Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.03.2010 N 15АП-526/2010 ПО ДЕЛУ N А32-46742/2009

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 марта 2010 г. N 15АП-526/2010

Дело N А32-46742/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 09 марта 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2010 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Л.А.
судей Смотровой Н.Н., Ткаченко Т.И.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Яицкой С.И.
при участии:
от Управления государственного строительного надзора Краснодарского края - представители: Растегаева Светлана Анатольевна, доверенность от 31.12.2009 г., Святов Алексей Анатольевич, доверенность от 31.12.2009 г., Федькина Полина Михайловна, доверенность от 31.12.2009 г.,
от ЖСК "Возрождение" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖСК "Возрождение"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 16.11.2009 г. по делу N А32-46742/2009
принятое в составе судьи Базавлук И.И.
по заявлению ЖСК "Возрождение"
к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности

установил:

жилищно-строительный кооператив "Возрождение" (далее - ЖСК "Возрождение") обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению государственного строительного надзора Краснодарского края (далее - УГСН Краснодарского края) о признании незаконным и отмене постановления от 03.09.2009 г. N 15-Ю-855 о привлечении кооператива к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Решением суда от 16.11.2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что ЖСК "Возрождение" осуществляет строительство жилого дома в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
Не согласившись с данным судебным актом, ЖСК "Возрождение" обжаловало его в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просило решение суда от 16.11.2009 г. отменить, заявленные требования удовлетворить. В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает, что у кооператива имеется заключение государственной экспертизы инженерных изысканий. Проведение государственной экспертизы проектной документации в данном случае не требуется, поскольку кооперативом применяется типовая проектная документация, уже получившая положительное заключение государственной экспертизы.
В судебном заседании представители УГСН Краснодарского края против удовлетворения апелляционной жалобы возражали. Пояснили, что в нарушение ст. 49 Градостроительного кодекса РФ кооператив осуществляет строительство жилого дома в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации. После получения положительного заключения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, кооператив должен был разработать проектную документацию и представить ее в полном объеме на государственную экспертизу. ЖСК "Возрождение" приступило к строительству объекта, не соблюдая организационно-правовой порядок строительства. При проведении проверки кооперативом не представлено положительное заключение государственной экспертизы раздела решений по фундаментам и решений по внешним инженерным сетям.
Представитель ЖСК "Возрождение" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя кооператива.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей заинтересованного лица, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, 27.07.2009 г. на основании распоряжения от 26.04.2009 г. N 15-574 УГСН Краснодарского каря проведена проверка соответствия выполняемых ЖСК "Возрождение" строительных работ требованиям технических регламентов, иных нормативно-правовых актов и проектной документации.
В ходе проверки установлено, что общество осуществляет строительство объекта "пятиэтажный многоквартирный жилой дом", расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Краснооктябрьская, 50 "а", в отсутствие положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, что является нарушением требований ст. 49 Градостроительного кодекса РФ.
По результатам проверки, зафиксированным актом N 15-25-Ю-60-КМ от 27.07.2009 г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении N 15-25-Ю-23-КМ от 27.07.2009 г.
Постановлением заместителя руководителя УГСН Краснодарского края от 03.09.2009 г. N 15-Ю-855м ЖСК "Возрождение" привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 30 000 руб.
Полагая, что указанное постановление является незаконным, кооператив обратился в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Часть 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение требований проектной документации, технических регламентов, обязательных требований стандартов, строительных норм и правил, других нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая применение строительных материалов (изделий).
На основании ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией, осуществляется государственный строительный надзор.
В силу ст. 48 Градостроительного кодекса архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику земельного участка, а также в случаях проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов.
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 15 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
Обязательность проведения государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрена также п. 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. N 145.
В силу пункта 2 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза не проводится в отношении проектной документации следующих объектов капитального строительства:
1) отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи (объекты индивидуального жилищного строительства);
2) жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) многоквартирные дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров и которые не предназначены для проживания граждан и осуществления производственной деятельности, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами;

5) отдельно стоящие объекты капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 настоящего Кодекса являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.
С учетом того, что спорный объект капитального строительства "пятиэтажный многоквартирный жилой дом", расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Тихорецк, ул. Краснооктябрьская, 50 "а", не относится к объектам капитального строительства, в отношении проектной документации которых в соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса государственная экспертиза не проводится, проведение такой экспертизы в данном случае обязательно.
В соответствии с пунктом 3 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственная экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство, а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 27 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145, предметом государственной экспертизы проектной документации является оценка ее соответствия требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Согласно пункту 8 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 г. N 145 государственная экспертиза проектной документации не проводится в отношении проектной документации объектов капитального строительства, ранее получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В силу пункта 15 указанного Положения для проведения государственной экспертизы результатов инженерных изысканий в случаях, указанных в пункте 8 требуется предоставление в том числе, проектной документации по внешним инженерным сетям и конструктивным решениям фундаментов.
Пункт 2 Положения от 9 июля 2007 г. N 62 "Об утверждении критериев отнесения проектной документации к типовой проектной документации, а также к модифицированной типовой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства", утвержденного Министерством регионального развития Российской Федерации, рассматривает в качестве применяемой повторно проектной документации объекта капитального строительства документацию, соответствующую определенным критериям, при наличии отдельных исключений. Так, в части раздела "конструктивные и объемно-планировочные решения" повторно не могут применяться решения по фундаментам, в части раздела "содержание технологических решений" - решения по внешним инженерным сетям.
На основании письма Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 11.09.06 N СК-3840/10 в случае, если проектная документация объекта капитального строительства ("привязанного" к земельному участку) прошла государственную экспертизу и используется при строительстве аналогичных объектов на иных земельных участках без внесения изменений в надземной части здания, а также при соответствии конструктивных и объемно-планировочных решений требованиям по нагрузкам и энергоэффективности, государственной экспертизе подлежит часть проектной документации, относящаяся к "привязке" проекта к конкретному земельному участку в объеме, согласованном с органами государственной экспертизы.
Земельные участки, отводимые под строительство, всегда имеют индивидуальные особенности, не повторяющиеся из проекта в проект. Конфигурация и рельеф отведенного под застройку земельного участка определяют посадку здания, проектирование пожарных подъездов и дворовых площадок. Эти решения в каждом проекте носят индивидуальный характер.
Материалы дела свидетельствуют, что общество осуществляет строительство пятиэтажного жилого дома с использованием повторно применяемого проектного решения, реализованного ранее.
Из акта проверки N 15-25-Ю-60-КМ от 27.07.2009 г. следует, что на момент проводимой управлением проверки кооперативом не представлено положительное заключение государственной экспертизы решений по фундаментам и по внешним инженерным сетям.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях кооператива состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.4 КоАП
Ссылка заявителя апелляционной жалобы на отсутствие у УГСН Краснодарского каря полномочий по проведению проверки на предмет соответствия выполняемых строительных работ требованиям проектной документации, подлежит отклонению.
Из пункта 1 части 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации.
При таких обстоятельствах, основания к удовлетворению апелляционной жалобы отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.11.2009 г. по делу N А32-46742/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
Л.А.ЗАХАРОВА

Судьи
Н.Н.СМОТРОВА
Т.И.ТКАЧЕНКО
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)