Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.10.2011 ПО ДЕЛУ N А31-3396/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 октября 2011 г. по делу N А31-3396/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щелокаевой Т.А.,
судей Тетервака А.В., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Печенкиной Ю.А.,
при участии в судебном заседании:
представителя ОАО "ТГК N 2" - Данилова А.А.,
председателя ТСЖ "Наш дом 97" - Звездина В.К.,
рассмотрев в судебном заседании, проведенном путем использования систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу ответчика - товарищества собственников жилья "Наш дом 97"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2011 по делу N А31-3396/2011, принятое судом в составе судьи Тетерина О.В.,
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" (ИНН: 7606053324, ОГРН: 1057601091151)
к Товариществу собственников жилья "Наш дом 97" (ИНН: 4401087408, ОГРН: 1084401003060),
о взыскании задолженности,

установил:

открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (далее - ОАО "ТГК N 2", истец) обратилось с исковым заявлением в Арбитражный суд Костромской области к товариществу собственников жилья "Наш дом 97" (далее - ТСЖ "Наш дом 97", ТСЖ, ответчик) о взыскании 50 000 рублей задолженности за поставленную тепловую энергию за период с мая 2008 года по февраль 2011 года.
Требования истца уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. С учетом уточнения истец просит взыскать с ответчика 148 855 рублей 93 копейки задолженности за поставленную тепловую энергию за период с мая 2008 года по февраль 2011 года.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2011 уточненные исковые требования ОАО "ТГК N 2" удовлетворены. Суд решил: взыскать с ТСЖ "Наш дом 97" в пользу ОАО "ТГК N 2" 148 855 рублей 93 копейки задолженности и 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, а в доход федерального бюджета - 3 465 рублей 68 копеек государственной пошлины.
Товарищество собственников жилья "Наш дом 97" с принятым решением суда не согласилось, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что судебное заседание арбитражного суда состоялось без участия представителя ТСЖ "Наш дом 97", суд не принял во внимание доводы ответчика, изложенные в отзыве от 05.05.2011. По мнению ответчика, суд не учел, что спорная задолженность образовалась не по вине ТСЖ, а в результате неисполнения обязательств по оплате тепловой энергии собственниками жилых помещений, с каждым из которых истцом заключен договор поставки тепловой энергии, открыт лицевой счет. Плата за тепловую энергию поступала от собственников жилых помещений напрямую ОАО "ТГК N 2", минуя ТСЖ. Более того, с ТСЖ "Наш дом 97" ОАО "ТГК N 2" договор поставки тепловой энергии не заключался. Подробно доводы ответчика изложены в апелляционной жалобе.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание 19 октября 2011 года не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
От заявителя жалобы поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства, проведении судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи.
В судебном заседании 19.10. 2011 был объявлен перерыв до 14 час. 10 мин. 21.10.2011. После перерыва судебное заседание продолжено 21.10.2011, судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи с участием представителей обеих сторон.
От заявителя жалобы по электронной почте в адрес Второго арбитражного апелляционного суда поступили копии дополнительных документов. Председатель ТСЖ "Наш дом 97" в судебном заседании ходатайствовал о приобщении данных документов к материалам дела.
В соответствии с частью 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев ходатайство ТСЖ "Наш дом 97", отказывает в его удовлетворении, поскольку ТСЖ не обосновало невозможность представления данных доказательств в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, кроме того, суд первой инстанции считает возможным рассмотреть дело по имеющимся документам.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 97 принято решение о создании товарищества собственников жилья "Наш дом 97" и утвержден устав товарищества.
Между компанией (энергоснабжающая организация) и ТСЖ (абонент) в установленном порядке не был заключен договор теплоснабжения, проект договора, направленный ответчику, не подписан сторонами.
В связи с отсутствием на объектах ответчика коллективных приборов учета количество поставленной тепловой энергии определено истцом на основании Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
В период с мая 2008 года по февраль 2011 года ответчику поставлена тепловая энергия на сумму 6 956 072 рубля 14 копеек, из которых оплачено 6 807 216 рублей 21 копейка.
За взысканием с ответчика задолженности по поставленной тепловой энергии в мае 2008 года - феврале 2011 года в оставшейся сумме (148 855 рублей 93 копейки) ОАО "ТГК N 2" обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования ОАО "ТГК N 2" руководствовался статьями 309, 310, 432, 433, 438, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и, признав, что договор с ТСЖ является незаключенным, рассмотрел спор исходя из фактически сложившихся договорных отношений, признав доказанным наличие у ответчика задолженности за предоставленные коммунальные ресурсы в размере 148 855 рублей 93 копейки.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Из статей 432, 433, 438 ГК РФ следует, что договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте (пункт 3 статьи 438 ГК РФ).
Таким образом, фактическое пользование потребителем услугами обязанной стороны следует расценивать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы). Поэтому данные отношения должны рассматриваться как договорные (пункт 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров").
В соответствии со статьей 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В связи с этим судом первой инстанции обоснованно установлено, что между сторонами сложились фактические отношения, связанные с поставкой тепловой энергии, регулируемые нормами об энергоснабжении Гражданского кодекса Российской Федерации.
Поэтому доводы ТСЖ "Наш дом" о том, что письменного договора, составленного в виде единого документа, между сторонами не заключено, подлежат отклонению.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать решение вопросов предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
В силу пункта 2.2 статьи 161 ЖК РФ определено, что при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно подпункту "а" пункта 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции, действующей до 01.01.2011) в жилищном секторе потребителями товаров и услуг в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются: в многоквартирных домах - товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, которые приобретают указанные выше товары и услуги для предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в данном многоквартирном доме, или непосредственно собственники помещений в многоквартирном доме в случае непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений.
Согласно пункту 3 раздела 1 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо, независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть, в том числе товарищество собственников жилья, иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Следовательно, ТСЖ "Наш дом 97" наделено статусом исполнителя коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению для граждан, проживающих в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 97.
В данном случае собственники помещений в многоквартирном доме выбрали один из способов управления в многоквартирном доме - товарищество собственников жилья. Решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 97 принято решение о создании товарищества собственников жилья "Наш дом 97" для обеспечения совместного управления, эксплуатации комплекса недвижимого имущества многоквартирного дома, владения, пользования и в установленных пределах распоряжения общим имуществом в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, утвержден устав товарищества (том 3, листы дела 1-11).
Кроме того, согласно уставу ТСЖ, главе 6 Жилищного кодекса Российской Федерации, имущество товарищества собственников жилья состоит из движимого и недвижимого имущества, входящего в состав многоквартирного дома; общим имуществом в многоквартирном доме являются, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
Следовательно, внутридомовые инженерные коммуникации и оборудование, предназначенные для предоставления коммунальных услуг и расположенные в помещениях многоквартирного дома, принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляет ТСЖ; энергопринимающие устройства многоквартирного дома присоединены к сетям ресурсоснабжающей организации ОАО "ТГК N 2".
Спорная задолженность перед истцом возникла у ответчика, а не у собственников жилых помещений в многоквартирном доме. ТСЖ "Наш дом 97" в силу наличия у него статуса управляющей компании обязано не только обеспечивать население, проживающее в многоквартирных жилых домах, коммунальными ресурсами (в том числе тепловой энергией, горячей водой), но и перечислять их стоимость поставщику.
Следовательно, доводы ответчика о том, что задолженность образовалась не у ТСЖ "Наш дом 97", а у собственников жилых помещений, подлежат отклонению.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ установлено, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, применяются к отношениям сторон, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Поставка тепловой энергии (в том числе за период с мая 2008 года по февраль 2011 года) потребителям производилась ОАО "ТГК-2" через присоединенные сети, составляющие общее имущество многоквартирного дома, находящегося в управлении ТСЖ "Наш дом 97". В спорный период ресурсоснабжающая организация поставила ответчику тепловую энергию на сумму 6 956 072 рубля 14 копеек. Данные обстоятельства заявителем жалобы не опровергнуто.
Таким образом, ОАО "ТГК N 2" свои обязательства перед ТСЖ "Наш дом N 2" выполнило.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пунктам 7, 19 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил, в соответствии с которым при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется: для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307; для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, то есть, с учетом норматива потребления и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс.
Согласно пункту 15 Правил N 307 в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
В период с мая 2008 года по февраль 2011 года для расчета размера платы граждан применялись:
1) нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлениями Администрации города Костромы от 12.08.2010 года N 1556 "Об утверждении нормативов отопления в многоквартирных жилых домах с централизованными системами теплоснабжения на территории города Костромы", от 02.07.2010 года N 1237, от 23.07.2010 N 1411 "Об утверждении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра холодной воды на территории города Костромы";
2) тарифы, утвержденные постановлениями Департамента топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области для потребителей Главного управления ОАО "ТГК-2" по Костромской области от 18.12.2009 N 09/194, от 29.12.2009 N 09/254, от 18.12.2009 N 09/224, от 7 03.12.2010 N 10/354.
Предъявленный к оплате объем тепловой энергии, горячей воды определен истцом расчетным методом, в соответствии с действующим законодательством, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлениями администрации города Костромы, тарифов, на тепловую энергию, утвержденных Департаментом топливно-энергетического комплекса и тарифной политики Костромской области (том 1, лист дела 7).
Аргументы по расчету суммы задолженности ответчик не представил. Расчет, приложенный ответчиком к апелляционной жалобе, составлен на 01.08.2010, не подписан сторонами по делу.
Задолженность за тепловую энергию с мая 2008 года по февраль 2011 года в сумме 148 855 рублей 93 копейки ответчиком не погашена.
С учетом изложенного, исковые требования ОАО "ТГК N 2" о взыскании задолженности в размере 148 855 рублей 93 копейки правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы заявителя жалобы о том, что судебное заседание арбитражного суда состоялось без участия представителя ТСЖ "Наш дом 97", суд не принял во внимание доводы ответчика, изложенные в отзыве от 05.05.2011, подлежат отклонению.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте судебного разбирательства - 27.07.2011 в 15 час. 00 мин. (том 3, лист дела 16). Однако представитель ТСЖ не явился в судебное заседание арбитражного суда 27.07.2010.
В силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Из материалов дела видно, что аргументы отзыва ответчика на исковое заявление ОАО "ТГК N 2" учтены судом при принятии судебного акта, в решении отражены мотивы, по которым суд отклонил доводы ответчика.
Следовательно, апелляционная жалоба Товарищества собственников жилья "Наш дом 97" удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. Товарищество собственников жилья "Наш дом 97" уплатило государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 4000 рублей по платежному поручению от 29.08.2011 N 103. Излишне уплаченная государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит возврату заявителю апелляционной жалобы на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 340 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Костромской области от 29.07.2011 по делу N А31-3396/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Наш дом 97" - без удовлетворения.
Возвратить товариществу собственников жилья "Наш дом 97" из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 29.08.2011 N 103.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.

Председательствующий
Т.А.ЩЕЛОКАЕВА

Судьи
А.В.ТЕТЕРВАК
Т.В.ЧЕРНИГИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)