Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Красная горка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011
по делу N А49-8623/2010
по иску муниципального унитарного предприятия "Пензгорстройзаказчик", г. Пенза (ИНН 5836011290, ОГРН 1025801361189) к товариществу собственников жилья "Красная горка", г. Пенза (ИНН 5837021661, ОГРН 1045803502601) о взыскании 114 093 руб. 19 коп., с участием третьих лиц: муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ИНН 5836013530, ОГРН 1075836002450), общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714),
муниципальное унитарное предприятие "Пензгорстройзаказчик" (далее - истец, МУП "Пензгорстройзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к товариществу собственников жилья "Красная горка" (далее - ответчик, ТСЖ "Красная горка") о взыскании 114 093 руб. 19 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости потребленной холодной воды в составе горячего водоснабжения за период с декабря 2007 года по июль 2009 года.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, считает, что решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Судами установлено, что в 2005 году МУП "Пензгорстройзаказчик" (истец) завершило строительство центрального теплового пункта (далее - ЦТП), расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", в целях обеспечения теплом и горячей водой многоквартирных жилых домов в прилегающем микрорайоне.
Постановлением главы администрации города Пензы от 27.12.2006 N 1548 вышеуказанный ЦТП с оборудованием был передан из муниципальной имущественной казны города Пензы в хозяйственное ведение МУП "Пензгорстройзаказчик".
Согласно постановлению главы администрации города Пензы от 16.07.2009 N 927 ЦТП и оборудование, находящиеся по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", переданы с баланса МУП "Пензгорстройзаказчик" в муниципальную казну города Пензы.
Судами также установлено, что ТСЖ "Красная горка" (ответчик) создано по инициативе собственников помещений, расположенных в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89. Основным видом деятельности ответчика является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.
Из материалов дела следует, что ООО "Горводоканал" (третье лицо), будучи организацией водопроводно-канализационного хозяйства в г. Пензе, в период с декабря 2007 года по июль 2009 года, осуществляло подачу холодной воды по двум трубам в ЦТП по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", находящийся в хозяйственном ведении МУП "Пензгорстройзаказчик".
По одной трубе холодная (питьевая) вода на нужды холодного водоснабжения поступала транзитом через ЦТП в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89, находящийся в управлении ТСЖ "Красная горка".
Оплату холодной (питьевой) воды ТСЖ "Красная горка" производило непосредственно третьему лицу - ООО "Горводоканал" на основании договора от 01.11.2007 N 2735, заключенного между ними.
По второй трубе холодная вода на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС) поступала в оборудование ЦТП, в котором осуществлялся подогрев этой воды, после чего горячая вода подавалась в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89.
Отношения между ООО "Горводоканал" и МУП "Пензгорстройзаказчик" по подаче холодной воды в оборудование ЦТП были урегулированы договором от 23.08.2007 N 3182 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и дополнительным соглашением к нему от 23.08.2007 N 1.
Из материалов дела следует, что во исполнение решения Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2010 по делу N А49-313/2008-219/4 МУП "Пензгорстройзаказчик" платежными поручениями от 08.06.2010 N 1146, от 18.06.2010 N 1185, от 22.07.2010 N 1432 перечислило на расчетный счет ООО "Горводоканал" сумму долга за потребленную холодную воду и оказанные услуги по водоотведению в размере 715 543 руб. 93 коп. за период с ноября 2007 года по июль 2009 года.
Полагая, что в спорный период фактически потребителем холодной воды в составе ГВС являлся ответчик, истец, оплатив ее стоимость третьему лицу - ООО "Горводоканал", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что подтвержден факт получения ответчиком от истца в период с декабря 2007 года по июль 2009 года холодной воды в составе ГВС на общую сумму 114 093 руб. 19 коп., что доказательств оплаты истцу либо энергоснабжающей организации стоимости фактически потребленной в спорный период холодной воды в составе ГВС ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в соответствии с договором энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084 поставку ответчику тепловой энергии в горячей воде в период с декабря 2007 года по июль 2009 года осуществляло МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Согласно пункту 4.2. договора энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084 расчет за отпущенную абоненту тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным регулирующим органом.
В спорный период для потребителей МКП "Теплоснабжение г. Пензы" были установлены следующие тарифы на тепловую энергию:
- - на 2007 год - 435 руб. 66 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 11.10.2007 N 30);
- - на 2008 год - 514 руб. 08 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 29.12.2007 N 46);
- - на 2009 год - 634 руб. 37 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2008 N 20).Утвержденные указанными приказами тарифы включали в себя стоимость покупной тепловой энергии у Пензенского филиала открытого акционерного общества "ТГК N 6".
Согласно вышеназванным приказам в тарифы на тепловую энергию не была включена стоимость холодной (питьевой) воды в составе ГВС.
Судами установлено, что холодную воду в составе ГВС в период с декабря 2007 года по июль 2009 года ТСЖ "Красная Горка" получило от МУП "Пензгорстройзаказчик".
При этом договор на подачу холодной воды в составе ГВС между МУП "Пензгорстройзаказчик" и ТСЖ "Красная Горка" не заключался.
Количество холодной воды в составе ГВС, принятой ТСЖ "Красная Горка" от МУП "Пензгорстройзаказчик" за период с декабря 2007 года по июль 2009 год, истцом определено расчетным путем на основании показаний приборов учета, представленных ответчиком в ООО "Горводоканал".
Согласно расчету, представленному истцом, количество холодной воды в составе ГВС, полученной ТСЖ "Красная Горка" в спорный период, составило 12 290 куб. м, а ее стоимость определена в сумме 114 093 руб. 19 коп. в соответствии с тарифами на водоснабжение, утвержденными постановлениями главы администрации г. Пензы от 12.03.2007 N 259 (7,08 руб. за 1 куб. м.), от 25.12.2007 N 1620 (8,32 руб. за 1 куб. м.), от 15.12.2008 N 2153 (10,39 руб. за 1 куб. м.).
Однако судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного спора не учтено следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец не является ни энергоснабжающей организацией, ни организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ответчик самостоятельно не осуществляет приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), ответчик обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
При этом Правила N 307 не содержат указаний на такую коммунальную услугу как холодная вода в составе ГВС.
На основании пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Расчет размера платы за горячую воду производится суммарно, исходя из стоимости холодной воды в составе ГВС и стоимости тепловой энергии, использованной при приготовлении горячей воды.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период холодную воду ответчик получал на основании договора от 01.11.2007 N 2735, заключенного с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Горводоканал".
Тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель ответчик получал от ресурсоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы" по договору энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084.
Для указанных лиц в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов были установлены тарифы для оказания коммунальных услуг населению.
Из материалов дела усматривается, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" выставляло ответчику счета-фактуры для оплаты потребленной тепловой энергии, указывая при этом отдельно плату за "отопление" (Гкал) и "горячую воду" (Гкал).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м. горячей воды.
Использование для горячего водоснабжения тарифа, утвержденного в Гкал, не соответствует положениям Основ ценообразования N 520 и пункта 15 Правил N 307.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Стоимость 1 куб. м холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимость ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон о тарифах не предусматривал установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифов на горячую воду.
В силу пункта 10 Основ ценообразования N 109 если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Согласно абзацу второму пункта 15 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг, к которому относится ТСЖ "Красная горка", приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.
Пунктами 1.3, 2.1.1 Правил N Вк-4936 предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил; средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее законодательство допускает отпуск горячей воды для населения организациями коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, расчет фактического потребления горячей воды производится одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
При этом действующие нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению не содержит указаний по оплате потребленной горячей воды, исходя отдельно из оплаты объемов холодной воды и отдельно тепловой энергии, необходимой для нагрева одного кубического метра воды до определенной температуры.
Учитывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в связи с неоплатой холодной воды в составе горячего водоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А49-8623/2010 отменить.
В удовлетворении иска муниципального унитарного предприятия "Пензгорстройзаказчик" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 01.11.2011 ПО ДЕЛУ N А49-8623/2010
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 ноября 2011 г. по делу N А49-8623/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 ноября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу товарищества собственников жилья "Красная горка", г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011
по делу N А49-8623/2010
по иску муниципального унитарного предприятия "Пензгорстройзаказчик", г. Пенза (ИНН 5836011290, ОГРН 1025801361189) к товариществу собственников жилья "Красная горка", г. Пенза (ИНН 5837021661, ОГРН 1045803502601) о взыскании 114 093 руб. 19 коп., с участием третьих лиц: муниципального казенного предприятия "Теплоснабжение г. Пензы" (ИНН 5836013530, ОГРН 1075836002450), общества с ограниченной ответственностью "Горводоканал", г. Пенза (ИНН 5836623790, ОГРН 1065836023714),
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Пензгорстройзаказчик" (далее - истец, МУП "Пензгорстройзаказчик") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с иском к товариществу собственников жилья "Красная горка" (далее - ответчик, ТСЖ "Красная горка") о взыскании 114 093 руб. 19 коп. неосновательного обогащения в размере стоимости потребленной холодной воды в составе горячего водоснабжения за период с декабря 2007 года по июль 2009 года.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указал на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, на неправильное применение норм материального и процессуального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца, считает, что решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований по следующим основаниям.
Судами установлено, что в 2005 году МУП "Пензгорстройзаказчик" (истец) завершило строительство центрального теплового пункта (далее - ЦТП), расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", в целях обеспечения теплом и горячей водой многоквартирных жилых домов в прилегающем микрорайоне.
Постановлением главы администрации города Пензы от 27.12.2006 N 1548 вышеуказанный ЦТП с оборудованием был передан из муниципальной имущественной казны города Пензы в хозяйственное ведение МУП "Пензгорстройзаказчик".
Согласно постановлению главы администрации города Пензы от 16.07.2009 N 927 ЦТП и оборудование, находящиеся по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", переданы с баланса МУП "Пензгорстройзаказчик" в муниципальную казну города Пензы.
Судами также установлено, что ТСЖ "Красная горка" (ответчик) создано по инициативе собственников помещений, расположенных в жилом доме по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89. Основным видом деятельности ответчика является управление комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, а также обеспечение эксплуатации этого комплекса, владение, пользование и распоряжение общим имуществом в многоквартирном доме в установленных законодательством пределах.
Из материалов дела следует, что ООО "Горводоканал" (третье лицо), будучи организацией водопроводно-канализационного хозяйства в г. Пензе, в период с декабря 2007 года по июль 2009 года, осуществляло подачу холодной воды по двум трубам в ЦТП по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 93 "б", находящийся в хозяйственном ведении МУП "Пензгорстройзаказчик".
По одной трубе холодная (питьевая) вода на нужды холодного водоснабжения поступала транзитом через ЦТП в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89, находящийся в управлении ТСЖ "Красная горка".
Оплату холодной (питьевой) воды ТСЖ "Красная горка" производило непосредственно третьему лицу - ООО "Горводоканал" на основании договора от 01.11.2007 N 2735, заключенного между ними.
По второй трубе холодная вода на нужды горячего водоснабжения (далее - ГВС) поступала в оборудование ЦТП, в котором осуществлялся подогрев этой воды, после чего горячая вода подавалась в многоквартирный жилой дом по адресу: г. Пенза, ул. Калинина, д. 89.
Отношения между ООО "Горводоканал" и МУП "Пензгорстройзаказчик" по подаче холодной воды в оборудование ЦТП были урегулированы договором от 23.08.2007 N 3182 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ и дополнительным соглашением к нему от 23.08.2007 N 1.
Из материалов дела следует, что во исполнение решения Арбитражного суда Пензенской области от 15.04.2010 по делу N А49-313/2008-219/4 МУП "Пензгорстройзаказчик" платежными поручениями от 08.06.2010 N 1146, от 18.06.2010 N 1185, от 22.07.2010 N 1432 перечислило на расчетный счет ООО "Горводоканал" сумму долга за потребленную холодную воду и оказанные услуги по водоотведению в размере 715 543 руб. 93 коп. за период с ноября 2007 года по июль 2009 года.
Полагая, что в спорный период фактически потребителем холодной воды в составе ГВС являлся ответчик, истец, оплатив ее стоимость третьему лицу - ООО "Горводоканал", обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций, руководствовались статьями 1102, 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из того, что подтвержден факт получения ответчиком от истца в период с декабря 2007 года по июль 2009 года холодной воды в составе ГВС на общую сумму 114 093 руб. 19 коп., что доказательств оплаты истцу либо энергоснабжающей организации стоимости фактически потребленной в спорный период холодной воды в составе ГВС ответчиком не представлено.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что в соответствии с договором энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084 поставку ответчику тепловой энергии в горячей воде в период с декабря 2007 года по июль 2009 года осуществляло МКП "Теплоснабжение г. Пензы".
Согласно пункту 4.2. договора энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084 расчет за отпущенную абоненту тепловую энергию производится по тарифам, утвержденным регулирующим органом.
В спорный период для потребителей МКП "Теплоснабжение г. Пензы" были установлены следующие тарифы на тепловую энергию:
- - на 2007 год - 435 руб. 66 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 11.10.2007 N 30);
- - на 2008 год - 514 руб. 08 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления цен и тарифов Пензенской области от 29.12.2007 N 46);
- - на 2009 год - 634 руб. 37 коп. за 1 Гкал (без НДС) (приказ Управления по регулированию тарифов, развитию инфраструктуры и энергосбережению Пензенской области от 29.12.2008 N 20).Утвержденные указанными приказами тарифы включали в себя стоимость покупной тепловой энергии у Пензенского филиала открытого акционерного общества "ТГК N 6".
Согласно вышеназванным приказам в тарифы на тепловую энергию не была включена стоимость холодной (питьевой) воды в составе ГВС.
Судами установлено, что холодную воду в составе ГВС в период с декабря 2007 года по июль 2009 года ТСЖ "Красная Горка" получило от МУП "Пензгорстройзаказчик".
При этом договор на подачу холодной воды в составе ГВС между МУП "Пензгорстройзаказчик" и ТСЖ "Красная Горка" не заключался.
Количество холодной воды в составе ГВС, принятой ТСЖ "Красная Горка" от МУП "Пензгорстройзаказчик" за период с декабря 2007 года по июль 2009 год, истцом определено расчетным путем на основании показаний приборов учета, представленных ответчиком в ООО "Горводоканал".
Согласно расчету, представленному истцом, количество холодной воды в составе ГВС, полученной ТСЖ "Красная Горка" в спорный период, составило 12 290 куб. м, а ее стоимость определена в сумме 114 093 руб. 19 коп. в соответствии с тарифами на водоснабжение, утвержденными постановлениями главы администрации г. Пензы от 12.03.2007 N 259 (7,08 руб. за 1 куб. м.), от 25.12.2007 N 1620 (8,32 руб. за 1 куб. м.), от 15.12.2008 N 2153 (10,39 руб. за 1 куб. м.).
Однако судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного спора не учтено следующее.
Как следует из материалов дела и установлено судами, истец не является ни энергоснабжающей организацией, ни организацией водопроводно-канализационного хозяйства, ответчик самостоятельно не осуществляет приготовление горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем.
Согласно пункту 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), ответчик обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Коммунальные ресурсы - это холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, тепловая энергия, твердое топливо, используемые для предоставления коммунальных услуг.
При этом Правила N 307 не содержат указаний на такую коммунальную услугу как холодная вода в составе ГВС.
На основании пункта 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданам.
Расчет размера платы за горячую воду производится суммарно, исходя из стоимости холодной воды в составе ГВС и стоимости тепловой энергии, использованной при приготовлении горячей воды.
Из материалов дела усматривается, что в спорный период холодную воду ответчик получал на основании договора от 01.11.2007 N 2735, заключенного с ресурсоснабжающей организацией - ООО "Горводоканал".
Тепловую энергию в горячей воде и теплоноситель ответчик получал от ресурсоснабжающей организации - МКП "Теплоснабжение г. Пензы" по договору энергоснабжения от 18.10.2004 N 2084.
Для указанных лиц в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов были установлены тарифы для оказания коммунальных услуг населению.
Из материалов дела усматривается, что МКП "Теплоснабжение г. Пензы" выставляло ответчику счета-фактуры для оплаты потребленной тепловой энергии, указывая при этом отдельно плату за "отопление" (Гкал) и "горячую воду" (Гкал).
Согласно пункту 7 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования N 520), тариф на горячую воду представляет собой ставку платы за потребление горячей воды из расчета платы за 1 куб. м. горячей воды.
Использование для горячего водоснабжения тарифа, утвержденного в Гкал, не соответствует положениям Основ ценообразования N 520 и пункта 15 Правил N 307.
Пунктами 47, 48 Основ ценообразования N 520 предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения. Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. м холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. м холодной воды до определенной температуры, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования N 109).
Стоимость 1 куб. м холодной воды, используемой для целей горячего водоснабжения, определяется как сумма тарифа на холодную воду и стоимость ее дополнительной химической очистки и деаэрации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон о тарифах), действовавшего в спорный период, тарифы на тепловую энергию устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - органы регулирования). Органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на тепловую энергию, отпускаемую непосредственно источниками тепловой энергии, обеспечивающими снабжение тепловой энергией потребителей, расположенных на территории одного муниципального образования, при условии наделения их такими полномочиями законом субъекта Российской Федерации.
Таким образом, Закон о тарифах не предусматривал установление тарифов на горячую воду органами регулирования субъектов Российской Федерации.
Тарифы на тепловую энергию используются при установлении органом местного самоуправления тарифов на горячую воду.
В силу пункта 10 Основ ценообразования N 109 если организации, осуществляющие регулируемую деятельность, в течение расчетного периода регулирования понесли экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен), в том числе расходы, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию, потребляемую в течение расчетного периода регулирования, эти расходы учитываются регулирующими органами при установлении регулируемых тарифов (цен) на последующий расчетный период регулирования (включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств).
Согласно абзацу второму пункта 15 Правил N 307 исполнитель коммунальных услуг, к которому относится ТСЖ "Красная горка", приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию и горячую воду.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса Российской Федерации) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов, заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, при определении условий договора энергоснабжения, заключаемого между ресурсоснабжающей и управляющей организациями.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата производится за фактически принятое абонентом количество горячей воды в соответствии с данными учета горячей воды, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, разделу 9 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Министерством топлива и энергетики Российской Федерации 12.09.1995 N Вк-4936 (далее - Правила N Вк-4936), абонент обеспечивает учет горячей воды.
Пунктами 1.3, 2.1.1 Правил N Вк-4936 предусмотрено, что расчеты потребителей тепловой энергии с энергоснабжающими организациями за полученное ими тепло осуществляются на основании показаний приборов учета и контроля параметров теплоносителя, установленных у потребителя и допущенных в эксплуатацию в качестве коммерческих в соответствии с требованиями настоящих Правил; средства измерения устанавливаются у потребителя (абонента) на оборудованном узле учета тепловой энергии воды, который должен размещаться на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Следовательно, при отсутствии средств измерения, предусмотренных Правилами N Вк-4936, объем отпущенной горячей воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у жителей индивидуальных приборов учета горячей воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
Таким образом, действующее законодательство допускает отпуск горячей воды для населения организациями коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения, расчет фактического потребления горячей воды производится одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления горячего водоснабжения.
При этом действующие нормативное регулирование отношений по горячему водоснабжению не содержит указаний по оплате потребленной горячей воды, исходя отдельно из оплаты объемов холодной воды и отдельно тепловой энергии, необходимой для нагрева одного кубического метра воды до определенной температуры.
Учитывая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в связи с неоплатой холодной воды в составе горячего водоснабжения не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, что правовых оснований для удовлетворения требований истца не имеется, судебная коллегия считает, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Пензенской области от 31.03.2011 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2011 по делу N А49-8623/2010 отменить.
В удовлетворении иска муниципального унитарного предприятия "Пензгорстройзаказчик" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)