Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Елисеевой Е.Л., ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения, доверенность б/н от 01.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройтрест 2П" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2011 по делу N А14-699-2011 (судья Федосеева И.В.) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" (ОГРН 1033600011488) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления N 40 от 11.01.2011 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области как незаконного и необоснованного, а также о прекращении производства по делу об административном право нарушении.
Решением суда от 05.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ООО "Стройтрест 2П" не является правопреемником ранее управляющей организации, не получает бюджетного финансирования на осуществление своей деятельности, а проводит управление общим имуществом многоквартирного дома в объеме полученного финансирования. Ввиду имеющейся задолженности Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законом.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15.11.2010 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж проведана комиссионная проверка контейнерных площадок многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Стройтрест 2П".
03.12.2010 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области - ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Шеиной Ириной Николаевной вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что Общество, являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустило нарушения ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. ст. 1, 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"; ст. ст. 11, 16, 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"; п. п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.9, 2.2.10 СанПиН 42 -128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест"; п. п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; Приложение 3 СП 3.5.3.1129 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации"; п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1276-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", в отношении многоквартирных жилых домов NN 2а, 3а, 5, 7, 9, 11, 11а, 11б, 13б, 15, 15а, 15б, 20, 23, 24, 27, 35 по ул. Туполева; NN 49, 51 по ул. Волгоградская; NN 1, 5, 15а, 23, 70 по ул. Иркутская; NN 5, 5а, 7, 13, 34 по ул. Баррикадная, N 113 по ул. Циолковского г. Воронежа, а именно: оборудовано более 5 контейнеров на контейнерной площадке, а также не соблюдено расстояние от жилых домов до места временного хранения отходов, что подтверждено экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N ОГ-40-1210 от 20.12.2010.
03.12.2010 определением N 367-02/4-2 назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза мест временного хранения отходов (КГО и ТБО) по ул. Иркутская, д. 23, д. 70, д. 68, д. 5, д. 1, д. 3, д. 15а, ул. Туполева, д. 35, д. 23, д. 24, 27, 20, 15а, 15б, 13б, 15, 11а, 11б, 7, 5, 11, 9, 2а, 3а, ул. Баррикадная, д. 34, 7а, 7, 13, ул. Циолковского, д. 113, ул. Волгоградская, д. 51, 49 с оценкой принятой системы сбора, временного хранения и вывоза бытовых отходов, поручив ее определение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области".
13.12.2010 составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования.
20.12.201 составлено экспертное заключение N 40, на основании которого установлено, что система сбора временного хранения и вывоза бытовых отходов по ул. Иркутская, д. 23, 70, 5,1, 3, 15а, ул. Туполева, д. 35, 23, 24, 27, 20, 15а, 15б, 13б, 15, 11б, 11а, 7, 5, 11, 9, 2а, 3а, ул. Баррикадная, д. 34, 5, 5а, 7, 13, ул. Циолковского, д. 113, 51, ул. Волгоградская, д. 49, 51 - не соответствуют требования ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
28.12.2010 по результатам административного расследования в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества составлен протокол N 007438 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
11.01.2011 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области вынесено постановление N 40 от 11.01.2011 о назначении ООО "Стройтрест 2П" наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является субъектов вменяемого ему правонарушения, кроме того, факт нарушения требований норм экологического законодательства и совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается представленными доказательствами.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьей 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 2.1.3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
При чем в соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичное требование содержит пункт 12.5.3 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II, (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пункт 2.2.3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 также закрепляет, что размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Ответственность за содержание камеры мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, в соответствии с п. 2.2.10. СанПиН 42-128-4690-88 несет организация, в ведении которой находится дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества предусмотрена пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в котором указано, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из изложенного, нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пунктом 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что вывоз ТО с контейнерной площадки производится ежедневно, крупногабаритный мусор и картонная тара по мере накопления, но не реже одного раза в неделю.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170.
Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).
При таком положении правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества предусмотрена пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в котором указано, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из изложенного, нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, что собственниками помещений в многоквартирных жилых домах NN 2а, 3а, 5, 7, 9, 11, 11а, 11б, 13б, 15, 15а, 15б, 20, 23, 24, 27, 35 по ул. Туполева; NN 49, 51 по ул. Волгоградская; NN 1, 5, 15а, 23, 70 по ул. Иркутская; NN 5, 5а, 7, 13, 34 по ул. 5 Баррикадная, N 113 по ул. Циолковского г. Воронежа в качестве способа управления домом было выбрано общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П". Между Обществом и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет Собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, судом первой инстанции правильно был сделан вывод, что Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" в данном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" о том, что ввиду имеющейся задолженности жителей многоквартирных домов перед Обществом, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, не является обоснованным.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, пунктами 4.1 договоров управления многоквартирных домов установлено, что плата за помещения и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.
На основании вышеизложенного, недостаточность бюджетного финансирования (неполучение бюджетного финансирования) ООО "Стройтрест 2П" не является основанием освобождения от административной ответственности, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от необходимости надлежащего содержания общего имущества, так как данная обязанность возложена на него законодательством, регламентирующим правоотношения в сфере охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку, как было отмечено, при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у Общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако им не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности, не установлено.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2011 по делу N А14-699-2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.05.2011 ПО ДЕЛУ N А14-699-2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 г. по делу N А14-699-2011
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2011 года
Постановление в полном объеме изготовлено 10 мая 2011 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Протасова А.И.,
судей Семенюта Е.А.,
Миронцевой Н.Д.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Князевой Г.В.,
при участии:
- от общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П": представитель не явился, извещено надлежащим образом;
- от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области: Елисеевой Е.Л., ведущего специалиста-эксперта отдела юридического обеспечения, доверенность б/н от 01.04.2011,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Стройтрест 2П" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2011 по делу N А14-699-2011 (судья Федосеева И.В.) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" (ОГРН 1033600011488) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением об отмене постановления N 40 от 11.01.2011 Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области как незаконного и необоснованного, а также о прекращении производства по делу об административном право нарушении.
Решением суда от 05.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении обстоятельствам дела, нарушение норм материального права.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее заявитель указывает на то, что ООО "Стройтрест 2П" не является правопреемником ранее управляющей организации, не получает бюджетного финансирования на осуществление своей деятельности, а проводит управление общим имуществом многоквартирного дома в объеме полученного финансирования. Ввиду имеющейся задолженности Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с законом.
В судебное заседание общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом.
Дело рассматривалось в отсутствие указанного лица в порядке ст. ст. 156, 266 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, 15.11.2010 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства администрации городского округа город Воронеж проведана комиссионная проверка контейнерных площадок многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО "Стройтрест 2П".
03.12.2010 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Воронежской области - ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Шеиной Ириной Николаевной вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе проведенного административного расследования установлено, что Общество, являясь лицом, ответственным за содержание жилых домов, допустило нарушения ст. 11, п. 1 ст. 22 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"; ст. ст. 1, 11 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления"; ст. ст. 11, 16, 51 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды"; п. п. 2.1.3, 2.2.3, 2.2.9, 2.2.10 СанПиН 42 -128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест"; п. п. 8.2.4, 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях"; Приложение 3 СП 3.5.3.1129 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации"; п. 3.4 СанПиН 3.5.2.1276-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих", в отношении многоквартирных жилых домов NN 2а, 3а, 5, 7, 9, 11, 11а, 11б, 13б, 15, 15а, 15б, 20, 23, 24, 27, 35 по ул. Туполева; NN 49, 51 по ул. Волгоградская; NN 1, 5, 15а, 23, 70 по ул. Иркутская; NN 5, 5а, 7, 13, 34 по ул. Баррикадная, N 113 по ул. Циолковского г. Воронежа, а именно: оборудовано более 5 контейнеров на контейнерной площадке, а также не соблюдено расстояние от жилых домов до места временного хранения отходов, что подтверждено экспертным заключением ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области" N ОГ-40-1210 от 20.12.2010.
03.12.2010 определением N 367-02/4-2 назначена санитарно-эпидемиологическая экспертиза мест временного хранения отходов (КГО и ТБО) по ул. Иркутская, д. 23, д. 70, д. 68, д. 5, д. 1, д. 3, д. 15а, ул. Туполева, д. 35, д. 23, д. 24, 27, 20, 15а, 15б, 13б, 15, 11а, 11б, 7, 5, 11, 9, 2а, 3а, ул. Баррикадная, д. 34, 7а, 7, 13, ул. Циолковского, д. 113, ул. Волгоградская, д. 51, 49 с оценкой принятой системы сбора, временного хранения и вывоза бытовых отходов, поручив ее определение ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Воронежской области".
13.12.2010 составлен акт санитарно-эпидемиологического обследования.
20.12.201 составлено экспертное заключение N 40, на основании которого установлено, что система сбора временного хранения и вывоза бытовых отходов по ул. Иркутская, д. 23, 70, 5,1, 3, 15а, ул. Туполева, д. 35, 23, 24, 27, 20, 15а, 15б, 13б, 15, 11б, 11а, 7, 5, 11, 9, 2а, 3а, ул. Баррикадная, д. 34, 5, 5а, 7, 13, ул. Циолковского, д. 113, 51, ул. Волгоградская, д. 49, 51 - не соответствуют требования ст. 21 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
28.12.2010 по результатам административного расследования в отсутствие надлежаще извещенного законного представителя Общества составлен протокол N 007438 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
11.01.2011 Управлением Роспотребнадзора по Воронежской области вынесено постановление N 40 от 11.01.2011 о назначении ООО "Стройтрест 2П" наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая данное постановление незаконным Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Общество является субъектов вменяемого ему правонарушения, кроме того, факт нарушения требований норм экологического законодательства и совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ подтверждается представленными доказательствами.
Апелляционная коллегия соглашается с указанными выводами суда, считает их правомерными, обоснованными и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объективная сторона правонарушения, квалифицируемого статьей 8.2 КоАП РФ, выражается в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществам.
Субъектом правонарушения выступают граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологические (природоохранные) требования - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
Обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходами производства и потребления являются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны в том числе соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 21 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Согласно пункту 2.1.3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
При чем в соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Аналогичное требование содержит пункт 12.5.3 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утвержденных Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 N 190-II, (в редакции, действовавшей на момент вынесения оспариваемого постановления).
Пункт 2.2.3 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 также закрепляет, что размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно - эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Ответственность за содержание камеры мусоропровода, мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, в соответствии с п. 2.2.10. СанПиН 42-128-4690-88 несет организация, в ведении которой находится дом.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам.
Согласно пункту 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества предусмотрена пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в котором указано, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из изложенного, нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома, согласно подпункту "д" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, включает в себя, в том числе, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Пунктом 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что вывоз ТО с контейнерной площадки производится ежедневно, крупногабаритный мусор и картонная тара по мере накопления, но не реже одного раза в неделю.
Оборудование и иные объекты, используемые для сбора твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки), предназначены для обслуживания и эксплуатации всего многоквартирного дома, что прямо отражено в п. п. 1.8, 3.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27 сентября 2003 N 170.
Эксплуатация таких объектов и оборудования, заключающаяся в сборе и вывозе накапливаемых в них твердых бытовых отходов, ремонте и содержании самих объектов, осуществляется собственниками помещений многоквартирного дома в общих интересах (пункты 1.8, 3.7, 5.9 и др.).
При таком положении правильным является вывод суда первой инстанции о том, что сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт оборудования и помещений, в том числе предназначенных для обслуживания всего дома и т.п.), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ, поскольку плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и ее размер определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Ответственность управляющей организации за ненадлежащее содержание общего имущества предусмотрена пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, в котором указано, что управляющие организации отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Исходя из изложенного, нормативными актами на управляющую организацию возложена обязанность следить за состоянием общего имущества многоквартирного дома путем проведения его регулярных осмотров с фиксацией их результатов в установленном порядке, принимать меры для поддержания его работоспособности и предотвращения возможных аварий, в том числе путем информирования собственников помещений о состоянии общего имущества многоквартирного дома и внесения на рассмотрения общего собрания собственников помещений предложений о проведении капитального ремонта.
Как подтверждается материалами дела и было установлено судом первой инстанции, что собственниками помещений в многоквартирных жилых домах NN 2а, 3а, 5, 7, 9, 11, 11а, 11б, 13б, 15, 15а, 15б, 20, 23, 24, 27, 35 по ул. Туполева; NN 49, 51 по ул. Волгоградская; NN 1, 5, 15а, 23, 70 по ул. Иркутская; NN 5, 5а, 7, 13, 34 по ул. 5 Баррикадная, N 113 по ул. Циолковского г. Воронежа в качестве способа управления домом было выбрано общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П". Между Обществом и собственниками квартир, расположенных в указанных многоквартирных домах заключены соответствующие договоры управления многоквартирным домом, предметом которых является оказание Управляющей организацией по заданию и за счет Собственника услуг и выполнение работ по управлению многоквартирным домом.
Таким образом, судом первой инстанции правильно был сделан вывод, что Общество с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" в данном случае является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.2 КоАП РФ.
Довод общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" о том, что ввиду имеющейся задолженности жителей многоквартирных домов перед Обществом, отсутствует состав вменяемого ему административного правонарушения, не является обоснованным.
Как следует из материалов дела и было установлено судом первой инстанции, пунктами 4.1 договоров управления многоквартирных домов установлено, что плата за помещения и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт общего имущества.
На основании вышеизложенного, недостаточность бюджетного финансирования (неполучение бюджетного финансирования) ООО "Стройтрест 2П" не является основанием освобождения от административной ответственности, поскольку данное обстоятельство не освобождает заявителя от необходимости надлежащего содержания общего имущества, так как данная обязанность возложена на него законодательством, регламентирующим правоотношения в сфере охраны окружающей среды.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, оценив представленные доказательства, что в действиях Общества с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, поскольку, как было отмечено, при осуществлении деятельности по управлению многоквартирным домом у Общества имелась возможность не допускать выявленных его действиях нарушений. Однако им не были приняты все зависящие от него меры для недопущения названных нарушений, что свидетельствует о наличии в его действиях вины. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, регулирующих порядок привлечения к административной ответственности, не установлено.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда, изложенные в решении, и позволяющих изменить или отменить обжалуемый судебный акт, Обществом с ограниченной ответственностью "Стройтрест 2П" на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, суд апелляционная инстанции считает, что судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Учитывая изложенное, и руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 05.03.2011 по делу N А14-699-2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в порядке ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
А.И.ПРОТАСОВ
Судьи
Е.А.СЕМЕНЮТА
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)