Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.08.2010 ПО ДЕЛУ N А12-6568/2010

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 августа 2010 г. по делу N А12-6568/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 августа 2010 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поваровой Н.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовые уведомления N 93312, 93315, 93316, 93317, 93318, заявление от 19.08.2010 N 2114ю, приобщены к материалам дела),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград,
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2010 года по делу N А12-6568/2010 (судья С.В. Павлова),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт", г. Волгоград,
к Государственной жилищной инспекции Волгоградской области, г. Волгоград,
заинтересованные лица:
муниципальное унитарное предприятие "Волгоградские межрайонные электрические сети", г. Волгоград,
открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт", г. Волгоград,
о признании недействительным предписания N 1899 от 30.12.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" (далее ООО "РЭС-Энергосбыт") обратилось в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области N 1899 от 30.12.2009 года.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Государственная жилищная инспекция по Волгоградской области с принятым решением не согласилась, обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что проведение оценки показателей качества электроэнергии осуществлялось в соответствии с пунктом Е.6. приложения Е ГОСТа 13109-97, по вопросу неисследования качества электроэнергии в точке поставки, Инспекция ссылается на пункт 5.5.ГОСТ Р 53333-2008, полагая, что органы государственного контроля при проведении проверок качества энергии пункты контроля выбирают по своему усмотрению. Кроме того, Инспекция ссылается на необоснованность вывода суда первой инстанции о том, что предписание не содержит конкретного указания на совершения определенных действий в целях улучшения электроэнергии.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с ограниченной ответственностью "РЭС-Энергосбыт" с доводами апелляционной жалобы не согласилось, полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон (п. 1 ст. 123, п. 3 ст. 156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 29.12.2009 года должностным лицом Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области на основании распоряжения от 23.12.2009 года N 1899 проведена внеплановая инспекционная проверка по контролю за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения коммунальными услугами граждан, проживающих в доме N 33 по ул. Качинцев Дзержинского района г. Волгограда.
Поставку электрической энергии в дом N 33 по ул. Качинцев Дзержинского района г. Волгограда осуществляет ООО "РЭС-Энергосбыт".
В ходе проверки проведены замеры напряжения электрической энергии в точках подключения электроприборов указанного дома и установлено, что частота действующего напряжения составила 192,3 - 193,0 В, что не соответствует требованиям п. 5.2 ГОСТ 13109-97 Межгосударственного стандарта "Нормы качества электроэнергии в системах электроснабжения общего значения".
Результаты проверки отражены в акте N 1899 от 29.12.2009 года.
30.12.2009 года ООО "РЭС-Энергосбыт" выдано предписание N 1899, которым предписано в срок до 01.02.2010 года нормализовать величину действующего напряжения.
Не согласившись с указанным предписанием Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой инстанции удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что Государственной жилищной инспекции по Волгоградской области не представлено доказательств поставки Обществом электрической энергии ненадлежащего качества.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции считает, что оспариваемое решение арбитражного суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) установлено, что коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
Исполнителем в данном случае признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Потребителем является гражданин, использующий коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Федеральный закон N 35-ФЗ) установлено, что субъектами электроэнергетики признаются лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе по производству электрической энергии, поставкам (продажам) электрической энергии, энергоснабжению потребителей, сбыту электрической энергии. Энергосбытовые организации - это организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии.
В силу статьи 38 Федерального закона N 35-ФЗ субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
На основании пунктов 5, 6 Правил предоставления коммунальных услуг заявитель обязан обеспечивать круглосуточное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества.
Заявитель обязан обеспечить постоянное соответствие напряжения, частоты действующим федеральным стандартам, согласно пункту 10 приложения N 1 Правил предоставления коммунальных услуг.
30.04.2009 года между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (заказчик) и МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети" (исполнитель), заключен договор N 10-пэ, согласно которому исполнитель обязался оказывать заказчику услуги по передаче электроэнергии посредством осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электросетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или ином, установленном федеральным законом основании, а заказчик - оплачивать оказанные услуги (п. 2.1). ООО "РЭС-Энергосбыт" согласно данному договору является Энергоснабжающей организацией.
В соответствии с п. 3.2.1 договора исполнитель обеспечивает передачу принятой в свою сеть электроэнергии от точек приема до точек отпуска потребителям в пределах разрешенной (договорной) мощности, в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств.
Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам, иным обязательным требованиям, должны подтверждаться сертификатом соответствия, выданным исполнителю уполномоченным органом (п. 3.2.3).
Согласно п. 3.2.11 договора исполнитель обязан осуществлять в соответствии с порядком, установленным действующим законодательством, контроль качества электроэнергии; незамедлительно ставить заказчика в известность о фактах нарушения электроснабжения потребителей и снижения показателей качества электроэнергии, об обстоятельствах, влекущих полное или частичное ограничение режима потребления электроэнергии.
Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона "Об электроэнергетике" (ст. 6) установлено, что с 01 января 2005 г. юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается совмещение деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии. С 1 января 2005 г. не допускается одновременно иметь на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и оперативно- диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и купле-продаже электрической энергии. Обязанность по техническому обслуживанию и содержанию сетей возложена на сетевую организацию, а именно на МУПП "Волгоградские межрайонные электрические сети".
Между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Поставщик) и ООО "РЭС-Энергосбыт" (Покупатель) заключен договор купли-продажи электрической энергии N 4017761/10 от 20.11.2009 года.
Пунктом 1.2 данного договора установлено, что Поставщик обязуется от своего имени, но в интересах и за счет Покупателя урегулировать отношения по оказанию услуг передаче электрической энергии Покупателю, а также отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, оказывать Покупателю иные услуги, неразрывно связанные с процессом поставки электрической энергии, а Покупатель обязуется оплачивать оказанные ему услуги".
Кроме этого в пункте 2.1.2 договора предусмотрено, что Поставщик обязуется обеспечить поставку электрической энергии в точках поставки с показателями качества энергии, соответствующими требованиям технических регламентов, а до принятия соответствующих регламентов требованиям ГОСТа 13109-97.
При указанных обстоятельствах, Общество не является производителем электрической энергии, а осуществляет ее покупку в целях сбыта потребителям на розничном рынке.
В данном случае необходимо установить, что несоответствие электрической энергии в точках подключения явилось результатом неправомерных действий (бездействия) общества.
Показатели и нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения определены в ГОСТе Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия", принятого постановлением Госстандарта РФ от 19.06.2000 N 158-ст, ГОСТе 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжение общего назначения", принятого постановлением Госстандарта РФ от 28.08.1998 N 33 8, ГОСТе 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", принятого постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576.
В соответствии с пунктом 3 ГОСТа 21128-83 "Системы электроснабжения, сети, источники, преобразователи и приемники электрической энергией. Номинальные напряжения до 1000 В", принятого постановлением Госстандарта СССР от 29.11.1983 N 5576, номинальные напряжения на выходе систем электроснабжения, источников и преобразователей электрической энергии, номинальные напряжения сетей и на выводах непосредственно присоединяемых к ним приемников электрической энергии должны соответствовать 220 В.
Требования по показателям качества электрической энергии в электрических сетях общего назначения - электрических сетях энергоснабжающих организаций, предназначенных для передачи электрической энергии различным потребителям (приемникам электрической энергии), подлежащих подтверждению при обязательной сертификации согласно Номенклатуре продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрена их обязательная сертификация, утвержденной постановлением Госстандарта Российской Федерации от 30.07.2002 N 64, определены в пунктах 5.2 и 5.6 ГОСТ 13109-97 (Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения).
Согласно указанным в пунктах 5.2 и 5.6 требованиям к качеству электроэнергии, отклонение напряжения характеризуется показателем установившегося отклонения напряжения, для которого установлены нормы: нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения на выводах приемников электрической энергии равны соответственно +/- 5 и +/- 10% от номинального напряжения электрической сети по ГОСТ 721-77 и ГОСТ 21128-83 (номинальное напряжение); нормально допустимые и предельно допустимые значения установившегося отклонения напряжения в точках общего присоединения потребителей электрической энергии к электрическим сетям напряжением 0,38 кВ и более должны быть установлены в договорах на пользование электрической энергией между энергоснабжающей организацией и потребителем с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта на выводах приемников электрической энергии.
Проверка проведена на соответствие Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, ГОСТ 13109-97 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах энергоснабжения общего назначения".
Пунктом 5.1 ГОСТа 13109-97 установлены два вида норм качества электроэнергии: нормально допустимые и предельно допустимые.
Оценка соответствия показателей КЭ указанным нормам проводится в течение расчетного периода, равного 24 ч, в соответствии с требованиями раздела 6 ГОСТа 13109-97.
Как установлено пунктом 6.1 ГОСТа 13109-97, для определения соответствия значений измеряемых показателей КЭ за исключением длительности провала напряжения, импульсного напряжения, коэффициента временного перенапряжения, нормам настоящего стандарта устанавливается минимальный интервал времени измерений, равный 24 часам, соответствующий расчетному периоду по пункту 5.1.
Таким образом, указанными положениями ГОСТа установлен минимальный интервал времени проведения измерений, в течение которого производится оценка соответствия показателей качества электроэнергии.
Из акта проверки следует, что в точках подключения электроприборов в доме N 33 по ул. Качинцев г. Волгограда величина действующего напряжения 192,3 - 193,9 В. Замеры проведены в 9 час. 20 мин. регистратором показателей качества электрической энергии "Парма РК 3.01", заводской номер 00222, свидетельство о государственной поверке N 31-15/19-005 от 20.02.2009.
В рассматриваемом случае оценка показателей качества электроэнергии произведена без учета требований пунктов 5.1, 6.1 ГОСТа.
Лабораторных испытаний на предмет установления причин и условий отклонений от норм качества электрической энергии, Инспекцией не проводилось.
Полученные результаты проверки не могут быть приняты в качестве допустимых и достоверных доказательств поставки Обществом электрической энергии ненадлежащего качества. Иных доказательств, позволяющих установить юридически значимые обстоятельства, в материалах дела не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что проведение оценки показателей качества электроэнергии осуществлялось в соответствии с пунктом Е.6. приложения Е ГОСТа 13109-97, апелляционная инстанция находит необоснованным.
Согласно п. Е.6. приложения Е ГОСТа 13109-97 при измерении показателей качества энергии с помощью цифровых средств измерений, реализующих алгоритм быстрого преобразования Фурье, в качестве i-го наблюдения используемой величины допускается рассматривать значение этой величины, полученное на выборке напряжения с шириной измерительного окна в соответствии с требованиями, указанными в таблице Е.1.
Пункт Е.7. ГОСТа 13109-97 предусматривает, что в случае применения указанной величины, погрешность КЭ, удовлетворяющую требованиям, установленным в пункте 7.2. ГОСТа 13109-97.
В рассматриваемом случае, в акте от 29.12.2009 года не отражена ширина измерительного окна в соответствии с требованиями, указанными в таблице Е.1, и не указана величина погрешности КЭ которая должна быть применена.
При указанных обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что оценка показателей качества электроэнергии произведена без учета требований пунктов 7.2., Е.6., Е.7. приложения ГОСТ 13109-97.
В связи с чем, выводы, изложенные в акте, не могут являться допустимыми и достоверными доказательствами того, что несоответствие электрической энергии в точках подключения явилось результатом неправомерных действий (бездействия) Общества.
Ссылку подателя апелляционной жалобы на пункт 5.5.ГОСТ Р 53333-2008, апелляционная инстанция также находит несостоятельной.
Указанный пункт предусматривает право органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного надзора за качеством электроэнергии (КЭ) пункты контроля (ПК) выбирать по своему усмотрению.
Вместе с тем, в пункте Е.1. ГОСТа 13109-97 предусмотрено, что контроль за соблюдением требований стандарта осуществляют органы надзора и аккредитованные в установленном порядке испытательные лаборатории по качеству электрической энергии.
В статье 28 Федерального закона N 35-ФЗ от 26.03.2003 года "Об электроэнергетике" установлено, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов в электроэнергетике осуществляют органы государственной власти и подведомственные им учреждения.
Пунктом 5.3.1.6 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 года N 401 установлено, что Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору наделена полномочиями за соблюдением в пределах своей компетенции требований безопасности в электроэнергетике (технический контроль и надзор в электроэнергетике).
В рассматриваемом случае, оспариваемое предписание выдано в результате испытаний качества электрической энергии, проведенных Государственной жилищной инспекции Волгоградской области.
Апелляционная инстанция приходит к выводу, что Государственная жилищная инспекция Волгоградской области не имела полномочий на проведение испытаний в целях государственного контроля и надзора, компетентность Инспекции не подтверждена в установленном законодательством порядке.
При указанных обстоятельствах, результаты проверки являются не могут являться допустимыми и достоверными доказательствами подтверждающими факт несоответствия качества электрической энергии.
Кроме этого, апелляционная инстанция считает необходимым отметить, что в акте проверки от 29.12.2009 года указано, что замеры электрической энергии проводились регистратором показателей качества электроэнергии "Парма РК 3.01", тогда как в Приказе Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 января 2010 года N 200 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2009 года N 1057 "О порядке оплаты работ и (или) услуг по обеспечению единства измерений по регулируемым ценам" в отношении находящихся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии государственных региональных центров метрологии" указан прибор измерения качества электроэнергии "Парма - РК 6.05".
Результаты контроля показателей качества электроэнергии должны оформляться в виде "Протокола испытаний (контроля) электрической энергии по показателям качества", однако в нарушение действующих Правил такой документ Государственной жилищной инспекцией Волгоградской области составлен не был.
Довод апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда первой инстанции о том, что предписание не содержит конкретного указания на совершения определенных действий в целях улучшения электроэнергии, апелляционная инстанция находит несостоятельным.
Из содержания оспариваемого предписания не усматривается, какие именно действия должно совершить Общество для устранения несоответствий качества поставляемой электрической энергии.
В целях исполнения вышеуказанного предписания, учитывая то обстоятельство, что ООО "РЭС-Энергосбыт" не имеет возможности самостоятельно нормализовать величину действующего напряжения, Общество обратилось в МУПП "ВМЭС" с просьбой оказать содействие на предмет подачи электроэнергии надлежащего качества по адресу: г. Волгоград, ул. Качинцева, 33.
На данное обращение был получен ответ от 26.01.2010 года, в котором указано, что выполнение технических мероприятий по улучшению электроснабжения потребителей по вышеуказанному адресу запланировано МУПП "ВМЭС" на первый квартал 2010 года.
При указанных обстоятельствах, не представляется возможным определить какие действия можно расценить как направленные на улучшение качества поставляемой электроэнергии.
На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, поскольку оно является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 26 мая 2010 года по делу N А12-6568/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.

Председательствующий
М.Г.ЦУЦКОВА

Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)