Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.12.2011 ПО ДЕЛУ N А56-36809/2011

Разделы:
Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2011 г. по делу N А56-36809/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 01 декабря 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 08 декабря 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б.Семеновой
судей Л.В.Зотеевой, И.Г.Савицкой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А.Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): не явился (уведомлен)
от ответчика (должника): представителей В.М.Арсентьева (доверенность от 31.12.2010 N 77), О.А.Давыдовой (доверенность от 31.12.2010 N 73), А.А.Прокофьева (доверенность от 31.12.2010 N 69)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-17924/2011) ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.09.2011 по делу N А56-36809/2011 (судья Е.Н.Александрова), принятое
по иску (заявлению) ООО "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района"
к ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах
об оспаривании постановления от 28.04.2011 N Ю78-03-03-653 и предписания от 28.04.2011 N Ю78-03-03-357/ПР-11

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" (место нахождения: 195176, Санкт-Петербург, ул. Большая Пороховская, д. 37, корп. 2, ОГРН 1089847180763) (далее - общество, ООО "ЖКС N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу в Невском и Красногвардейском районах (место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, д. 123) (далее - ТО Роспотребнадзора, управление) от 28.04.2011 N Ю78-03-03-653 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и предписания от 28.04.2011 N Ю78-03-03-357/ПР-11 об устранении нарушений.
Решением от 05.09.2011 суд отказал в удовлетворении заявления общества.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить и принять новый судебный акт по делу. По мнению подателя жалобы, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество вводит потребителя в заблуждение или иным образом обманывает потребителя относительно оказываемых услуг. Корректировка размера платы за отопление, произведенная обществом, не является самовольным увеличением тарифов со стороны управляющей организации, а была произведена на основании сведений и расчетов, полученных от уполномоченного органа - ресурсоснабжающей организации, к компетенции которого отнесен расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию и изменение нормативов потребления коммунальных услуг.
В судебное заседание представитель общества, уведомленного о месте и времени судебного разбирательства, не явился. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ (АПК РФ) апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя ООО "ЖКС N 1".
Представители управления против удовлетворения апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 25.04.2011 на основании распоряжения от 02.02.2011 N 78-03-03-547/Д-11 в связи с обращением Т.Н.Кондрашиной, проживающей по адресу: Санкт-Петербург, пр. Шаумяна, д. 30, кв. 9, по вопросу начисления корректировки размера платы за отопление (отопительный сезон 2009 - 2010 г.г.) в сумме 699,63 руб. должностным лицом ТО Роспотребнадзора проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" требований законодательства в сфере защиты прав потребителей.
В ходе проверки административным органом выявлен факт начисления обществом суммы корректировки размера платы за отопление (699,63 руб.), оплаченной потребителем в полном объеме, при отсутствии решения уполномоченного органа об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление".
По результатам проверки составлен акт от 25.04.2011 N 78-03-03-547/Д-11 (т. 1 л.д. 114-116).
В тот же день 25.04.2011 управлением в связи с установлением в действиях общества признаков административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении N Ю78-03-03-547/Д-11 (т. 1 л.д. 118-120).
Постановлением от 28.04.2011 N Ю78-03-03-653 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (т. 1 л.д. 11-13). Обществу вменяется неправомерное начисление суммы корректировки размера платы за "отопление" в размере 699,63 руб., которая потребителем оплачена в полном объеме, в отсутствие решения уполномоченного органа (органа государственной власти Санкт-Петербурга) об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление", что является нарушением статьи 157 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), пунктов 8, 13 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306).
Предписанием от 28.04.2011 N Ю78-03-03-357/ПР-11 управление обязало общество устранить нарушения статьи 157 ЖК РФ и пунктов 8, 13 Правил N 306 в срок до 27.05.2011 (л.д. 14-15).
Не согласившись с постановлением и предписанием управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Принимая обжалуемое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела об административном правонарушении наличия в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение представителей управления, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ввиду следующего.
Согласно статье 14.7 КоАП РФ за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 14.33 настоящего Кодекса, в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), а также гражданами, работающими у индивидуальных предпринимателей, предусмотрено административное наказание в виде наложения штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Из текста оспариваемого постановления следует, что обществу вменяется обман потребителей - неправомерное начисление суммы корректировки размера платы за "отопление" в размере 699,63 руб.
Обман - это преднамеренное введение другого лица в заблуждение путем ложного заявления, обещания, а также умолчания о фактах, которые могли бы повлиять на совершение сделки.
Таким образом, при квалификации правонарушений по признаку состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ и иными нормативными правовыми актами, использующими такие понятия как обман, необходимо представление доказательств умышленного введения в заблуждение лицом, совершающим противоправное действие, предвидение им вредных последствий своих действий.
В силу требований статей 1.5, 1.6 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, при этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 ЖК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу подпунктов "а" и "б" пункта 19 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307 (далее - Правила N 307) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за отопление и горячее водоснабжение определяется в соответствии с подпунктом 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам с использованием норматива потребления тепловой энергии на соответствующие коммунальные услуги.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 306 нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами.
Пунктом 2 Правил N 306 определено, что "уполномоченные органы" - органы местного самоуправления, в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, в отношении услуг по электроснабжению и газоснабжению - органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Пунктом 13 Правил N 306 предусмотрено, что основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов.
Согласно пункту 12 Правил N 306 изменение нормативов потребления коммунальных услуг осуществляется в порядке, определенном для их установления.
Правила N 307 утверждены Правительством РФ в соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ и регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома один раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307.
Общество является исполнителем коммунальных услуг в соответствии с договором от 15.07.2008 N 2069-100 управления многоквартирным домом по адресу: Санкт-Петербург, ул. Шаумяна, д. 30, лит. А, заключенным с Санкт-Петербургским ГУ "Жилищное агентство Красногвардейского района Санкт-Петербурга" (т. 1 л.д. 84-86).
ООО "ЖКС N 1 Красногвардейского района" заключен договор теплоснабжения в горячей воде от 01.10.2008 N 9221.038.1 с ГУП "ТЭК СПб", согласно пункту 1.1 которого энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (общество) через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде по адресу: пр. Шаумяна, д. 30, лит. А (жилой дом) (т. 1 л.д. 18-23).
Формирование платежных документов осуществляется СПб ГУП ВЦКП "Жилищное хозяйство" по заключенному с обществом договору от 01.10.2007 N 1029/1-09 на комплексное обслуживание УК по расчетам с населением, ресурсоснабжающими организациями и поставщиками услуг (т. 1 л.д. 32-37).
Из материалов дела следует, что в переданном в управление ответчику жилом доме общедомовые приборы учета отсутствуют (письмо общества от 25.04.2011 N 362 - т. 1 л.д. 112-113).
Таким образом, с учетом вышеприведенных норм в жилом доме по указанному адресу начисление платы за услуги теплоснабжения должно осуществляться с учетом нормативов потребления коммунальной услуги, утвержденных уполномоченным органом, при этом изменение нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций по основаниям, предусмотренным пунктом 13 Правил N 306.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что материалами дела подтверждается состав вменяемого правонарушения в действиях общества. В данном случае обман потребителя выражается в неправомерном начислении потребителю суммы корректировки размера платы за отопление, при этом основания для изменения норматива потребления коммунальной услуги, предусмотренные Правилами N 306, отсутствуют, решение уполномоченным органом (органом государственной власти Санкт-Петербурга) об изменении норматива потребления по коммунальной услуге "отопление" не принималось.
Состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.7 КоАП РФ, в действиях общества подтверждается представленными административным органом доказательствами: счетами-квитанциями и платежными документами, подтверждающими оплату коммунальной услуги Т.Н.Кондрашиной (т. 1 л.д. 61-78), заявлением общества от 17.11.2010 N 1073 о произведении корректировки размера платы за отопление (т. 1 л.д. 38-42).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд общество не представило доказательств невозможности соблюдения своей публично-правовой обязанности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод общества, изложенный в апелляционной жалобе, о проведении корректировки платы за отопление на основании подпункта 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам N 307, содержащего формулу корректировки платы за отопление, в которой расчет размера платы за потребленную в многоквартирном доме тепловую энергию отнесен к компетенции ресурсоснабжающей организации.
Поскольку в настоящее время отсутствует принятый в установленном порядке правовой акт, регламентирующий расчетный метод определения количества поставленной тепловой энергии при отсутствии приборов учета, вопрос о количестве потребленной тепловой энергии в этом случае должен решаться исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
Проверив соблюдение управлением процедуры привлечения общества к административной ответственности, суд апелляционной инстанции считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Оспариваемое предписание от 28.04.2011 N Ю78-03-03-357/ПР-11 вынесено на основании законного постановления административного органа и предписывает устранить выявленные нарушения норм жилищного законодательства.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05 сентября 2011 года по делу N А56-36809/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилкомсервис N 1 Красногвардейского района" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Б.СЕМЕНОВА

Судьи
Л.В.ЗОТЕЕВА
И.Г.САВИЦКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)