Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Нестеровой М.В., Насиковской А.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации Тосненского района Ленинградской области Р. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконными действия по оказанию коммунальной услуги ненадлежащего качества, организации горячего водоснабжения ненадлежащего качества, обязании организовать обеспечение и предоставить горячее питьевое водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <...> объяснения представителя администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по доверенности Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области по доверенности А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующее в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании противоправными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества, признании противоправными действий (бездействия) администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества, обязании администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать обеспечение горячей питьевой водой, а ОАО "Тепловые сети" предоставить населению п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г., обязании довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.
В обоснование исковых требований истец указал, что в результате проведения в период с 11 апреля по 15 апреля 2011 г., специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области совместно со специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства РФ в части защиты прав потребителей, с целью рассмотрения поступивших обращений в отношении ОАО "Тепловые сети", осуществляющего деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды на территории Тосненского района Ленинградской области, в том числе и территории п. Новолисино, а также деятельность по предоставлению коммунальной услуги горячему водоснабжению потребителям, названного населенного пункта, установлено: в соответствии с договорами управления многоквартирным домом от 01.09.2010 г. N <...> от 01.09.2010 г. N 38, от 01.09.2010 г. N 39, от 01.09.2010 г. N 40, от 01.09.2010 г. N 41, 01.09.2010 г. N 42, ОАО "Тепловые сети" осуществляет управление, в том числе предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в жилых до расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п. Новолисино, Заводская, дома N 1, 5, 6, 8, 9, 10. Вместе с тем, потребителям, проживающим в жилом доме, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п. Новолисино, Заводская, дом N 3, коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставляется фактически, т.е. с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В ходе проведенной проверки, согласно акту от 15.04.2011 г. N 28, проанализировано качество горячей питьевой воды, подаваемой для населения п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области.
Сравнительный анализ лабораторных исследований, проведенных специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе", горячей питьевой воды, отобранной в установленном порядке из кранов системы горячего водоснабжения в жилых помещениях домов, расположенных по ул. Заводская п. Новолисино: д. 1 кв. 8, д. 3 кв. 3, д. 5 кв. 4, д. 6 кв. 24, д. 8 кв. 16, д. 9 кв. 88, д. 10 кв. 50, выявил несоответствие качества воды централизованной системы питьевого горячего водоснабжения п. Новолисино, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. N 24, Гигиенического норматива ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" по следующим химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа, окисляемости перманганатной, аммиака и ионов аммония, что подтверждается протоколами лабораторных исследований (испытаний) от 14.04.2011 г. N 1205, 1206, 1207, 1208, 1209, 1210, 1211, экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" от 14.04.2011 г. N 14-01-66.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, представитель истца просил признать незаконными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества; признать незаконными действия администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества; обязать администрацию Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать обеспечение горячей питьевой водой жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области; обязать ОАО "Тепловые сети" предоставить жителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г., обязать ОАО "Тепловые сети" довести до сведения потребителей решение суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Энергоформ".
Представитель истца А. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика и третьего лица Л. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - ОАО "Тепловые сети" Д. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года (л.д. 188 - 194) исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконными действия по оказанию коммунальной услуги ненадлежащего качества, организации горячего водоснабжения ненадлежащего качества, обязании организовать обеспечение и предоставить горячее питьевое водоснабжение удовлетворены.
Признаны незаконными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Признаны незаконными действия администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На администрацию Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области возложена обязанность организовать обеспечение горячей питьевой водой жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На ОАО "Тепловые сети" возложена обязанность предоставить жителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г.
На ОАО "Тепловые сети" возложена обязанность довести до сведения жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области решение суда через средства массовой информации в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
С ОАО "Тепловые сети" в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области взыскана государственная пошлина 4 000 рублей.
В кассационной жалобе (л.д. 200 - 202) представитель администрации Тосненского района Ленинградской области Р., выражая свое несогласие с состоявшимся судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В доводах жалобы указывает, что решение вынесено по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В решении не имеется указаний на то, какие конкретно действия (бездействие) администрации нарушают права неопределенного круга лиц. Кроме того администрация не является стороной в договорах на потребление услуг по горячему водоснабжению, следовательно, имеющиеся правоотношения не регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно подп. б п. 49 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасную для жизни, здоровья и не причиняющую вреда его имуществу, при этом обеспечив бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу подп. а п. 51 указанных Правил, потребитель в том числе имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Из материалов дела следует, что 01.09.2010 г. между ОАО "Тепловые сети" (управляющая организация) и администрацией Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (собственником многоквартирных домов) в п. Новолисино, ул. Заводская, д. 1, д. 5, д. 8, д. 9, д. 10) заключены договоры управления.
Согласно п. 1 указанных договоров, управляющая организация по заданию собственника обязуется отказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, предоставлять собственнику коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению.
По результатам проверки в соответствии с актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 15.04.2011 г. были выявлены нарушения: потребителям пос. Новолисино Тосненского района предоставлялась коммунальная услуга по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, горячая питьевая вода не соответствовала химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа, окисляемости перманганатной, аммиака и ионов аммония, требованиям санитарных норм и правил.
Согласно сравнительному анализу лабораторных исследований, проведенных специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе", горячей питьевой воды, отобранной из кранов системы горячего водоснабжения в жилых помещениях домов, расположенных по ул. Заводская в пос. Новолисино: д. 1 кв. 8, д. 3 кв. 3, д. 5 кв. 4, д. 6 кв. 24, д. 8 кв. 16, д. 9 кв. 88, д. 10 кв. 50, имело место несоответствие качества воды централизованной системы питьевого горячего водоснабжения п. Новолисино, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторных исследований (испытаний) от 14.04.2011 г. N 1205, 1206, 1207, 1208, 1209, 1210, 1211, экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" от 14.04.2011 г. N 14-01-66.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что со стороны ОАО "Тепловые сети" имело место ненадлежащее обеспечение горячего водоснабжения для граждан, проживающих на территории п. Новолисино Тосненского района. Суд правомерно указал, что ОАО "Тепловые сети" как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг по горячему водоснабжению, предоставляло эту услугу ненадлежащего качества, что неблагоприятно сказывается на здоровье граждан, нарушает права потребителей.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из тех обстоятельств, что организация ответчика является управляющей организацией, на которой лежит обязанность по снабжению вышеуказанных домов в п. Новолисино горячей водой надлежащего качества. Жители данных домов, являясь потребителями услуг, вправе рассчитывать на оказание услуг надлежащего качества.
Обстоятельства нарушения надлежащего качества при подаче горячей воды в дом установлены судом правильно, подтверждены материалами дела, не опровергнуты доказательствами со стороны ответчиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Исходя из указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация Тосненского городского поселения Тосненского района обязана обеспечивать горячей водой жителей пос. Новолисино в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе осуществлять и контроль за качеством поставляемой услуги - снабжению населения горячим водоснабжением.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью данного судебного вывода, который сделан она основе оценки представленных и собранных по делу доказательств, включая письменные доказательства.
В силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда в обжалуемой части, основаны на неверном толковании норм материального права и норм процессуального права, по существу сводятся к переоценке, оснований для которой не имеется, и не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, распределено бремя доказывания, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Выводы суда основаны на материалах дела. Правовых оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Тосненского района Ленинградской области Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 11.01.2012
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 января 2012 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Алексеевой Е.Д.
судей Нестеровой М.В., Насиковской А.А.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации Тосненского района Ленинградской области Р. на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года, которым удовлетворены исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконными действия по оказанию коммунальной услуги ненадлежащего качества, организации горячего водоснабжения ненадлежащего качества, обязании организовать обеспечение и предоставить горячее питьевое водоснабжение.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда <...> объяснения представителя администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по доверенности Р., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области по доверенности А., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Управление Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующее в защиту неопределенного круга лиц, обратилось в суд с исковым заявлением к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании противоправными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества, признании противоправными действий (бездействия) администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества, обязании администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать обеспечение горячей питьевой водой, а ОАО "Тепловые сети" предоставить населению п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г., обязании довести до сведения потребителей решение суда через средства массовой информации.
В обоснование исковых требований истец указал, что в результате проведения в период с 11 апреля по 15 апреля 2011 г., специалистами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области совместно со специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" внеплановых контрольно-надзорных мероприятий по соблюдению обязательных требований законодательства РФ в части защиты прав потребителей, с целью рассмотрения поступивших обращений в отношении ОАО "Тепловые сети", осуществляющего деятельность по производству, передаче и распределению пара и горячей воды на территории Тосненского района Ленинградской области, в том числе и территории п. Новолисино, а также деятельность по предоставлению коммунальной услуги горячему водоснабжению потребителям, названного населенного пункта, установлено: в соответствии с договорами управления многоквартирным домом от 01.09.2010 г. N <...> от 01.09.2010 г. N 38, от 01.09.2010 г. N 39, от 01.09.2010 г. N 40, от 01.09.2010 г. N 41, 01.09.2010 г. N 42, ОАО "Тепловые сети" осуществляет управление, в том числе предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению потребителям, проживающим в жилых до расположенных по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п. Новолисино, Заводская, дома N 1, 5, 6, 8, 9, 10. Вместе с тем, потребителям, проживающим в жилом доме, расположенном по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, п. Новолисино, Заводская, дом N 3, коммунальная услуга по горячему водоснабжению предоставляется фактически, т.е. с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
В ходе проведенной проверки, согласно акту от 15.04.2011 г. N 28, проанализировано качество горячей питьевой воды, подаваемой для населения п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области.
Сравнительный анализ лабораторных исследований, проведенных специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе", горячей питьевой воды, отобранной в установленном порядке из кранов системы горячего водоснабжения в жилых помещениях домов, расположенных по ул. Заводская п. Новолисино: д. 1 кв. 8, д. 3 кв. 3, д. 5 кв. 4, д. 6 кв. 24, д. 8 кв. 16, д. 9 кв. 88, д. 10 кв. 50, выявил несоответствие качества воды централизованной системы питьевого горячего водоснабжения п. Новолисино, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 г. N 24, Гигиенического норматива ГН 2.1.5.1315-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования" по следующим химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа, окисляемости перманганатной, аммиака и ионов аммония, что подтверждается протоколами лабораторных исследований (испытаний) от 14.04.2011 г. N 1205, 1206, 1207, 1208, 1209, 1210, 1211, экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" от 14.04.2011 г. N 14-01-66.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены, представитель истца просил признать незаконными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества; признать незаконными действия администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества; обязать администрацию Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области организовать обеспечение горячей питьевой водой жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области; обязать ОАО "Тепловые сети" предоставить жителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г., обязать ОАО "Тепловые сети" довести до сведения потребителей решение суда.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, было привлечено ООО "Энергоформ".
Представитель истца А. в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить, поддержав доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика и третьего лица Л. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - ОАО "Тепловые сети" Д. просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика - администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного разбирательства. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Решением Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года (л.д. 188 - 194) исковые требования Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к ОАО "Тепловые Сети", администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области о признании незаконными действия по оказанию коммунальной услуги ненадлежащего качества, организации горячего водоснабжения ненадлежащего качества, обязании организовать обеспечение и предоставить горячее питьевое водоснабжение удовлетворены.
Признаны незаконными действия ОАО "Тепловые Сети" по оказанию потребителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области коммунальной услуги подаче горячего водоснабжения ненадлежащего качества.
Признаны незаконными действия администрации Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области по организации горячего водоснабжения на территории п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области ненадлежащего качества в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На администрацию Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области возложена обязанность организовать обеспечение горячей питьевой водой жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения".
На ОАО "Тепловые сети" возложена обязанность предоставить жителям п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области горячую питьевую воду в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения от 26.09.2001 г.
На ОАО "Тепловые сети" возложена обязанность довести до сведения жителей п. Новолисино Тосненского района Ленинградской области решение суда через средства массовой информации в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
С ОАО "Тепловые сети" в бюджет муниципального образования Тосненский район Ленинградской области взыскана государственная пошлина 4 000 рублей.
В кассационной жалобе (л.д. 200 - 202) представитель администрации Тосненского района Ленинградской области Р., выражая свое несогласие с состоявшимся судебным актом, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении заявленных исковых требований отказать. В доводах жалобы указывает, что решение вынесено по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений. В решении не имеется указаний на то, какие конкретно действия (бездействие) администрации нарушают права неопределенного круга лиц. Кроме того администрация не является стороной в договорах на потребление услуг по горячему водоснабжению, следовательно, имеющиеся правоотношения не регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и т.д.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ "О защите прав потребителей" Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
Постановлением Правительства РФ N 307 от 23 мая 2006 года утверждены Правила предоставления коммунальных услуг, которые регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно п. 3 указанных Правил, "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), качество которой соответствует договору, если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (услуге, продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
Согласно подп. б п. 49 Правил "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по горячему водоснабжению в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасную для жизни, здоровья и не причиняющую вреда его имуществу, при этом обеспечив бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение по присоединенной сети в жилое помещение.
В силу подп. а п. 51 указанных Правил, потребитель в том числе имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу.
Из материалов дела следует, что 01.09.2010 г. между ОАО "Тепловые сети" (управляющая организация) и администрацией Тосненского городского поселения Тосненского района Ленинградской области (собственником многоквартирных домов) в п. Новолисино, ул. Заводская, д. 1, д. 5, д. 8, д. 9, д. 10) заключены договоры управления.
Согласно п. 1 указанных договоров, управляющая организация по заданию собственника обязуется отказывать услуги и выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, предоставлять собственнику коммунальные услуги, в том числе по горячему водоснабжению.
По результатам проверки в соответствии с актом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области от 15.04.2011 г. были выявлены нарушения: потребителям пос. Новолисино Тосненского района предоставлялась коммунальная услуга по горячему водоснабжению ненадлежащего качества, горячая питьевая вода не соответствовала химическим показателям: цветности, мутности, содержанию железа, окисляемости перманганатной, аммиака и ионов аммония, требованиям санитарных норм и правил.
Согласно сравнительному анализу лабораторных исследований, проведенных специалистами филиала ФГУЗ "Центр гигиены эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе", горячей питьевой воды, отобранной из кранов системы горячего водоснабжения в жилых помещениях домов, расположенных по ул. Заводская в пос. Новолисино: д. 1 кв. 8, д. 3 кв. 3, д. 5 кв. 4, д. 6 кв. 24, д. 8 кв. 16, д. 9 кв. 88, д. 10 кв. 50, имело место несоответствие качества воды централизованной системы питьевого горячего водоснабжения п. Новолисино, требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01.
Указанные обстоятельства подтверждаются протоколами лабораторных исследований (испытаний) от 14.04.2011 г. N 1205, 1206, 1207, 1208, 1209, 1210, 1211, экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" от 14.04.2011 г. N 14-01-66.
Разрешая заявленные требования, суд обоснованно исходил из того, что со стороны ОАО "Тепловые сети" имело место ненадлежащее обеспечение горячего водоснабжения для граждан, проживающих на территории п. Новолисино Тосненского района. Суд правомерно указал, что ОАО "Тепловые сети" как управляющая организация и исполнитель коммунальных услуг по горячему водоснабжению, предоставляло эту услугу ненадлежащего качества, что неблагоприятно сказывается на здоровье граждан, нарушает права потребителей.
При разрешении спора суд первой инстанции правильно исходил из тех обстоятельств, что организация ответчика является управляющей организацией, на которой лежит обязанность по снабжению вышеуказанных домов в п. Новолисино горячей водой надлежащего качества. Жители данных домов, являясь потребителями услуг, вправе рассчитывать на оказание услуг надлежащего качества.
Обстоятельства нарушения надлежащего качества при подаче горячей воды в дом установлены судом правильно, подтверждены материалами дела, не опровергнуты доказательствами со стороны ответчиков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
В силу ч. 4 ст. 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления", к вопросам местного значения поселения в том числе относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Исходя из указанных правовых норм, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что администрация Тосненского городского поселения Тосненского района обязана обеспечивать горячей водой жителей пос. Новолисино в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1074-01, в том числе осуществлять и контроль за качеством поставляемой услуги - снабжению населения горячим водоснабжением.
Судебная коллегия соглашается с правомерностью данного судебного вывода, который сделан она основе оценки представленных и собранных по делу доказательств, включая письменные доказательства.
В силу ч. 2 ст. 362 ГПК РФ, правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда в обжалуемой части, основаны на неверном толковании норм материального права и норм процессуального права, по существу сводятся к переоценке, оснований для которой не имеется, и не могут быть положены в основу отмены решения суда.
Судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, распределено бремя доказывания, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены юридически значимые обстоятельства в полном объеме, доводам сторон и представленным ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности. Выводы суда основаны на материалах дела. Правовых оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 360, 361, 366 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Тосненского района Ленинградской области Р. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)