Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 13.01.2006 N А56-10441/2005

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 13 января 2006 года Дело N А56-10441/2005
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Ветошкиной О.В. и Малышевой Н.Н., при участии от товарищества собственников жилья "Домовладелец" Шипиной Т.А. (доверенность от 01.03.05), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу Косьминой И.А. (доверенность от 10.01.06), рассмотрев 12.01.06 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.05 (судья Бурматова Г.Е.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.05 (судьи Семиглазов В.А., Лопато И.Б., Тимошенко А.С.) по делу N А56-10441/2005,
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья "Домовладелец" (далее - ТСЖ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу (далее - инспекция) от 31.01.05 N 18-04/1363 в части уплаты единого социального налога (далее - ЕСН), пеней и налоговых санкций; о признании незаконным бездействия инспекции, выразившегося в невозврате заявителю 110077,67 руб. ЕСН за 2002 - 2004 годы, и обязании ее возвратить указанную сумму налога. Кроме того, ТСЖ просило суд взыскать судебные расходы по оплате услуг адвоката.
Решением суда от 20.06.05 требования заявителя удовлетворены.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.05 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению подателя жалобы, ТСЖ не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН. Кроме того, инспекция считает, что "возврат денежных средств должен осуществляться Министерством финансов Российской Федерации".
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель ТСЖ возражал против ее удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка ТСЖ, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты и перечисления ЕСН за 2001 - 2003 годы.
В ходе проверки инспекцией установлено занижение налоговой базы по ЕСН вследствие применения льготы в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ (действовавшим на момент спорных правоотношений). По мнению инспекции, ТСЖ не имеет права на применение льготы, поскольку не входит в перечень организаций, которые в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ вправе производить расходы, не подлежащие обложению ЕСН.
По результатам проверки налоговый орган составил акт от 30.12.04 N 146/18 и принял решение от 31.01.05 N 18-04/1363 о доначислении ТСЖ 113494,3 руб. ЕСН за 2001 - 2003 годы, начислении 1209,3 руб. пеней и наложении 18680,82 руб. штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неуплату налога.
ТСЖ не согласилось с решением налогового органа в указанной части и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Судебные инстанции признали, что ТСЖ относится к организациям, перечень которых приведен в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Основным критерием включения некоммерческой организации в этот перечень является не наименование организации, а ее организационно-правовая форма, вид фактически осуществляемой деятельности, характер выполненных для нее работ (оказанных услуг) и факт оплаты этих работ (услуг) за счет членских взносов. Поскольку ТСЖ соответствует установленным критериям, оно вправе не уплачивать ЕСН с сумм, выплаченных физическим лицам, выполнявшим работы и оказывавшим услуги для ТСЖ, за счет членских взносов.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.12.2000 N 166-ФЗ) не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческих, садово-огородных, гаражно-строительных и жилищно-строительных кооперативов (товариществ) лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций. Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения понятия "жилищно-строительный кооператив (товарищество)", в силу пункта 1 статьи 11 НК РФ в данном случае подлежит применению определение этого понятия, данное в гражданском законодательстве.
По пункту 1 статьи 116 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Статьей 291 ГК РФ предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют некоммерческую организацию - товарищество собственников квартир (жилья), которое создается и действует в соответствии с Федеральным законом от 15.06.96 N 72-ФЗ "О товариществах собственников жилья" (далее - Закон о ТСЖ). В силу статьи 1 данного закона ТСЖ - некоммерческая организация, объединяющая домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом. В силу статей 32 и 40 Закона о ТСЖ принципом организации ТСЖ является добровольное членство собственников помещений в кондоминиуме, а его имущество состоит из вступительных и иных взносов, обязательных платежей его членов.
Как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3.3 мотивировочной части постановления от 23.12.04 N 19-П "По делу о проверке конституционности подпункта 8 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с коллективной жалобой граждан..." (далее - Постановление N 19-П), введенное подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ изъятие из установленных его статьями 236 и 237 объекта налогообложения и налоговой базы по единому социальному налогу основано на учете природы перечисленных в нем организаций, являющихся некоммерческими, не преследующими извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (пункт 1 статьи 50 ГК РФ, пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.96 "О некоммерческих организациях"), в частности потребительских кооперативов - объединений, основанных на началах членства и созданных для удовлетворения материальных и иных потребностей участников путем объединения ими имущественных паевых взносов (пункт 1 статьи 116 ГК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что законодатель, освободив подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ от обложения единым социальным налогом указанные в нем суммы, исходил из конституционно значимой цели создания условий для осуществления права граждан на жилище, отдых и охрану здоровья и государственной поддержки кооперативов (товариществ).
Действующим гражданским законодательством предусмотрены различные организационно-правовые формы некоммерческих организаций. В пункте 3 статьи 50 ГК РФ указано, что юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Таким образом, товарищества собственников жилья - это некоммерческие объединения граждан, создаваемые с целью удовлетворения личных, материальных и иных потребностей их участников путем объединения членами имущественных паевых взносов.
В письме от 13.10.03 N СА-6-05/1064@ "О едином социальном налоге" Министерство Российской Федерации по налогам и сборам обращает внимание налоговых органов на обязанность при решении вопроса об освобождении от уплаты ЕСН ТСЖ в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ в каждом конкретном случае исследовать поступившие взносы на предмет их использования на цели и задачи товарищества, поступления от собственников жилья, а также расходования данных средств на выплаты в пользу лиц, выполняющих работы (услуги) для данного товарищества, подтверждая тем самым распространение действия подпункта 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ на товарищества собственников жилья.
Правильность вывода суда подтверждается и принятыми Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановлениями от 15.04.03 N 19/03 и от 20.01.04 N 11281/03.
Следовательно, к указанным в подпункте 8 пункта 1 статьи 238 НК РФ организациям, которые не уплачивают ЕСН с сумм, выплачиваемых за счет членских взносов лицам, выполняющим работы (услуги) для указанных организаций, относятся и ТСЖ, а также их ассоциации (объединения в виде некоммерческих организаций). Материалами дела подтверждается, что членами ТСЖ являются как физические лица, так и юридические лица - владельцы нежилых помещений в данном кондоминиуме, что не противоречит статьям 32, 40 Закона о ТСЖ.
Судом также установлено, что ТСЖ оплатило работы (услуги) лицам, их выполнившим, за счет сборов и взносов, которые формируют денежные средства ТСЖ, являющиеся, по существу, членскими взносами.
Довод инспекции "об исполнении" судебных актов по искам к казне Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 09.09.02 N 666, правомерно отклонен апелляционной инстанцией, поскольку указанное постановление определяет лишь порядок исполнения судебных актов.
Таким образом, судебные акты вынесены с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены нет.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.06.05 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.10.05 по делу N А56-10441/2005 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий
БУХАРЦЕВ С.Н.

Судьи
ВЕТОШКИНА О.В.
МАЛЫШЕВА Н.Н.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)