Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 10.08.2004 N А72-4655/04-9/499

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 10 августа 2004 года Дело N А72-4655/04-9/499

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - Предприятие) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области о признании незаконным и недействующим решения Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области (далее - Комитет) от 27.02.2004 N 67 "О тарифах на тепловую энергию для гаражных кооперативов (ГСК), мастерских творческих работников, отдельно стоящих общежитий, жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и индивидуальных домов, находящихся в собственности граждан".
Решением суда первой инстанции от 04.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
Решение Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области от 27.02.2004 N 67 признано недействительным полностью в силу его несоответствия Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.95 (с изменениями и дополнениями) (ст. ст. 2, 4), п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226.
Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области обжаловал решение суда Ульяновской области от 04.06.2004 в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив обоснованность доводов, указанных в кассационной жалобе, оценив выступления представителей сторон, присутствующих в заседании кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ) региональные энергетические комиссии наделены полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Комитет, являясь правопреемником региональной энергетической комиссии Ульяновской области, принял решение от 27.02.04 N 67 "О тарифах на тепловую энергию для гаражных кооперативов, мастерских творческих работников, отдельно стоящих общежитий, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и индивидуальных домов, находящихся в собственности граждан".
Названным решением установлена стоимость 1 Гкал для приравненных к населению групп потребителей на основании тарифа за теплоснабжение 1 кв. метра жилья для населения, установленного решением Ульяновской городской Думы N 106 от 29.05.2002.
Как видно из оспариваемого решения, оно вынесено в целях приведения тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению и приравненным к нему группам потребителей, в соответствие с действующими тарифами, установленными на территории г. Ульяновска.
Своим решением Комитет к группе "население" отнес жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы, товарищества собственников жилья, собственников индивидуального жилья, гаражно-строительные кооперативы, мастерские творческих работников, отдельно стоящие общежития, установив стоимость 1 Гкал в размере 156 руб. на нужды горячего водоснабжения.
Согласно пояснениям представителя заявителя жалобы необходимость в определении стоимости 1 Гкал связана с тем, что население оплачивает стоимость услуг по теплоснабжению за 1 кв. метр занимаемой площади в рублях, члены ГСК, ЖСК и иные, приравненные к населению товарищества, которые фактически являются населением, оплачивают счета энергоснабжающей организации за количество поставляемых Гкал.
В рассматриваемом случае Комитет при определении стоимости 1 Гкал исходил из минимального тарифа для всех лиц, указанных в оспариваемом решении.
Заявитель иска усматривает в действиях Комитета неправомерность по расширению круга потребителей, на которых распространяется тариф на тепловую энергию на нужды центрального отопления в размере 156 руб. за 1 Гкал.
Арбитражный суд Ульяновской области при рассмотрении иска не согласился с доводами Предприятия о превышении ответчиком полномочий по формированию групп потребителей, приравненных к населению.
Согласно Рекомендуемому порядку расчетов за электрическую энергию на потребительском рынке, утвержденному председателем Региональной энергетической комиссии России от 17.03.2002, отпуск тепловой энергии гражданам, проживающим в жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах, индивидуальных жилых домах, гаражных и гаражно-строительных кооперативах, мастерских творческих работников, производится по тарифам для населения.
Вместе с тем, признавая оспариваемое решение Комитета недействительным, суд Ульяновской области полагает, что в рассматриваемом случае имеет место не упорядочение расчетов с лицами, указанными в оспариваемом решении, а произвольное установление тарифов на теплоснабжение без экономического на то обоснования.
По мнению суда, решение ответчика не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.95 (с изменениями и дополнениями) (ст. ст. 2, 4), п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, действовавших на момент принятия оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами, сделанными судом первой инстанции Арбитражного суда Ульяновской области, по следующим основаниям.
Решение Комитета является нормативным актом, поскольку оно принято в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Ответчик решением N 67 от 27.02.2004 не устанавливал льготный тариф на тепловую энергию, следовательно, экономического на то обоснования тарифа не требовалось, как и открытия дела по установлению тарифов.
Решение Комитета направлено лишь на упорядочение расчетов за тепловую энергию, потребляемую населением г. Ульяновска.
При принятии решения ответчик руководствовался информационным письмом Федеральной энергетической комиссии России от 27.11.2003 N КГ-4311/11, из которого следует, что при расчетах за тепловую энергию к населению относятся: владельцы индивидуальных домов и владельцы многоквартирных домов, товарищества собственников жилья. Данные юридические лица оплачивают тепловую энергию по тарифу (руб./1 Гкал).
Тариф на теплоснабжение кв. метра жилья для населения установлен решением Ульяновской городской Думы N 106 от 29 мая 2002 г.
Взимание платы по тарифам, предусмотренным для юридических лиц, влечет ущемление прав населения при оплате задолженности перед энергоснабжающими организациями.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт как вынесенный с неправильным применением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.06.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-4655/04-9/499 отменить. В удовлетворении иска Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" отказать.
Кассационную жалобу Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 августа 2004 года Дело N А72-4655/04-9/499

Ульяновское муниципальное унитарное предприятие "Городской теплосервис" (далее - Предприятие) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области о признании незаконным и недействующим решения Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области (далее - Комитет) от 27.02.2004 N 67 "О тарифах на тепловую энергию для гаражных кооперативов (ГСК), мастерских творческих работников, отдельно стоящих общежитий, жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), товариществ собственников жилья (ТСЖ) и индивидуальных домов, находящихся в собственности граждан".
Решением суда первой инстанции от 04.06.2004 заявленные требования удовлетворены.
Решение Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области от 27.02.2004 N 67 признано недействительным полностью в силу его несоответствия Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.95 (с изменениями и дополнениями) (ст. ст. 2, 4), п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226.
Комитет по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области обжаловал решение суда Ульяновской области от 04.06.2004 в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Проверив обоснованность доводов, указанных в кассационной жалобе, оценив выступления представителей сторон, присутствующих в заседании кассационной инстанции, суд кассационной инстанции считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске по следующим основаниям.
Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 11.02.99 N 33-ФЗ) региональные энергетические комиссии наделены полномочиями по установлению экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
Комитет, являясь правопреемником региональной энергетической комиссии Ульяновской области, принял решение от 27.02.04 N 67 "О тарифах на тепловую энергию для гаражных кооперативов, мастерских творческих работников, отдельно стоящих общежитий, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья и индивидуальных домов, находящихся в собственности граждан".
Названным решением установлена стоимость 1 Гкал для приравненных к населению групп потребителей на основании тарифа за теплоснабжение 1 кв. метра жилья для населения, установленного решением Ульяновской городской Думы N 106 от 29.05.2002.
Как видно из оспариваемого решения, оно вынесено в целях приведения тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению и приравненным к нему группам потребителей, в соответствие с действующими тарифами, установленными на территории г. Ульяновска.
Своим решением Комитет к группе "население" отнес жилищно-строительные кооперативы, кондоминиумы, товарищества собственников жилья, собственников индивидуального жилья, гаражно-строительные кооперативы, мастерские творческих работников, отдельно стоящие общежития, установив стоимость 1 Гкал в размере 156 руб. на нужды горячего водоснабжения.
Согласно пояснениям представителя заявителя жалобы необходимость в определении стоимости 1 Гкал связана с тем, что население оплачивает стоимость услуг по теплоснабжению за 1 кв. метр занимаемой площади в рублях, члены ГСК, ЖСК и иные, приравненные к населению товарищества, которые фактически являются населением, оплачивают счета энергоснабжающей организации за количество поставляемых Гкал.
В рассматриваемом случае Комитет при определении стоимости 1 Гкал исходил из минимального тарифа для всех лиц, указанных в оспариваемом решении.
Заявитель иска усматривает в действиях Комитета неправомерность по расширению круга потребителей, на которых распространяется тариф на тепловую энергию на нужды центрального отопления в размере 156 руб. за 1 Гкал.
Арбитражный суд Ульяновской области при рассмотрении иска не согласился с доводами Предприятия о превышении ответчиком полномочий по формированию групп потребителей, приравненных к населению.
Согласно Рекомендуемому порядку расчетов за электрическую энергию на потребительском рынке, утвержденному председателем Региональной энергетической комиссии России от 17.03.2002, отпуск тепловой энергии гражданам, проживающим в жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах, индивидуальных жилых домах, гаражных и гаражно-строительных кооперативах, мастерских творческих работников, производится по тарифам для населения.
Вместе с тем, признавая оспариваемое решение Комитета недействительным, суд Ульяновской области полагает, что в рассматриваемом случае имеет место не упорядочение расчетов с лицами, указанными в оспариваемом решении, а произвольное установление тарифов на теплоснабжение без экономического на то обоснования.
По мнению суда, решение ответчика не соответствует требованиям Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" N 41-ФЗ от 14.04.95 (с изменениями и дополнениями) (ст. ст. 2, 4), п. 27 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, п. 26 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226, действовавших на момент принятия оспариваемого решения.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с выводами, сделанными судом первой инстанции Арбитражного суда Ульяновской области, по следующим основаниям.
Решение Комитета является нормативным актом, поскольку оно принято в установленном порядке уполномоченным на то органом государственной власти, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц и рассчитанные на неоднократное применение.
Ответчик решением N 67 от 27.02.2004 не устанавливал льготный тариф на тепловую энергию, следовательно, экономического на то обоснования тарифа не требовалось, как и открытия дела по установлению тарифов.
Решение Комитета направлено лишь на упорядочение расчетов за тепловую энергию, потребляемую населением г. Ульяновска.
При принятии решения ответчик руководствовался информационным письмом Федеральной энергетической комиссии России от 27.11.2003 N КГ-4311/11, из которого следует, что при расчетах за тепловую энергию к населению относятся: владельцы индивидуальных домов и владельцы многоквартирных домов, товарищества собственников жилья. Данные юридические лица оплачивают тепловую энергию по тарифу (руб./1 Гкал).
Тариф на теплоснабжение кв. метра жилья для населения установлен решением Ульяновской городской Думы N 106 от 29 мая 2002 г.
Взимание платы по тарифам, предусмотренным для юридических лиц, влечет ущемление прав населения при оплате задолженности перед энергоснабжающими организациями.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемый судебный акт как вынесенный с неправильным применением норм материального права, в связи с чем подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.06.2004 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А72-4655/04-9/499 отменить. В удовлетворении иска Ульяновского муниципального унитарного предприятия "Городской теплосервис" отказать.
Кассационную жалобу Комитета по регулированию цен, тарифов и государственным закупкам Ульяновской области удовлетворить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)