Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.10.2009 ПО ДЕЛУ N А19-12722/09

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 октября 2009 г. N А19-12722/09


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Гуменюк Т.А.,
судей: Чупрова А.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании конкурсного управляющего ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" - Кадача Виктора Гаврииловича (паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12722/09 (суд первой инстанции: Полякова Е.Г.),
установил:

конкурсный управляющий ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" Кадач Виктор Гавриилович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (далее - УФРС по Иркутской области) в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленного письмом N 12-19180 от 10.06.2009.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
Обжалуя решение суда, УФРС по Иркутской области оспаривает вывод суда об отсутствии правовых оснований для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрашиваемых им сведений, и, ссылаясь на положения пункта 140 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции от 14.09.2006 N 293, считает, что конкурсный управляющий должен был лично обратиться в регистрационный орган, представить документ, удостоверяющий личность, и документы, подтверждающие регистрацию юридического лица. Поскольку такие требования не были исполнены заявителем, ему правомерно отказано регистрирующим органом в предоставлении запрашиваемых сведений.
В связи с изложенными обстоятельствами УФРС по Иркутской области просит об отмене обжалуемого судебного акта и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу конкурсный управляющий ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" Кадач В.Г. отклоняет изложенные в ней доводы, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 17241, N 17240).
УФРС по Иркутской области своих представителей на судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского *** конкурсный управляющий ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" Кадач В.Г. поддержал возражения против доводов кассационной жалобы, изложенные в отзыве на нее.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2009 года по делу N А19-7650/09-68 ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" признано несостоятельным (банкротом); в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев до 5 ноября 2009 года; конкурсным управляющим утвержден арбитражный управляющий Кадач В.Г.
Конкурсный управляющий обратился в УФРС по Иркутской области с запросом о предоставлении ему сведений о наличии у должника на праве собственности (ином вещном праве) объектов недвижимости, направленном письмом от 02.06.2009, к которому приложено решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2009 года по делу N А19-7650/09-68 о признании ООО "Байкал Консалтинг Онлайн" банкротом и об открытии конкурсного производства.
Сообщением от 10.06.2009 N 12-19180 УФРС по Иркутской области информировало заявителя об отказе в предоставлении запрашиваемых сведений с указанием на то, что представитель юридического лица, действующий от имени правообладателя в установленном законом порядке, должен непосредственно обратиться в регистрирующий орган и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление о предоставлении информации; подлинники документов, подтверждающих регистрацию юридического лица (устав, свидетельство о государственной регистрации); документы, подтверждающие полномочия представителя действовать от имени юридического лица; документ об оплате услуги за предоставление информации.
Считая, что данный отказ не соответствует требованиям закона и нарушает его права, конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд мотивировал его отсутствием у регистрирующего органа правовых оснований для отказа конкурсному управляющему в предоставлении запрашиваемых им сведений, так как запрос направлен им в рамках конкретного дела о банкротстве с целью выполнения своих обязанностей по установлению имущества должника. Учитывая, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом от 26.02.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", суд сделал вывод о том, что регистрирующий орган на основании статьи 20.3 Закона обязан был предоставить запрашиваемые сведения в течение семи дней без взимания платы.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Иркутской области о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому лицу - документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).
Пунктом 1 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что с даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.
Отсюда следует, что для получения сведений о правах должника на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества конкурсному управляющему необходимо представить документы, подтверждающие наличие у него соответствующих полномочий.
Как видно из материалов дела, к запросу от 02.06.2009 конкурсным управляющим Кадач В.Г. приложена надлежащим образом заверенная копия решения Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2009 года по делу N А19-7650/09-68, подтверждающая утверждение его судом конкурсным управляющим ООО "Байкал Консалтинг Онлайн", в котором также отражены сведения о юридическом лице, данные о его регистрации и постановке на налоговый учет, об учредительных документах, участниках.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" информация о зарегистрированных правах на объекты недвижимого имущества и указанная в пункте 6 статьи 7 настоящего Федерального закона статистическая информация предоставляются за плату, если иное не установлено законом.
Согласно пункту 1 статьи 20.3 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" арбитражный управляющий в деле о банкротстве имеет право в том числе запрашивать необходимые сведения о должнике, принадлежащем ему имуществе, в том числе об имущественных правах, и об обязательствах должника у физических лиц, юридических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления.
Физические лица, юридические лица, государственные органы и органы местного самоуправления представляют запрошенные арбитражным управляющим сведения в течение семи дней со дня получения запроса без взимания платы.
При соблюдении конкурсным управляющим всех установленных вышеназванными Законами требований, отказ УФРС по Иркутской области в предоставлении сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оформленный письмом от 10.06.2009 N 12-19180, является незаконным.
Довод заявителя кассационной жалобы о применении в настоящем деле положений пункта 140 Административного регламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденного Приказом Министерства юстиции от 14.09.2006 N 293, рассмотрен судом кассационной инстанции и подлежит отклонению как основанный на неправильном толковании его норм.
Административный регламент разработан в целях повышения качества исполнения и доступности результатов исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, создания комфортных условий для участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении полномочий по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1).
Учитывая цель принятия Административного регламента, его положения не могут толковаться таким образом, чтобы это толкование определило усложнение административных процедур, связанных с реализацией норм Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Кроме того, УФРС по Иркутской области не учтено, что Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" имеет приоритетное значение в регулировании спорных правоотношений как закон специального действия, следовательно, обязанность предоставлять запрошенные арбитражным управляющим сведения должна быть исполнена регистрирующим органом в порядке, установленном этим Законом.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение суда, принятое по настоящему делу, основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:

решение Арбитражного суда Иркутской области от 29 июля 2009 года по делу N А19-12722/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.ГУМЕНЮК
Судьи:
А.И.ЧУПРОВ
М.М.ШЕЛЕМИНА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)