Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 08.11.2012 ПО ДЕЛУ N А09-7619/2011

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 ноября 2012 г. по делу N А09-7619/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 01.11.2012
Постановление изготовлено в полном объеме 08.11.2012
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Толкачевой И.Ю.
судей Егоровой С.Г., Шильненковой М.В.
при участии в заседании:
- от истцов: не явились, извещены надлежаще;
- от ответчика: Талюко В.А. (дов. N 29/04-03 от 10.01.2012);
- от третьих лиц: не явились, извещены надлежаще;
- рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу МО "город Брянск" в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по делу N А09-7619/2011,

установил:

товарищество собственников жилья "Фокина-90" (далее - ТСЖ "Фокина-90"), ОГРН 1033265010580, г. Брянск, обратилось в Арбитражный суд Брянской области с иском к Управлению имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации о взыскании 177 422 руб. 20 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в связи с невозмещением расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Брянская городская администрация, ОГРН 1023202743574, г. Брянск, и муниципальное образование "город Брянск" в лице Финансового управления Брянской городской администрации, ОГРН 1023202742089, г. Брянск.
Определением суда от 14.02.2012 удовлетворено заявление общества с ограниченной ответственностью "Управляющая организация "Брянскжилкомсервис" (далее - ООО "УО "Брянскжилкомсервис"), ОГРН 1103256003465, г. Брянск, о вступлении в дело в качестве соистца.
Определением суда от 27.02.2012 по ходатайству истца и соистца произведена замена ответчика Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации на муниципальное образование "город Брянск" в лице Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Финансовое управление Брянской городской администрации.
В ходе рассмотрения дела истец и соистец заявили ходатайство об увеличении размера исковых требований до 179 590 руб., а затем об уменьшении исковых требований до 166 160 руб.
В судебном заседании 30.05.2012 ООО "УО "Брянскжилкомсервис" заявило ходатайство об отказе от исковых требований.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2012 (судья Матвеева Н.И.) исковые требования ТСЖ "Фокина-90" удовлетворены в полном объеме, с ответчика взыскано неосновательное обогащение в сумме 166 160 руб. Производство по делу по иску ООО "УО "Брянскжилкомсервис" прекращено в связи с отказом от иска.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 (судьи Рыжова Е.В., Капустина Л.А., Каструба М.В.) указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с названными судебными актами, ответчик подал кассационную жалобу, в которой просит решение от 05.06.2012 и постановление апелляционной инстанции от 08.08.2012 отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. При этом заявитель кассационной жалобы ссылается на несоответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Центрального округа, своих представителей в суд округа не направили. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия полагает, что обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения в связи с нижеизложенным.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, согласно актам рабочей комиссии о готовности законченного строительством здания в 1999 году принят в эксплуатацию законченный строительством многоквартирный жилой дом по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90 (т. 1 л.д. 89 - 102).
Постановлением администрации г. Брянска от 27.03.1998 N 353 районный отдел образования администрации Советского района определен заказчиком по части встроенно-пристроенного помещения детского клуба к 266-квартирному жилому дому по улице Фокина общей площадью 342,6 кв. м (т. 1 л.д. 66 - 67).
Постановлением Администрации г. Брянска от 26.04.2000 N 539 строящиеся встроенно-пристроенные помещения ЖЭУ второй очереди 266-квартирного жилого дома по улице Фокина в Советском районе города Брянска разделены на два объекта: 279,7 кв. м (балансодержатель УЖКХ Советского района города Брянска) и 237,73 кв. м (балансодержатель - МУП "Брянскгорстройзаказчик") (т. 1 л.д. 68 - 69).
Постановлением администрации г. Брянска от 04.01.2002 N 7 Управление культуры мэрии города определено заказчиком и балансодержателем по части встроенно-пристроенного помещения к 266-квартирному жилому дому по ул. Фокина, д. 90, общей площадью 342,6 кв. м для создания репетиционной базы Брянского академического хора (т. 1 л.д. 70).
Из технического паспорта нежилого помещения N 1 по улице Фокина, д. 90, по состоянию на 13.09.2011 следует, что площадь нежилого помещения составляет 277,4 кв. м (т. 1 л.д. 71 - 73).
31.01.2000 в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрировано товарищество собственников жилья "Фокина-90", что подтверждается соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ (т. 1 л.д. 11 - 14).
25.01.2011 ТСЖ "Фокина-90" заключило с ООО "УО "Брянскжилкомсервис" договор управления общим имуществом в многоквартирном доме сроком действия на 1 год с 01.02.2011 (т. 1 л.д. 120 - 133).
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности города Брянска от 16.02.2012 N 29/09-1308 объекты недвижимости, в том числе: нежилое помещение общей площадью 279,7 кв. м и нежилое помещение (незавершенное строительство) общей площадью 342,6 кв. м, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, являются объектами муниципальной собственности на основании постановлений администрации г. Брянска от 27.03.1998 N 353, от 26.04.2000 N 539, от 04.01.2002 N 7 (т. 2 л.д. 2).
По договору аренды объекта муниципального нежилого фонда города Брянска N 77С-2011 от 01.06.2011, заключенному на основании постановления администрации г. Брянска от 30.05.2011 N 1216-зп, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (арендодатель) передало ООО "Региональный Информационно-Расчетный Центр Брянской области" (арендатор) во временное владение и пользование объект муниципального нежилого фонда, расположенный по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, общей площадью 19,6 кв. м, для использования под размещение расчетно-кассового центра (т. 1 л.д. 21 - 23).
По договору безвозмездного пользования N 109-БП от 19.04.2010, заключенному на основании решения Брянского городского Совета народных депутатов от 14.04.2010 N 254, Управление имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации (ссудодатель) передало Брянской городской общественной организацией родителей детей-инвалидов Брянской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов (ссудополучатель) в безвозмездное пользование нежилое помещение общей площадью 232,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, для размещения аппарата управления и проведения реабилитационных мероприятий для детей с ограниченными возможностями (т. 1 л.д. 24 - 31).
Согласно договору на управление и техническое обслуживание от 20.01.2012, заключенному между ООО "УО "Брянскжилкомсервис" (обслуживающая организация) и МБУК "Брянский городской академический хор", обслуживающая организация приняла на себя обязательство выполнять работы по техническому обслуживанию нежилого помещения, расположенного по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, общей площадью 253,9 кв. м (т. 2 л.д. 109 - 110).
Как установлено судами, договор на содержание общего имущества жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, сторонами не заключался.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из решений общих собраний ТСЖ "Фокина-90" цены на содержание и текущий ремонт общего имущества дома на 2009, 2010 и 2011 годы устанавливались на основании постановления Брянской городской администрации по экономически обоснованным тарифам на ЖКУ (т. 2 л.д. 77 - 79).
13.07.2011 ТСЖ "Фокина-90" направило в адрес Управления имущественных и земельных отношений Брянской городской администрации претензию (т. 1 л.д. 8), в которой просило возместить затраты на содержание общего имущества жилого дома по адресу: г. Брянск ул. Фокина, д. 90, пропорционально доли находящихся в муниципальной собственности нежилых помещений, расположенных в данном доме.
Поскольку указанное требование исполнено не было, а также, полагая, что на стороне муниципального образования "город Брянск" возникло неосновательное обогащение в виде неосновательного сбережения денежных средств, подлежащих уплате за содержание и текущий ремонт общих помещений жилого дома, ТСЖ "Фокина-90" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 249 Гражданского кодекса РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу ст. 289 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 37 Жилищного кодекса РФ доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения.
Статьей 39 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
В соответствии с п. 1 ст. 158 Жилищного кодекса РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Статьей 154 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.
Пунктом 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, предусмотрено, что собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.11.2010 N 4910/10, собственник нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию общего имущества независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности, и расходов на коммунальные услуги.
Исходя из вышеприведенных норм права, а также учитывая, что помещения, расположенные по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, общей площадью 279,7 кв. м и 342,6 кв. м (не завершенное строительством) являются объектами муниципальной собственности, суды обоснованно указали, что обязанность муниципального образования "город Брянск" по содержанию, в том числе, общего имущества жилого дома, в котором расположены принадлежащие ему нежилые помещения, вытекает из закона.
Из материалов дела усматривается, что собственниками помещений многоквартирного жилого дома по адресу: г. Брянск, ул. Фокина, д. 90, был избран способ управления жилым домом - управление товариществом собственников жилья.
При этом функция по оказанию услуг по содержанию общего имущества дома была возложена ТСЖ "Фокина-90" на управляющую организацию (т. 1 л.д. 88), что соответствует положениям п. 2.2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ.
Доказательства внесения МО "город Брянск" в спорный период платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома в материалах дела отсутствуют.
В этой связи, оценив по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ представленный истцом расчет суммы неосновательного обогащения, произведенный исходя из площади нежилых помещений и размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, не превышающего тариф, установленный постановлениями Брянской городской администрации, суды признали данный расчет обоснованным и пришли к выводу о том, что денежные средства в сумме 166 160 руб. были неосновательно сбережены МО "город Брянск" и подлежат взысканию с ответчика в пользу ТСЖ "Фокина-90", осуществляющего управление многоквартирным жилым домом по адресу: г. Брянск ул. Фокина, д. 90
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что плата за содержание и ремонт общего имущества в спорный период вносилась собственниками помещений, а не ТСЖ "Фокина-90", в связи с чем ТСЖ "Фокина-90" является ненадлежащим истцом по делу, нельзя признать состоятельным. ТСЖ "Фокина-90" создано собственниками помещений для управления жилым домом и, действуя от имени указанных лиц, выступило контрагентом в договорах на оказание услуг по управлению общим имуществом жилого дома, заключенных с управляющими организациями. Кроме того, ТСЖ "Фокина-90" в рамках настоящего дела заявило требование о взыскании с ответчика не задолженности по оплате за содержание и ремонт общего имущества дома, а требование о взыскании неосновательного обогащения, возникшего в результате неосновательного сбережения денежных средств, подлежащих уплате за вышеназванные услуги.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут быть приняты во внимание, так как они направлены на переоценку доказательств, исследованных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу положений ст. 286, ч. 2 ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что нарушений норм материального права, допущенных судами при вынесении обжалуемых судебных актов и влекущих их отмену, судебной коллегией не установлено, а обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора были предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 284, 286, п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Брянской области от 05.06.2012 и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2012 по делу N А09-7619/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.

Председательствующий
И.Ю.ТОЛКАЧЕВА

Судьи
С.Г.ЕГОРОВА
М.В.ШИЛЬНЕНКОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)