Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 31.08.2009 ПО ДЕЛУ N А57-12997/2008

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Выбор способа управления многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 августа 2009 г. по делу N А57-12997/2008


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 августа 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2009
по делу N А57-12997/2008
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове, Управлению Роспотребнадзора по Саратовской области, г. Саратов, о признании недействительным предписания от 11.06.2008 N 1621 об устранении нарушений законодательства,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ПНКБ" (далее - ООО "Управляющая компания "ПНКБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове (далее - Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове) о признании недействительным предписания от 11.06.2008 N 1621 об устранении нарушений законодательства.
Определением суда от 25.12.2008 к участию в деле в качестве заинтересованного лица было привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2009 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом, ООО "Управляющая компания "ПНКБ" обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит решение суда Саратовской области от 05.03.2009 отменить и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Стороны о дате времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие не явившихся сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены.
Как видно из материалов дела, на основании жалобы жильца дома по ул. 1-ый Рождественский тупик д. 9 г. Саратова N 668-ж от 19.05.2008, Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове 20.05.2008 выдано предписание N 1621-р Федеральному государственному учреждению здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" о проведении обследования (исследования, испытания, оценки), в ходе которого выявлено, что окружающая жилая застройка представлена одно- и двухэтажными жилыми зданиями; дома не канализированы; на территории двора двухэтажного муниципального жилого дома по ул. Веселая, д. 38 выстроен дворовой туалет; расстояние от туалета до стены жилого дома N 9 по 1-му Рождественскому тупику, составляет 1 м, яма туалета водопроницаемая, подъездные пути отсутствуют.
По факту проведения экспертизы Федеральным государственным учреждением здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" выдано экспертное заключение от 03.06.2008 N 3389 по санитарному состоянию туалета, расположенного по адресу: ул. Веселая, д. 38 в Волжском районе г. Саратова. Согласно экспертному заключению эксплуатация дворового туалета по ул. Веселая, д. 38 в Волжском районе г. Саратова не соответствует СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункт 2.3.2.
По результатам проведения мероприятия по контролю, составлен акт от 03.06.2008 N 1621.
11.06.2008 Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове на основании акта от 03.06.2008 N 1621 и экспертного заключения от 03.06.2008 N 3389 вынесено предписание N 1621 об устранении нарушений законодательства ООО "Управляющая компания "ПНКБ".
Полагая, что действия Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове по вынесению предписания являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества, последний оспорил указанные действия в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований Общества, сделал выводы о том, что обжалуемые действия Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове правомерны, оно действовало в пределах полномочий по осуществлению контрольных функций; ООО "Управляющая компания "ПНКБ" является управляющей организацией, а, следовательно, лицом, ответственным за содержание и ремонт жилого дома по адресу: г. Саратов, по ул. Веселая, д. 38.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и действующему законодательству.
С 01.03.2005 способ управления многоквартирными домами выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения (пункт 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищный кодекс Российской Федерации", орган местного самоуправления в соответствии с положениями статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации проводит до 01.05.2008 открытый конкурс по выбору управляющей организации, если собственниками помещений в многоквартирном доме до 01.01.2007 не выбран способ управления многоквартирным домом или принятое такими собственниками решение о выборе способа управления многоквартирным домом не было реализовано.
Из материалов дела следует, что ООО "Управляющая компания "ПНКБ" получило право управления многоквартирным домом N 38 по ул. Веселая в г. Саратове по результатам проведения открытого конкурса на право управления многоквартирными домами в г. Саратове в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом".
Согласно пунктам 1, 2 и 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу пункта 2.4 Устава ООО "Управляющая компания "ПНКБ" осуществляет деятельность по управлению общим имуществом, собственников помещений в многоквартирных домах, выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества, собственников помещений в многоквартирных домах, представляет коммунальные услуги собственникам помещений и осуществляет иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
24.04.2008 ООО "Управляющая компания "ПНКБ" как управляющая организация заключило с собственником жилых помещений в многоквартирном доме N 38 по ул. Веселая в г. Саратове договор управления многоквартирным домом (далее - Договор).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
Из пункта 1.1 Договора следует, что целью его заключения является обеспечение надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома.
Пунктом 1.4 Договора стороны установили, что при выполнении условий руководствуются Гражданским кодексом Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491), Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307) и другими нормативными и законодательными актами, регулирующими вопросы управления многоквартирными домами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила), определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными то управляющими организациями и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктами 2, 39, 42 Правил, управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В пункте 29 Правил указано, что плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая оплату расходов на содержание и ремонт внутри домовых инженерных сетей электро- тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, включая истребование задолженности с собственников помещений, не выполняющих надлежащим образом свои обязательства по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Согласно пунктам 13 и 20 Правил осмотры общего имущества многоквартирных домов проводятся управляющей организацией. После установления факта превышения физического износа общего имущества уровня предельно допустимых характеристик надежности и безопасности управляющей организации необходимо направить предложение собственникам помещений о проведении общего собрания с целью определения размера платы на проведение капитального ремонта.
Как правильно указал суд первой инстанции, доводы общества о том, что объем обязанностей общества как управляющей организации по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений определяется только рамками заключенного договора по итогам открытого конкурса, не основаны на нормах действующего законодательства.
Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией (пункт 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Положения Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила содержания общего имущества в многоквартирных домах не содержат каких-либо исключений или особенностей в части исполнения обязанности по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда управляющей организацией, осуществляющей деятельность по содержанию жилого фонда, переданного ему в управление и ставшей таковой по итогам открытого конкурса.
ООО "Управляющая компания "ПНКБ" в Договоре управления многоквартирным домом N 38 по ул. Веселая в г. Саратове от 24.04.2008, не освобождают управляющую организацию от соблюдения общеобязательных требований по содержанию общего имущества многоквартирного дома, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами содержания общего имущества в многоквартирных домах, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Однако указанное не означает, что расходы, понесенные управляющей организацией на содержание общего имущества, должны быть возложены на него.
Как правильно установлено судом и усматривается из материалов дела, управляющая организация обязательства, возложенные на нее, не исполнила. При этом ею не оспорено по существу наличие выявленных нарушений, свидетельствующих о том, что управляющей организацией не были приняты меры по проведению текущих ремонтных работ в жилом доме, что является нарушением требований, установленных Правилами.
Суд кассационной инстанции признает несостоятельным довод заявителя жалобы о том, что непредъявление должностному лицу общества распоряжения о проведении проверки привело к нарушению прав ООО "Управляющая компания "ПНКБ", поскольку его представитель непосредственно не смог присутствовать при проведении мероприятий по контролю.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" (далее - Закон N 134-ФЗ) предусмотрен порядок проведения мероприятий по контролю, закреплена обязанность должностного лица административного органа, осуществляющего мероприятие по контролю, предъявлять распоряжения о проведении мероприятия по контролю либо его заверенную печатью копию одновременно со служебным удостоверением руководителю или иному должностному лицу юридического лица.
Органы государственного контроля (надзора) проводят плановые мероприятия по контролю и внеплановые проверки, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 7 Закона N 134-ФЗ.
Каких-либо ограничений при проведении внеплановых мероприятий по контролю, в том числе в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемого юридического лица либо их представителей (статья 8 Закона N 134-ФЗ), не имеется.
Таким образом, допускается проведение внеплановых проверок в отсутствие должностных лиц или работников проверяемого юридического лица.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными действий действия уполномоченного органа - Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Саратовской области в г. Саратове по вынесению предписания от 11.06.2008 N 1621.
Иным доводам, приведенным в кассационной жалобе, дана оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции. Нормы материального права применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене принятого по делу судебного акта, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 05.03.2009 по делу N А57-12997/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)