Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя - ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (ОГРН 1096611000420, ИНН 6611013283): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие", заинтересованного лица - Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года
по делу N А60-53890/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 10.11.2011 N 69 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что по нарушениям, имеющим текущий характер работ, основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали. Ссылается на возможность признания правонарушения малозначительным.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
До судебного заседания от Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что фактически заинтересованным лицом вместо апелляционной жалобы представлен отзыв на апелляционную жалобу. Данное обстоятельство следует из содержания апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.
Отказ от апелляционной жалобы принят судом апелляционной инстанции, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав.
В связи с изложенным производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Стороны о времени о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.10.2011 Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 24.10.2011 N 05-01/319 по обращению жителей дома, а также выполнения предписаний от 25.01.2011 N 05-03/17 и от 25.02.2011 N 05-03/67 проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", осуществляющего обслуживание и содержание жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 (далее по тексту - "ПиН"), а именно: в местах общего пользования во всех подъездах наблюдаются загрязнение и отслоение побелочного и окрасочного слоев, в некоторых подъездах работы по косметическому ремонту находятся в незавершенном состоянии - работы не ведутся; входная дверь в подъезд N 3 в неисправном состоянии - нижняя поворотная петля обломлена; крыльца подъездов имеют ослабление крепления ограждений и поручней, местами наблюдаются искривление и частичное разрушение металлических конструкций ограждений и поручней, местами отсутствуют деревянные поручни; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N 1-4 обнаружено наличие влажного грунта, на низких участках наблюдается наличие воды в виде луж глубиной до 30 см; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N 1, 2 обнаружена утечка на вентиле на стояке системы отопления; при обследовании подвального помещения под подъездами N 5-8, под подъездами N 6, 8 обнаружены утечки на запорной арматуре главной линии системы отопления, наблюдается наличие ржавчины на поверхности задвижек; в подвальном помещении под всеми подъездами, на поверхности трубопроводов системы отопления и водоснабжения наблюдается наличие ржавчины, окрасочный слой отсутствует, теплоизоляция частично отсутствует либо находится в ветхом состоянии; в подвальном помещении под подъездами N 7-10 наблюдается наличие бытового мусора, местами подвальное помещение захламлено в значительной степени; в подвальном помещении под подъездами N 5, 10 обнаружены утечки по канализационным стоякам в местах установки соединительных муфт; в подвальном помещении под подъездами N 8, 9 обнаружено частичное затопление грунта, со слов представителя обслуживающей организации: затопление произошло после порыва на трубопроводе канализации, на момент проведения проверки, утечек по канализационным стоякам не наблюдается; паспорт готовности жилого дома к работе в отопительный период 2011/2012 на момент проведения проверки не представлен, что является нарушениями разделов III (п.п. 2.6.10), III (п.п. 3.2.8, 3.4.1), IV (п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.6, 4.8.9, 4.10.1.4) и V (п.п. 5.2.1, 5.8.3) ПиН.
Кроме того, в большинстве обследованных квартир N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 (выборочно) проверкой установлено, что приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены неполностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные, что является нарушением п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 ПиН.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 25.10.2011 N 05-02/405 и вынесено предписание от 26.10.2011 N 05-03/405 об устранении выявленных нарушений.
27.10.2011 ведущим специалистом Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Ягодиным А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 91 в отношении юридического лица ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие".
Постановлением заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Н.А.Бархатовой от 10.11.2011 N 69 ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Выводы суда соответствует обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и(или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и(или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является должностное или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, в том числе организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию и эксплуатации, ремонту жилищного фонда (управляющие компании).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является жилой фонд (жилые помещения), его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (ПиН).
Указанные правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, то есть организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и(или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 21.10.2009 г. N 1 на управление многоквартирным домом общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (Управляющая организация) приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять Собственнику коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Согласно п. 1.3 договора содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложение N 1).
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59, и обязано соблюдать требования Правил.
С момента заключения договора управления многоквартирным домом N 1, то есть 21.10.2009 года, обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", которое с этого момента несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Ненадлежащее соблюдение Правил содержания и ремонта жилых домов представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и выражается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению возложенных обязанностей.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом нарушения заявителем требований п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, выразившихся в том, что приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в квартирах N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 находятся в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены неполностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные.
Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства не влияют на общую правовую оценку действий заявителя при рассмотрении указанных административных правонарушений, выявленных заинтересованным лицом, поскольку факт подтвержденных материалами дела других нарушений (нарушение требований разделов III (п.п. 2.6.10), III (п.п. 3.2.8, 3.4.1), IV (п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.6, 4.8.9, 4.10.1.4) и V (п.п. 5.2.1, 5.8.3) ПиН) является достаточным основанием для их квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя события административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлено каких-либо доказательств того, что им в целях выполнения принятых на себя по условиям договора управления обязательств, принимались зависящие от него меры по соблюдению установленных Правил эксплуатации жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о текущем характере работ, невыполнение которых признано нарушением, подлежат отклонению, поскольку управляющая компания должна организовать и осуществлять свою деятельность по надлежащему содержанию и эксплуатации жилищного фонда таким образом, чтобы не допускать нарушения, своевременно их выявлять и устранять.
Бездействие общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства выразилось в непринятии всех своевременных, зависящих от него мер по устранению нарушений и предупреждению дальнейшего появления нарушений, чем были нарушены правила содержания и ремонта жилых домов, а также права и законные интересы граждан.
Доказательств принятия всех необходимых и действенных мер со стороны заявителя не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Указанные нарушения являются значительными, поскольку нарушают права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
При этом следует принять во внимание, что ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 25.10.11, ранее устанавливались в ходе проверок, проведенных 24.01.11 и 24.02.11 (акты проверок N 05-02/17 от 24.01.11 и N 05-02/67 от 24.02.11).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Ссылка апеллятора на то, что по нарушениям, имеющим текущий характер работ, основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, является несостоятельной.
По смыслу части ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения проверки является распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля.
В рассматриваемом случае основанием для проведения проверки явился приказ заместителя начальника управления от 24.10.2011 о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка проведена с целью рассмотрения обращения жителей дома, контроля за выполнением п. 3 предписаний от 25.01.2011, 25.02.2011.
В ходе проверки указанного дома уполномоченным органом при непосредственном обнаружении были выявлены иные факты нарушений требований технического содержания и технической эксплуатации жилых домов, подпадающие под признаки административного правонарушения, квалифицируемые ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, у административного органа имелись основания для проведения проверки независимо от характера допущенных нарушений.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае обстоятельства совершения правонарушения не позволяют квалифицировать деяние как малозначительное.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Материалами дела подтверждается невыполнение обществом возложенных на него обязательств, проверкой выявлены многочисленные нарушения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда. Однако заявитель не представил документов, свидетельствующих о принятии им действенных мер по соблюдению указанных Правил и устранению выявленных нарушений.
При данных обстоятельствах оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 176, 258, ч. 1 ст. 265, ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Производство по апелляционной жалобе Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области прекратить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года по делу N А60-53890/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.05.2012 N 17АП-3440/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-53890/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2012 г. N 17АП-3440/2012-АК
Дело N А60-53890/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 02 мая 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 мая 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой Е.О.,
при участии:
от заявителя - ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (ОГРН 1096611000420, ИНН 6611013283): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
от заинтересованного лица - Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ОГРН 1076670011131, ИНН 6670169564): представитель не явился, извещены надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя - ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие", заинтересованного лица - Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года
по делу N А60-53890/2011,
принятое судьей Киреевым П.Н.,
по заявлению ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие"
к Управлению государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 10.11.2011 N 69 о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 28 февраля 2012 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы указывает на то, что по нарушениям, имеющим текущий характер работ, основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали. Ссылается на возможность признания правонарушения малозначительным.
Управление государственной жилищной инспекции Свердловской области обратилось в суд апелляционной инстанции с апелляционной жалобой.
До судебного заседания от Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы, ссылаясь на то, что фактически заинтересованным лицом вместо апелляционной жалобы представлен отзыв на апелляционную жалобу. Данное обстоятельство следует из содержания апелляционной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд апелляционной инстанции прекращает производство по апелляционной жалобе, если от лица, ее подавшего, после принятия апелляционной жалобы к производству арбитражного суда поступило ходатайство об отказе от апелляционной жалобы и отказ был принят арбитражным судом в соответствии со ст. 49 настоящего Кодекса.
Отказ от апелляционной жалобы принят судом апелляционной инстанции, поскольку он не противоречит действующему законодательству и не нарушает чьих-либо прав.
В связи с изложенным производство по апелляционной жалобе подлежит прекращению в соответствии с ч. 1 ст. 265 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Стороны о времени о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили, что в порядке ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм действующего законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25.10.2011 Управлением Государственной жилищной инспекции Свердловской области на основании приказа о проведении внеплановой выездной проверки от 24.10.2011 N 05-01/319 по обращению жителей дома, а также выполнения предписаний от 25.01.2011 N 05-03/17 и от 25.02.2011 N 05-03/67 проведена проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", осуществляющего обслуживание и содержание жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59.
В ходе проведения проверки выявлены нарушения требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя от 27.09.2003 г. N 170 (далее по тексту - "ПиН"), а именно: в местах общего пользования во всех подъездах наблюдаются загрязнение и отслоение побелочного и окрасочного слоев, в некоторых подъездах работы по косметическому ремонту находятся в незавершенном состоянии - работы не ведутся; входная дверь в подъезд N 3 в неисправном состоянии - нижняя поворотная петля обломлена; крыльца подъездов имеют ослабление крепления ограждений и поручней, местами наблюдаются искривление и частичное разрушение металлических конструкций ограждений и поручней, местами отсутствуют деревянные поручни; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N 1-4 обнаружено наличие влажного грунта, на низких участках наблюдается наличие воды в виде луж глубиной до 30 см; при частичном обследовании подвального помещения через продухи, под подъездами N 1, 2 обнаружена утечка на вентиле на стояке системы отопления; при обследовании подвального помещения под подъездами N 5-8, под подъездами N 6, 8 обнаружены утечки на запорной арматуре главной линии системы отопления, наблюдается наличие ржавчины на поверхности задвижек; в подвальном помещении под всеми подъездами, на поверхности трубопроводов системы отопления и водоснабжения наблюдается наличие ржавчины, окрасочный слой отсутствует, теплоизоляция частично отсутствует либо находится в ветхом состоянии; в подвальном помещении под подъездами N 7-10 наблюдается наличие бытового мусора, местами подвальное помещение захламлено в значительной степени; в подвальном помещении под подъездами N 5, 10 обнаружены утечки по канализационным стоякам в местах установки соединительных муфт; в подвальном помещении под подъездами N 8, 9 обнаружено частичное затопление грунта, со слов представителя обслуживающей организации: затопление произошло после порыва на трубопроводе канализации, на момент проведения проверки, утечек по канализационным стоякам не наблюдается; паспорт готовности жилого дома к работе в отопительный период 2011/2012 на момент проведения проверки не представлен, что является нарушениями разделов III (п.п. 2.6.10), III (п.п. 3.2.8, 3.4.1), IV (п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.6, 4.8.9, 4.10.1.4) и V (п.п. 5.2.1, 5.8.3) ПиН.
Кроме того, в большинстве обследованных квартир N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 (выборочно) проверкой установлено, что приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены неполностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные, что является нарушением п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 ПиН.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 25.10.2011 N 05-02/405 и вынесено предписание от 26.10.2011 N 05-03/405 об устранении выявленных нарушений.
27.10.2011 ведущим специалистом Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области Ягодиным А.Н. составлен протокол об административном правонарушении N 91 в отношении юридического лица ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие".
Постановлением заместителя начальника Управления Государственной жилищной инспекции Н.А.Бархатовой от 10.11.2011 N 69 ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Полагая, что данное постановление вынесено незаконно, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, отсутствии оснований для признания правонарушения малозначительным.
Выводы суда соответствует обстоятельствам дела, являются законными и обоснованными.
Статьей 7.22 КоАП РФ административная ответственность установлена за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и(или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и(или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и(или) жилым помещением.
Субъектом данного правонарушения является должностное или юридическое лицо, ответственное за содержание жилых домов и(или) жилых помещений, в том числе организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию и эксплуатации, ремонту жилищного фонда (управляющие компании).
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является жилой фонд (жилые помещения), его сохранность, а непосредственным предметом посягательства - установленные правила.
Объективная сторона вменяемого правонарушения выражается в нарушении правил содержания и ремонта жилищного фонда.
Требования, порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (ПиН).
Указанные правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда разработаны в соответствии с законодательством РФ и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения. Данные правила и нормы определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда, в том числе и с целью обеспечения выполнения нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В соответствии с пунктом 1.8 Правил техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя: управление жилищным фондом, то есть организацию эксплуатации, взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий; санитарное содержание.
Текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.
Организация текущего ремонта жилых зданий должна производиться в соответствии с техническими указаниями по организации и технологии текущего ремонта жилых зданий и техническими указаниями по организации профилактического текущего ремонта жилых крупнопанельных зданий. Текущий ремонт выполняется организациями по обслуживанию жилищного фонда подрядными организациями (пункт 2.3.1 Правил).
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и(или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 11 Правил содержание общего имущества включает в себя, в частности, осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; обеспечение установленных законодательством Российской Федерации температуры и влажности в помещениях общего пользования; текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации.
В силу части 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с частью 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из материалов дела следует, что на основании договора от 21.10.2009 г. N 1 на управление многоквартирным домом общество с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие" (Управляющая организация) приняло на себя обязательства оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества дома, предоставлять Собственнику коммунальные услуги, осуществлять иную, направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Согласно п. 1.3 договора содержание и текущий ремонт общего имущества осуществляется управляющей организацией в соответствии с перечнем обязательных работ и услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (приложение N 1).
Таким образом, общество является лицом, ответственным за содержание, ремонт, техническое обслуживание и эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Ирбит, ул. Советская, 59, и обязано соблюдать требования Правил.
С момента заключения договора управления многоквартирным домом N 1, то есть 21.10.2009 года, обязанности по содержанию и ремонту указанного дома возникли у управляющей организации общества с ограниченной ответственностью "Ирбитское Коммунальное Предприятие", которое с этого момента несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязательств.
Ненадлежащее соблюдение Правил содержания и ремонта жилых домов представляет существенную угрозу охраняемым общественным отношениям и выражается в пренебрежительном отношении управляющей компании к исполнению возложенных обязанностей.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности административным органом нарушения заявителем требований п.п. 5.2.1, 5.2.3, 5.2.12 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, выразившихся в том, что приборы отопления в жилых комнатах и на кухне в квартирах N 10, 11, 27, 43, 50, 56, 60, 68, 79, 93, 97, 104, 106, 108, 117, 139, 152, 166 находятся в рабочем состоянии либо частично в нерабочем состоянии, теплоносителем заполнены неполностью, по ощущениям чуть теплые; в подъездах N 4, 13 приборы отопления, расположенные на лестничной клетке первого этажа, в нерабочем состоянии, теплоносителем не заполнены, по ощущениям холодные.
Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства не влияют на общую правовую оценку действий заявителя при рассмотрении указанных административных правонарушений, выявленных заинтересованным лицом, поскольку факт подтвержденных материалами дела других нарушений (нарушение требований разделов III (п.п. 2.6.10), III (п.п. 3.2.8, 3.4.1), IV (п.п. 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15, 4.7.1, 4.7.2, 4.8.1, 4.8.2, 4.8.6, 4.8.9, 4.10.1.4) и V (п.п. 5.2.1, 5.8.3) ПиН) является достаточным основанием для их квалификации по ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях заявителя события административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Обществом не представлено каких-либо доказательств того, что им в целях выполнения принятых на себя по условиям договора управления обязательств, принимались зависящие от него меры по соблюдению установленных Правил эксплуатации жилищного фонда.
Доводы апелляционной жалобы о текущем характере работ, невыполнение которых признано нарушением, подлежат отклонению, поскольку управляющая компания должна организовать и осуществлять свою деятельность по надлежащему содержанию и эксплуатации жилищного фонда таким образом, чтобы не допускать нарушения, своевременно их выявлять и устранять.
Бездействие общества в сфере жилищно-коммунального хозяйства выразилось в непринятии всех своевременных, зависящих от него мер по устранению нарушений и предупреждению дальнейшего появления нарушений, чем были нарушены правила содержания и ремонта жилых домов, а также права и законные интересы граждан.
Доказательств принятия всех необходимых и действенных мер со стороны заявителя не представлено ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции.
Указанные нарушения являются значительными, поскольку нарушают права жителей на благоприятные и безопасные условия проживания.
При этом следует принять во внимание, что ряд нарушений, отраженных в акте проверки от 25.10.11, ранее устанавливались в ходе проверок, проведенных 24.01.11 и 24.02.11 (акты проверок N 05-02/17 от 24.01.11 и N 05-02/67 от 24.02.11).
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом первой и апелляционной инстанций не установлено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.
Ссылка апеллятора на то, что по нарушениям, имеющим текущий характер работ, основания для проведения внеплановой проверки отсутствовали, является несостоятельной.
По смыслу части ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26.12.2008 N 294-ФЗ основанием для проведения проверки является распоряжение или приказ руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля.
В рассматриваемом случае основанием для проведения проверки явился приказ заместителя начальника управления от 24.10.2011 о проведении внеплановой выездной проверки. Проверка проведена с целью рассмотрения обращения жителей дома, контроля за выполнением п. 3 предписаний от 25.01.2011, 25.02.2011.
В ходе проверки указанного дома уполномоченным органом при непосредственном обнаружении были выявлены иные факты нарушений требований технического содержания и технической эксплуатации жилых домов, подпадающие под признаки административного правонарушения, квалифицируемые ст. 7.22 КоАП РФ.
Таким образом, у административного органа имелись основания для проведения проверки независимо от характера допущенных нарушений.
Судом первой инстанции обоснованно отклонены доводы общества о малозначительности совершенного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в данном случае обстоятельства совершения правонарушения не позволяют квалифицировать деяние как малозначительное.
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, в связи с чем существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих обязанностей.
Материалами дела подтверждается невыполнение обществом возложенных на него обязательств, проверкой выявлены многочисленные нарушения Правил и норм эксплуатации жилищного фонда. Однако заявитель не представил документов, свидетельствующих о принятии им действенных мер по соблюдению указанных Правил и устранению выявленных нарушений.
При данных обстоятельствах оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ не имеется. Соответствующие доводы апеллятора подлежат отклонению.
На основании вышеизложенного апелляционная жалоба подлежит отклонению, а решение суда первой инстанции - оставлению в силе.
Руководствуясь ст. 176, 258, ч. 1 ст. 265, ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Производство по апелляционной жалобе Управления государственной жилищной инспекции Свердловской области Отдел контроля по Восточному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области прекратить.
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 06 марта 2012 года по делу N А60-53890/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ООО "Ирбитское Коммунальное Предприятие" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)