Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.11.2008 ПО ДЕЛУ N А72-2642/08-11/175

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 ноября 2008 г. по делу N А72-2642/08-11/175


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт", с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2008 по делу N А72-2642/08-11/175,
по заявлению открытого акционерного общества "Ульяновсккурорт", с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области, город Ульяновск,
третьи лица - прокуратура Ульяновского района Ульяновской области, р.п. Ишеевка Ульяновской области, муниципальное унитарное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство "Ундоровское", с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области,
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,

установил:

открытое акционерное общество "Ульяновсккурорт" обратилось Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Ульяновской области о признании незаконным и отмене постановления от 11.04.2008 N 291/08 о привлечении к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации) за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Решением арбитражного суда от 02.09.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с судебным решением, ОАО "Ульяновсккурорт" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, заявленные требования удовлетворить. Указывает, что общество не является исполнителем коммунальных услуг в отношении жителей жилого дома. Договор на подачу тепловой энергии был заключен им не с жителями жилого дома, а с МУП ЖКХ "Ундоровское", которое и является лицом, оказывающим коммунальные услуги. Поэтому заявитель не может быть субъектом вменяемого ему правонарушения.
Проверив законность обжалуемого судебного акта, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, судебная коллегия считает решение арбитражного суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, между заявителем и МУП ЖКХ "Ундоровское" заключен договор N 48 от 01.01.2008 на пользование тепловой энергией в горячей воде. Согласно пункту 1.1. Договора заявитель, выступая в качестве энергоснабжающей организации, принял на себя обязательство по подаче через присоединенную сеть тепловой энергии в горячей воде в жилой дом N 4 по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, санаторий имени В.И.Ленина до границ балансовой эксплуатационной принадлежности тепловых сетей. Границы балансовой принадлежности определены в приложениях к договору, при этом тепловые сети и коммуникации в жилом доме, начиная от границы раздела принадлежности, находятся в ведении МУП ЖКХ "Ундоровское".
Аналогичные договоры заключались между сторонами в 2006, 2007 годах.
В свою очередь, МУП "ЖКХ "Ундоровское", имея в ведении жилой фонд, в том числе спорный жилой дом, заключило договоры с собственниками квартир в указанном жилом доме на обслуживание квартир, в том числе на оказание коммунальных услуг с взиманием платы за их оказание.
Из-за наличия у МУП ЖКХ "Ундоровское" задолженности за поданную заявителем тепловую энергию, заявитель 17.03.2008 прекратил подачу тепловой энергии в виде горячей воды в упомянутый жилой дом N 4, отключив горячую воду в подвале жилого дома, то есть за границами своей балансовой принадлежности.
В связи с жалобами жильцов дома прокурором Ульяновского района Ульяновской области была проведена проверка использования, сохранности и содержания жилищного фонда, качества предоставления населению жилищно-коммунальных услуг в целях осуществления контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан и государства. Проверкой установлено, что в период с 17.03.2008 по 26.03.2008 в указанном доме открытым акционерным обществом "Ульяновсккурорт" была прекращена подача тепловой энергии в виде горячей воды. В результате этого без водоснабжения осталось 286 человек.
По данному факту прокурором Ульяновского района Ульяновской области в отношении заявителя вынесено постановление от 26.03.2008 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП Российской Федерации.
Постановлением Государственной Жилищной инспекции Ульяновской области от 11.04.2008 N 291/08 заявитель привлечен к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Вступившим в законную силу решением Ульяновского районного суда Ульяновской области от 22.05.2008 действия ОАО "Ульяновсккурорт" по прекращению подачи тепловой энергии в виде горячего водоснабжения признаны незаконными. Указанным решением установлено, что в собственности заявителя имеется гидротехническое сооружение - водовод "с. Ростоки-Ундоровская курортная зона", с помощью которого производится подача воды потребителям. При оказании услуг по горячему водоснабжению холодная вода подогревается в котельной, принадлежащей на праве собственности ОАО "Ульяновсккурорт", и подается потребителям, в том числе жителям жилого дома N 4 согласно договорам, заключенным между ОАО Ульяновскэнерго" и МУП ЖКХ "Ундоровское". Решением суда также установлено, что 96% жителей указанного жилого дома являются добросовестными плательщиками коммунальных услуг, в том числе за подачу тепловой энергии в горячей воде, осуществляемой ОАО "Ульяновсккурорт".
В силу части 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установленные судом общей юрисдикции обстоятельства при рассмотрении другого гражданского дела обязательны для арбитражного суда и не подлежат дальнейшему доказыванию.
Оценив сложившуюся систему взаимоотношений между заявителем, МУП ЖКХ "Ундоровское" и жильцами жилого дома N 4, то, что заявитель является энергоснабжающей организацией и имеет в собственности для обеспечения энергоснабжающей деятельности объекты инженерной инфраструктуры (водовод и котельную для подогрева воды), а МУП ЖКХ "Ундоровское" в силу заключенных с жильцами дома N 4 договоров на оказание коммунальных услуг обеспечивает взимание платы с жильцов за подачу заявителем тепловой энергии, условия договора N 48, целью которого является подача заявителем тепловой энергии жильцам дома N 4, судом сделан правильный вывод, что МУП ЖКХ "Ундоровское" и заявитель осуществляют совместную деятельность по обеспечению тепловой энергией жильцов дома N 4. При этом заявитель, несмотря на отсутствие прямых договоров с жильцами дому N 4, является соисполнителем предоставления коммунальных услуг энергоснабжения (подача тепловой энергии в виде горячей воды) жильцам дома N 4, которые являются потребителями данной услуги.
Арбитражным судом с учетом обстоятельств дела и положений статей 539, 540, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации сделан правомерный вывод о нарушении как порядка прекращения подачи воды, так и законных прав граждан.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.1998 N 1 утвержден Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 3, 4 и 6 Порядка при неоплате организацией-потребителем поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов за один период платежа, установленный договором, энергоснабжающая или газоснабжающая организация предупреждает организацию-потребителя, что в случае неуплаты задолженности до истечения второго периода платежа может быть ограничена подача (потребление) соответствующих топливно-энергетических ресурсов.
При задержке платежей сверх установленного в предупреждении срока энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе ввести ограничение подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов до уровня аварийной брони, если иное не предусмотрено договором. При введении указанного ограничения энергоснабжающая или газоснабжающая организация извещает об этом организацию-потребителя за сутки до введения ограничения.
Если по истечении пяти дней со дня введения ограничения подачи (потребления) топливно-энергетических ресурсов организацией-потребителем не будет погашена образовавшаяся задолженность, то энергоснабжающая или газоснабжающая организация вправе прекратить полностью подачу топливно-энергетических ресурсов до полного погашения задолженности, если иное не предусмотрено договором или дополнительным соглашением сторон, за исключением случаев, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В указанный срок организация-потребитель обязана погасить имеющуюся задолженность или принять меры к безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с прекращением подачи топливно-энергетических ресурсов.
Энергоснабжающая или газоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации-потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
В случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации Постановлением от 23.05.2006 N 307 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила).
Согласно абзацу 2 пункта 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должны быть обеспечены бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю, а в силу пункта "а" статьи 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
В рассматриваемом случае заявитель, в одностороннем порядке отключив подачу тепловой энергии являвшимся добросовестными плательщиками жильцам дома N 4, нарушил указанные выше нормы законодательства.
Кроме того, как установлено судом, заявителем не представлено надлежащих доказательств уведомления МУП ЖКХ "Ундоровское" о прекращении подачи тепловой энергии в соответствии с пунктом 4 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованным ими) топливно-энергетических ресурсов, в связи с чем нарушен установленный законодательством порядок прекращения подачи тепловой энергии.
Суд обоснованно не принял ссылку заявителя на наличие у МУП ЖКХ "Ундоровское" задолженности за оплату теплоэнергии в качестве законного основания для прекращения подачи тепловой энергии в жилой дом N 4. Применяя такую меру воздействия, как прекращение подачи тепловой энергии, заявитель был обязан исключить нарушение прав граждан - добросовестных плательщиков, являвшихся потребителем услуги. Заявитель был вправе принять меры судебного порядка по взысканию задолженности с применением соответствующих санкций и пени.
При указанных обстоятельствах выводы арбитражного суда о правомерном привлечении заявителя к административной ответственности по статье 7.23 КоАП Российской Федерации, судебная коллегия считает соответствующими нормам права и материалам дела.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения арбитражного суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, уплаченная подателем кассационной жалобы государственная пошлина подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02.09.2008 по делу N А72-2642/08-11/175 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Выдать открытому акционерному обществу "Ульяновсккурорт", с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области справку на возврат государственной пошлины в сумме 1 000 рублей, уплаченной по платежному поручению N 6804 от 26.09.2008.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)