Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Румянцева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Бржевской Г.С. и Буйнова Ю.К.
с участием помощника прокурора Центрального района города Твери Жарлицына Н.В.
при секретаре судебного заседания Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по кассационному представлению прокурора Центрального района города Твери Фролова Ю.В. на решение Заволжского районного суда города Твери от 18 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Центрального района города Твери удовлетворить частично.
Признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и обязать их произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с мая 2008 года по август 2011 года в сумме 209 рублей 46 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год.
Взыскать с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального района города Твери в защиту интересов З. обратился в суд с иском к ОАО "Тверьэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" о защите жилищных и социальных прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование требований указал, что З. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах". З. зарегистрирован и постоянно проживает совместно с женой ФИО1 в двухкомнатной квартире. Согласно направляемым в его адрес ОАО "Тверьэнергосбыт" квитанциям на оплату потребленной электрической энергии, в период с мая 2008 года по настоящее время с него взимается плата с учетом льготы в размере 19,5 кВт/ч, что нарушает закрепленные законом права и интересы З. Согласно приложению к Приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", З. должна быть предоставлена льгота на оплату электроэнергии по ноябрь 2009 года - в размере 37 кВт/ч, с декабря 2009 года - в размере 74 кВт/ч. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать действия ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии", приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" по непредоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными, обязать ОАО "Тверская энергосбытовая компания" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года в размере 4566 руб. 59 коп., обязать ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома за период с мая 2008 года по август 2011 года в размере 280 руб. 86 коп.
Представители ответчика ОАО "Тверская энергосбытовая компания" Р.О., И. и Ц. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" Н. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что они согласны сделать перерасчет.
Представитель третьего лица ТОСЗН города Твери К. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично.
Представитель третьего лица РЭК Тверской области В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и не соответствующими приказам РЭК Тверской области, а также о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года. В обоснование доводов указывается, что отказ суда в удовлетворении данных требований основан на неправильном толковании норм материального права. По мнению кассатора, вывод суда о правомерности действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию нормативов потребления электроэнергии, утвержденных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери", является ошибочным, поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" льгота на оплату в размере 50% коммунальной услуги электроснабжение предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальной услуги, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и именно нормативы потребления электроэнергии, установленные приказом РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп, в период с 01.01.2007 по 26.02.2010 являлись единственными нормативами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В решении суд ссылается на отсутствие в данном приказе прямого указания на необходимость применения нормативов потребления электроэнергии. Однако, приказ не содержит каких-либо ограничений по использованию нормативов потребления электроэнергии для предоставления льгот отдельным категориям граждан. Также в представлении прокурор выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы незаконными, поскольку, по мнению прокурора, произведенный ОАО "Тверьэнергосбыт" перерасчет потребленной З. электроэнергии не может рассматриваться как факт, отменяющий противоправные действия по использованию нормативов потребления электроэнергии, установленных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78. Кроме того, перерасчет произведен с нарушением закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав пояснения помощника прокурора Центрального района г. Твери Жарлицына Н.В., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из содержания кассационного представления, прокурор не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действия ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и возложении на ОАО "Тверская энергосбытовая компания" обязанности произвести перерасчет. Решение суда в части удовлетворения требований прокурора к ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" сторонами не обжалуется.
Из материалов дела следует, что З. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, и в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что З. зарегистрирован и проживает с женой ФИО1 в двухкомнатной квартире.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию нормативов потребления электрической энергии, утвержденных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 года N 78 для предоставления льготы З., а также отсутствии оснований для возложения на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а также в соответствии с принятым в целях реализации указанных норм Постановлением Администрации Тверской области от 14 сентября 2006 г. N 233-па "Об определении уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг", единственным уполномоченным органом по установлению нормативов потребления электроэнергии в Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области - РЭК Тверской области.
В рамках осуществления своих полномочий РЭК Тверской области были приняты Приказы от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" и от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", которыми установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил, в том числе, из того, что в Приказе РЭК от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" не определен норматив потребления коммунальных услуг для применения отдельным категориям граждан при предоставлении им льготы по оплате коммунальных услуг, в связи с чем ОАО "Тверьэнергосбыт" правомерно применяло нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 г. N 78. Данный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку отсутствие в Приказе РЭК Тверской области прямого указания на то, что установленные нормативы потребления распространяются и на лиц, которым предоставлена льгота по оплате коммунальной услуги, не освобождает ОАО "Тверьэнергосбыт" от обязанности производить расчет льготы в соответствии с данным приказом.
Таким образом, льгота по оплате за электроэнергию должна была предоставляться З. в соответствии с нормативами потребления, установленными Приказами РЭК Тверской области.
Ссылка суда первой инстанции на отсутствие в ОАО "Тверьэнергосбыт" заявления З. о предоставлении льгот также не может быть принята во внимание, поскольку из квитанций следует, что платежи по оплате коммунальных услуг начислялись с учетом льгот, предоставляемых участнику Великой Отечественной Войны, информация о необходимости обращения в ОАО "Тверьэнергосбыт" с заявлением на квитанциях отсутствует.
Следует отметить, что не является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" незаконными произведенный ответчиком в ходе судебного заседания перерасчет, поскольку при решении вопроса о законности либо незаконности действий ответчика следует учитывать, имело ли место нарушение прав заявителя на момент подачи иска.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что в подтверждение доводов о том, что льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются не в полном объеме, были представлены подлинники квитанций по оплате за потребленную электроэнергию. В исковом заявлении ставился вопрос о возложении обязанности на ОАО "Тверская энергосбытовая компания" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года. Однако, в материалах дела не имеется квитанций либо иных сведений по оплате потребленной электроэнергии за период с января по август 2011 года. Судом первой инстанции также указано, что ответчиком в добровольном порядке до принятия решения судом произведен перерасчет за период с июня 2009 года по май 2011 года, что нашло свое отражение в счет-квитанции на оплату электроэнергии за июнь 2011 года. Вместе с тем, в материалах дела не имеется сведений о том, какая сумма была реально возвращена ответчиком. Судом не проверено в полном объеме, правильно ли ответчиком произведен перерасчет.
Учитывая, что нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в силу требований ст. 361 ГПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, и постановить решение в полном соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда города Твери от 18 августа 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Твери к ОАО "Тверьэнергосбыт" в защиту интересов З. по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии - отменить. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение суда в части признания действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с мая 2008 года по август 2011 года в сумме 209 рублей 46 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год, взыскании с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 400 рублей - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТВЕРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.11.2011 ПО ДЕЛУ N 33-4629
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 ноября 2011 г. по делу N 33-4629
Судья: Румянцева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда в составе председательствующего судьи Крыловой В.Н.
судей Бржевской Г.С. и Буйнова Ю.К.
с участием помощника прокурора Центрального района города Твери Жарлицына Н.В.
при секретаре судебного заседания Р.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Твери
по докладу судьи Крыловой В.Н.
дело по кассационному представлению прокурора Центрального района города Твери Фролова Ю.В. на решение Заволжского районного суда города Твери от 18 августа 2011 года, которым постановлено:
"Исковые требования Прокурора Центрального района города Твери удовлетворить частично.
Признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и обязать их произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с мая 2008 года по август 2011 года в сумме 209 рублей 46 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год.
Взыскать с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 400 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать".
Судебная коллегия
установила:
Прокурор Центрального района города Твери в защиту интересов З. обратился в суд с иском к ОАО "Тверьэнергосбыт" и ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" о защите жилищных и социальных прав, гарантированных Конституцией РФ и Федеральным законом от 12.01.1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В обоснование требований указал, что З. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, в связи с чем имеет право на получение мер социальной поддержки, установленных ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах". З. зарегистрирован и постоянно проживает совместно с женой ФИО1 в двухкомнатной квартире. Согласно направляемым в его адрес ОАО "Тверьэнергосбыт" квитанциям на оплату потребленной электрической энергии, в период с мая 2008 года по настоящее время с него взимается плата с учетом льготы в размере 19,5 кВт/ч, что нарушает закрепленные законом права и интересы З. Согласно приложению к Приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", З. должна быть предоставлена льгота на оплату электроэнергии по ноябрь 2009 года - в размере 37 кВт/ч, с декабря 2009 года - в размере 74 кВт/ч. С учетом уточненных исковых требований прокурор просил признать действия ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и не соответствующими приказу РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии", приказу РЭК Тверской области от 26.02.2010 N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", признать действия ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" по непредоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными, обязать ОАО "Тверская энергосбытовая компания" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года в размере 4566 руб. 59 коп., обязать ООО "Управляющая компания Центрального района города Твери" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома за период с мая 2008 года по август 2011 года в размере 280 руб. 86 коп.
Представители ответчика ОАО "Тверская энергосбытовая компания" Р.О., И. и Ц. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали.
Представитель ответчика ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" Н. в судебном заседании исковые требования признала, пояснив, что они согласны сделать перерасчет.
Представитель третьего лица ТОСЗН города Твери К. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично.
Представитель третьего лица РЭК Тверской области В. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержал.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В кассационном представлении ставится вопрос об отмене решения суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и не соответствующими приказам РЭК Тверской области, а также о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года. В обоснование доводов указывается, что отказ суда в удовлетворении данных требований основан на неправильном толковании норм материального права. По мнению кассатора, вывод суда о правомерности действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию нормативов потребления электроэнергии, утвержденных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78 "О нормативах потребления жилищно-коммунальных услуг в городе Твери", является ошибочным, поскольку в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О ветеранах" льгота на оплату в размере 50% коммунальной услуги электроснабжение предоставляется в пределах нормативов потребления коммунальной услуги, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и именно нормативы потребления электроэнергии, установленные приказом РЭК Тверской области от 29.11.2006 N 315-нп, в период с 01.01.2007 по 26.02.2010 являлись единственными нормативами, установленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. В решении суд ссылается на отсутствие в данном приказе прямого указания на необходимость применения нормативов потребления электроэнергии. Однако, приказ не содержит каких-либо ограничений по использованию нормативов потребления электроэнергии для предоставления льгот отдельным категориям граждан. Также в представлении прокурор выражает несогласие с выводом суда об отсутствии оснований для признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы незаконными, поскольку, по мнению прокурора, произведенный ОАО "Тверьэнергосбыт" перерасчет потребленной З. электроэнергии не может рассматриваться как факт, отменяющий противоправные действия по использованию нормативов потребления электроэнергии, установленных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 N 78. Кроме того, перерасчет произведен с нарушением закона.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, заслушав пояснения помощника прокурора Центрального района г. Твери Жарлицына Н.В., поддержавшего доводы представления, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в части.
В соответствии со ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из содержания кассационного представления, прокурор не согласен с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании действия ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и возложении на ОАО "Тверская энергосбытовая компания" обязанности произвести перерасчет. Решение суда в части удовлетворения требований прокурора к ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" сторонами не обжалуется.
Из материалов дела следует, что З. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, и в соответствии со ст. 14 Федерального закона РФ от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде оплаты в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), в том числе членами семей инвалидов войны, совместно с ними проживающими. Меры социальной поддержки по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Судом первой инстанции установлено, что З. зарегистрирован и проживает с женой ФИО1 в двухкомнатной квартире.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию нормативов потребления электрической энергии, утвержденных решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 года N 78 для предоставления льготы З., а также отсутствии оснований для возложения на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии.
Судебная коллегия не соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу положений ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, п. 8 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг", а также в соответствии с принятым в целях реализации указанных норм Постановлением Администрации Тверской области от 14 сентября 2006 г. N 233-па "Об определении уполномоченного органа по установлению нормативов потребления коммунальных услуг", единственным уполномоченным органом по установлению нормативов потребления электроэнергии в Тверской области является Региональная энергетическая комиссия Тверской области - РЭК Тверской области.
В рамках осуществления своих полномочий РЭК Тверской области были приняты Приказы от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" и от 26 февраля 2010 года N 81-нп "О нормативах потребления электрической энергии", которыми установлены нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Тверской области.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил, в том числе, из того, что в Приказе РЭК от 29 ноября 2006 года N 315-нп "О нормативах потребления электрической энергии" не определен норматив потребления коммунальных услуг для применения отдельным категориям граждан при предоставлении им льготы по оплате коммунальных услуг, в связи с чем ОАО "Тверьэнергосбыт" правомерно применяло нормативы потребления коммунальных услуг, утвержденные решением Тверской городской Думы от 29.08.1996 г. N 78. Данный вывод суда нельзя признать правильным, поскольку отсутствие в Приказе РЭК Тверской области прямого указания на то, что установленные нормативы потребления распространяются и на лиц, которым предоставлена льгота по оплате коммунальной услуги, не освобождает ОАО "Тверьэнергосбыт" от обязанности производить расчет льготы в соответствии с данным приказом.
Таким образом, льгота по оплате за электроэнергию должна была предоставляться З. в соответствии с нормативами потребления, установленными Приказами РЭК Тверской области.
Ссылка суда первой инстанции на отсутствие в ОАО "Тверьэнергосбыт" заявления З. о предоставлении льгот также не может быть принята во внимание, поскольку из квитанций следует, что платежи по оплате коммунальных услуг начислялись с учетом льгот, предоставляемых участнику Великой Отечественной Войны, информация о необходимости обращения в ОАО "Тверьэнергосбыт" с заявлением на квитанциях отсутствует.
Следует отметить, что не является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" незаконными произведенный ответчиком в ходе судебного заседания перерасчет, поскольку при решении вопроса о законности либо незаконности действий ответчика следует учитывать, имело ли место нарушение прав заявителя на момент подачи иска.
С учетом изложенного, решение суда в части отказа в удовлетворении требований прокурора о признании действий ОАО "Тверьэнергосбыт" по использованию заниженных нормативов потребления электроэнергии для предоставления льготы при взимании платы с З. незаконными и о возложении на ОАО "Тверьэнергосбыт" обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года, нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем в указанной части решение суда подлежит отмене.
Из материалов дела следует, что в подтверждение доводов о том, что льготы по оплате за коммунальные услуги предоставляются не в полном объеме, были представлены подлинники квитанций по оплате за потребленную электроэнергию. В исковом заявлении ставился вопрос о возложении обязанности на ОАО "Тверская энергосбытовая компания" произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электроэнергии за период с мая 2008 года по август 2011 года. Однако, в материалах дела не имеется квитанций либо иных сведений по оплате потребленной электроэнергии за период с января по август 2011 года. Судом первой инстанции также указано, что ответчиком в добровольном порядке до принятия решения судом произведен перерасчет за период с июня 2009 года по май 2011 года, что нашло свое отражение в счет-квитанции на оплату электроэнергии за июнь 2011 года. Вместе с тем, в материалах дела не имеется сведений о том, какая сумма была реально возвращена ответчиком. Судом не проверено в полном объеме, правильно ли ответчиком произведен перерасчет.
Учитывая, что нарушения, допущенные судом первой инстанции, не могут быть исправлены судом кассационной инстанции, в силу требований ст. 361 ГПК РФ, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в тот же суд. При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует учесть изложенное, устранить допущенные нарушения, и постановить решение в полном соответствии с требованиями материального и процессуального закона.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского районного суда города Твери от 18 августа 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Центрального района г. Твери к ОАО "Тверьэнергосбыт" в защиту интересов З. по использованию заниженных нормативов потребления электрической энергии - отменить. В указанной части дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Решение суда в части признания действия ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" по не предоставлению в полном объеме З. льготы на оплату потребленной электрической энергии в местах общего пользования многоквартирного жилого дома незаконными и возложении обязанности произвести перерасчет потребленной и оплаченной З. электрической энергии в местах общего пользования многоквартирным жилым домом по адресу: за период с мая 2008 года по август 2011 года в сумме 209 рублей 46 копеек с учетом утвержденных тарифов на каждый год, взыскании с ООО "Управляющая компания Центрального района г. Твери" в доход федерального бюджета государственной пошлины в сумме 400 рублей - оставить без изменения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)