Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 17.04.2012 N 17АП-2719/2012-АК ПО ДЕЛУ N А60-46705/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 апреля 2012 г. N 17АП-2719/2012-АК

Дело N А60-46705/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Грибиниченко О.Г.,
судей Васевой Е.Е., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
- от заявителя закрытого акционерного общества "Управление тепловыми сетями" (ОГРН 1036600294642, ИНН 6606017564) - Рубцов В.В., паспорт, доверенность от 27.02.2012;
- от заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677) - Катаева А.А., паспорт, доверенность от 13.01.2012;
- лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2012 года
по делу N А60-46705/2011,
принятое судьей Горбашовой И.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Управление тепловыми сетями"
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области
об оспаривании ненормативного правового акта,

установил:

Открытое акционерное общество "Управление тепловыми сетями" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований) о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области от 07.10.2011 N 01-06-01-11/2845 о прекращении нарушения прав потребителей, вынесенное начальником Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Главным государственным санитарным врачом по городу Верхняя Пышма и городу Среднеуральск Беловым Е.А, (далее - заинтересованное лицо, управление) в части предложения обществу привести условия пунктов 3.2.1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, заключаемого с потребителями (д. N 16 ул. Заводская, п. Исеть) в соответствие с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам) в срок до 01.12.2011; в части возложения обязанности на общество в целях подтверждения выполнения требований, указанных в настоящем Предписании, представить договоры с потребителями (д. N 16 ул. Заводская, п. Исеть, г. Верхняя Пышма), приведенные в соответствие с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2012 года (резолютивная часть решения объявлена 31 января 2012 года) заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным предписание от 07.10.2011 N 01-06-01-11/2845 о прекращении нарушения прав потребителей в части пункта 1, а также указания о предоставлении договоров с потребителями (д. N 16 ул. Заводская, п. Исеть, г. Верхняя Пышма), приведенные в соответствие с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам. Взысканы с управления в пользу общества судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Не согласившись с решением суда, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, признать законным и обоснованным оспариваемое предписание.
В обоснование доводов апелляционной жалобы управление указывает на то, что заявитель является исполнителем услуг в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, в связи с чем, обязан привести договоры с потребителями в соответствие с пп. "е" п. 49 отмеченных Правил.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах апелляционной жалобы настаивал.
Также представителем управления в суде заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела должностного регламента, предложения о добровольном удовлетворении требований потребителей и решения Арбитражного суда Свердловской области от 01.12.2011 по делу N А60-33310/2011. Указанное ходатайство удовлетворено судом в порядке ст. 159 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество не представило письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель заявителя в суде против доводов апелляционной жалобы возражает, считает законным и обоснованным оспариваемый судебный акт.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, оспариваемое предписание от 07.10.2011 N 01-06-01-11/2845 о прекращении нарушения прав потребителей выдано управлением по результатам проверки обращения жителей дома N 16 по ул. Заводской в пос. Исеть г. Верхняя Пышма о нарушении их прав потребителей.
В указанном доме выбран непосредственный способ управления жилым домом, что видно из протокола заочного голосования собственников помещений от 25.03.2009.
Между заявителем и собственниками квартир N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 10, 11, 12, 14 в указанном доме заключены договоры на отпуск и потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение от 01.04.2009 (далее - договоры).
Согласно п. 1.1 договоров заявитель (поставщик) обязуется поставить через присоединенную сеть потребителю (собственник) тепловую энергию в горячей воде, а потребитель обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию, обеспечивать безопасность эксплуатации и исправность находящихся на его балансе инженерных сетей, приборов учета и контроля. До разграничения балансовой принадлежности сетей, границей эксплуатационной ответственности между сетями поставщика и потребителя является наружная стена многоквартирного жилого дома, в котором расположено жилое помещение.
Пунктом 3.2.1 договоров предусмотрено, что потребитель обязан, в том числе, ежемесячно, в срок до 1-го числа передавать показания счетчика поставщику, письменно или по телефону; в случае не предоставления показаний счетчика начисления будут производиться по нормативам потребления, установленного органом местного самоуправления.
Полагая, что данный пункт договоров не соответствует пп. "е" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, заинтересованное лицо вынесло в отношении заявителя предписание от 07.10.2011 N 01-06-01-11/2845, в пункте 1 которого указало привести условия п. 3.2.1 договора на отпуск и потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение, заключаемого с потребителями (д. N 16 ул. Заводская, п. Исеть) в соответствие с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, в срок до 01.12.2011.
Также данным предписанием возложена обязанность на общество представить следующую документированную информацию: договоры с потребителями (д. N 16 ул. Заводская, п. Исеть, г. Верхняя Пышма), приведенные в соответствие с требованиями действующего законодательства, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам.
Не согласившись с указанным предписанием в части, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Удовлетворяя заявленные требования общества, суд исходил из того, что заявитель не является исполнителем коммунальных услуг по договорам с собственниками помещений в жилом доме, а является ресурсоснабжающей организацией. Оспариваемое предписание не соответствует Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, нарушает права и законные интересы заявителя.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу п. 1 ст. 16 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с п. 2.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно п. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, при отсутствии у собственников помещений в многоквартирном доме (в случае непосредственного управления таким домом) или собственников жилых домов договора, заключенного с исполнителем, указанные собственники заключают договор о приобретении холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также о водоотведении непосредственно с соответствующей ресурсоснабжающей организацией. В этом случае ресурсоснабжающая организация несет ответственность за режим и качество подачи холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также водоотведения на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры. При этом обслуживание внутридомовых инженерных систем осуществляется лицами, привлекаемыми по договору собственниками помещений в многоквартирном доме либо собственниками жилых домов, или указанными собственниками самостоятельно, если договором с ресурсоснабжающей организацией не предусмотрено иное.
Собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 настоящих Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 настоящих Правил.
Подпунктом "е" пункта 49 указанных Правил предусмотрено, что исполнитель обязан при наличии коллективных (общедомовых) приборов учета ежемесячно, в течение последней недели месяца, снимать их показания и заносить в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета. По требованию потребителя в течение одного рабочего дня, следующего за днем обращения, предоставить потребителю указанный журнал.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам даны определения исполнителя и ресурсоснабжающей организации, согласно которым "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы; "ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Как видно из материалов дела, общество является основной теплоснабжающей организацией на территории городского округа Верхняя Пышма, которая производит и передает тепловую энергию непосредственно потребителям, в том числе осуществляет деятельность по эксплуатации котельных мощностью до 10 Гкал/час, обеспечивающих снабжение тепловой энергией жителей поселка Исеть, в том числе дома N 16 по ул. Заводской.
Также, жители указанного дома, вносят плату за данные коммунальные услуги непосредственно обществу (л.д. 13-25, 48).
Кроме того, следует принять во внимание выводы судов о том, что общество является исполнителем коммунальных услуг по подаче теплоносителя относительно жилищного фонда пос. Исеть, содержащиеся в решении Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-33310/2011 от 01.12.2011 и в постановлении Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что общество является исполнителем коммунальных услуг относительно дома N 16 по ул. Заводской пос. Исеть и на него распространяются положения Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Апелляционная инстанция считает необоснованной ссылку суда первой инстанции на договоры оказания услуг по содержанию и выполнению работ по ремонту общего имущества многоквартирного жилого дома между собственниками и ООО "ЖКХ "Исеть", поскольку последний не производит и не приобретает коммунальные услуги для нужд жителей указанного дома.
Также не может быть принято во внимание письмо Министерства регионального развития РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307", поскольку оно не является правовым актом, а носит только разъяснительный, рекомендательный характер.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что пункт 3.2.1 договоров на отпуск и потребление тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение от 01.04.2009 фактически ущемляет права потребителей по сравнению с действующим законодательством РФ, в частности пп. "е" п. 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
С учетом фактических обстоятельств настоящего дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого предписания управления недействительным.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, в удовлетворении заявления общества следует отказать.
В соответствии со ст. 110 АПК судебные расходы следует отнести на заявителя, поскольку судебный акт принят не в его пользу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 270 ч.ч. 1, 2, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 01 февраля 2012 года по делу N А60-46705/2011 отменить.
В удовлетворении заявления закрытого акционерного общества "Управление тепловыми сетями" отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.

Председательствующий
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО

Судьи
Е.Ю.ЯСИКОВА
Е.Е.ВАСЕВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)