Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 30.05.2012 ПО ДЕЛУ N А60-13346/2012

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2012 г. по делу N А60-13346/2012


Резолютивная часть решения объявлена 29 мая 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 30 мая 2012 года.
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Г.Г. Лихачевой при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания А.А. Билокурой рассмотрел в судебном заседании дело
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖКХ-Серов" (далее - заявитель, общество, ИНН 6632027880, ОГРН 1086632000498)
к Территориальному управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области по г. Серову, Серовскому району, Гаринскому району, Новолялинскому району и Верхотурскому уезду (далее - заинтересованное лицо, управление, ИНН 6670083677, ОГРН 1056603541565)
о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 29/09 от 13.02.2012,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: И.А. Воробьева, представитель по доверенности N 3 от 10.01.2012, предъявлен паспорт;
- от заинтересованного лица: П.В. Сиволин, представитель по доверенности N 05-28/48 от 20.01.2012, предъявлен паспорт.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления от 13.02.2012 N 29/09 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 5000 руб., полагая, что оспариваемое постановление незаконное по причине того, что административным органом не установлена вина заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения.
При этом заявитель не оспаривает факт соблюдения административным органом установленной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности, в связи с чем в протокол судебного заседания от 03.05.2012 внесена соответствующая запись, удостоверенная подписью представителя заявителя.
Вначале судебного заседания общество ходатайствовало о приобщении к материалам дела дополнительных документов. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены в дело.
Иных заявлений и ходатайств не последовало.
Заинтересованное лицо представило отзыв, требования заявителя не признало, считает, что состав вменяемого обществу административного правонарушения управлением доказан. Кроме того, указывает на пропуск заявителем установленного законодательством срока для обжалования постановления по административному делу.
Рассмотрев материалы дела, суд

установил:

Как следует из материалов дела, на основании поступившего коллективного заявления потребителей коммунальных услуг (жителей обслуживаемого обществом дома) в отношении общества проведена документальная проверка, в ходе которой обнаружено нарушение заявителем прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации, а именно:
при рассмотрении квитанций жителей дома N 30 по ул. Проспект Серова в г. Серове на оплату коммунальных услуг Бершова Н.П., Кизеровой Е.Н., Вуколова Ю.В. за февраль, март, июнь, октябрь 2011 года было установлено, что в названных квитанциях обществом указаны и включены в оплату суммы перерасчетов по оплате за отопление. При этом потребителям сведения об изменениях размера платы за отопление и информация об основаниях для проведения перерасчета не была предоставлена, что является нарушением подп. д п. 38, п. 42 Правил оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила), ст. 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей).
Результаты проверки оформлены протоколом об административном правонарушении от 07.02.2012 N 29/09, на основании которого вынесено постановление от 13.02.2012 N 29/09 о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением о признании его незаконным и отмене в арбитражный суд.
Изучив материалы дела, заслушав мнения представителей сторон, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования общества удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Объективную сторону административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, составляют действия или бездействие изготовителя, исполнителя, продавца, направленные на уклонение от исполнения или ненадлежащее исполнение обязанностей по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации; нарушение требований, касающихся способов доведения информации до сведения потребителя.
В силу п. 2 ст. 165 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) органы местного самоуправления, управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг.
В силу ст. 8 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Эта информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи и договоров о выполнении работ (оказании услуг) способами, принятыми в отдельных сферах обслуживания потребителей, на русском языке, а дополнительно, по усмотрению изготовителя (исполнителя, продавца), на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ст. 10 данного Закона изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
Требования к доведению информации об оказываемых коммунальных услугах до потребителя содержатся в Правилах.
В соответствии с п. 2 Правил, их действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.
Согласно п. 3 Правил исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Требования по объему информации о предоставляемых коммунальных услугах, порядку и способу(ам) ее доведения до потребителя законодательно определены, и подлежат выполнению исполнителем данных коммунальных услуг (п.п. 38, 49 Правил).
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг установлено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. "д" п. 38 Правил в платежном документе, направляемом потребителю, указываются сведения об изменениях размера платы за коммунальные услуги с указанием оснований.
В соответствии с п. 42 Правил информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю (в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам (если иной срок не установлен договором).
В силу ст. 43 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнитель несет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в квитанции потребителей - собственников жилья за февраль, март, июнь, октябрь 2011 обществом были указаны суммы перерасчета за отопление. Указанный факт заявителем не оспаривается.
При этом общество в нарушение подп. "д" п. 38, п. 42 Правил в установленный законом срок, а именно - не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, в письменной форме информацию об основаниях проведения перерасчета платы за коммунальные услуги, в данном случае за отопление, как и сам расчет с указанием периодов, за который от производится, потребителям не направило.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении прав граждан на получение необходимой и достоверной информации о реализуемой коммунальной услуге.
Таким образом, проанализировав нормы действующего законодательства, оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 68, 71 АПК РФ, суд пришел к выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ.
Доводы общества о недоказанности правонарушения судом рассмотрены и отклонены как противоречащие материалам дела, основанные неверном толковании заявителем действующих Правил.
Факт совершенного обществом правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 07.02.2012, квитанциями потребителей за февраль, март, июнь, октябрь 2011 года и заявителем документально не опровергнут.
Ссылка заявителя на то, что начисление платы за коммунальные услуги, в том числе и внесение изменений в начисление платежей (перерасчет), составление квитанций на оплату услуг производит общество "Информационно-расчетный центр" (агент) на основании агентского договора N 1 от 01.04.2008, судом во внимание не принята, поскольку из условий указанного договора усматривается, что названные действия агент осуществляет на основании данных, предоставляемых принципалом, т.е. заявителем (п. 2.1.1., 2.1.4. договора N 1 от 01.04.2008).
При таких обстоятельствах, событие правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.8 Кодекса является доказанным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Заявитель как лицо, оказывающее коммунальные услуги гражданам-потребителям, является исполнителем данных услуг, следовательно, обязан обеспечивать соблюдение в полном объеме предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей, в том числе права на получение полной информации о товарах (работах, услугах) и об их стоимости.
В оспариваемом постановлении содержится оценка административным органом рассматриваемых действий общества как виновных. Вина выразилась в том, что у общества имелись возможности для соблюдения правил и норм законодательства Российской Федерации, за нарушение которых предусмотрена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры. При взимании платы за коммунальные услуги заявитель не обеспечил доведение до потребителей всей необходимой и достоверной информации об оказываемых услугах.
Процессуальных нарушений, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы административного дела и принять правильное решение, административным органом не допущено. Обществу предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Сроки давности привлечения к административной ответственности заинтересованным лицом соблюдены.
При назначении наказания административным органом учтены обстоятельства правонарушения, с учетом которых размер штрафа определен в пределах минимальной санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ, то есть в размере 5000 руб.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены оспариваемого постановления у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167 - 170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. В удовлетворении заявленных требований отказать.
2. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
3. Решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если размер административного штрафа за административное правонарушение не превышает для юридических лиц сто тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - пять тысяч рублей, может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения (изготовления в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда 17aas.arbitr.ru.
4. Исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта.
Судья
ЛИХАЧЕВА Г.Г.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)