Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2008. Полный текст постановления изготовлен 18.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008
по делу N А37-95/2008-8
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" о признании незаконными действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана по заключению договора на управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у
заинтересованное лицо: муниципальное унитарное предприятие "Социальное жилье"
Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана (далее - департамент) по заключению договора на временное управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у с МУП "Социальное жилье" с нарушением закона.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Социальное жилье".
Решением от 28.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что при заключении договора от 25.10.2007 N 9-у департамент не вышел за пределы своих полномочий и данный договор соответствует действующему законодательству.
Постановлением апелляционного суда от 03.07.2008 решение от 28.04.2008 отменено. Действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана по заключению договора на управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у признаны незаконными поскольку заключенный договор не соответствует требованиям ч. 4 ст. 161 ст. 162 ЖК РФ.
Законность постановления от 03.07.2008 проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе департамента, в которой он просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что договор от 25.10.2007 не является договором управления, предусмотренным ст. 162 ЖК РФ, а является договором на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и не препятствует заявителю в осуществлении деятельности по поставке электроэнергии населению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 29.09.2006 в целях приведения статуса общежитий муниципального специализированного жилищного фонда г.Магадана в соответствие с их фактическим использованием мэром г.Магадана принято постановление N 1861 "Об изменении статуса жилых помещений, находящихся в ведении МУП "Социальное жилье", согласно которому статус жилых помещений, расположенных в домах, указанных в приложении N 1 к данному постановлению, изменен с отнесением их к жилищному фонду социального использования.
Во исполнение пункта 3 постановления от 29.09.2006 распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Магадана от 27.04.2007 N 64-р, от 08.05.2007 N 69-р, от 31.05.2007 N 78-р, от 18.06.2007 N 84-р, от 12.09.2007 N 111-р жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении МУП "Социальное жилье", был изъят из хозяйственного ведения предприятия и включен в состав казны муниципального образования "Город Магадан".
Пунктом 4 названного постановления Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана предписано передать МУП "Социальное жилье" в установленном порядке в управление и на техническое обслуживание жилой фонд в соответствии с приложением.
25.10.2007 между департаментом (заказчик) и МУП "Социальное жилье" (управляющая организация) заключен договор N 9-у на временное управление многоквартирными домами до заключения договора с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса в порядке ч. 4 ст. 161 ЖК РФ или принятия решения собственниками о выборе способа управления, предусмотренного ст. 161 ЖК РФ.
Полагая, что действия департамента как органа управления по заключению договора не соответствуют требованиям ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также считая, что этими действиями нарушаются права и законные интересы общества, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу требований ч. 1 ст. 10 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 определен порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об удовлетворении заявления, арбитражный апелляционный суд установил, что договор от 25.10.2007 N 9-у заключен в нарушение предусмотренного действующим законодательством порядка, без проведения конкурса, в связи с чем сделал правильный *** о его недействительности в силу требований ст. 168 ГК РФ.
Кроме того, при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в том числе положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, апелляционным судом установлено, что раздел 3 названного положения не содержит полномочий ответчика на заключение договоров на управление многоквартирными домами.
В этой связи судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при заключении договора от 25.10.2007 N 9-у департамент действовал с превышением своих полномочий, а также в нарушение порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Также обоснован вывод суда апелляционной инстанции о том, что действиями департамента, заключившего договор от 25.10.2007 N 9-у, были нарушены права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством.
В силу положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Наниматели жилых помещений по договору социального найма вносят плату за пользование жилым помещением наймодателю этого жилого помещения.
Поскольку согласно разделу 2 договора от 25.10.2007 на МУП "Социальное жилье" не возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг, то доводы ОАО "Магаданэлектросеть" о нарушении его прав с учетом указанных норм права обоснованны.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что договор от 25.10.2007 не является договором управления, предусмотренным ст. 162 ЖК РФ, а является договором на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат п.п. 4, 5 ст. 161 ЖК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу N А37-95/2008-8 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 18.11.2008 N Ф03-4511/2008 ПО ДЕЛУ N А37-95/2008-8
Разделы:Управление многоквартирным домом; Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Выбор способа управления многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 ноября 2008 г. N Ф03-4511/2008
Резолютивная часть постановления объявлена 11.11.2008. Полный текст постановления изготовлен 18.11.2008.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана
на постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008
по делу N А37-95/2008-8
Арбитражного суда Магаданской области
по заявлению открытого акционерного общества "Магаданэлектросеть" о признании незаконными действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана по заключению договора на управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у
заинтересованное лицо: муниципальное унитарное предприятие "Социальное жилье"
Открытое акционерное общество "Магаданэлектросеть" обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана (далее - департамент) по заключению договора на временное управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у с МУП "Социальное жилье" с нарушением закона.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено муниципальное унитарное предприятие "Социальное жилье".
Решением от 28.04.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано по мотиву того, что при заключении договора от 25.10.2007 N 9-у департамент не вышел за пределы своих полномочий и данный договор соответствует действующему законодательству.
Постановлением апелляционного суда от 03.07.2008 решение от 28.04.2008 отменено. Действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана по заключению договора на управление многоквартирными домами от 25.10.2007 N 9-у признаны незаконными поскольку заключенный договор не соответствует требованиям ч. 4 ст. 161 ст. 162 ЖК РФ.
Законность постановления от 03.07.2008 проверяется в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе департамента, в которой он просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и нарушением норм процессуального права.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что договор от 25.10.2007 не является договором управления, предусмотренным ст. 162 ЖК РФ, а является договором на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов и не препятствует заявителю в осуществлении деятельности по поставке электроэнергии населению.
В судебном заседании кассационной инстанции представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте его проведения, участия не принимали.
Изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, 29.09.2006 в целях приведения статуса общежитий муниципального специализированного жилищного фонда г.Магадана в соответствие с их фактическим использованием мэром г.Магадана принято постановление N 1861 "Об изменении статуса жилых помещений, находящихся в ведении МУП "Социальное жилье", согласно которому статус жилых помещений, расположенных в домах, указанных в приложении N 1 к данному постановлению, изменен с отнесением их к жилищному фонду социального использования.
Во исполнение пункта 3 постановления от 29.09.2006 распоряжениями Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Магадана от 27.04.2007 N 64-р, от 08.05.2007 N 69-р, от 31.05.2007 N 78-р, от 18.06.2007 N 84-р, от 12.09.2007 N 111-р жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении МУП "Социальное жилье", был изъят из хозяйственного ведения предприятия и включен в состав казны муниципального образования "Город Магадан".
Пунктом 4 названного постановления Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана предписано передать МУП "Социальное жилье" в установленном порядке в управление и на техническое обслуживание жилой фонд в соответствии с приложением.
25.10.2007 между департаментом (заказчик) и МУП "Социальное жилье" (управляющая организация) заключен договор N 9-у на временное управление многоквартирными домами до заключения договора с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса в порядке ч. 4 ст. 161 ЖК РФ или принятия решения собственниками о выборе способа управления, предусмотренного ст. 161 ЖК РФ.
Полагая, что действия департамента как органа управления по заключению договора не соответствуют требованиям ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также считая, что этими действиями нарушаются права и законные интересы общества, ОАО "Магаданэлектросеть" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна.
Согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу требований ч. 1 ст. 10 Закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Постановлением Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 определен порядок проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая решение об удовлетворении заявления, арбитражный апелляционный суд установил, что договор от 25.10.2007 N 9-у заключен в нарушение предусмотренного действующим законодательством порядка, без проведения конкурса, в связи с чем сделал правильный *** о его недействительности в силу требований ст. 168 ГК РФ.
Кроме того, при исследовании и оценке имеющихся в деле доказательств, в том числе положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и обслуживания социальной сферы мэрии г.Магадана, апелляционным судом установлено, что раздел 3 названного положения не содержит полномочий ответчика на заключение договоров на управление многоквартирными домами.
В этой связи судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что при заключении договора от 25.10.2007 N 9-у департамент действовал с превышением своих полномочий, а также в нарушение порядка проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.
Также обоснован вывод суда апелляционной инстанции о том, что действиями департамента, заключившего договор от 25.10.2007 N 9-у, были нарушены права заявителя в сфере его предпринимательской деятельности.
В соответствии с п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений потребляют услугу электроснабжения на основании договоров, заключенных в соответствии с жилищным законодательством.
В силу положений ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Наниматели жилых помещений по договору социального найма вносят плату за пользование жилым помещением наймодателю этого жилого помещения.
Поскольку согласно разделу 2 договора от 25.10.2007 на МУП "Социальное жилье" не возложены обязанности по предоставлению коммунальных услуг, то доводы ОАО "Магаданэлектросеть" о нарушении его прав с учетом указанных норм права обоснованны.
Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены постановления апелляционного суда и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Доводы заявителя жалобы о том, что договор от 25.10.2007 не является договором управления, предусмотренным ст. 162 ЖК РФ, а является договором на оказание услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку противоречат п.п. 4, 5 ст. 161 ЖК РФ.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2008 по делу N А37-95/2008-8 Арбитражного суда Магаданской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)