Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2011 ПО ДЕЛУ N А48-3423/2010

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2011 г. по делу N А48-3423/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 10.06.2011
Постановление изготовлено в полном объеме 17.06.2011
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Орел" на решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А48-3423/2010,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Коликом" (далее - ООО "Коликом") обратилось в Арбитражный суд Орловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Орелрегионгаз" (далее - ООО "Орелрегионгаз"): 1) Об обязании ответчика внести изменения в пункт 5.1 раздела 5 "Цена и порядок расчетов" договора N 4-0597 от 31.12.2008 г. и изложить пункт 5.1 договора в соответствии с действующим законодательством РФ в следующей редакции: "Цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя для локальных котельных многоквартирных жилых домов без нежилых (офисных) помещений формируется из розничной цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных для населения в порядке, определенном Правительством РФ. Для локальных котельных многоквартирных жилых домов с нежилыми (офисными) помещениями цена на газ для собственников (арендаторов) нежилых помещений формируется из регулируемой оптовой цены на газ (промышленный тариф) и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством РФ, пропорционально площади отапливаемого помещения или согласно показаниям теплового счетчика; для собственников жилых помещений дома цена формируется из розничной цены на газ и платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных для населения в порядке, определенном Правительством РФ. В случае принятия Правительством РФ нормативного акта, предусматривающего продажу газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по нерегулируемым (свободным) ценам, поставка газа будет осуществляться по ценам, определяемым по соглашению сторон"; 2) О взыскании с ООО "Орелрегионгаз" излишне уплаченных денежных средств по договорам поставки газа N 40597 от 31.12.2008 г., N 4-0597 от 01.12.2004 г. в размере 207 186 руб. 66 коп. за период с августа 2007 года по январь 2010 года (поставка газа для многоквартирных жилых домов по ул. Толстого, 2, 4а) (с учетом принятия уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 исковое требование ООО "Коликом" об обязании ООО "Орелрегионгаз" внести изменения в пункт 5.1 раздела 5 "Цена и порядок расчетов" договора от 31.12.2008 г. N 4-0597, оставлено без рассмотрения. По второму требованию, с ответчика в пользу истца было взыскано 207 186 руб. 66 коп. неосновательного обогащения, 7 143 руб. 73 коп. расходов по государственной пошлине.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 указанное решение оставлено без изменения.
В суде кассационной инстанции ответчик обратился с заявлением об изменении его наименования с общества с ограниченной ответственностью "Орелрегионгаз" на общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Орел" (далее - ООО "Газпром межрегионгаз Орел"), представив на обозрение для обоснования этого соответствующие документы. Данное ходатайство ответчика судом удовлетворено.
Не соглашаясь с принятыми по делу судебными актами в части взыскания с ООО "Газпром межрегионгаз Орел" неосновательного обогащения в сумме 207 186 руб. 66 коп., последнее обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятых по делу судебных актов в обжалуемой части.
Заявитель кассационной жалобы указывает, что суды необоснованно при принятии обжалуемых судебных актов применяют Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 г. N 549 (далее - Правила N 549)
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суды не учли того, что в рассматриваемом случае при приобретении газа в качестве коммунального ресурса для предоставления коммунальной услуги "газоснабжение", стоимость приобретаемого газа будет равна розничной цене на газ, то есть должны применяться тарифы и расценки, определяемые в соответствии с приказами Федеральной службы по тарифам Российской Федерации.
Также заявитель кассационной жалобы считает необоснованным вывод судов о наличии у него неосновательного обогащения, поскольку в настоящем случае основаниями для получения денежных средств явились условия договора и нормы законодательства.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.
Представитель истца доводы кассационной жалобы отклонил, считает принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, 31.12.2008 г. между ООО "Коликом" (покупатель) и ООО "Орелрегионгаз" (поставщик) был заключен договор поставки газа N 4-0597, срок действия которого продлен на 2010 год дополнительным соглашением от 30.12.2009 г.
В 2007 - 2008 гг. между сторонами действовал аналогичный договор N 4-0597 от 01.12.2004 г.
По условиям договора N 4-0597 от 31.12.2008 г. (пункт 2.1) ООО "Орелрегионгаз" обязалось поставлять газ до выхода газораспределительных станций, а ООО "Коликом" обязалось получать (отбирать) газ для конечных потребителей, имеющих точку подключения к сетям ГРО на условиях, определенных договором и выплачивать ООО "Орелрегионгаз" стоимость газа и плату за снабженческо-сбытовые услуги.
В соответствии с пунктом 2.5 договора месяцем поставки газа, периодом поставки газа, отчетным периодом является календарный месяц.
Согласно разделу 5 договора "Цена и порядок расчетов" с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 30.12.2009 г., цена на газ на границе раздела газораспределительных сетей и сетей конечного потребителя формируется из регулируемых оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, установленных в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. В случае принятия Правительством РФ нормативного акта, предусматривающего продажу газа, добываемого ОАО "Газпром" и его аффилированными лицами, по нерегулируемым (свободным) ценам, поставка газа будет осуществляться по ценам, определяемым по соглашению сторон (пункт 5.1).
Регулируемые оптовые цены на газ, установлены на объемную единицу измерения газа (1 тыс. куб. метров), приведенную к стандартным условиям (температура + 20 градусов по Цельсию, давление 101,325 кПа (760 мм ртутного столба), влажность 0%, при расчетной теплоте сгорания 7 900 ккал/куб. м (33 080 кДж/куб. м).
При отклонении фактической объемной теплоты сгорания (ОТС) от расчетной, поставщик ежемесячно производит перерасчет цен на газ по указанной формуле (пункт 5.2).
Фактическая стоимость газа, выбранного по настоящему договору в месяце поставки газа, отражается в товарной накладной на отпуск газа, конденсата оформленной по форме ТОРГ-12 (пункт 5.3).
Средневзвешенная цена газа, поставленного покупателю в месяце поставки в рамках данного договора, определяется путем деления суммарной стоимости поставленного газа на все объекты покупателя в течение месяца поставки по соответствующим ценам, на суммарный объем поставленного газа в соответствующем периоде поставки (пункт 5.4).
В пункте 5.5 указан порядок расчетов: покупатель производит расчеты за фактически поставленный газ, плату за снабженческо-сбытовые услуги до 10 числа месяца, следующего за отчетным по ценам п. 5.1 настоящего договора. Расчеты производятся перечислением денежных средств путем выписки покупателем платежных поручений. В платежных поручениях указываются: назначение платежа; номер договора; вид платежа (аванс или окончательные расчеты); наименование периода (месяц), за который производится расчет; сумма НДС. Поставщик высылает покупателю накладную на поставленный газ, акт сдачи-приемки снабженческо-сбытовых услуг и счет-фактуру. Плата за снабженческо-сбытовые услуги в счете фактуре выделяются отдельной строкой, Покупатель в течение 5 дней с момента получения подписывает и направляет поставщику экземпляр накладной на поставленный газ и акт сдачи-приемки снабженческо-сбытовых услуг (пункт 5.5.1).
Также установлено, что многоквартирные дома по улице ул. Толстого, д. 2, д. 4а не имеют нежилых помещений, что подтверждается техническими паспортами (т. 3 л.д. 67 - 130).
В соответствии с условиями договора, истцу в спорный период времени с августа 2007 года по январь 2010 года поставлялся в согласованных объемах газ, что подтверждается соответствующими накладными на отпуск газа, актами о количестве поданного-принятого газа, подписанными сторонами и расшифровками в актах (за 2007 г. - т. 1 л.д. 17 - 37, т. 5 л.д. 1 - 21; за 2008 г. - т. 1 л.д. 38 - 77, т. 5 л.д. 63 - 107; за 2009 г. - т. 1 л.д. 78 - 116, т. 6 л.д. 29 - 83; за 2010 г. - т. 1 л.д. 117 - 120, т. 5 л.д. 108 - 180, т. 6 л.д. 1 - 28).
При этом ответчик осуществлял в адрес истца поставку газа, используя при расчете размера платы за поставленный энергоресурс тарифы установленные для прочих групп потребителей.
Истец считая, что поставка газа для крышных котельных многоквартирных домов по тарифу для промышленных нужд, а не для населения, является незаконной, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая спор, пришли к выводу об оставлении без рассмотрения иска в части обязания ответчика внести изменения в пункт 5.1 раздела 5 "Цена и порядок расчетов" договора N 4-0597 от 31.12.2008 г., поскольку истцом не соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора. При этом суды признали подлежащими удовлетворению требования истца в части взыскания с ответчика неосновательного обогащения в сумме 207 186 руб. 66 коп.
В соответствии со ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку принятые по делу судебные акты в части оставлении без рассмотрения исковых требований об обязании ответчика внести изменения в пункт 5.1 раздела 5 "Цена и порядок расчетов" договора N 4-0597 от 31.12.2008 г. сторонами настоящего спора не обжалуются, они являются предметом рассмотрения арбитражного суда лишь в обжалуемой части.
Статья 544 ГК РФ устанавливает, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В ходе рассмотрения настоящего спора факт поставки газа и оплату его покупателем в полном объеме стороны не оспаривали.
Спор между сторонами по существу возник по вопросу определения подлежащего применению тарифа при расчете стоимости газа, поставленного в августе 2007 года по январь 2010 года по договорам поставки газа N 40597 от 31.12.2008 г., N 4-0597 от 01.12.2004 г. для многоквартирных жилых домов по ул. Толстого 2, 4а.
Принимая решение об удовлетворении иска, арбитражные суды исходили из того, что в случае поставки газа для использования крышными котельными должны применяться розничные цены на газ, установленные для населения, и не могут применяться оптовые регулируемые цены.
Суд кассационной инстанции считает, что данный вывод основан на законе.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", законодательное и нормативно-правовое регулирование газоснабжения в Российской Федерации состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов муниципальных образований.
Статья 4 указанного закона закрепляет основные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, одним из которых является определение основ ценовой политики в отношении газа.
В целях реализации государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации Правительство Российской Федерации устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям, порядок компенсации убытков, понесенных газораспределительными организациями при поставках газа населению в соответствии с льготами, предусмотренными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 N 1021, государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежат оптовые цены на газ, установленные для реализации конечным потребителям, использующим газ в качестве топлива и (или) сырья, или организациям для дальнейшей продажи конечным потребителям; а также розничные цены на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных потребностей.
При этом государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов). Розничные цены на газ, реализуемый населению, регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации с учетом методических указаний федерального органа исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг, проживающих на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов, Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила N 307).
Вышеуказанными Правилами предусмотрено предоставление коммунальных услуг потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
При рассмотрении материалов дела судами установлено, что ответчик, является организацией, созданной в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в жилых домах.
В соответствии с п. 18 Правил N 307, при производстве тепловой энергии для отопления многоквартирного дома с использованием автономной системы отопления, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (при отсутствии централизованного отопления), размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и соответствующих тарифов на топливо, используемое для производства тепловой энергии.
Как установлено арбитражным судом и не оспаривается сторонами, поставляемый по договору газ используется ответчиком в качестве топлива для крышных котельных, производящих тепловую энергию исключительно для нужд собственников спорных жилых домов.
Таким образом, коммунальным ресурсом, закупаемым ООО "Коликом" для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения домов с использованием автономной системы отопления, является газ, а поставщик газа выступает в качестве ресурсоснабжающей организации. Потребителями газа в указанном случае выступают собственники автономной системы отопления, то есть жильцы многоквартирных домов, использующие общее имущество жилого дома и приобретающие газ для обеспечения собственных бытовых нужд теплоснабжения и горячего водоснабжения.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг у ресурсоснабжающей организации по тарифам, установленным для граждан, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 предоставления коммунальных услуг гражданам, если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Правило, установленное указанной правовой нормой, является общим при определении размера платы за все виды коммунальных услуг, в том числе по газоснабжению, теплоснабжению и горячему водоснабжению.
В силу п. 1 ст. 426 ГК РФ договор на поставку газа является публичным и согласно п. 2 данной статьи цена товаров, работ, услуг, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Согласно ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В силу ст. ст. 4, 8 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения признается определение основ ценовой политики в отношении газа. Правительство Российской Федерации в области газоснабжения осуществляет свои полномочия в соответствии с Федеральным законом "О Правительстве Российской Федерации", в том числе: устанавливает принципы формирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке по газотранспортным и газораспределительным сетям.
Пунктом 7 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1021 от 29.12.2000 г., установлено, что государственное регулирование оптовых цен на газ осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов), которым в настоящее время является Федеральная служба по тарифам. Розничные цены на газ, реализуемый населению, в силу п. 8 того же постановления регулируются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 332 от 15.04.1995 г. "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен на газ и сырье для его производства" розничные цены на газ, реализуемый населению, а также жилищно-эксплуатационным организациям, организациям, управляющим многоквартирными домами, жилищно-строительным кооперативам и товариществам собственников жилья для бытовых нужд населения (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств), утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При этом, указанные нормативные правовые акты не ставят способ определения цены на газ и полномочия органов по государственному регулированию цен на газ, поставляемый жилищно-строительным кооперативам для бытовых нужд населения, в зависимость от способа его использования (кроме газа для арендаторов нежилых помещений в жилых домах и газа для заправки автотранспортных средств).
К функциям Федеральной службы по тарифам России в области государственного регулирования розничных цен на газ, поставляемый населению, в силу п. 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 г. N 1021 относится утверждение методических указаний по их формированию. При этом в полномочия данного органа не входит отнесение населения к той или иной группе потребителей в зависимости от направления использования им газа для бытовых нужд.
В связи с этим, правильным является вывод о том, что условие договора о цене на поставляемый газ в настоящем случае не может регулироваться соглашением сторон.
В силу ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) абонентами, приобретающими электрическую энергию в целях предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся помещениями в многоквартирном доме (собственники, наниматели), являются управляющие организации многоквартирными домами (за исключением непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений), товарищества собственников жилья, жилищный кооператив или специализированный потребительский кооператив.
Согласно п. 2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками: помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 г. N 491, определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается: собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (пункт 16).
Как установлено арбитражным судом, крышная котельная каждого многоквартирного жилого дома, обслуживаемого истцом, отапливает только жильцов этого дома и услуги по обслуживанию крышных котельных оплачиваются собственниками жилых помещений истцу в составе услуг за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, суды пришли к правильному выводу о том, что, заключая спорный договор газоснабжения с ответчиком, истец действует в интересах и от имени собственников жилого дома, которые самостоятельно, с использованием собственного оборудования обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение своего дома, приобретая для этого газ.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом.
Приказами Комиссии по государственному регулированию цен и тарифов в Белгородской области N 4/4 от 28.11.2006 г. и N 6/6 от 23.11.2007 г. "Об установлении розничной цены на природный газ, реализуемый населению Белгородской области" установлены тарифы для бытовых потребителей.
Согласно п. 1 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549) данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Необходимость применения к спорным отношениям Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан также следует из используемых данными Правилами понятий: "абонент" - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению (п. 3); поставка газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан осуществляется на основании договора (п. 5).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 57 от 05.10.2007 г., при заключении договоров управляющая компания действует не как хозяйствующий субъект с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов ее членов, в связи с этим соответствующие обязательства управляющей компании перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ, ЖСК, управляющей компании, поэтому при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например, услуг по энергоснабжению, управляющая компания оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, управляющая организация обязана оплачивать приобретаемый газ по тарифам, установленным для расчета размера оплаты граждан за коммунальные услуги.
Суды установили, что в расчетах за поставленный по договору для крышной котельной газ ответчик применял цены, установленные для промышленных потребителей, а не для населения, истец в полном объеме оплатил предъявленные ответчиком счета-фактуры.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
В силу статьи 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Суды проверили представленный истцом излишней платы за природный газ, произведенной вследствие неправильного применения тарифа и обоснованно взыскали с ответчика в пользу истца 207186 руб. 66 коп. неосновательного обогащения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в случае удовлетворения иска задолженность истца перед ответчиком автоматически уменьшится и поэтому не должна быть взыскана судом как неосновательное обогащение, поскольку обратное приведет в двойным расходам ответчика, также несостоятелен, так как в рамках настоящего дела суд не устанавливал и не оценивал задолженность истца перед ответчиком за период с февраля по ноябрь 2010 года, иск заявлен за конкретный указанный в нем период, суд не вправе выходить за пределы исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы были предметом изучения суда первой и апелляционной инстанций и получили их правовую оценку. Их переоценка выходит за рамки полномочий суда кассационной инстанции (ст. 286 АПК РФ).
В силу изложенного кассационная коллегия считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, судебные акты отмене не подлежат.
Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Орловской области от 08.12.2010 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.02.2011 по делу N А48-3423/2010 в части взыскания с общества с ограниченной ответственностью "Орелрегионгаз" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Коликом" неосновательного обогащения в сумме 207186 руб. 66 коп. и 7143 руб. 73 коп. расходов по государственной пошлине оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)