Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Серебряный ручей", г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской обл. от 30 сентября 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-3376/2009,
Общество с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа", (далее - ООО "Брянскрегионгаз"), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей", (далее - ЖСК "Серебряный ручей"), о взыскании 208142 руб. 78 коп. долга (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.09.2009 иск удовлетворен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ЖСК "Серебряный ручей" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 30.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 отменить, в иске отказать.
В судебном заседании представитель ЖСК "Серебряный ручей" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ООО "Брянскрегионгаз" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, арбитражный кассационный суд считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, в иске отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Брянскрегионгаз" (поставщик) и ЖСК "Серебряный ручей" (покупатель) заключен договор поставки газа N 07-5-20955 от 01.02.2009 (с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009), согласно которому поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации (ГРО) по газопроводам, принадлежащим ГРО до границ трубопроводов, из которых отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения) с 01.02.2009 г. по 31.12.2012 г., а покупатель - принимать газ и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах.
Согласно Таблице N 1 "Распределение объемов поставки по периодам поставки и их назначение" договорной объем поставки газа в 2009 г. составляет 543 (тыс. н. куб. м). В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны две крышные котельные (ж.д. г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58, корп. 1 и корп. 3).
Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ складывается из оптовой цены на соответствующий период поставки, установленной Правительством Российской Федерации на 2009, тарифной ставки на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что в результате приобретения ЖСК "Серебряный ручей" газа для принадлежащих ему крышных котельных жильцы домов ЖСК "Серебряный ручей" в качестве коммунальной услуги потребляют не газ, а тепловую энергию, и соответственно, ЖСК "Серебряный ручей" в этом случае исполняет в отношении них функции ресурсоснабжающей организации, а значит, в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должен приобретать коммунальные ресурсы (природный газ) для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения по ценам для промышленных потребителей.
Поскольку предъявленные ответчику счета-фактуры за фактически отобранный газ за февраль и март 2009 по ценам для промышленных потребителей оплачивались последним по тарифам, установленным для населения, в результате чего у ответчика сложилась задолженность в сумме 208142 руб. 78 коп., ООО "Брянскрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд, руководствуясь методическими указаниями, утвержденными Приказами Федеральной службы по тарифам России N 194-э/12 от 23.11.2004, N 172-э/4 и N 173-э/5 от 17.09.2008, N 239-э/23 от 06.11.2008 (с изменениями от 24.12.2008 г.), N 413-э/11 от 24.12.2008, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000, исходил из того, что в случае поставки газа для использования крышными котельными ЖСК розничные цены на газ, установленные для населения, применяться не могут, а подлежат применению оптовые регулируемые цены на газ.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод не основан на законе.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается сторонами, поставляемый по договору N 07-5-20955 от 01.02.2009 газ используется ответчиком в качестве топлива для двух крышных котельных, производящих тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58 корп. 1 и корп. 3 и находящихся на обслуживании ЖСК "Серебряный ручей".
В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ЖСК для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть члены ЖСК, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным и согласно п. 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-строительным кооперативам для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Выводы арбитражного суда, со ссылкой на Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России N 194-э/12 от 23.11.2004, о том, что при наличии крышной котельной, используемой для центрального отопления, розничные цены для населения не подлежат применению, а расчет должен производиться по оптовым ценам на газ (п. п. 3, 4), арбитражным кассационным судом признаются неправомерными по следующим основаниям.
Согласно п. 6.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам России вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Между тем, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ЖСК отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ЖСК подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
Кроме того, исходя из буквального толкования п. п. 3, 4 вышеназванных методических указаний, они регулируют вопросы ценообразования при поставке газа для централизованного отопления. ЖСК "Серебряный ручей" не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115. Каждая крышная котельная из двух эксплуатируемых истцом, используется для теплоснабжения только одного дома и не может быть отнесена к объектам систем центрального отопления. Отсутствуют в деле и доказательства использования указанного оборудования в коммерческих целях.
Кроме того, из содержания п. 18 Правил N 307 следует, что приготовление горячей воды и теплоснабжение жилого дома с использованием автономной тепловой установки рассматривается законодателем как теплоснабжение в отсутствие централизованного отопления.
Поэтому вывод арбитражного суда о том, что в обслуживаемых ЖСК жилых домах N 58 корпус 1, 2 по ул. Ромашина г. Брянска имеется централизованное отопление, противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, и требованиям законодательства.
Также следует отметить, что пункты 3, 4 должны толковаться в совокупности с п. 6 указанных методических указаний, согласно которым розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа (в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены); прочие цели.
Таким образом, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.
По этим же основаниям, подлежат отклонению ссылки суда на методические указания, утвержденные Приказами Федеральной службы по тарифам России N 172-э/4 и N 173-э/5 от 17.09.2008, N 239-э/23 от 06.11.2008 (с изменениями от 24.12.2008), N 413-э/11 от 24.12.2008.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).
Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В силу п. 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Так как условия договора сторон о применении в расчетах за газ оптовой цены, установленной Федеральной службы по тарифам России на соответствующий период для промышленных предприятий, противоречит вышеуказанному законодательству в области государственного регулирования цен, данные условия в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными и не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью. Поэтому ссылка арбитражного суда на согласование сторонами цены газа в договоре является неправомерной.
Учитывая вышеизложенное, вывод арбитражного суда о том, что в случае приобретения ЖСК "Серебряный ручей" газа для использования крышными котельными обслуживаемых им жилых домов розничная цена на газ, установленная для населения, применяться не может, а подлежит применению оптовая цена, не основан на законе.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Постановлением Правления комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 27.12.2008 N 18/1-г "О розничных ценах на газ природный, реализуемый населению на 2009 год" установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, в том числе дифференцированные по разным направлениям использования.
Поскольку арбитражным судом установлено и сторонами не оспаривается, что стоимость поставленного истцом в спорный период газа, рассчитанная по тарифам, установленным вышеуказанным постановлением для населения, ответчиком оплачена в полном объеме, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В связи с этим, арбитражный кассационный суд считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и в иске отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы по делу относятся на истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1, п. 2, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решение Арбитражного суда Брянской обл. от 30 сентября 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-3376/2009 отменить и в удовлетворении исковых требований ООО "Брянская региональная компания по реализации газа" к Жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей" о взыскании 208142 руб. 78 коп. отказать.
Взыскать с ООО "Брянскрегионгаз" в пользу ЖСК "Серебряный ручей" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационных жалоб.
Взыскать с ООО "Брянскрегионгаз" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 24.03.2010 N Ф10-721/10 ПО ДЕЛУ N А09-3376/2009
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2010 г. N Ф10-721/10
Дело N А09-3376/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 23.03.2010 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.03.2010 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Жилищно-строительного кооператива "Серебряный ручей", г. Брянск, на решение Арбитражного суда Брянской обл. от 30 сентября 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-3376/2009,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Брянская региональная компания по реализации газа", (далее - ООО "Брянскрегионгаз"), обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей", (далее - ЖСК "Серебряный ручей"), о взыскании 208142 руб. 78 коп. долга (с учетом уточнения иска в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет государственного регулирования тарифов Брянской области.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 30.09.2009 иск удовлетворен.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, ЖСК "Серебряный ручей" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Брянской области от 30.09.2009 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2009 отменить, в иске отказать.
В судебном заседании представитель ЖСК "Серебряный ручей" поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель ООО "Брянскрегионгаз" доводы кассационной жалобы не признал, считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Представитель Комитета государственного регулирования тарифов Брянской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы и отзывов на нее, арбитражный кассационный суд считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить, в иске отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ООО "Брянскрегионгаз" (поставщик) и ЖСК "Серебряный ручей" (покупатель) заключен договор поставки газа N 07-5-20955 от 01.02.2009 (с протоколом согласования разногласий от 24.03.2009), согласно которому поставщик обязался поставлять газ и обеспечивать его транспортировку силами газораспределительной организации (ГРО) по газопроводам, принадлежащим ГРО до границ трубопроводов, из которых отбирает газ покупатель (по каждому конечному потребителю исходя из объемов газа по отдельным точкам подключения) с 01.02.2009 г. по 31.12.2012 г., а покупатель - принимать газ и нести затраты за услуги по транспортировке, снабженческо-сбытовым услугам и оплачивать газ в согласованных объемах.
Согласно Таблице N 1 "Распределение объемов поставки по периодам поставки и их назначение" договорной объем поставки газа в 2009 г. составляет 543 (тыс. н. куб. м). В таблице о потреблении газа по точкам подключения конечных потребителей к распределительным сетям указаны две крышные котельные (ж.д. г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58, корп. 1 и корп. 3).
Пунктом 5.1 договора стороны согласовали, что цена на газ складывается из оптовой цены на соответствующий период поставки, установленной Правительством Российской Федерации на 2009, тарифной ставки на услуги по транспортировке газа и платы за снабженческо-сбытовые услуги.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на то, что в результате приобретения ЖСК "Серебряный ручей" газа для принадлежащих ему крышных котельных жильцы домов ЖСК "Серебряный ручей" в качестве коммунальной услуги потребляют не газ, а тепловую энергию, и соответственно, ЖСК "Серебряный ручей" в этом случае исполняет в отношении них функции ресурсоснабжающей организации, а значит, в соответствии с пунктом 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, должен приобретать коммунальные ресурсы (природный газ) для выработки тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения по ценам для промышленных потребителей.
Поскольку предъявленные ответчику счета-фактуры за фактически отобранный газ за февраль и март 2009 по ценам для промышленных потребителей оплачивались последним по тарифам, установленным для населения, в результате чего у ответчика сложилась задолженность в сумме 208142 руб. 78 коп., ООО "Брянскрегионгаз" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражный суд, руководствуясь методическими указаниями, утвержденными Приказами Федеральной службы по тарифам России N 194-э/12 от 23.11.2004, N 172-э/4 и N 173-э/5 от 17.09.2008, N 239-э/23 от 06.11.2008 (с изменениями от 24.12.2008 г.), N 413-э/11 от 24.12.2008, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006, Правилами поставки газа в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998, Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000, исходил из того, что в случае поставки газа для использования крышными котельными ЖСК розничные цены на газ, установленные для населения, применяться не могут, а подлежат применению оптовые регулируемые цены на газ.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод не основан на законе.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается сторонами, поставляемый по договору N 07-5-20955 от 01.02.2009 газ используется ответчиком в качестве топлива для двух крышных котельных, производящих тепловую энергию исключительно для нужд собственников жилых домов, расположенных по адресам: г. Брянск, ул. Ромашина, д. 58 корп. 1 и корп. 3 и находящихся на обслуживании ЖСК "Серебряный ручей".
В соответствии с п. 18 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, (далее Правила N 307), при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
По смыслу данной правовой нормы коммунальным ресурсом, закупаемым ЖСК для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения дома с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть члены ЖСК, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Согласно п. 15 Правил N 307 в случае, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной и горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В силу п. 1 ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор на поставку газа является публичным и согласно п. 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-строительным кооперативам для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом, в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
Выводы арбитражного суда, со ссылкой на Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, утвержденных Приказом ФСТ России N 194-э/12 от 23.11.2004, о том, что при наличии крышной котельной, используемой для центрального отопления, розничные цены для населения не подлежат применению, а расчет должен производиться по оптовым ценам на газ (п. п. 3, 4), арбитражным кассационным судом признаются неправомерными по следующим основаниям.
Согласно п. 6.13 Положения о Федеральной службе по тарифам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Федеральная служба по тарифам России вправе давать разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции службы.
Между тем, Жилищным кодексом Российской Федерации, а также специальными Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд гражданам, при заключении аналогичных договоров с ресурсоснабжающими организациями ЖСК отнесено к категории потребителей - население. Соответственно, к ЖСК подлежат применению тарифы, утвержденные для населения, а не для юридических лиц.
Кроме того, исходя из буквального толкования п. п. 3, 4 вышеназванных методических указаний, они регулируют вопросы ценообразования при поставке газа для централизованного отопления. ЖСК "Серебряный ручей" не имеет центрального теплового пункта, предназначенного для присоединения систем теплопотребления двух и более зданий, как это предусмотрено Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными Приказом Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115. Каждая крышная котельная из двух эксплуатируемых истцом, используется для теплоснабжения только одного дома и не может быть отнесена к объектам систем центрального отопления. Отсутствуют в деле и доказательства использования указанного оборудования в коммерческих целях.
Кроме того, из содержания п. 18 Правил N 307 следует, что приготовление горячей воды и теплоснабжение жилого дома с использованием автономной тепловой установки рассматривается законодателем как теплоснабжение в отсутствие централизованного отопления.
Поэтому вывод арбитражного суда о том, что в обслуживаемых ЖСК жилых домах N 58 корпус 1, 2 по ул. Ромашина г. Брянска имеется централизованное отопление, противоречит фактическим обстоятельствам, установленным судом, и требованиям законодательства.
Также следует отметить, что пункты 3, 4 должны толковаться в совокупности с п. 6 указанных методических указаний, согласно которым розничные цены могут устанавливаться отдельно по следующим направлениям потребления газа: на приготовление пищи и горячее водоснабжение (подогрев воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения); на отопление жилых помещений, потребление газа при наличии приборов учета расхода газа (в случае использования для учета объема потребления газа одного прибора учета при одновременном использовании газа по нескольким направлениям его потребления, для которых устанавливаются различные розничные цены); прочие цели.
Таким образом, методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению, содержат методику формирования розничных цен на газ для населения, как на цели приготовления пищи, так и на цели отопления и горячего водоснабжения (при отсутствии централизованного тепло- и водоснабжения) с использованием автономной системы отопления.
По этим же основаниям, подлежат отклонению ссылки суда на методические указания, утвержденные Приказами Федеральной службы по тарифам России N 172-э/4 и N 173-э/5 от 17.09.2008, N 239-э/23 от 06.11.2008 (с изменениями от 24.12.2008), N 413-э/11 от 24.12.2008.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5); для заключения договора заинтересованное физическое или юридическое лицо (далее - заявитель) направляет оферту в письменной форме газоснабжающей организации, осуществляющей деятельность по поставке газа на территории муниципального образования, где расположено помещение, газоснабжение которого необходимо обеспечить (п. 7); оферта должна содержать помимо сведений о заявителе, необходимых для заключения договора, следующие сведения: а) тип помещения, газоснабжение которого необходимо обеспечить (многоквартирный дом, жилой дом, надворные постройки индивидуального домовладения), б) виды потребления газа (приготовление пищи, отопление, в том числе нежилых помещений, подогрев воды, приготовление кормов для животных), е) состав газоиспользующего оборудования (при наличии), г) размер (объем, площадь) жилых и нежилых отапливаемых помещений и т.д. (п. 8); нормы потребления газа устанавливаются по следующим видам потребления: а) приготовление пищи, б) нагрев горячей воды при отсутствии централизованного горячего водоснабжения (с использованием газового водонагревателя, а при его отсутствии - с использованием газовой плиты), в) отопление жилых помещений в многоквартирных домах, жилых помещений и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием, в жилых домах, г) отопление нежилых помещений в многоквартирных домах и помещений в надворных постройках индивидуальных домовладений (п. 33).
Согласно п. 15 Правил N 549 в договоре указывается розничная цена газа для населения, установленная уполномоченным органом по регулированию тарифов на газ.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57, определено, что при заключении договоров ТСЖ, ЖСК действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
В силу п. 29 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 162 от 05.02.1998 цены на газ и тарифы на его транспортировку указываются в соответствующих договорах в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Так как условия договора сторон о применении в расчетах за газ оптовой цены, установленной Федеральной службы по тарифам России на соответствующий период для промышленных предприятий, противоречит вышеуказанному законодательству в области государственного регулирования цен, данные условия в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации являются ничтожными и не влекут юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с их недействительностью. Поэтому ссылка арбитражного суда на согласование сторонами цены газа в договоре является неправомерной.
Учитывая вышеизложенное, вывод арбитражного суда о том, что в случае приобретения ЖСК "Серебряный ручей" газа для использования крышными котельными обслуживаемых им жилых домов розничная цена на газ, установленная для населения, применяться не может, а подлежит применению оптовая цена, не основан на законе.
В соответствии с требованиями действующего законодательства Постановлением Правления комитета государственного регулирования тарифов Брянской области от 27.12.2008 N 18/1-г "О розничных ценах на газ природный, реализуемый населению на 2009 год" установлены розничные цены на природный газ, реализуемый населению, в том числе дифференцированные по разным направлениям использования.
Поскольку арбитражным судом установлено и сторонами не оспаривается, что стоимость поставленного истцом в спорный период газа, рассчитанная по тарифам, установленным вышеуказанным постановлением для населения, ответчиком оплачена в полном объеме, основания для удовлетворения исковых требований отсутствуют.
В связи с этим, арбитражный кассационный суд считает необходимым обжалуемые судебные акты отменить и в иске отказать.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поэтому судебные расходы по делу относятся на истца в полном объеме.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1, п. 2, ст. 288 ч. 1 - 3, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской обл. от 30 сентября 2009 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 25 декабря 2009 г. по делу N А09-3376/2009 отменить и в удовлетворении исковых требований ООО "Брянская региональная компания по реализации газа" к Жилищно-строительному кооперативу "Серебряный ручей" о взыскании 208142 руб. 78 коп. отказать.
Взыскать с ООО "Брянскрегионгаз" в пользу ЖСК "Серебряный ручей" 2000 руб. в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной и кассационных жалоб.
Взыскать с ООО "Брянскрегионгаз" в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)