Судебные решения, арбитраж
ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
\sectd\titlepg\sbknone\linex0\guttersxn0\headery0\footery0\margtsxn100\margbsxn10\marglsxn595\margrsxn595\trowd\trkeep\trspdl5\trspdt5\trspdr5\trspdb5\trleft0\trgaph40\trautofit1\trrh-3030\clbrdrl\brdrn\brdrw5\clbrdrr\brdrn\brdrw5\clbrdrt\brdrn\brdrw5\clbrdrb\brdrn\brdrw5\clvertalc\clftsWidth2\clwWidth50\cellx10716\pard\plain\intbl\ql [^2] \par\cell\row\trowd\trkeep\trspdl5\trspdt5\trspdr5\trspdb5\trleft0\trgaph40\trautofit1\trrh-9934
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Н.В.Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Кашаюк С.В., представитель по доверенности от 09.01.2012 N ДЭК-20-15/216Д; Харитонова И.В., представитель по доверенности от 30.01.2012 N ДЭК-20-15/614Д
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Яковенко Н.В., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 312/01
от Товарищества собственников жилья "Некрасовская, 57": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011
по делу N А51-5354/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции Л.П.Нестеренко, в суде апелляционной инстанции Г.А.Симонова, Н.В.Алферова, О.Ю.Еремеева
По заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Некрасовская, 57"
об оспаривании решения и предписания
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) (ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660, 690091, Приморский край, Владивосток г, Тигровая ул, 19) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС России по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 в удовлетворении заявления общества отказано. Решение суда мотивировано тем, что действия общества, сопряженные с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начислением за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, а также действия, совершенные ОАО "ДЭК" впоследствии по закрытию лицевых счетов членов товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ); начислению денежных средств за потребленную электроэнергию по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета у членов ТСЖ, выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям нарушают законодательство о конкуренции.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 решение суда первой инстанции отменено. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011 признано незаконным, предписание от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011 недействительным.
Суд апелляционной инстанции оценил совершенные ОАО "ДЭК" действия как допустимые в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), так как были совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и этими действиями не налагались на контрагентов (ТСЖ) неразумные ограничения или необоснованные условия реализации своих прав.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что действия ОАО "ДЭК" по угрозе закрытия и фактическому закрытию лицевых счетов абонентов, а также по угрозе начисления и фактическому начислению оплаты за потребленную электроэнергию по нормативным значениям произошли уже после прекращения его обязательств перед гражданами, проживающими по ул. Некрасовская, 57, что исключает совершение ОАО "ДЭК" вменяемого ему антимонопольным органом нарушения.
Законность принятого постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО "ДЭК".
По мнению заявителя кассационной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания решения и предписания антимонопольного органа от 31.03.2011 незаконными, так как им применены положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, не действовавшие на момент принятия оспариваемых обществом актов УФАС России по Приморскому краю.
Кроме этого, антимонопольный орган полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об утрате ОАО "ДЭК" статуса поставщика электроэнергии в отношении жилого дома по адресу ул. Некрасова, 57 с момента создания в 2009 году ТСЖ "Некрасовская, 57" не соответствует действующему законодательству.
Также УФАС России по Приморскому краю считает, что не может являться свидетельством правомерности и допустимости ранее совершенных обществом действий довод суда о том, что 01.07.2011 договор энергоснабжения между ОАО "ДЭК" и ТСЖ "Некрасовская, 57" заключен, так как договор заключен после обращения ОАО "ДЭК" в арбитражный суд и на условиях получения платы за потребляемую энергию от собственников помещений многоквартирного дома с учетом данных индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии.
При этом заявитель кассационной жалобы считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которое просит оставить в силе и отменить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда.
ОАО "ДЭК" в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ДЭК" в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, то есть коммерческой организацией, обязанной в соответствии с названным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию, а ТСЖ "Некрасовская, 57" является лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии (жильцов).
Письмом от 12.08.2010 N 117-10/1-413 ОАО "ДЭК" направило ТСЖ "Некрасовская, 57" для ознакомления предложение по заключению договора энергоснабжения.
Получив ответ ТСЖ "Некрасовская, 57" на данное предложение, ОАО "ДЭК" письмом от 29.09.2010 N 117-10/1-496 указало, что сроки оснащения многоквартирных домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета до 01.01.2012, установленные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, не следует понимать как дату начала действий по проведению мероприятий для урегулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. ОАО "ДЭК" уведомило ТСЖ "Некрасовская, 57" о переходе дома на расчет по ОДПУ с 01.01.2011 и о начислении за потребленную электроэнергию по нормативным значениям в случае отказа от подписания договора энергоснабжения на предложенных условиях.
Письмом от 30.11.2010 N 117-10/1-746 ОАО "ДЭК" сообщило, что в случае, когда в многоквартирном доме выбрана управляющая организация и заключен договор управления этим домом, данная управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг населению. Общество уведомило ТСЖ "Некрасовская, 57" о переходе дома, находящегося в управлении ТСЖ "Некрасовская, 57", на расчет по общедомовому прибору учета с 01.01.2011, направило оферту договора энергоснабжения и указало, что в случае отказа от подписания договора начисления за потребленную электроэнергию будут произведены по нормативным значениям с закрытием лицевых счетов потребителей, с выставлением счетов-фактур к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57".
15.12.2010 ТСЖ "Некрасовская, 57" обратилось в УФАС России по Приморскому краю с заявлением о принятии к ОАО "ДЭК" предусмотренных антимонопольным законодательством мер по факту навязывания условий договора энергоснабжения, сопряженного с угрозой закрытия лицевых счетов.
31.01.2011 ОАО "ДЭК" выставило ТСЖ "Некрасовская, 57" счет-фактуру N 313100000003 на оплату электроэнергии, рассчитав количество потребленной электроэнергии по нормативу потребления и применив тариф, установленный для населения.
Квитанции на оплату электроэнергии за январь 2011 года жильцам дома не направлялись.
В феврале 2011 жительница жилого дома по ул. Некрасовская, 57 (квартира N 9) Макарова А.С. обратилась в ОАО "ДЭК" по вопросу выдачи квитанции на оплату электроэнергии за январь 2011, с целью дальнейшего предъявления оплаченной квитанции для получения жилищной субсидии, на что получила информацию о том, что лицевые счета жильцов закрыты.
14.02.2011 и 18.02.2011 ТСЖ "Некрасовская, 57" направило в антимонопольный орган дополнительные материалы, в том числе переписку с ОАО "ДЭК" по спорному вопросу, и просило принять меры в связи с необоснованным расторжением обществом договоров с гражданами, закрытием лицевых счетов, возложением работы по начислению платежей и выпуску квитанций на ТСЖ, навязыванием условий договора энергоснабжения, начислением платы по нормативам потребления при наличии приборов учета.
31.03.2011 дело о нарушении законодательства о защите конкуренции N 9/06-2011 рассмотрено УФАС России по Приморскому краю, решением по делу признаны факты нарушений ОАО "ДЭК" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся в действиях по навязыванию ТСЖ "Некрасовская, 57" заключения договора энергоснабжения, сопряженных с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начисления за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, в закрытии лицевых счетов членов ТСЖ "Некрасовская, 57" и начислении ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета членов ТСЖ и ОДПУ и выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям.
На основании данного решения обществу выдано предписание об устранении указанных нарушений, восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, конкретизированы действия, которые необходимо совершить ОАО "ДЭК" в целях устранения нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "ДЭК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая, что ОАО "ДЭК" совершило действия, связанные с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начислением за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, а также действия, совершенные ОАО "ДЭК" впоследствии по закрытию лицевых счетов членов ТСЖ; начислению денежных средств за потребленную электроэнергию по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета у членов ТСЖ, выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям, допустимые положениями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, так как совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и ими не налагались на контрагентов (ТСЖ) неразумные ограничения или необоснованные условия реализации своих прав, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 3 названной статьи в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные, в том числе и частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия).
Между тем, материалами дела подтверждается, что ОАО "ДЭК" письмом от 12.08.2010 N 117-10/1-413 направило ТСЖ "Некрасовская, 57" предложение заключить договор энергоснабжения под угрозой закрытия лицевых счетов потребителей и начисления платы за потребляемую электроэнергию по нормативным значениям.
В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
ОАО "ДЭК" занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" лицо, занимающее доминирующее положение на определенном рынке, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления этих услуг.
Согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный коммерческой организацией с потребителями, признается публичным.
В силу пункта 3 названной статьи отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Между тем, оферта направлена энергоснабжающей организацией, которая в случае отказа потребителя заключить договор на предложенных условиях, лишена в установленном законом порядке обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Но, используя свое доминирующее положение на рынке услуг по энергоснабжению, ОАО "ДЭК" под угрозой закрытия лицевых счетов собственников помещений многоквартирного дома и выставления ТСЖ "Некрасовская, 57" счетов на оплату услуг по энергоснабжению по установленным нормативам, действовало недобросовестно, поскольку эти действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о праве ОАО "ДЭК" в судебном порядке понудить ТСЖ "Некрасовская, 57" к заключению договора энергоснабжения жилого дома, по ул. Некрасовская, 57, как не имеющие правового значения по данному спору, не привели к принятию неправильного по существу решения, поскольку действия по направлению обществом оферты, сопряженные с угрозой совершить в случае отказа ТСЖ заключить договор на предложенных условиях закрытие лицевых счетов, правомерно расценены судом первой инстанции как нарушение законодательства о защите конкуренции.
Признаются основанными на положениях пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции о наличии фактических правовых отношений, сложившихся между абонентами - собственниками квартир и энергоснабжающей организацией.
Приведение сложившихся правоотношений по энергоснабжению в соответствие с изменившимся законодательством, предполагает действия всех сторон по достижению соглашения по всем существенным условиям договора (положения главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не допускает действия лица, занимающего на рынке услуг доминирующее положение, к понуждению заключения договора, сопряженные с какой-либо угрозой, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о совершении ОАО "ДЭК" действий в допустимых пределах осуществления гражданских прав противоречат положениям части 1 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции", так как не способствуют достижению целей заключения договора с соблюдением действующего законодательства.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции не учтено, что запрет на отказ ТСЖ от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренный частью 6 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, вступившим в силу с 18.06.2011.
Условия заключенного договора энергоснабжения между ОАО "ДЭК" и ТСЖ "Некрасовская, 57" 01.07.2011 свидетельствуют о достижении соглашения сторонами по всем его существенным условиям, в том числе с сохранением сложившихся отношений по энергоснабжению с потребителями - собственниками помещений многоквартирного дома.
Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении ОАО "ДЭК" положений действующего законодательства после принятия мер антимонопольного реагирования по факту нарушения энергоснабжающей организацией норм антимонопольного законодательства.
Учитывая, что энергоснабжающая организация нарушила запрет на злоупотребление своим доминирующим положением, требования антимонопольного органа о совершении обществом действий по приведению в положение, существовавшее до нарушения права, обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, подвергнуты оценке доказательства, входящие в предмет доказывания по делу, и правильно применены нормы материального права, а у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для переоценки доказательств по делу, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А51-5354/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 по названному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 15.02.2012 N Ф03-7099/2011 ПО ДЕЛУ N А51-5354/2011
Разделы:ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 февраля 2012 г. N Ф03-7099/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2012 года. Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
в составе:
Председательствующего: Л.А.Боликовой
Судей: Н.В.Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии:
от заявителя - открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания": Кашаюк С.В., представитель по доверенности от 09.01.2012 N ДЭК-20-15/216Д; Харитонова И.В., представитель по доверенности от 30.01.2012 N ДЭК-20-15/614Д
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю: Яковенко Н.В., представитель по доверенности от 23.01.2012 N 312/01
от Товарищества собственников жилья "Некрасовская, 57": представитель не явился
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
на постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011
по делу N А51-5354/2011
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции Л.П.Нестеренко, в суде апелляционной инстанции Г.А.Симонова, Н.В.Алферова, О.Ю.Еремеева
По заявлению открытого акционерного общества "Дальневосточная энергетическая компания"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю
третье лицо: Товарищество собственников жилья "Некрасовская, 57"
об оспаривании решения и предписания
Открытое акционерное общество "Дальневосточная энергетическая компания" (далее - ОАО "ДЭК", общество) (ИНН 2723088770, ОГРН 1072721001660, 690091, Приморский край, Владивосток г, Тигровая ул, 19) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением об оспаривании решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю (далее - УФАС России по Приморскому краю, антимонопольный орган) от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 в удовлетворении заявления общества отказано. Решение суда мотивировано тем, что действия общества, сопряженные с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начислением за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, а также действия, совершенные ОАО "ДЭК" впоследствии по закрытию лицевых счетов членов товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ); начислению денежных средств за потребленную электроэнергию по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета у членов ТСЖ, выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям нарушают законодательство о конкуренции.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 решение суда первой инстанции отменено. Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011 признано незаконным, предписание от 31.03.2011 по делу N 9/06-2011 недействительным.
Суд апелляционной инстанции оценил совершенные ОАО "ДЭК" действия как допустимые в соответствии с требованиями части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон "О защите конкуренции"), так как были совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и этими действиями не налагались на контрагентов (ТСЖ) неразумные ограничения или необоснованные условия реализации своих прав.
Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что действия ОАО "ДЭК" по угрозе закрытия и фактическому закрытию лицевых счетов абонентов, а также по угрозе начисления и фактическому начислению оплаты за потребленную электроэнергию по нормативным значениям произошли уже после прекращения его обязательств перед гражданами, проживающими по ул. Некрасовская, 57, что исключает совершение ОАО "ДЭК" вменяемого ему антимонопольным органом нарушения.
Законность принятого постановления суда апелляционной инстанции проверяется в порядке и пределах, установленных статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по кассационной жалобе ОАО "ДЭК".
По мнению заявителя кассационной жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для признания решения и предписания антимонопольного органа от 31.03.2011 незаконными, так как им применены положения норм Жилищного кодекса Российской Федерации, не действовавшие на момент принятия оспариваемых обществом актов УФАС России по Приморскому краю.
Кроме этого, антимонопольный орган полагает, что выводы суда апелляционной инстанции об утрате ОАО "ДЭК" статуса поставщика электроэнергии в отношении жилого дома по адресу ул. Некрасова, 57 с момента создания в 2009 году ТСЖ "Некрасовская, 57" не соответствует действующему законодательству.
Также УФАС России по Приморскому краю считает, что не может являться свидетельством правомерности и допустимости ранее совершенных обществом действий довод суда о том, что 01.07.2011 договор энергоснабжения между ОАО "ДЭК" и ТСЖ "Некрасовская, 57" заключен, так как договор заключен после обращения ОАО "ДЭК" в арбитражный суд и на условиях получения платы за потребляемую энергию от собственников помещений многоквартирного дома с учетом данных индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии.
При этом заявитель кассационной жалобы считает законным и обоснованным решение суда первой инстанции, которое просит оставить в силе и отменить постановление Пятого арбитражного апелляционного суда.
ОАО "ДЭК" в отзыве против доводов, изложенных в кассационной жалобе, возражает, считает постановление суда апелляционной инстанции законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив обоснованность доводов и возражений, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, заслушав мнение представителей участвующих в деле лиц, а также проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и норм процессуального права, суд кассационной инстанции установил следующее.
Материалами дела подтверждается, что ОАО "ДЭК" в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" является гарантирующим поставщиком электрической энергии, то есть коммерческой организацией, обязанной в соответствии с названным Федеральным законом или добровольно принятыми обязательствами заключить договор купли-продажи электрической энергии с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию, а ТСЖ "Некрасовская, 57" является лицом, действующим от имени и в интересах потребителя электрической энергии (жильцов).
Письмом от 12.08.2010 N 117-10/1-413 ОАО "ДЭК" направило ТСЖ "Некрасовская, 57" для ознакомления предложение по заключению договора энергоснабжения.
Получив ответ ТСЖ "Некрасовская, 57" на данное предложение, ОАО "ДЭК" письмом от 29.09.2010 N 117-10/1-496 указало, что сроки оснащения многоквартирных домов индивидуальными и общедомовыми приборами учета до 01.01.2012, установленные статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ, не следует понимать как дату начала действий по проведению мероприятий для урегулирования отношений по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. ОАО "ДЭК" уведомило ТСЖ "Некрасовская, 57" о переходе дома на расчет по ОДПУ с 01.01.2011 и о начислении за потребленную электроэнергию по нормативным значениям в случае отказа от подписания договора энергоснабжения на предложенных условиях.
Письмом от 30.11.2010 N 117-10/1-746 ОАО "ДЭК" сообщило, что в случае, когда в многоквартирном доме выбрана управляющая организация и заключен договор управления этим домом, данная управляющая организация является исполнителем коммунальных услуг и обязана заключить договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг населению. Общество уведомило ТСЖ "Некрасовская, 57" о переходе дома, находящегося в управлении ТСЖ "Некрасовская, 57", на расчет по общедомовому прибору учета с 01.01.2011, направило оферту договора энергоснабжения и указало, что в случае отказа от подписания договора начисления за потребленную электроэнергию будут произведены по нормативным значениям с закрытием лицевых счетов потребителей, с выставлением счетов-фактур к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57".
15.12.2010 ТСЖ "Некрасовская, 57" обратилось в УФАС России по Приморскому краю с заявлением о принятии к ОАО "ДЭК" предусмотренных антимонопольным законодательством мер по факту навязывания условий договора энергоснабжения, сопряженного с угрозой закрытия лицевых счетов.
31.01.2011 ОАО "ДЭК" выставило ТСЖ "Некрасовская, 57" счет-фактуру N 313100000003 на оплату электроэнергии, рассчитав количество потребленной электроэнергии по нормативу потребления и применив тариф, установленный для населения.
Квитанции на оплату электроэнергии за январь 2011 года жильцам дома не направлялись.
В феврале 2011 жительница жилого дома по ул. Некрасовская, 57 (квартира N 9) Макарова А.С. обратилась в ОАО "ДЭК" по вопросу выдачи квитанции на оплату электроэнергии за январь 2011, с целью дальнейшего предъявления оплаченной квитанции для получения жилищной субсидии, на что получила информацию о том, что лицевые счета жильцов закрыты.
14.02.2011 и 18.02.2011 ТСЖ "Некрасовская, 57" направило в антимонопольный орган дополнительные материалы, в том числе переписку с ОАО "ДЭК" по спорному вопросу, и просило принять меры в связи с необоснованным расторжением обществом договоров с гражданами, закрытием лицевых счетов, возложением работы по начислению платежей и выпуску квитанций на ТСЖ, навязыванием условий договора энергоснабжения, начислением платы по нормативам потребления при наличии приборов учета.
31.03.2011 дело о нарушении законодательства о защите конкуренции N 9/06-2011 рассмотрено УФАС России по Приморскому краю, решением по делу признаны факты нарушений ОАО "ДЭК" части 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции", выразившихся в действиях по навязыванию ТСЖ "Некрасовская, 57" заключения договора энергоснабжения, сопряженных с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начисления за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, в закрытии лицевых счетов членов ТСЖ "Некрасовская, 57" и начислении ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета членов ТСЖ и ОДПУ и выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям.
На основании данного решения обществу выдано предписание об устранении указанных нарушений, восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства, конкретизированы действия, которые необходимо совершить ОАО "ДЭК" в целях устранения нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, ОАО "ДЭК" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отменяя решение суда первой инстанции и признавая, что ОАО "ДЭК" совершило действия, связанные с угрозой закрытия лицевых счетов абонентов, начислением за потребленную электроэнергию денежных средств по нормативным значениям, а также действия, совершенные ОАО "ДЭК" впоследствии по закрытию лицевых счетов членов ТСЖ; начислению денежных средств за потребленную электроэнергию по нормативным значениям при наличии поквартирных приборов учета у членов ТСЖ, выставлении счета-фактуры к оплате ТСЖ "Некрасовская, 57" за потребленную электроэнергию по нормативным значениям, допустимые положениями части 1 статьи 13 Закона о защите конкуренции, так как совершены в допустимых пределах осуществления гражданских прав и ими не налагались на контрагентов (ТСЖ) неразумные ограничения или необоснованные условия реализации своих прав, суд апелляционной инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).
Согласно пункту 3 названной статьи в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий.
Согласно части 1 статьи 13 названного Федерального закона действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, предусмотренные, в том числе и частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона могут быть признаны допустимыми, если такими действиями (бездействием) не налагаются на их участников или третьих лиц ограничения, не соответствующие достижению целей таких действий (бездействия).
Между тем, материалами дела подтверждается, что ОАО "ДЭК" письмом от 12.08.2010 N 117-10/1-413 направило ТСЖ "Некрасовская, 57" предложение заключить договор энергоснабжения под угрозой закрытия лицевых счетов потребителей и начисления платы за потребляемую электроэнергию по нормативным значениям.
В соответствии с частью 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
ОАО "ДЭК" занимает доминирующее положение на рынке купли-продажи электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" лицо, занимающее доминирующее положение на определенном рынке, имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия предоставления этих услуг.
Согласно положениям статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения, заключенный коммерческой организацией с потребителями, признается публичным.
В силу пункта 3 названной статьи отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Между тем, оферта направлена энергоснабжающей организацией, которая в случае отказа потребителя заключить договор на предложенных условиях, лишена в установленном законом порядке обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Но, используя свое доминирующее положение на рынке услуг по энергоснабжению, ОАО "ДЭК" под угрозой закрытия лицевых счетов собственников помещений многоквартирного дома и выставления ТСЖ "Некрасовская, 57" счетов на оплату услуг по энергоснабжению по установленным нормативам, действовало недобросовестно, поскольку эти действия противоречат требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Ошибочные выводы суда первой инстанции о праве ОАО "ДЭК" в судебном порядке понудить ТСЖ "Некрасовская, 57" к заключению договора энергоснабжения жилого дома, по ул. Некрасовская, 57, как не имеющие правового значения по данному спору, не привели к принятию неправильного по существу решения, поскольку действия по направлению обществом оферты, сопряженные с угрозой совершить в случае отказа ТСЖ заключить договор на предложенных условиях закрытие лицевых счетов, правомерно расценены судом первой инстанции как нарушение законодательства о защите конкуренции.
Признаются основанными на положениях пункта 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации выводы суда первой инстанции о наличии фактических правовых отношений, сложившихся между абонентами - собственниками квартир и энергоснабжающей организацией.
Приведение сложившихся правоотношений по энергоснабжению в соответствие с изменившимся законодательством, предполагает действия всех сторон по достижению соглашения по всем существенным условиям договора (положения главы 28 Гражданского кодекса Российской Федерации) и не допускает действия лица, занимающего на рынке услуг доминирующее положение, к понуждению заключения договора, сопряженные с какой-либо угрозой, в связи с чем выводы суда апелляционной инстанции о совершении ОАО "ДЭК" действий в допустимых пределах осуществления гражданских прав противоречат положениям части 1 статьи 13 Федерального закона "О защите конкуренции", так как не способствуют достижению целей заключения договора с соблюдением действующего законодательства.
Кроме этого, судом апелляционной инстанции не учтено, что запрет на отказ ТСЖ от заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией, предусмотренный частью 6 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, вступившим в силу с 18.06.2011.
Условия заключенного договора энергоснабжения между ОАО "ДЭК" и ТСЖ "Некрасовская, 57" 01.07.2011 свидетельствуют о достижении соглашения сторонами по всем его существенным условиям, в том числе с сохранением сложившихся отношений по энергоснабжению с потребителями - собственниками помещений многоквартирного дома.
Данное обстоятельство свидетельствует о соблюдении ОАО "ДЭК" положений действующего законодательства после принятия мер антимонопольного реагирования по факту нарушения энергоснабжающей организацией норм антимонопольного законодательства.
Учитывая, что энергоснабжающая организация нарушила запрет на злоупотребление своим доминирующим положением, требования антимонопольного органа о совершении обществом действий по приведению в положение, существовавшее до нарушения права, обоснованно признаны судом первой инстанции правомерными.
Принимая во внимание, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства по делу, подвергнуты оценке доказательства, входящие в предмет доказывания по делу, и правильно применены нормы материального права, а у суда апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для переоценки доказательств по делу, решение суда первой инстанции подлежит оставлению в силе в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а кассационная жалоба - удовлетворению.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 по делу N А51-5354/2011 Арбитражного суда Приморского края отменить и оставить в силе решение Арбитражного суда Приморского края от 13.07.2011 по названному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Л.А.Боликова
Л.А.Боликова
Судьи
Н.В.Меркулова
Е.П.Филимонова
Н.В.Меркулова
Е.П.Филимонова
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)