Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дременковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2009 года по делу N А57-6004/09-16 (судья Докунин И.А.),
по заявлению Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов,
к Государственной жилищной инспекции по Саратовской области, г. Саратов
о признании недействительным постановления N 239 от 13.04.2009 г.,
при участии в заседании представителей:
ТСЖ "Энергия-1" - Корсикова Н.А., доверенность N 12 от 11.01.2009 г.,
ГЖИ по Саратовской области - Половинкина Н.И., доверенность N 15 от 20.01.2009 г.,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - ТСЖ "Энергия-1", Товарищество) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области (далее ГЖИ по Саратовской области, административный орган) N 239 от 13 апреля 2009 года по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ТСЖ "Энергия-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "08" июля 2009 года ТСЖ "Энергия-1" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ТСЖ "Энергия-1" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от "08" июля 2009 года и принять новый судебный акт, которым заявленные Товариществом требования удовлетворить.
ГЖИ по Саратовской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Инспекция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы подателя жалобы, выслушав участников процесса, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника ГЖИ по Саратовской области Ломакиной О.Ю. N 404 от 08 апреля 2009 года инспектором инспектором Бугровой С.В. проведена проверка технического состояния жилых домов N 23, 23/1, 25, 27, 27/1 по ул. Огородной г. Саратова, по обращению жителей указанных домов.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
Жилой дом N 23 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде дома; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправности кровельного покрытия, протечки; неисправность карниза; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; неисправность лестничных маршей; неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительных приборов над входами в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8, 3.2, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 23/1 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде здания; разрушения штукатурного и окрасочного слоев и цоколя; прогибы и нарушения в соединениях обрешетки; неисправность кровельного покрытия, протечки; неисправность карниза; разрушения конструкций крылец; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; повреждения, неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; неисправность электрических этажных щитков; неисправность внутренних электросетей в местах общего пользования. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8.10, 3.2, 5.8, 5.6.2, 3.2.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 25 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправность кровельного покрытия, протечки; повреждения перекрытий лестничных клеток; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; износ трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительных приборов над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8, 3.2, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 27 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправность кровельного покрытия, протечки; отсутствие остекления; неисправность трубопровода холодного водоснабжения; отсутствие осветительного прибора над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8.14, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 27/1 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде здания; неисправность, протечки кровельного покрытия; повреждения перекрытий лестничных площадок; неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительного прибора над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.1, 4.10.2.2, 4.2, 4.6.1, 4.6, 3.5, 4.6.3.6, 4.8, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах инспекционной проверки от 09 апреля 2009 года, составленных по каждому дому.
10 апреля 2009 года в отношении ТСЖ "Энергия-1" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13 апреля 2009 года заместителем начальника ГЖИ по Саратовской области Ким Д.М. было вынесено постановление N 239 о назначении административного наказания в виде наложения на ТСЖ "Энергия-1" штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением N 239 от 13 апреля 2009 года ТСЖ "Энергия-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Товариществу в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Товариществом требований установленных Правилами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170. Указанные нарушения были отражены и описаны в актах проверки от 09 апреля 2009 года.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.1. Устава ТСЖ "Энергия-1" целями создания Товарищества является, в том числе осуществление деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в многоквартирном доме, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, санитарного и экологического состояния общего имущества.
В силу статей 154, 158 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы (взносов) за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 и частью 8 статьи 156, части 3 статьи 158 Жилищного Кодекса РФ решение об установлении для всех собственников помещений в доме, в котором создано товарищество собственников жилья, взносов, в том числе и на капитальный ремонт общего имущества дома, принимается на общем собрании членов данного Товарищества, при том в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170).
Апелляционной инстанцией установлено, что вопрос о сборе средств для производства текущих видов работ в установленном порядке не решался. Управляющая организация не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилых домах дефектов.
ТСЖ "Энергия-1" как управляющая организация обязано принимать своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома и несет ответственность за его надлежащую техническую эксплуатацию.
ТСЖ "Энергия-1" считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку оно приняло все зависящие от него меры по осуществлению надлежащего содержания и ремонта жилых домов в пределах поступивших от собственников помещения многоквартирного дома денежных средств, однако не смогло провести ремонтные работы в полном объеме в связи с недостаточным финансированием.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Факт нарушения Товариществом пунктов Правил N 170 при эксплуатации спорных жилых домов, а также наличие вины в его действиях установлены судами на основании исследования и оценки представленных в дело документов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что соблюдение Правил N 170 было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Товарищество не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены. Отсутствие денежных средств, необходимых для выполнения ремонтных работ, не свидетельствует о наличии таких обстоятельств.
Как указано выше, Товариществом вопрос о сборе средств для производства текущих видов работ в установленном законом порядке не решался. Управляющая организация не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилых домах дефектов.
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о наличии в действиях ТСЖ "Энергия-1" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, о нарушении административным органом процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, а именно ненадлежащее извещение законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Товарищество было уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении телефонограммой от 09.04.2009 г. N 524, которая была направлена на номер телефона 30-43-22, указанный на официальном бланке в качестве единственного номера ТСЖ "Энергия-1".
Согласно сведениям, указанным в телефонограмме, информация получена Крахмалевой, которая является, как пояснил представитель Товарищества, секретарем ТСЖ "Энергия-1".
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ТСЖ "Энергия-1" Андреева А.А., действовавшая по общей доверенности Товарищества от 10.03.2009 г. N 280, с правом представления интересов Товарищества с полномочиями, установленными статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Суд апелляционной инстанции считает, что законный представитель ТСЖ был уведомлен административным органом надлежащим образом телефонограммой, адресованной председателю ТСЖ и полученной секретарем Товарищества, при этом для составления протокола об административном правонарушении явился его представитель Андреева А.А.
Ссылка общества на то, что представитель Андреева А.А. имела общую доверенность, является необоснованной, так как общество как указывалось ранее, было надлежащим образом своевременно уведомлено о месте и времени составлении протокола.
О месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении административный орган указал в протоколе об административном правонарушении, который был вручен представителю ТСЖ "Энергия-1", Андреевой А.А.
Таким образом, доводы Товарищества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности противоречат материалам дела.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что при назначении обществу наказания административный орган в качестве отягчающего обстоятельства учел повторное совершение ТСЖ однородного административного правонарушения - Постановление ГЖИ от 26.01.2009 года N 19.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, постановление ГЖИ по Саратовской области N 19 от 26.01.2009 г. по делу об административном правонарушении, которым ТСЖ "Энергия-1" было привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2009 г. по делу N А57-1962/09.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1", в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2009 года по делу N А57-6004/09-16 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1", в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
Принять в данной части новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1" (ИНН 6451128727, юридический адрес: г. Саратов, ул. Пионерская, д. 7), в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.08.2009 ПО ДЕЛУ N А57-6004/09-16
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2009 г. по делу N А57-6004/09-16
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Цуцковой М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дременковой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2009 года по делу N А57-6004/09-16 (судья Докунин И.А.),
по заявлению Товарищества собственников жилья "Энергия-1", г. Саратов,
к Государственной жилищной инспекции по Саратовской области, г. Саратов
о признании недействительным постановления N 239 от 13.04.2009 г.,
при участии в заседании представителей:
ТСЖ "Энергия-1" - Корсикова Н.А., доверенность N 12 от 11.01.2009 г.,
ГЖИ по Саратовской области - Половинкина Н.И., доверенность N 15 от 20.01.2009 г.,
установил:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось Товарищество собственников жилья "Энергия-1" (далее - ТСЖ "Энергия-1", Товарищество) о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области (далее ГЖИ по Саратовской области, административный орган) N 239 от 13 апреля 2009 года по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым ТСЖ "Энергия-1" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от "08" июля 2009 года ТСЖ "Энергия-1" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ТСЖ "Энергия-1" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от "08" июля 2009 года и принять новый судебный акт, которым заявленные Товариществом требования удовлетворить.
ГЖИ по Саратовской области представила письменный отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Инспекция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы подателя жалобы, выслушав участников процесса, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения начальника ГЖИ по Саратовской области Ломакиной О.Ю. N 404 от 08 апреля 2009 года инспектором инспектором Бугровой С.В. проведена проверка технического состояния жилых домов N 23, 23/1, 25, 27, 27/1 по ул. Огородной г. Саратова, по обращению жителей указанных домов.
В ходе проверки установлены следующие нарушения:
Жилой дом N 23 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде дома; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправности кровельного покрытия, протечки; неисправность карниза; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; неисправность лестничных маршей; неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительных приборов над входами в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8, 3.2, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 23/1 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде здания; разрушения штукатурного и окрасочного слоев и цоколя; прогибы и нарушения в соединениях обрешетки; неисправность кровельного покрытия, протечки; неисправность карниза; разрушения конструкций крылец; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; повреждения, неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; неисправность электрических этажных щитков; неисправность внутренних электросетей в местах общего пользования. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8.10, 3.2, 5.8, 5.6.2, 3.2.18 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 25 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправность кровельного покрытия, протечки; повреждения перекрытий лестничных клеток; повреждения штукатурного и окрасочного слоев стен лестничных клеток; износ трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительных приборов над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8, 3.2, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 27 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; разрушения штукатурного и окрасочного слоев цоколя; неисправность кровельного покрытия, протечки; отсутствие остекления; неисправность трубопровода холодного водоснабжения; отсутствие осветительного прибора над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.6, 4.1.7, 4.2.3.1, 4.6.1, 4.8.14, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Жилой дом N 27/1 по ул. Огородной г. Саратова: разрушения покрытия отмостки; наличие трещин на фасаде здания; неисправность, протечки кровельного покрытия; повреждения перекрытий лестничных площадок; неисправность трубопровода системы холодного водоснабжения; отсутствие осветительного прибора над входом в подъезд. Тем самым нарушены: п. 4.1.1, 4.10.2.2, 4.2, 4.6.1, 4.6, 3.5, 4.6.3.6, 4.8, 5.8, 5.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 года N 170.
Выявленные нарушения зафиксированы в актах инспекционной проверки от 09 апреля 2009 года, составленных по каждому дому.
10 апреля 2009 года в отношении ТСЖ "Энергия-1" составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
13 апреля 2009 года заместителем начальника ГЖИ по Саратовской области Ким Д.М. было вынесено постановление N 239 о назначении административного наказания в виде наложения на ТСЖ "Энергия-1" штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с постановлением N 239 от 13 апреля 2009 года ТСЖ "Энергия-1" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая Товариществу в удовлетворении заявленных требований, указал, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований к его отмене не имеется.
Суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности в соответствии со статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях необходимо доказать, что лицо является ответственным за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, а также то обстоятельство, что этим лицом нарушены правила содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядок и правила признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а также то, что переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений произведено без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением.
Объективную сторону оспариваемого заявлением правонарушения составляет противоправное бездействие, выразившееся в невыполнении Товариществом требований установленных Правилами.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170, определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью: обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной жилищной инспекцией проверки установлено значительное количество нарушений Правил и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 г. N 170. Указанные нарушения были отражены и описаны в актах проверки от 09 апреля 2009 года.
Согласно статье 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним.
В соответствии со статьей 138 Жилищного кодекса РФ, товарищество собственников жилья обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно статье 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно п. 2.1. Устава ТСЖ "Энергия-1" целями создания Товарищества является, в том числе осуществление деятельности по содержанию, сохранению и приращению недвижимости в многоквартирном доме, обеспечение надлежащего технического, противопожарного, санитарного и экологического состояния общего имущества.
В силу статей 154, 158 Жилищного Кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы (взносов) за содержание и ремонт жилого помещения.
В соответствии с частью 1 и частью 8 статьи 156, части 3 статьи 158 Жилищного Кодекса РФ решение об установлении для всех собственников помещений в доме, в котором создано товарищество собственников жилья, взносов, в том числе и на капитальный ремонт общего имущества дома, принимается на общем собрании членов данного Товарищества, при том в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (Правилами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года N 170).
Апелляционной инстанцией установлено, что вопрос о сборе средств для производства текущих видов работ в установленном порядке не решался. Управляющая организация не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилых домах дефектов.
ТСЖ "Энергия-1" как управляющая организация обязано принимать своевременные меры по соблюдению правил содержания и ремонта жилого дома и несет ответственность за его надлежащую техническую эксплуатацию.
ТСЖ "Энергия-1" считает, что в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения, поскольку оно приняло все зависящие от него меры по осуществлению надлежащего содержания и ремонта жилых домов в пределах поступивших от собственников помещения многоквартирного дома денежных средств, однако не смогло провести ремонтные работы в полном объеме в связи с недостаточным финансированием.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Факт нарушения Товариществом пунктов Правил N 170 при эксплуатации спорных жилых домов, а также наличие вины в его действиях установлены судами на основании исследования и оценки представленных в дело документов.
Доказательства, свидетельствующие о том, что соблюдение Правил N 170 было невозможно в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые Товарищество не могло ни предвидеть, ни предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалы дела не представлены. Отсутствие денежных средств, необходимых для выполнения ремонтных работ, не свидетельствует о наличии таких обстоятельств.
Как указано выше, Товариществом вопрос о сборе средств для производства текущих видов работ в установленном законом порядке не решался. Управляющая организация не инициировала проведение общих собраний собственников жилых помещений по вышеуказанным вопросам и формированию источника финансирования работ по устранению имеющихся в жилых домах дефектов.
С учетом изложенного апелляционный суд сделал правильный вывод о наличии в действиях ТСЖ "Энергия-1" состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена в статье 7.22 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции не принимает довод заявителя, изложенный в апелляционной жалобе, о нарушении административным органом процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, а именно ненадлежащее извещение законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, Товарищество было уведомлено о месте и времени составления протокола об административном правонарушении телефонограммой от 09.04.2009 г. N 524, которая была направлена на номер телефона 30-43-22, указанный на официальном бланке в качестве единственного номера ТСЖ "Энергия-1".
Согласно сведениям, указанным в телефонограмме, информация получена Крахмалевой, которая является, как пояснил представитель Товарищества, секретарем ТСЖ "Энергия-1".
При составлении протокола об административном правонарушении присутствовал представитель ТСЖ "Энергия-1" Андреева А.А., действовавшая по общей доверенности Товарищества от 10.03.2009 г. N 280, с правом представления интересов Товарищества с полномочиями, установленными статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 24.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" извещение не может быть признано ненадлежащим лишь на том основании, что оно было осуществлено каким-либо иным способом (например, путем направления телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или электронной почте либо с использованием иных средств связи).
Суд апелляционной инстанции считает, что законный представитель ТСЖ был уведомлен административным органом надлежащим образом телефонограммой, адресованной председателю ТСЖ и полученной секретарем Товарищества, при этом для составления протокола об административном правонарушении явился его представитель Андреева А.А.
Ссылка общества на то, что представитель Андреева А.А. имела общую доверенность, является необоснованной, так как общество как указывалось ранее, было надлежащим образом своевременно уведомлено о месте и времени составлении протокола.
О месте и времени рассмотрения материалов по делу об административном правонарушении административный орган указал в протоколе об административном правонарушении, который был вручен представителю ТСЖ "Энергия-1", Андреевой А.А.
Таким образом, доводы Товарищества о нарушении процедуры привлечения к административной ответственности противоречат материалам дела.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что при назначении обществу наказания административный орган в качестве отягчающего обстоятельства учел повторное совершение ТСЖ однородного административного правонарушения - Постановление ГЖИ от 26.01.2009 года N 19.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.
Однако, как установлено судом апелляционной инстанции, подтверждается материалами дела и не оспаривается участниками процесса, постановление ГЖИ по Саратовской области N 19 от 26.01.2009 г. по делу об административном правонарушении, которым ТСЖ "Энергия-1" было привлечено к административной ответственности по статье 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признано незаконным и отменено решением Арбитражного суда Саратовской области от 04.03.2009 г. по делу N А57-1962/09.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1", в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 июля 2009 года по делу N А57-6004/09-16 отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене постановления Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1", в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
Принять в данной части новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной жилищной инспекции по Саратовской области от 13.04.2009 года N 239 по делу об административной правонарушении, вынесенного в отношении Товарищества собственников жилья "Энергия-1" (ИНН 6451128727, юридический адрес: г. Саратов, ул. Пионерская, д. 7), в части назначения наказания, превышающего 40 000 руб.
В остальной части решение оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Саратовской области.
Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ
Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
М.Г.ЦУЦКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)