Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 14.05.2009 N Ф10-1666/09 ПО ДЕЛУ N А35-2605/2008-С11

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2009 г. N Ф10-1666/09

Дело N А35-2605/2008-с11

Резолютивная часть постановления изготовлена 12.05.2009 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.05.2009 г.
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ОАО "ТГК-4" в лице филиала "Курская региональная генерация", г. Курск, на решение Арбитражного суда Курской обл. от 30 октября 2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2009 г. по делу N А35-2605/2008-с11,
установил:

Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 4" в лице филиала "Курская региональная генерация", г. Курск, (далее ОАО "ТГК-4"), обратилось в Арбитражный суд Курской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области, о взыскании 1399190 руб. 39 коп. убытков, возникших в связи с предоставлением коммунальных услуг льготным категориям граждан в соответствии *** Законом Курской области N 58-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, либо награжденных ордерами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" и Закона Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий".
В порядке ст. 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет ЖКХ Курской области, Комитет финансов Курской области.
Решением Арбитражного суда Курской области от 30.10.2008 (с учетом определения об исправлении опечатки от 10.11.2008) с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в пользу ОАО "ТГК-4" взыскано 1185754 руб. 50 коп. убытков. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение арбитражным судом норм материального права, в частности ст. 162 Налогового кодекса Российской Федерации, ОАО "ТГК-4" обратилось в Федеральный арбитражный суд Центрального округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Курской области от 30.10.2008 и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2009 отменить в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 213435 руб. 82 коп. НДС, включенного в размер выпадающих доходов истца при оказании им услуг по льготным ценам.
Представители сторон, третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, арбитражный кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения.
Как установлено арбитражным судом, в период с января по июнь 2007 ОАО "ТГК-4" предоставляло льготным категориям граждан меры социальной поддержки в виде 50% скидки по оплате поставленной тепловой энергии в соответствии с Законом Курской области N 58-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, либо награжденных ордерами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" и Законом Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", в связи с чем понесло убытки в сумме 1399190 руб. 39 коп.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения ОАО "ТГК-4" в арбитражный суд с настоящим иском.
Поскольку выводы арбитражных судов обеих инстанций обжалуются только в части отказа в удовлетворении требований о взыскании 213435 руб. 82 коп., остальные выводы судов, в силу ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не являются предметом исследования и оценки арбитражного кассационного суда.
Принимая решение по делу, арбитражный суд обоснованно исходил из следующего.
Статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно Закону Курской области "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий" реабилитированным лицам и лицам, пострадавшим от политических репрессий, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, оплата в размере 50 процентов занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади) в пределах установленной Администрацией Курской области социальной нормы площади жилья, и оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления), лицам, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных Администрацией Курской области для продажи населению. Льготы по оплате коммунальных услуг, а также стоимости топлива предоставляются реабилитированным лицам и совместно с ними проживающим членам их семей.
В соответствии с Законом Курской области "Об областном бюджете на 2007 год" предусмотрены средства на предоставление мер социальной поддержки указанной выше категории граждан в сумме 7205 руб.
Законом Курской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" установлено, что в течение 2007 на данные цели направлено 6497 руб.
Законом Курской области от 01.12.2004 N 58-ЗКО "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных ордерами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" установлены меры социальной поддержки ветеранам труда, в том числе оплата в размере 50 процентов коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных органами местного самоуправления); ветеранам труда, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, - топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных Администрацией Курской области для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом ветеранов труда производится в первоочередном порядке. Льготы по оплате указанных услуг предоставляются независимо от вида жилищного фонда.
Законом Курской области "Об областном бюджете на 2007 год" предусмотрены расходы на обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда в сумме 302611 тыс. руб.
Законом Курской области "Об исполнении областного бюджета за 2007 год" установлено, что кассовое исполнение областного бюджета на данные цели за 2007 составило 273779 руб.
Возмещение организациям (предприятиям) понесенных ими расходов осуществляется на основе порядка, который утвержден Постановлением Правительства Курской области от 25.05.2005 N 77 "О порядке возмещения расходов, понесенных организациями при предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Курской области".
Согласно ст. 4 Закона N 58-ЗКО, финансирование мер социальной поддержки тружеников тыла и ветеранов труда, установленных Законом, осуществляется за счет средств областного бюджета.
В соответствии со ст. 3 Закона N 59-ЗКО, финансирование мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, осуществляется за счет средств областного бюджета. При этом, в соответствии с п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления субъектов Российской Федерации субсидий. Исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Учитывая, что предоставленные истцом населению меры социальной поддержки при оплате жилищно-коммунальных услуг, установлены законодательством Курской области, материалами дела установлен факт недостаточного финансирования средств из областного бюджета для возмещения истцу понесенных убытков, арбитражный суд, руководствуясь положениями Закона Курской области N 58-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территория СССР, либо награжденных ордерами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, и ветеранов труда" и Закона Курской области N 59-ЗКО от 01.12.2004 "О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, пострадавших от политических репрессий", ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о необходимости взыскания убытков с Курской области в лице Комитета социального обеспечения Курской области за счет казны Курской области в размере 1185754 руб. 50 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о незаконном исключении судом суммы налога на добавленную стоимость из суммы иска являлся предметом исследования судов обеих инстанций и ему дана надлежащая правовая оценка.
В силу пунктов 1, 2 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога.
При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг с учетом субвенций, субсидий, предоставляемых из бюджетов всех уровней в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, а также льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных услуг, исчисленная из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что суммы, полученные из бюджета в возмещение расходов по предоставлению льгот по действующему законодательству, не являются объектом налогообложения по НДС. На основании вышеизложенного налог на добавленную стоимость, включенный в стоимость услуг, обоснованно исключен судом из заявленной ко взысканию суммы убытков, соответственно, в пользу истца правомерно взыскана сумма убытков в размере 213435 руб. 82 коп.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что указанная сумма НДС была им излишне перечислена в бюджет и поэтому является его убытками, не может быть принят во внимание, поскольку по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательными условиями возникновения убытков, является причинная связь между противоправными действиями (бездействием) ответчика и наступившим вредом. Между тем, в данном случае, сумма НДС была перечислена в бюджет самими истцом, при этом какие-либо противоправные действия ответчика - Курской области отсутствуют.
Кроме того, порядок возврата из бюджета излишне уплаченных сумм НДС предусмотрен Налоговым кодексом Российской Федерации и не может быть произведен на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Ссылка заявителя на письмо Федеральной налоговой службы от 18.06.2007 N 03-1/1164 также не может быть принята во внимание, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом и, соответственно, его положения не носят обязательный для сторон настоящего спора характер.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и постановления арбитражного апелляционного суда (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, арбитражный кассационный суд считает, что обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, и оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь ст. 287 ч. 1 п. 1, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

решение Арбитражного суда Курской обл. от 30 октября 2008 г. и постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 февраля 2009 г. по делу N А35-2605/2008-с11, оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)