Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 21.08.2001 N А38-9/110-01

Разделы:
Органы управления товарищества собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 21 августа 2001 года Дело N А38-9/110-01
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе: председательствующего Лазаревой А.В., судей Клюкина С.И., Князевой Г.А., при участии представителей Марийской республиканской общественной организации охотников и рыболовов - Погарского В.А., председателя правления, выписка из протокола N 1 от 23.12.99, Орлик А.В. - доверенность от 20.08.01 N 190, рассмотрев в заседании кассационную жалобу прокуратуры Республики Марий Эл на решение от 16.05.01 по делу N А38-9/110-01 Арбитражного суда Республики Марий Эл (судьи Протасов Ю.В., Ширкова Г.Ю., Скочилова Л.Г.),
УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора Республики Марий Эл в интересах Правительства Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к Марийской республиканской общественной организации охотников и рыболовов и Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Республики Марий Эл о признании договора от 21.10.97 на пользование охотничьими угодьями Суслонгерского охотничьего хозяйства, расположенными на территории Звениговского района площадью 35,38 тыс. га в границах, установленных постановлением Правительства Республики Марий Эл от 02.09.97 N 305, недействительным и применении последствий недействительности данной сделки.
Иск мотивирован тем, что упомянутый договор должен был быть заключен с Правительством Республики Марий Эл. Кроме того, названная сделка не прошла государственную регистрацию.
Решением от 16.05.01 арбитражный суд в удовлетворении иска отказал, сославшись на Конституцию Республики Марий Эл, Закон Республики Марий Эл "О Правительстве Республики Марий Эл" (статья 27), статьи 133, 422, 433, 609 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 36 Федерального закона "О животном мире".
Разрешая спор, суд, оценивая постановление Правительства Республики Марий Эл от 02.09.97 N 305, на основании которого заключен спорный договор, пришел к выводу, что правительство, реализовав свои полномочия в целях совершенствования государственного управления и контроля за использованием и охраной охотничьих ресурсов и среды обитания, наделило Управление охотничьего хозяйства Республики Марий Эл правом передавать в аренду охотничьи угодья. По своему организационно-правовому положению управление входило в состав Министерства экономики и природопользования Республики Марий Эл, являющегося органом исполнительной власти Республики Марий Эл.
Законность заключения договоров на пользование охотничьими угодьями проверена в арбитражном деле N А38-9/136-00.
Регистрация аренды земельных участков, на которых располагаются охотугодья, предполагает государственную регистрацию после принятия Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" от 21.07.97, вступившего в действие в январе 1998 года.
При заключении договора на пользование охотничьими угодьями 21.10.97 между Управлением охотничьего хозяйства Минэкологии Республики Марий Эл и Марийской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов данный порядок в момент совершения сделки отсутствовал, государственный орган не был образован.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Обжалуя вышеназванный судебный акт в кассационном порядке, прокурор Республики Марий Эл настаивает на его отмене.
Доводы кассатора сводятся к следующему.
Судом неправильно применено постановление Правительства Республики Марий Эл N 305 от 02.09.97, поскольку данным нормативным актом Управление охотничьего хозяйства Республики Марий Эл правом передавать в аренду угодья наделено не было.
По мнению прокурора, суд необоснованно сослался на то, что законность заключения договоров на пользование угодьями проверена в результате рассмотрения дела N А38-9/136-00, ибо резолютивная часть состоявшихся судебных решений не содержит выводов о законности оспариваемого договора.
Кроме того, кассатором обращено внимание на неприменение при разрешении спора в вопросе о госрегистрации аренды земельных участков под охотугодьями Указа Президента Российской Федерации от 11.12.93 N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость".
При надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства явку в третью судебную инстанцию обеспечила Марийская республиканская общественная организация охотников и рыболовов, отклонившая жалобу.
Правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Республики Марий Эл при рассмотрении дела N А38-9/110-01 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном статьями 171 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, заслушав представителей ответчика, кассационная инстанция пришла к выводу об отсутствии законных оснований для отмены обжалуемого решения.
Как видно из имеющихся по делу документов, постановлением от 02.02.97 N 305 "О преобразовании охотничьих производственных участков Управления охотничьего хозяйства Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл и закреплении охотничьих угодий" Правительство Республики Марий Эл в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" обязало Управление охотничьего хозяйства Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл передать в срок до 1 ноября 1997 года организованные охотничьи угодья охотпользователям и обеспечить контроль за их выделением.
Во исполнение данного постановления управлением заключен договор от 21.10.97 на пользование охотничьими угодьями с Марийской республиканской общественной организацией охотников и рыболовов. Управление охотничьего хозяйства, заключившее данный договор, по своему организационно-правовому положению входило в состав Министерства экологии и природопользования Республики Марий Эл и относилось к органам исполнительной власти Республики Марий Эл.
Из пункта 3 положения об Управлении охотничьего хозяйства по охране и рациональному использованию охотничьих ресурсов Республики Марий Эл, утвержденном постановлением Правительства Республики Марий Эл от 23.09.94 N 305 следует, что управление является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира в республике.
При таких обстоятельствах по делу признается правомерным вывод суда, что спорный договор на пользование охотничьими угодьями Суслонгерского охотничьего хозяйства, расположенными на территории Звениговского района площадью 35,38 тыс. га, заключался в строгом соответствии с действующим законодательством.
Статьей 36 Федерального закона "О животном мире" предусмотрено, что объекты животного мира, не находящиеся в федеральной собственности, предоставляются в пользование юридическим лицам и гражданам соответствующим специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания на основании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Признается правомерным вывод суда об отсутствии основания для признания договора недействительным в связи с отсутствием государственной регистрации.
Согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации специальной регистрации подлежат права в случаях, предусмотренных Кодексом и иными законами. Федеральным законом "О животном мире" не предусмотрена регистрация права пользования объектами животного мира и среды их обитания.
Исходя из смысла Федерального закона "О животном мире", в пользование передаются не земельные ресурсы, а объекты животного мира.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта в силу статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В связи с изложенным не имеется оснований для удовлетворения жалобы.
Руководствуясь статьями 174, 175 (пунктом 1), 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:

решение от 16.05.01 по делу N А38-9/110-01 Арбитражного суда Республики Марий Эл оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Республики Марий Эл - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
ЛАЗАРЕВА А.В.
Судьи
КЛЮКИН С.И.
КНЯЗЕВА Г.А.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)