Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.08.2012 ПО ДЕЛУ N А57-1173/2012

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2012 г. по делу N А57-1173/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 21 августа 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2012 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Борисовой Т.С., Луговского Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фединой В.И.,
при участии представителей сторон:
от Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образованию "Город Саратов" - Чурилина Д.В., действующего на основании доверенности от 10 апреля 2012 года N 02.08/05-5189,
от администрации муниципального образования "Город Саратов" - Сащенко С.Г., действующей на основании доверенности от 07 марта 2012 года N 01-03/21,
от закрытого акционерного общества "Тренд-Оптимум" - Николаевой С.С.. действующей на основании доверенности от 05 октября 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда
апелляционные жалобы Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов",
администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2012 года по делу N А57-1173/2012, принятое судьей Лескиной Т.А.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Тренд-Оптимум", Саратовская область, г. Энгельс, ИНН 6437016676, ОГРН 1026401975313,
заинтересованные лица:
администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ИНН 6450011003, ОГРН 1036405000280,
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, ИНН 6450056004, ОГРН 1126450007155,
товарищество собственников жилья "5 Микрорайон", г. Саратов,
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов
о признании недействительным постановления

установил:

В Арбитражный суд Саратовской области обратилось закрытое акционерное общество "Тренд-Оптимум" (далее - ЗАО "Тренд-Оптимум", Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - административный орган) от 15 августа 2011 года N 1679 "Об отказе ЗАО "Тренд-Оптимум" в предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка в Ленинском районе для строительства объекта торговли", о взыскании судебных расходов понесенных по договору об оказании юридических услуг в сумме 15000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2012 года требования, заявленные Обществом, удовлетворены.
Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов", администрация муниципального образования "Город Саратов" с принятым решением не согласились и обратились в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить по основаниям, изложенным в апелляционных жалобах.
Общество представило отзыв на апелляционные жалобы Комитета по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" и администрации муниципального образования "Город Саратов", считает решение арбитражного суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения по основаниям, указанным в отзыве.
Представители товарищества собственников жилья "5 Микрорайон", г. Саратов, ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района, г. Саратов, Комитета по архитектуре и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения жалоб извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями о вручении почтовых отправлений N 90472, N 78423, N 90473, N 78424, N 90470, N 78421.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие указанных представителей.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19 января 2010 года ЗАО "Тренд-Оптимум" обратилось в администрацию муниципального образования "Город Саратов" с заявлением N 1344 о предоставлении в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 200 кв. м, расположенного по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, возле жилого дома N 33 в Ленинском районе, с кадастровым номером 64:48:040405:71 с разрешенным использованием: под размещение объекта торговли.
Постановлением N 1679 от 15 августа 2011 года административным органом в предоставлении Обществу в аренду сроком на 25 лет земельного участка площадью 200 кв. м, с кадастровым номером 64:48:040405:71, отказано.
Свой отказ в предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрация муниципального образования "Город Саратов" мотивировала тем, что из акта осмотра земельного участка усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, который должен быть сформирован под многоквартирным домом.
ЗАО "Тренд-Оптимум", не согласившись с вынесенным постановлением N 1679 от 15 августа 2011 года, обжаловало его в судебном порядке.
Судом первой инстанции требования, заявленные Обществом, удовлетворены.
Апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции.
Администрация муниципального образования "Город Саратов" выступает арендодателем земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов, и 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственный власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. При этом первоначальным этапом предоставления участка является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного закона, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного закона, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) проведение работ по формированию земельного участка; 3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.
Материалами дела подтверждается, что Общество в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:71 в администрацию муниципального образования "Город Саратов" как арендодателю земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. Обществу распоряжением Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 27 апреля 2009 года N Т-1062-р был утвержден акт о выборе земельного участка для строительства и предварительно согласовано место размещения объекта торговли на земельном участке, расположенном по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, возле жилого дома N 33 Ленинский район, Обществом получен кадастровый паспорт данного земельного участка.
Таким образом, ЗАО "Тренд-Оптимум" были выполнены требования, установленные пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации, для предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта.
Частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе.
Обосновывая свой отказ в предоставлении ЗАО "Тренд-Оптимум" в аренду сроком на 25 лет земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:71, в оспариваемом постановлении административный орган указал на то, что из акта осмотра земельного участка усматривается, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, который должен быть сформирован под многоквартирным домом.
В соответствии с кадастровой выпиской, предоставленной ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" N 64/201/2012-80266 от 19 июня 2012 года о земельном участке с кадастровым номером 64:48:040405:90, расположенным под многоквартирным (девятиэтажным) домом по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, д. 33, испрашиваемый земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Саратов, ул. Тархова, 33, сформирован и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер 64:48:040405:90).
Судами обеих инстанций при сопоставлении данных по геодезическим точкам кадастровой выписки N 64/201/2012-80266 от 19 июня 2012 года о земельном участке с кадастровым номером 64:48:040405:90 с данными кадастрового паспорта, проектного плана, согласованного с Комитетом по земельным ресурсам администрации г. Саратова, схемой расположения земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:71, установлено, что земельный участок с кадастровым номером 64:48:040405:71 не входит в состав земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:90, а также отсутствует наложение границ вышеуказанных земельных участков.
Таким образом, вывод административного органа в оспариваемом постановлении о том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, который должен быть сформирован под многоквартирным домом, противоречит установленным судами обеих инстанций обстоятельствам.
Соответственно, предоставлением испрашиваемого земельного участка Обществу какие-либо права собственников квартир многоквартирного дома на пользование своим земельным участком не нарушаются.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает обоснованным вывод Арбитражного суда Волгоградской области о признании постановления от 15 августа 2011 года N 1679 недействительным и обязании административного органа в четырнадцатидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Общества от 19 января 2010 года о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду для строительства объекта торговли.
Вывод арбитражного суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требования Общества о взыскании судебных расходов в сумме 15000 рублей, понесенных Обществом в связи с оплатой услуг представителя по договору об оказании юридических услуг, также является обоснованным, поскольку Обществом не представлено доказательств понесенных судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя за участие в настоящем деле (договор на оказание юридических услуг, платежный документ, подтверждающий оплату по договору), а также не представлены доказательства, подтверждающие разумность взыскиваемых судебных расходов.
Довод апелляционной жалобы о том, что размещение на испрашиваемом земельном участке объекта торговли в границах санитарно-защитной зоны не допускается в соответствии с пунктом 7.1.12 СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", не может быть признан судом обоснованным ввиду следующего.
В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" к классу V с санитарно-защитной зоной 50 м относятся отдельно стоящие гипермаркеты, супермаркеты, торговые комплексы и центры, предприятия общественного питания, мелкооптовые рынки, рынки продовольственных и промышленных товаров, многофункциональные комплексы. То есть санитарно-защитная зона должна устанавливаться для крупных предприятий торговли и питания. Размещаемый Обществом на испрашиваемом земельном участке объект торговли в соответствии с материалами дела заявлен как мини-магазин. Согласно санитарно-эпидемиологическому заключению N 64.01.04.000.Т.001866.11.09 от 26 ноября 2009 года отвод земельного участка под размещение мини-магазина площадью 200 кв. м по адресу: г. Саратов, Ленинский район, ул. Тархова, возле жилого дома N 33 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
В апелляционной жалобе Комитет по землепользованию и градостроительству администрации муниципального образования "Город Саратов" указывает на то, что в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер и утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении двух лет со дня постановки его на учет не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в соответствии с частью 3 указанной статьи не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра. А поскольку решением ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" от 10 августа N 48/11-7556 указанный земельный участок с кадастровым номером был снят с государственного кадастрового учета в связи с истечением срока действия временного статуса сведений государственного кадастра недвижимости, то указанный земельный участок не может быть объектом земельных отношений.
Суд апелляционной инстанции считает указанный довод подателя апелляционной жалобы несостоятельным, поскольку Общество обратилось с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 64:48:040405:71 19 января 2010 года, т.е. в период действия кадастрового учета. Однако администрацией муниципального образования "Город Саратов" постановление об отказе в предоставлении указанного земельного участка было вынесено 15 августа 2011 года, т.е. с нарушением срока, установленного частью 2 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем на администрации лежит обязанность по принятию мер к восстановлению кадастрового учета испрашиваемого земельного участка.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия приходит к выводу, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Саратовской области от 27 июня 2012 года по делу N А57-1173/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
А.В.СМИРНИКОВ

Судьи
Т.С.БОРИСОВА
Н.В.ЛУГОВСКОЙ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)