Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.,
Судей Семикиной О.Н., Смирнова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уткиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2012 г.
по делу N А40-131159/11-159-1146, принятое судьей Константиновской Н.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (ОГРН 1095005002003, 140202, г. Воскресенск, Московская ул., д. 1)
к 1) Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, 127018, г. Москва, Октябрьская ул., д. 26)
2) Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Муконин С.И., ген. директор на основании приказа N 1 от 30.12.2009 г.;
- от ответчиков: не явились, извещены;
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья в сумме 1.001.609,62 руб., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскании указанных денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации.
Истец мотивирует свои требования тем, что ответчик, как собственник жилых помещений в многоквартирном доме, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В частности заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истец не является исполнителем коммунальных услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда. Ссылается, что истцом не выставлялись счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Полагает, что с 01.01.2011 г. собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (продавец) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) были заключены государственные контракты N 120110/1 от 12.01.2010 г., N 190410/4 от 19.04.2010 г., N 210410/2 от 21.04.2010 г. купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 государственных контрактов продавец обязуется передать в собственность Российской Федерации в лице государственного заказчика квартиры, указанные в Приложении N 1 к контрактам, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить имущество.
В рамках данных государственных контрактов Министерством обороны Российской Федерации были приобретены 29 квартир по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Профсоюзная, д. 25, а также 84 квартир по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Рабочая, д. 12А.
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" на основании протоколов общих собраний собственников жилых помещений от 28.06.2010 г. и от 31.08.2010 г. является управляющей организацией многоквартирных домов по указанным выше адресам.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (исполнитель) и Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию квартир заказчика и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанным выше адресам, а также предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По условиям пунктов 3.1.1 и 4.4 договора, до заселения нанимателей квартир заказчик обязался своевременно в установленные сроки оплачивать предоставленные по договору услуги и возмещать расходы, связанные с исполнением договора, соразмерно доле занимаемых помещений до 15 числа месяца, следующего за расчетным по ставкам и тарифам, установленным на территории нахождения многоквартирного дома.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает образовавшуюся у ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с августа по октябрь 2011 года в общей сумме 1.001.609,62 руб.
Факт оказания управляющей компанией коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда подтверждается представленными в материалы дела счетами, счетами-фактурами, актами (л.д. 64 - 112).
Размер задолженности ответчика документально подтвержден.
Ответчик расчет не оспорил, контррасчет не представил.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено ст. 249 ГК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
В рассматриваемом случае Приказами Министерства обороны России от 09.12.2010 г. N 1718, от 02.12.2010 г. N 1644 спорные квартиры были закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны России от 17.12.2010 г. N 1871, Федеральное государственное учреждение "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (выписка из ЕГРЮЛ от 24.10.2011 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082. названное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В соответствии с пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министр Министерства обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Министерство обороны Российской Федерации субсидиарной ответственности в случае неисполнения обязательства по оплате задолженности основным должником соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнителями работ и услуг по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию казарменно-жилищного фонда являются Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" на основании государственного контракта N 1-ТХ от 21.07.2010 г. и Открытое акционерное общество "Славянка" на основании государственного контракта N 1-КЖФ от 21.07.2010 г., отклоняются апелляционным судом, поскольку документально не подтверждены. Доказательств фактического оказание данными организациями коммунальных и эксплуатационных услуг в отношении спорного жилого фонда ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено и из материалов дела не усматривается.
Ссылки апелляционной жалобы на отсутствие у ответчика обязанности по оплате жилищно-эксплуатационных услуг по причине не получения им платежных документов - счетов на оплату, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами направления и вручения счетов ответчику.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 120 ГК РФ с 01.01.2011 г. внесены изменения, согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно п. 12 ст. 33 названного Федерального закона, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011
В данном случае Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации создано до внесения вышеуказанных изменений в форме некоммерческого учреждения, по обязательствам которого собственник по нормам действовавшего на тот момент законодательства нес субсидиарную ответственность.
В силу п. 13 ст. 33 названного Федерального закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 г. по 01.07.2012 г.
Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Доказательств того, что Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменило в установленном порядке тип учреждения, материалы дела не содержат.
Следовательно, до внесения изменений в Устав и приведения организационно-правовой формы учреждения в соответствие с новой редакцией п. 2 ст. 120 ГК РФ оснований считать, что Министерство обороны Российской Федерации не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения не имеется.
Данный вывод суда подтверждается судебно-арбитражной практикой, в части постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2012 г. N Ф09-1912/12 по делу N А60-22229/2011.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 18.05.2012 N 09АП-11515/2012-ГК ПО ДЕЛУ N А40-131159/11-159-146
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2012 г. N 09АП-11515/2012-ГК
Дело N А40-131159/11-159-146
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2012 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи Сазоновой Е.А.,
Судей Семикиной О.Н., Смирнова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Уткиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства обороны Российской Федерации
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.02.2012 г.
по делу N А40-131159/11-159-1146, принятое судьей Константиновской Н.А.,
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (ОГРН 1095005002003, 140202, г. Воскресенск, Московская ул., д. 1)
к 1) Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (ОГРН 1037715046467, 127018, г. Москва, Октябрьская ул., д. 26)
2) Министерству обороны Российской Федерации
о взыскании задолженности,
при участии в судебном заседании:
- от истца: Муконин С.И., ген. директор на основании приказа N 1 от 30.12.2009 г.;
- от ответчиков: не явились, извещены;
- установил:
В Арбитражный суд города Москвы обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" с исковым заявлением к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании задолженности по коммунальным платежам, содержанию и ремонту жилья в сумме 1.001.609,62 руб., а при недостаточности денежных средств у учреждения взыскании указанных денежных средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства обороны Российской Федерации.
Истец мотивирует свои требования тем, что ответчик, как собственник жилых помещений в многоквартирном доме, несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Заявитель полагает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела.
В частности заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что истец не является исполнителем коммунальных услуг по обслуживанию казарменно-жилищного фонда. Ссылается, что истцом не выставлялись счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Полагает, что с 01.01.2011 г. собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Представитель истца в судебном заседании возражал против апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей ответчиков, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании материалов дела установлено, что между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (продавец) и Министерством обороны Российской Федерации (государственный заказчик) были заключены государственные контракты N 120110/1 от 12.01.2010 г., N 190410/4 от 19.04.2010 г., N 210410/2 от 21.04.2010 г. купли-продажи квартир для нужд Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1.1 государственных контрактов продавец обязуется передать в собственность Российской Федерации в лице государственного заказчика квартиры, указанные в Приложении N 1 к контрактам, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить имущество.
В рамках данных государственных контрактов Министерством обороны Российской Федерации были приобретены 29 квартир по адресу: Московская область, город Егорьевск, ул. Профсоюзная, д. 25, а также 84 квартир по адресу: Московская область, город Воскресенск, ул. Рабочая, д. 12А.
Право собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимого имущества подтверждено выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" на основании протоколов общих собраний собственников жилых помещений от 28.06.2010 г. и от 31.08.2010 г. является управляющей организацией многоквартирных домов по указанным выше адресам.
Между Обществом с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ВДСК-Сервис" (исполнитель) и Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации (заказчик) был заключен договор управления многоквартирным домом от 01.07.2010 г. N 8, по условиям которого исполнитель обязался оказывать заказчику услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию квартир заказчика и ремонту общего имущества в многоквартирном доме по указанным выше адресам, а также предоставлять коммунальные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
По условиям пунктов 3.1.1 и 4.4 договора, до заселения нанимателей квартир заказчик обязался своевременно в установленные сроки оплачивать предоставленные по договору услуги и возмещать расходы, связанные с исполнением договора, соразмерно доле занимаемых помещений до 15 числа месяца, следующего за расчетным по ставкам и тарифам, установленным на территории нахождения многоквартирного дома.
Истец в рамках настоящего дела отыскивает образовавшуюся у ответчика задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с августа по октябрь 2011 года в общей сумме 1.001.609,62 руб.
Факт оказания управляющей компанией коммунальных услуг и услуг по содержанию и текущему ремонту жилого фонда подтверждается представленными в материалы дела счетами, счетами-фактурами, актами (л.д. 64 - 112).
Размер задолженности ответчика документально подтвержден.
Ответчик расчет не оспорил, контррасчет не представил.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ, ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Как установлено ст. 249 ГК РФ, ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В силу ч. 2 ст. 153 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Таким образом, бремя содержания имущества с момента фактической передачи квартир и до их заселения нанимателям лежит на их собственнике.
В рассматриваемом случае Приказами Министерства обороны России от 09.12.2010 г. N 1718, от 02.12.2010 г. N 1644 спорные квартиры были закреплены на праве оперативного управления за Федеральным государственным учреждением "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации.
Приказом Министра обороны России от 17.12.2010 г. N 1871, Федеральное государственное учреждение "Коломенская квартирно-эксплуатационная часть района" Министерства обороны Российской Федерации реорганизована путем присоединения к Федеральному государственному учреждению "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (выписка из ЕГРЮЛ от 24.10.2011 г.).
В соответствии с п. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением этого имущества.
Согласно п. 1 ст. 399 ГК РФ, если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
В соответствии с пунктом 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082. названное Министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами.
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса РФ" при разрешении споров по искам, предъявленным кредиторами государственных учреждений в порядке субсидиарной ответственности, надлежит исходить из того, что учредителем и собственником имущества учреждения, а также надлежащим ответчиком в порядке субсидиарной ответственности является соответствующее публично-правовое образование.
В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ "Об обороне" от 31.05.1996 N 61-ФЗ имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В соответствии с пп. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министр Министерства обороны РФ является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 предусмотрено, что Министерство обороны Российской Федерации осуществляет функции по управлению имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
При таких обстоятельствах, вывод суда о возложении на Министерство обороны Российской Федерации субсидиарной ответственности в случае неисполнения обязательства по оплате задолженности основным должником соответствует требованиям действующего законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о том, что исполнителями работ и услуг по коммунальному и эксплуатационному обслуживанию казарменно-жилищного фонда являются Открытое акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" на основании государственного контракта N 1-ТХ от 21.07.2010 г. и Открытое акционерное общество "Славянка" на основании государственного контракта N 1-КЖФ от 21.07.2010 г., отклоняются апелляционным судом, поскольку документально не подтверждены. Доказательств фактического оказание данными организациями коммунальных и эксплуатационных услуг в отношении спорного жилого фонда ответчиком в нарушение ч. 1 ст. 65 АПК РФ не представлено и из материалов дела не усматривается.
Ссылки апелляционной жалобы на отсутствие у ответчика обязанности по оплате жилищно-эксплуатационных услуг по причине не получения им платежных документов - счетов на оплату, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку опровергаются представленными в материалы дела доказательствами направления и вручения счетов ответчику.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в пункт 2 статьи 120 ГК РФ с 01.01.2011 г. внесены изменения, согласно которым собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения, не принимаются во внимание судом апелляционной инстанции.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлены иные сроки вступления их в силу.
Согласно п. 12 ст. 33 названного Федерального закона, положения абзаца шестого пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения субсидиарной ответственности собственника имущества бюджетного учреждения по обязательствам такого учреждения не применяются к правоотношениям, возникшим до 1 января 2011
В данном случае Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации создано до внесения вышеуказанных изменений в форме некоммерческого учреждения, по обязательствам которого собственник по нормам действовавшего на тот момент законодательства нес субсидиарную ответственность.
В силу п. 13 ст. 33 названного Федерального закона процесс изменения правового положения бюджетных учреждений осуществляется постепенно, для этого устанавливается переходный период с 01.01.2011 г. по 01.07.2012 г.
Федеральным законом от 08.05.2010 г. N 83-ФЗ предусматривается, что в переходный период созданные новые бюджетные учреждения и казенные учреждения будут функционировать в прежнем правовом режиме бюджетных учреждений.
Изменение типа государственного или муниципального учреждения не является его реорганизацией, а данный процесс сводится лишь к изменению учредительных документов такого учреждения (п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Доказательств того, что Федеральное государственное учреждение "Центральное Территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации изменило в установленном порядке тип учреждения, материалы дела не содержат.
Следовательно, до внесения изменений в Устав и приведения организационно-правовой формы учреждения в соответствие с новой редакцией п. 2 ст. 120 ГК РФ оснований считать, что Министерство обороны Российской Федерации не несет субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения не имеется.
Данный вывод суда подтверждается судебно-арбитражной практикой, в части постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 25.04.2012 г. N Ф09-1912/12 по делу N А60-22229/2011.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
Расходы по госпошлине распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 29.02.2012 г. по делу N А40-131159/11-159-1146 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Е.А.САЗОНОВА
Е.А.САЗОНОВА
Судьи
О.Н.СЕМИКИНА
О.В.СМИРНОВ
О.Н.СЕМИКИНА
О.В.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)