Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" к Республиканской службе государственной жилищной инспекции об отмене постановления N 68/10 от 14 июля 2010 года об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Федотова Е.С. - представитель по доверенности N 194 от 28.10.2010 г.;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица - ТСЖ "Мое жилье": Мантков А.М. - председатель;
- от третьего лица - МО ГП "Селенгинское": не явился
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" (далее Общество, ООО "ЖКХ п. Селенгинск") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 68/10 от 14 июля 2010 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2009 года в заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Обжалуемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, жилищной инспекцией доказана, однако, исходя из фактических обстоятельств дела и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, суд счел возможным привлечь ООО "ЖКХ п. Селенгинск" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в минимальном размере штрафных санкций, предусмотренных данной нормой права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Общество неправомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, поскольку оно не является субъектом данного правонарушения в связи с тем, что не отвечает статусу исполнителя коммунальных услуг.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Третье лицо - ТСЖ "Мое жилье" в отзыве на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ТСЖ "Мое жилье", просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо - МО ГП "Селенгинское" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо - МО ГП "Селенгинское" в суд своих представителей не направили. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и третьего лица - ТСЖ "Мое жилье", проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ТСЖ "Мое жилье", по факту отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, мкр. Березовый, д. 34, должностными лицами жилищной инспекции, в соответствии с распоряжением N 037-р от 05.07.2010 г. проведена проверка деятельности ООО "ЖКХ п. Селенгинск" по соблюдению порядка представления услуги горячего водоснабжения гражданам.
По результатам проверки составлен Акт N 037/10-А от 7 июля 2010 года, согласно которому гражданам, проживающим в доме N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск с 17.05.2010 г. по 07.07.2010 г. вследствие неисправности участка теплотрассы, протяженностью 26 метров от теплокамеры до дома, не предоставлялась услуга горячего водоснабжения.
На основании результатов проверки, руководителем административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, составлен Протокол об административном правонарушении N 037/10-пр от 07.07.2010 г. о нарушении ООО "ЖКХ п. Селенгинск" пунктов 4, 9, 10, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, выразившееся: в не заключении договора, содержащего условия предоставления услуг горячего водоснабжения с потребителями; в не обеспечении бесперебойной круглосуточной подачи в жилые помещения услуг горячего водоснабжения; в нарушении допустимой продолжительности перерывов услуги горячего водоснабжения, отсутствия уведомлений потребителей об отключении услуги горячего водоснабжения, и совершения правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ в части нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно услугами горячего водоснабжения в течение 52 суток по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкр. Березовый, д. 34.
Постановлением жилищной инспекции от 14 июля 2010 года N 68/10, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ООО "ЖКХ п. Селенгинск" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, правильными, исходя из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Услуги по горячему водоснабжению и отоплению относятся к коммунальным услугам. При этом горячая вода и тепловая энергия являются коммунальными ресурсами.
На основании пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под горячим водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктами 9, 10 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Пунктом 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что требованием нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Согласно пункту 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Материалами дела подтверждается, и Обществом по существу не оспаривается, что 17 мая 2010 года по 7 июля 2010 года, то есть в течение 52 суток, ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не поставляло горячую воду жилой дом N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, вследствие чего был нарушен нормативный уровень (режим) обеспечения жильцов данного дома коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами, и нарушившие такой нормативный уровень (режим).
На основании пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг ООО "ЖКХ п. Селенгинск" относится к ресурсоснабжающим организациям, то есть организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (в данном случае - горячей воды и тепловой энергии).
Пунктом 8 вышеназванных Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что теплопроводные сети, с помощью которых предоставляются коммунальные услуги потребителям - жильцам дома N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск, Кабанского района Республики Бурятия, в соответствии с договор аренды муниципального имущества N 01-10/001 от 23.06.2009 г. и актом приема-передачи, переданы во временное владение и пользование ООО "ЖКХ п. Селенгинск".
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ООО "ЖКХ п. Селенгинск" является единым поставщиком коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения для потребителей п. Селенгинск Кабанского района и в частности, дома N 34 мкр. Березовый.
Из представленных в материалы дела документов следует, что причиной прекращения подачи горячей воды в жилой дом N 34, мкр. Березовый, п. Селенгинск, явилась авария на участке тепловой сети от теплового колодца N 186 до внешней границы дома, в результате износа труб в процессе длительной эксплуатации. А в соответствии с пунктам 4.2.3, 4.2.4, 4.2.9 Договора аренды муниципального имущества N 01-10/001 от 23.06.2009 г. ООО "ЖКХ п. Селенгинск" обязано соблюдать технические требования и эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, содержать переданное имущество в исправности, своевременно производить текущий ремонт.
Непосредственный отпуск горячей воды жильцам дома N 34, мкр. Березовый, п. Селенгинск и содержание теплотрассы, по которой происходит подача горячей воды, осуществляет ООО "ЖКХ п. Селенгинск", а не ТСЖ "Мое жилье", поскольку именно ООО "ЖКХ п. Селенгинск" поставляет коммунальные ресурсы и является ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Поскольку ООО "ЖКХ п. Селенгинск" является ресурсоснабжающей организацией, следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в отсутствие договора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией для представления гражданам-потребителям коммунальной услуги, с учетом своевременной оплаты потребителями коммунальных услуг, прекращение подачи горячего водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности свидетельствует о неисполнении ООО "ЖКХ п. Селенгинск" обязанности по бесперебойному (круглосуточному) водоснабжению населения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклоняется в связи со следующим.
Согласно оспариваемому постановлению ООО "ЖКХ п. Селенгинск" признано виновным в нарушении режима обеспечения коммунальными услугами потребителей своевременно производящих оплату за горячее водоснабжение.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 названного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1. Данный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Согласно пункту 4 названного Порядка энергоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Однако Обществом не представлено суду доказательств надлежащего уведомления названных лиц о прекращении подачи горячего водоснабжения с 17.05.2010 г. по 07.07.2010 г.
В соответствии с пунктом 6 названного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
На основании вышеприведенных правовых норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ТСЖ "Мое жилье" в результате действий ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не имело возможности обеспечить права добросовестных потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги (в том числе горячее водоснабжение).
Следовательно, субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является не только исполнитель коммунальных услуг, но и ресурсоснабжающая организация.
Указанное соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2009 года по делу N А78-6867/08-Ф02-1061/09 и от 10 июля 2009 года по делу N А78-6845/08).
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако они не опровергают правильных и обоснованных по существу выводов суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "ЖКХ п. Селенгинск" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, жилищная инспекция применила максимальную санкцию в размере 10000 рублей. Однако основания назначения административного штрафа в максимальном размере в постановлении об административном правонарушении не указаны. В то же время в данном постановлении зафиксировано, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ). В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
В данном случае, поскольку административным органом не были установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, у него не имелось правовых оснований налагать на Общество административный штраф в максимальном размере, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отменил Постановление жилищной инспекции N 68/10 от 14 июля 2010 года в части наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Требования третье лица - ТСЖ "Мое жилье" указанные в отзыве на апелляционную жалобу не подлежат рассмотрению в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.12.2010 ПО ДЕЛУ N А10-3104/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 декабря 2010 г. по делу N А10-3104/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д.Н. Рылова,
судей Г.Г. Ячменева, Е.В. Желтоухова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.С. Сюхунбин,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" к Республиканской службе государственной жилищной инспекции об отмене постановления N 68/10 от 14 июля 2010 года об административном правонарушении
при участии в судебном заседании представителей:
- от заявителя: Федотова Е.С. - представитель по доверенности N 194 от 28.10.2010 г.;
- от заинтересованного лица: не явился;
- от третьего лица - ТСЖ "Мое жилье": Мантков А.М. - председатель;
- от третьего лица - МО ГП "Селенгинское": не явился
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖКХ п. Селенгинск" (далее Общество, ООО "ЖКХ п. Селенгинск") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе государственной жилищной инспекции (далее административный орган, жилищная инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 68/10 от 14 июля 2010 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2009 года в заявленные Обществом требования удовлетворены частично. Обжалуемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения административного наказания в размере 5000 руб. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
Суд первой инстанции исходил из того, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, жилищной инспекцией доказана, однако, исходя из фактических обстоятельств дела и отсутствия отягчающих вину обстоятельств, суд счел возможным привлечь ООО "ЖКХ п. Селенгинск" к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ в минимальном размере штрафных санкций, предусмотренных данной нормой права.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что Общество неправомерно привлечено к административной ответственности по статье 7.23 КоАП РФ, поскольку оно не является субъектом данного правонарушения в связи с тем, что не отвечает статусу исполнителя коммунальных услуг.
Представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования удовлетворить.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения.
Третье лицо - ТСЖ "Мое жилье" в отзыве на апелляционную жалобу просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель третьего лица - ТСЖ "Мое жилье", просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо - МО ГП "Селенгинское" отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заинтересованное лицо и третье лицо - МО ГП "Селенгинское" в суд своих представителей не направили. Заинтересованное лицо заявило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, изучив материалы дела, выслушав доводы представителей заявителя и третьего лица - ТСЖ "Мое жилье", проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании заявления ТСЖ "Мое жилье", по факту отсутствия горячего водоснабжения в жилом доме, расположенном по адресу: п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, мкр. Березовый, д. 34, должностными лицами жилищной инспекции, в соответствии с распоряжением N 037-р от 05.07.2010 г. проведена проверка деятельности ООО "ЖКХ п. Селенгинск" по соблюдению порядка представления услуги горячего водоснабжения гражданам.
По результатам проверки составлен Акт N 037/10-А от 7 июля 2010 года, согласно которому гражданам, проживающим в доме N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск с 17.05.2010 г. по 07.07.2010 г. вследствие неисправности участка теплотрассы, протяженностью 26 метров от теплокамеры до дома, не предоставлялась услуга горячего водоснабжения.
На основании результатов проверки, руководителем административного органа, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте составления протокола, составлен Протокол об административном правонарушении N 037/10-пр от 07.07.2010 г. о нарушении ООО "ЖКХ п. Селенгинск" пунктов 4, 9, 10, Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, выразившееся: в не заключении договора, содержащего условия предоставления услуг горячего водоснабжения с потребителями; в не обеспечении бесперебойной круглосуточной подачи в жилые помещения услуг горячего водоснабжения; в нарушении допустимой продолжительности перерывов услуги горячего водоснабжения, отсутствия уведомлений потребителей об отключении услуги горячего водоснабжения, и совершения правонарушения предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ в части нарушения нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами, а именно услугами горячего водоснабжения в течение 52 суток по адресу: Республика Бурятия, Кабанский район, п. Селенгинск, мкр. Березовый, д. 34.
Постановлением жилищной инспекции от 14 июля 2010 года N 68/10, с учетом надлежащего извещения заявителя о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, ООО "ЖКХ п. Селенгинск" привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, правильными, исходя из следующего.
Статьей 7.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее Правила предоставления коммунальных услуг), под коммунальными услугами надлежащего качества понимаются коммунальные услуги, отвечающие требованиям этих Правил, санитарным и техническим требованиям к режиму, объему и качеству предоставления коммунальных услуг, иным требованиям законодательства Российской Федерации, а также договора, заключаемого исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и содержащего условия предоставления коммунальных услуг.
Услуги по горячему водоснабжению и отоплению относятся к коммунальным услугам. При этом горячая вода и тепловая энергия являются коммунальными ресурсами.
На основании пункта 6 Правил предоставления коммунальных услуг под горячим водоснабжением понимается круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
В соответствии с пунктами 9, 10 названных Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя в установленном настоящими Правилами порядке. Продолжительность указанных перерывов устанавливается в соответствии с настоящими Правилами и иными требованиями законодательства Российской Федерации. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.
Пунктом 4 Приложения 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что требованием нормативного режима обеспечения населения коммунальными услугами в части горячего водоснабжения является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года.
Согласно пункту 4.12.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" оказание услуг по предоставлению потребителям горячей воды должно быть постоянным, за исключением времени перерывов для проведения ремонтных и профилактических работ и в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями, не зависящими от исполнителей.
Материалами дела подтверждается, и Обществом по существу не оспаривается, что 17 мая 2010 года по 7 июля 2010 года, то есть в течение 52 суток, ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не поставляло горячую воду жилой дом N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск Кабанского района Республики Бурятия, вследствие чего был нарушен нормативный уровень (режим) обеспечения жильцов данного дома коммунальными услугами.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, являются лица, обязанные обеспечивать нормативный уровень или режим обеспечения населения коммунальными услугами, и нарушившие такой нормативный уровень (режим).
На основании пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг ООО "ЖКХ п. Селенгинск" относится к ресурсоснабжающим организациям, то есть организациям, осуществляющим продажу коммунальных ресурсов (в данном случае - горячей воды и тепловой энергии).
Пунктом 8 вышеназванных Правил предоставления коммунальных услуг закреплено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что теплопроводные сети, с помощью которых предоставляются коммунальные услуги потребителям - жильцам дома N 34 мкр. Березовый, п. Селенгинск, Кабанского района Республики Бурятия, в соответствии с договор аренды муниципального имущества N 01-10/001 от 23.06.2009 г. и актом приема-передачи, переданы во временное владение и пользование ООО "ЖКХ п. Селенгинск".
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ООО "ЖКХ п. Селенгинск" является единым поставщиком коммунальных услуг в виде горячего водоснабжения для потребителей п. Селенгинск Кабанского района и в частности, дома N 34 мкр. Березовый.
Из представленных в материалы дела документов следует, что причиной прекращения подачи горячей воды в жилой дом N 34, мкр. Березовый, п. Селенгинск, явилась авария на участке тепловой сети от теплового колодца N 186 до внешней границы дома, в результате износа труб в процессе длительной эксплуатации. А в соответствии с пунктам 4.2.3, 4.2.4, 4.2.9 Договора аренды муниципального имущества N 01-10/001 от 23.06.2009 г. ООО "ЖКХ п. Селенгинск" обязано соблюдать технические требования и эксплуатировать имущество в соответствии с принятыми нормами эксплуатации, содержать переданное имущество в исправности, своевременно производить текущий ремонт.
Непосредственный отпуск горячей воды жильцам дома N 34, мкр. Березовый, п. Селенгинск и содержание теплотрассы, по которой происходит подача горячей воды, осуществляет ООО "ЖКХ п. Селенгинск", а не ТСЖ "Мое жилье", поскольку именно ООО "ЖКХ п. Селенгинск" поставляет коммунальные ресурсы и является ресурсоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Поскольку ООО "ЖКХ п. Селенгинск" является ресурсоснабжающей организацией, следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в отсутствие договора между управляющей и ресурсоснабжающей организацией для представления гражданам-потребителям коммунальной услуги, с учетом своевременной оплаты потребителями коммунальных услуг, прекращение подачи горячего водоснабжения до границы эксплуатационной ответственности свидетельствует о неисполнении ООО "ЖКХ п. Селенгинск" обязанности по бесперебойному (круглосуточному) водоснабжению населения.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, судом апелляционной инстанции рассмотрен и отклоняется в связи со следующим.
Согласно оспариваемому постановлению ООО "ЖКХ п. Селенгинск" признано виновным в нарушении режима обеспечения коммунальными услугами потребителей своевременно производящих оплату за горячее водоснабжение.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает юридическое лицо, энергоснабжающая организация вправе отказаться от исполнения договора в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным статьей 523 названного Кодекса, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Порядок прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 января 1998 года N 1. Данный Порядок определяет последовательность действий энергоснабжающей организации по прекращению или ограничению подачи топливно-энергетических ресурсов (электрической и тепловой энергии и газа) на основании пункта 5 статьи 486 и пункта 1 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации при неоднократном нарушении организацией - потребителем сроков оплаты поданных ей (использованных ею) топливно-энергетических ресурсов (неоплата за два периода платежа, установленных договором).
Согласно пункту 4 названного Порядка энергоснабжающая организация обязана не менее чем за одни сутки сообщить организации - потребителю день и час прекращения подачи топливно-энергетических ресурсов и проинформировать об этом органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерство топлива и энергетики Российской Федерации.
Однако Обществом не представлено суду доказательств надлежащего уведомления названных лиц о прекращении подачи горячего водоснабжения с 17.05.2010 г. по 07.07.2010 г.
В соответствии с пунктом 6 названного Порядка в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.
На основании вышеприведенных правовых норм суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что ТСЖ "Мое жилье" в результате действий ООО "ЖКХ п. Селенгинск" не имело возможности обеспечить права добросовестных потребителей, своевременно оплачивающих коммунальные услуги (в том числе горячее водоснабжение).
Следовательно, субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, является не только исполнитель коммунальных услуг, но и ресурсоснабжающая организация.
Указанное соответствует сложившейся судебно-арбитражной практике (постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 апреля 2009 года по делу N А78-6867/08-Ф02-1061/09 и от 10 июля 2009 года по делу N А78-6845/08).
Иные доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции, однако они не опровергают правильных и обоснованных по существу выводов суда первой инстанции о наличии в действиях ООО "ЖКХ п. Селенгинск" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
Привлекая Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ, жилищная инспекция применила максимальную санкцию в размере 10000 рублей. Однако основания назначения административного штрафа в максимальном размере в постановлении об административном правонарушении не указаны. В то же время в данном постановлении зафиксировано, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В пункте 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ. Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.
Согласно пункту 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ). В этом случае суду необходимо учитывать положения пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса, в силу которых не допускается такое изменение оспариваемого решения, которое повлечет усиление административного наказания или иным образом ухудшит положение лица, привлеченного к административной ответственности.
В данном случае, поскольку административным органом не были установлены обстоятельства, отягчающие административную ответственность, у него не имелось правовых оснований налагать на Общество административный штраф в максимальном размере, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
С учетом изложенного суд первой инстанции законно и обоснованно отменил Постановление жилищной инспекции N 68/10 от 14 июля 2010 года в части наложения административного штрафа в размере 5000 рублей.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Требования третье лица - ТСЖ "Мое жилье" указанные в отзыве на апелляционную жалобу не подлежат рассмотрению в суде апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ) решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц 100000 рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции. Такое решение, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 этого Кодекса.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 8 октября 2010 года по делу N А10-3104/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.
Председательствующий судья
Д.Н.РЫЛОВ
Д.Н.РЫЛОВ
Судьи
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
Е.В.ЖЕЛТОУХОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)