А.С.
при участии:
от заявителя: не явился
от заинтересованного лица: Кофанова О.В. - представитель по доверенности от 14.01.2010 рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 23.09.2009 г. по делу N А32-9468/2008-34/179-09-59/257
по заявлению ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии
к заинтересованному лицу Инспекции ФНС России N 4 по г. Краснодару
о признании недействительным решения от 29.12.07 N 17-19/1676
принятое в составе судьи Гонзус И.П.
установил:
Государственное научное учреждение Всероссийский научно-исследовательский институт табака, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук (далее также - заявитель, учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением (уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару (далее также - налоговый орган, инспекция) от 29.12.07 N 17-19/1676 в части доначисления 1689205 руб. налога на добавленную стоимость, 865547 руб. пени, 203250 руб. штрафа, 618768 руб. налога на прибыль, 874875 руб. пени, 237947 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804 866 рублей пени, 134052 руб. штрафа.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.08 решение инспекции признано недействительным в части доначисления 618768 руб. налога на прибыль, 337060 руб. пени, 93639 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804866 руб. пени, 134052 руб. штрафа. В части отказа от требований производство по делу прекращено. В удовлетворении заявления в остальной части отказано.
Постановлением суда кассационной инстанции от 10.07.09 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2008 по делу N А32-9468/2008-34/179 отменено в части признания недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 29.12.07 N 17-19/1676 в части доначисления земельного налога, пени и штрафа, налога на имущество в сумме 152029 руб., 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа. В этой части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
При новом рассмотрении дела суду предложено исследовать обстоятельства дела и установить правомерность применения льготы, установленной пунктом 11 статьи 12 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" (далее - Закон от 11.10.91 N 1738-1) и пунктом 16 статьи 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Определением суда первой инстанции от 20.08.09 принят отказ от требований по налогу на имущество, пеней и штрафа по этому налогу и прекращено производство по делу в этой части.
Оспариваемым судебным актом решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару от 29.12.2007 N 17-19/1676 признано незаконным в части доначисления Государственному научному учреждению Всероссийский научно-исследовательский институт табак, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук 1694736 руб. налога на землю, 804 866 руб. пени, 134052 руб. штрафа как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации.
Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы N 4 по г. Краснодару устранить допущенное нарушение прав Государственного научного учреждения Всероссийский научно-исследовательский институт табак, махорки и табачных изделий Российской академии сельскохозяйственных наук в 10-ти дневный срок с даты вступления решения в законную силу.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок площадью 46 868 кв. м ни в аренду, ни в пользование ООО МТ ВПИК или какой-либо другой организации на платной основе не передавался, что подтверждено разрешениями на строительство и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, выданных институту. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
Не согласившись с принятым судебным актом, инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просила оспариваемый судебный акт отменить, в удовлетворении заявленных требований учреждения отказать в полном объеме.
Податель жалобы указывает, что передача ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии земельного участка в пользование ООО МТ "ВПИК" ИНН 2312011562 определена сторонами на платной основе. При таких условиях, учреждение не имеет право на льготу, в части площади земельного участка, переданного в пользование для строительства многоквартирных жилых домов (п. 23 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 г. N 1738-1).
Представленный договор генерального строительного подряда от 06.12.2002 г. N 8, заключенный между ВНИИТТИ РАСХН и ООО МТ "ВПИК", необходимо квалифицировать как договор простого товарищества. Исходя, из того, что при осуществлении деятельности, направленной на достижение цели простого товарищества - строительство жилых домов и распределение квартир между участниками товарищества в соотношении 10% и 90%, при осуществлении пользования земельным участком у института возникла обязанность по оплате пользования землей, переданной ООО МТ "ВПИК" на период строительства, а льгота может быть предоставлена институту только в пределах той же пропорции (10%), что по расчету инспекции составляет 188 304 руб.
В ходе проверки, а также в суде первой инстанции ГНУ ВНИИТТИ представлен договор генерального строительного подряда от 06.12.2002 г. N 8 и допсоглашение к нему от 24.12.2002 г., заключенные с ООО МТ "ВПИК", однако, в период всего строительства, сдачи домов в эксплуатацию и при оформлении сделок в юстиции действовал договор простого товарищества (о совместной деятельности) от 28.12.2000 г. и дополнительные к нему соглашения от 20.02.2002 г., от 06.06.2002 г., от 14.10.2004 г., от 07.12.2004 г. и от 14.12.2004 г.
Данный документ и приложения к нему представлены представителем инспекции, однако судом он не исследовался и не нашел отражения в решении суда первой инстанции.
Из вышеизложенного следует, что документы, представленные инспекцией, не подвергались правовой оценке, и решение суда первой инстанции основано только на изучении документов, представленных представителем ГНУ ВНИИТТИ, что противоречит принципу непосредственности судебного разбирательства, предусмотренного ст. 10 АПК РФ, в соответствии с которым арбитражный суд при разбирательстве дела обязан непосредственно исследовать все доказательства по делу.
Вывод суда о том, что земельный участок не передавался на платной основе ООО "МТ ВПИК" не соответствует действительности.
ООО МТ "ВПИК" являясь коммерческой организаций и осуществляя предпринимательскую деятельность с целью извлечения дохода было заинтересовано в заключении договора простого товарищества на строительство данного жилого комплекса на федеральных землях без оформления земельного участка на период строительства в аренду.
С учетом приведенных доводов, не верен вывод суда о том, что ГНУ ВНИИТТИ имело право на льготу, в связи с тем, что данный земельный участок не передавался в платное пользование.
Налогоплательщик отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом (почтовое уведомление N 36040).
Заинтересованное лицо не возражало рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие заявителя по имеющимся в материалах дела документам.
При таких обстоятельствах судебное заседание проводится в соответствии со ст. 156 АПК РФ без участия заявителя, надлежащим образом уведомленного о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в материалах дела документам.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, инспекция провела выездную проверку учреждения по вопросам соблюдения налогового законодательства, полноты и своевременности уплаты налогов (сборов) и других обязательных платежей, в том числе налога на добавленную стоимость за период с 01.01.03 по 30.09.06, налога на прибыль, налога на имущество, налога на землю - с 01.01.03 по 31.12.05, по результатам которой составила акт от 04.12.07 N 17-19/1630.
Решением от 29.12.07 N 17-19/1676 обществу доначислено, в частности, 1689205 руб. налога на добавленную стоимость, 865547 руб. пени, 203250 руб. штрафа, 1606071 руб. налога на прибыль, 893701 руб. пени, 244859 руб. штрафа, 152029 руб. налога на имущество, 80426 руб. пени, 30405 руб. штрафа, 1694736 руб. налога на землю, 804866 руб. пени, 134052 руб. штрафа.
Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения в этой части недействительным.
При новом рассмотрении, принимая оспариваемый судебный акт, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона от 11.10.91 N 01738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования (статья 3 указанного Закона).
Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" с 01.01.05 введена в действие глава 31 Налогового кодекса Российской Федерации "Земельный налог".
В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ при принятии представительными органами муниципальных образований нормативных правовых актов (законов) о введении в действие с 01.01.05 согласно главе 31 Налогового кодекса Российской Федерации земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований Закон от 11.10.91 N 1738-1, за исключением статьи 25, не применяется.
Земельный налог на территории г. Краснодара с 01.01.05 в действие в определенном Федеральным законом от 29.11.04 N 141-ФЗ и статьей 387 Налогового кодекса Российской Федерации порядке не вводился. Таким образом, на территории г. Краснодара исчисление и уплата земельного налога, представление налоговой декларации в 2005 году осуществлялись на основании Закона от 11.10.1991 N 1738-1.
Из содержания пункта 11 статьи 12 Закона от 11.10.1991 N 1738-1 следует, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что постановлением главы администрации г. Краснодара от 04.07.1996 N 990 "О предоставлении научно-производственному объединению по табаку, махорке и табачным изделиям земельного участка в г. Краснодаре" учреждению был предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 33 гектара (акт на право пользования землей от 11.07.1996 серия КК-2 N 401001581).
Постановлением главы администрации г. Краснодара от 09.04.2003 N 665 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Московская, 42 в Прикубанском административном округе г. Краснодара" утвержден проект границ земельного участка площадью 46868 кв. м по ул. Московская. 42 под строительство многоквартирных домов.
Учреждение и ООО "МТ "ВПИК" заключили договор генерального строительного подряда от 06.12.02 N 8 и дополнительное соглашение от 24.12.2002 на строительство шести 14-этажных 196-квартирных жилых домов и капитальных гаражей. В соответствии с этим договором генеральному подрядчику перешли все функции, связанные со строительством. Доля заказчика определена в размере 10% от общей площади строящихся объектов.
Являясь плательщиком земельного налога, учреждение в 2003 - 2005 годах в отношении земельного участка площадью 46 868 кв. м, используемого под застройку многоквартирных жилых домов, заявляло льготу по уплате налога, предусмотренную пунктом 11 статьи 12 Закона от 11.10.91 N 01738-1.
Учреждение является научно-исследовательским учреждением Российской академии сельскохозяйственных наук и ему выдан государственный акт на право пользования землей от 11.07.96 серии КК-2 N 401001581.
С учетом названных правовых норм, устава учреждения суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии у учреждения права применения льготы по земельному налогу в 2003-2005 годах в силу статьи 12 Закона от 11.10.91 N 1738-1.
Статьей 12 Закона от 11.10.91 N 01738-1 установлено, что с юридических лиц и граждан, освобожденных от уплаты земельного налога, при передаче ими земельных участков в аренду (пользование) взимается земельный налог с площади, переданной в аренду (пользование).
В апелляционной жалобе инспекция указывает, что в соответствии с условиями договора простого товарищества от 28.12.2000 (т. 3 л.д. 124-127) земельный участок под строительство предоставлялся учреждением ООО МТ "ВПИК" на возмездной основе. У учреждения возникла обязанность по оплате пользования землей, переданной ООО МТ "ВПИК" на период строительства, а льгота может быть предоставлена институту только в пределах 10%. Инспекция полагает, что земельные участки, выделенные для строительства жилых домов, до момента окончания строительства и приема в эксплуатацию жилого дома подлежат налогообложению по полной ставке налога в соответствии с Решением городской Думы Краснодара XXXIV заседание Думы 3 созыва от 25.04.03 N 34 п. 2 "О приведении ставок земельного налога в муниципальном образовании город Краснодар в соответствии с действующим законодательством".
Данный довод апелляционной жалобы не принимается апелляционной коллегией ввиду того, что инспекцией не представлены доказательства предоставления земельного участка на платной основе.
В суде первой инстанции учреждение указало, что квартир в построенном доме не получило, денежные средства в строительство не вкладывало.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97 N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В этой связи вывод, сделанный в акте инспекции и в оспариваемом решении от 29.12.07 N 17-19/1676 о том, что право постоянного (бессрочного) пользования участком в установленном порядке не зарегистрировано, противоречит пункту 1 статьи 6 указанного выше закона.
С целью решения социально-бытовых проблем работников учреждения, последний является застройщиком шести 14-этажных жилых домов по ул. 40 лет Победы в г. Краснодаре с согласия Россельхозакадемии.
Документы по отводу земельного участка из состава ранее выделенных земель и строительству данных домов получены институтом в установленном законом порядке, что подтверждается постановлением Главы администрации города Краснодара от 04.07.96 N 990 "О предоставлении научно-производственному объединению по табаку, махорке и табачным изделиям земельного участка в г. Краснодаре", а также постановлением главы администрации города Краснодара от 09.04.03 N 655 "Об утверждении проекта границ земельного участка по ул. Московской, 42 в Прикубанском административном округе города Краснодара", распоряжениями главы муниципального образования город Краснодар "О разрешении ГНУ ВНИИТТИ Россельхозакадемии строительства жилого дома в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара".
Земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 41 004:0109 площадью 46868 кв. м сформирован 16.05.05, что подтверждается кадастровым планом.
Не принимается апелляционной коллегией довод инспекции о том, что имела место передача учреждением генеральному подрядчику ООО МТ "ВПИК" земельного участка на платной основе на том основании, что доля заказчика составляет 10% от общей площади строящихся объектов (жилых домов и гаражей).
Из материалов дела следует, что 10% от общей площади строящихся объектов получил не институт как юридическое лицо, а работники института, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, причем не бесплатно, а с оплатой согласно заключенным договорам инвестирования.
Земельный участок площадью 46 868 кв. м ни в аренду, ни в пользование ООО МТ ВПИК или какой-либо другой организации на платной основе не передавался, что подтверждено разрешениями на строительство и разрешениями на ввод объектов в эксплуатацию, выданных институту. Доказательств обратного налоговой инспекцией не представлено.
Между тем, согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, возлагается на налоговый орган.
На основании изложенного, в 2003-2005 годах институт правомерно воспользовался льготой, предусмотренной пунктом 11 статьи 12 Закона от 11.10.91 N 1738-1 в той части, что от уплаты земельного налога освобождаются научно-исследовательские учреждения Российской академии сельскохозяйственных наук независимо от целевого использования земельного участка. Площадь земельного участка, не подлежащего налогообложению, составляет 325 924 кв. м.
В соответствии со статьей 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 настоящего Кодекса.
Судом первой инстанции установлено, что учреждение никогда не отказывалось от принадлежащего ему на праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком площадью 46 868 кв. м. Судебных решений о принудительном прекращении права на какой-либо земельный участок также нет. Согласно абзацу 3 статьи 47 Устава Россельхозакадемии любые изменения в землепользовании научно-исследовательских учреждений, опытно-производственных хозяйств и других предприятий могут быть произведены только с согласия Россельхозакадемии.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что поскольку земельный участок с кадастровым номером 23:43:01 41 004:0109 площадью 46 868 кв. м, поставлен на кадастровый учет 16 мая 2005 года, зарегистрирован в регистрационной службе 02.05.07, вывод налоговой инспекции о передаче его в платное пользование ООО МТ "ВПИК" в 2003-2005 годах является несостоятельным, а доначисление земельного налога в сумме 1 694 736 руб., соответствующего штрафа и пени неправомерным.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются апелляционной коллегией как не соответствующие фактическим обстоятельствам, установленным судом первой инстанции, так и не основанным на нормах налогового законодательства.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2009 г. по делу N А32-9468/2008-34/179-09-59/257 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
А.В.ГИДАНКИНА
Судьи
И.Г.ВИНОКУР
Н.В.ШИМБАРЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)