Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.03.2010 ПО ДЕЛУ N А72-18355/2009

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 марта 2010 г. по делу N А72-18355/2009


Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2010 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Ремонтируем и строим-1" - представитель не явился, извещено,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
прокурор г. Димитровграда Ульяновской области не явился, извещен,
от третьего лица: МУП "УК ТЭК" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2010 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2009 года по делу N А72-18355/2009, судья Ипполитова И.В., принятое по заявлению ООО "Ремонтируем и строим-1", г. Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, Ульяновская область, г. Димитровград, с участием прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, третье лицо: МУП "УК ТЭК", Ульяновская область, г. Димитровград,
о признании незаконным и отмене постановления от 09 октября 2009 года N 1075/09 по делу об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ремонтируем и строим-1" (далее - ООО "Ремонтируем и строим-1", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - госжилинспекция, административный орган) от 09 октября 2009 года N 1075/09 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами.
Определением суда от 05 ноября 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МУП "УК ТЭК" (л.д. 1).
Решением суда от 27 ноября 2009 года заявление ООО "Ремонтируем и строим-1" удовлетворено, оспариваемое постановление госжилинспекции от 09 октября 2009 года N 1075/09 признано незаконным и отменено на том основании, что отсутствует вина общества в совершении правонарушения.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ООО "Ремонтируем и строим-1" - отказать, ссылаясь на нарушение норм материального права, доказанность материалами дела наличия в действиях общества вменяемого состава административного правонарушения, в том числе вины в совершении правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Ремонтируем и строим-1" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу госжилинспекции - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ООО "Ремонтируем и строим-1" зарегистрировано 30 июля 2004 года ИФНС России по г. Димитровграду Ульяновской области в Едином государственном реестре юридических лиц (свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 73 N 000386041, ОГРН 1047300105830). Согласно уставу (п. п. 3.1, 3.2.) ООО "Ремонтируем и строим-1" является коммерческой организацией, основным видом деятельности которой в числе прочего является управление, техническая эксплуатация и обслуживание зданий и сооружений.
В качестве управляющей организации многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Восточная, д. 42, с 01 июля 2009 года выбрано ООО "Ремонтируем и строим-1" (протокол от 29 июня 2009 года). ООО "Ремонтируем и строим-1" и ЖСК "Радуга" 01 июля 2009 года заключили договор управления вышеуказанным многоквартирным домом (далее - договор от 01 июля 2009 года).
ООО "Ремонтируем и строим-1" (принципал) и МУП "УК ТЭК" (агент) 07 июля 2009 года заключен агентский договор N 161-07/139 (л.д. 40, 41), в соответствии с которым агент обязуется по поручению принципала за вознаграждение совершить от своего имени, но за счет принципала, юридические и иные действия, в том числе: обеспечение предоставления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение, химическая очистка воды) населению, проживающему в обслуживаемом ООО "Ремонтируем и строим-1" жилом доме по адресу: г. Димитровград, ул. Восточная, д. 42, (далее - агентский договор N 161-07/139 от 07 июля 2009 года).
В августе 2009 года прокуратурой г. Димитровграда Ульяновской области проверено соблюдение ООО "Ремонтируем и строим-1" законодательства в области обеспечения населения коммунальными услугами.
Проверкой установлено, что ООО "Ремонтируем и строим-1" в нарушение пунктов 9, 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307, (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) в период с 12 августа 2009 года по время рассмотрения материалов проверки не была обеспечена бесперебойная подача горячего водоснабжения жильцам в многоквартирном доме N 42 по ул. Восточная в г. Димитровграде.
И.о. прокурора г. Димитровграда Ульяновской области 21 августа 2009 года в отношении ООО "Ремонтируем и строим-1" вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ (л.д. 54-55).
В соответствии со ст. 23.55 КоАП РФ указанное постановление направлено для рассмотрения в госжилинспекцию. Постановлением госжилинспекции от 09 октября 2009 года N 1075/09 ООО "Ремонтируем и строим-1" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 5 000 руб.
В соответствии со ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг. Коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 4 Правил).
В силу п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В соответствии с п. 6 Правил предоставления коммунальных услуг к числу коммунальных услуг, предоставляемых потребителю, отнесены услуги по горячему водоснабжению, то есть круглосуточному обеспечению горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение.
Согласно Приложению N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг требованием к качеству коммунальных услуг является бесперебойное круглосуточное горячее водоснабжение в течение года. Допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа.
Исходя из п. 49 указанных Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг и договором; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
На основании договора от 01 июля 2009 года общество приняло на себя функции управляющей организации в отношении дома, расположенного по адресу: г. Димитровград, ул. Восточная, д. 42. Согласно данному договору (п. 2.1.1, 2.1.4) общество обязалось организовывать работы по содержанию и текущему ремонту многоквартирного дома; по поручению и от имени собственника заключать и сопровождать договоры на представление коммунальных услуг; предоставлять основные услуги по управлению жилым домом, в том числе путем организации систематического контроля и оценки соответствия качества предоставления коммунальных услуг критериям, отраженным в договоре.
В соответствии с перечнем работ и услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома ООО "Ремонтируем и строим-1" приняло на себя обязательства по обслуживанию системы центрального отопления (в составе общего имущества и в жилых домах), обслуживание систем горячего водоснабжения (в составе общего имущества).
Как следует из материалов дела, 12 августа 2009 года с 13 часов ООО "Ульяновскрегионгаз" прекратило подачу газа на котельную ООО "Ресурс" в г. Димитровграде, что повлекло за собой прекращение подачи горячего водоснабжения от котельной ООО "Ресурс" в г. Димитровграде населению 7 и 8 микрорайонов города, в том числе проживающему в многоквартирном доме N 42 по ул. Восточная в г. Димитровграде, в период с 17 часов 12 августа 2009 года по 21 августа 2009 года.
Факт необеспечения бесперебойной подачи горячего водоснабжения доказан и подтвержден материалами дела.
В силу п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг исполнителем признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
ООО "Ремонтируем и строим-1" в отношении дома N 42 по ул. Восточная в г. Димитровграде заключен агентский договор с МУП "УК ТЭК" N 161-07/139 от 07 июля 2009 года, в соответствии с которым МУП "УК ТЭК" обеспечивает предоставление коммунальных услуг населению, проживающему в обслуживаемом ООО "Ремонтируем и строим-1" жилом доме, в том числе заключение и исполнение договоров с поставщиками коммунальных услуг.
Материалами дела установлено, что спорный жилой дом получает тепловую энергию (ГВС) от котельной ООО "Ресурс". Договор между ООО "Ремонтируем и строим-1" и ООО "Ресурс" не заключен.
Проверкой от 21 августа 2009 года установлено, что у МУП "УК ТЭК" отсутствуют сети теплоснабжения и энергопринимающие устройства, которые возможно было бы присоединить к сетям ООО "Ресурс", как и другое необходимое оборудование, обеспечивающее учет потребления энергии. МУП "УК ТЭК" не имеет технической возможности обеспечить тепловой энергией на горячее водоснабжение потребителей - население 7 и 8 микрорайонов города. Непосредственное технологическое присоединение имеется только между ООО "Ресурс" и ДМУП котельных и тепловых сетей.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
ООО "Ремонтируем и строим-1" в нарушение условий договора на управление многоквартирным домом и требованиям действующего законодательства не заключило соответствующий договор с ресурсоснабжающей организацией, необходимый для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности взаимосвязи (причинной связи) между фактом отключения горячего водоснабжения и отсутствием договора с ресурсоснабжающей организацией, необходимого для предоставления коммунальных услуг потребителям. При вынесении постановления 09 октября 2009 года данное обстоятельство госжилинспекцией не исследовано. Доказательства того, что подача горячей воды была прекращена в связи с отсутствием договорных отношений между управляющей компанией и ООО "Ресурс", в материалах дела отсутствуют.
ООО "Ульяновскрегионгаз" 12 августа 2009 года прекратило поставку газа в отношении ООО "Ресурс" (акт о прекращении газоснабжения). Указанное обстоятельство вызвано невыполнением ООО "Ресурс" условий договора поставки газа в части оплаты за потребленный природный газ.
Из материалов дела не представляется возможным достоверно и бесспорно установить период просрочки оплаты за потребленный природный газ.
В соответствии с договором от 01 июля 2009 года (п. 2.1.4) ООО "Ремонтируем и строим-1" по поручению от имени собственника обязано заключать договоры на представление коммунальных услуг; предоставлять основные услуги по управлению жилым домом; вести учет доходов и расходов на содержание и ремонт общего жилого дома; организовывать прием платежей за коммунальные услуги, начисления оплаты за коммунальные услуги в соответствии с заключенными договорами посредством заключения агентского договора с Димитровградским филиалом ООО "Региональный информационный центр" с последующей оплатой поставщикам от имени собственников; осуществлять судебное взыскание долговых требований, вытекающих из договора, по отношению к собственникам квартир и нежилых помещений в жилом доме, к государственным и иным органам, возникших в результате неуплаты или недоплаты обязательных платежей собственников и(или) иных платежей, предусмотренных законодательством посредством заключения агентского договора с Димитровградским филиалом ООО "Региональный информационный центр".
Таким образом, договором установлена обязанность общества по сбору платежей, однако с учетом факта заключения обществом договора на управление спорным многоквартирным домом с 01 июля 2009 года и отключения горячего водоснабжения 12 августа 2009 года, небольшим периодом времени между фактическим поступлением дома в управление общества, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии возможности принятия им действенных мер по взысканию образовавшейся задолженности потребителей. При этом представитель ООО "Ремонтируем и строим-1" в судебном заседании пояснил, что задолженность по уплате коммунальных платежей граждан, проживающих в доме N 42 по ул. Восточная в г. Димитровграде, составляла около 1%.
Госжилинспекцией не принято во внимание отсутствие взаимосвязи между фактом отключения горячего водоснабжения и отсутствием договора с ресурсоснабжающей организацией, невозможность принятия заявителем действенных мер по взысканию образовавшейся задолженности потребителей в связи с принятием в управление дома только в июле 2009 года, наличие незначительной задолженности по уплате коммунальных платежей жителями дома N 42 по ул. Восточная в г. Димитровграде равной около 1%.
Вышеуказанные обстоятельства при рассмотрении материалов административного дела государственной жилищной инспекцией не исследованы надлежащим образом.
В соответствии с п. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Госжилинспекцией не представлено доказательств, подтверждающих вину общества в совершении вменяемого административного правонарушения, в том числе наличие возможности по обеспечению бесперебойного снабжения горячей водой находящегося у него в управлении многоквартирного дома в указанных период.
Вопреки требованиям ч. 1 ст. 65, ч. 4 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административный орган не доказал обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 27 ноября 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2009 года по делу N А72-18355/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.Г.ФИЛИППОВА

Судьи
А.А.ЮДКИН
В.Е.КУВШИНОВ














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)