Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Емашовой Л.Н.
судей: Логачева К.Д., Усенко Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Логачевым К.Д.
при участии:
от истца: Чухновой Л.В. по доверенности от 23.07.2009 N 2-13,
от ответчика: Макарова А.В. по доверенности от 12.01.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 (судья Машкова Н.Н., арбитражные заседатели Мальцев С.Д., Шушарина Е.Н.) по делу N А45-26916/2009
по иску Открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района"
о взыскании 64 097 615,58 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" (далее - ООО "СЗ ЖКХ") 64 097 615,58 руб. задолженности за отпущенную тепловую энергию за период 2008 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 по делу N А45-26916/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010, ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4 соглашения противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и на основании статьи 168, пункта 5 статьи 426, пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, необоснованный, поскольку судом не приняты во внимание условия раздела 6 соглашения, в котором стороны учли положения Жилищного кодекса российской Федерации и Правил N 307. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
В нарушение статьи 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не обосновал, в чем заключается противоречие пункта 4.1 соглашения положениям статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 520.
Соглашение N 37 не содержит разных методов для начисления одного и того же объема тепловой энергии, формулы пункта 3.2 "Правил учета тепловой и теплоносителя", ссылок на Приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105. Кроме того, в приложении N 8 стороны согласовали формат предоставления данных потребителям, имеющих право на меру социальной поддержки, а не ежемесячный двусторонний акт.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что согласно разъяснениям Минрегионразвития по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307 единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается; количество тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета должно определяться с учетом норматива потребления коммунальных услуг, а не с учетом рекомендаций Приказа N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по основаниям в ней изложенным.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 13.09.2007 между ОАО "СибирьЭнерго" (ЭСО) и ООО "СЗ ЖКХ" (управляющая организация) заключено соглашение N 37 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде, по условиям которого управляющая организация приобретает у ЭСО тепловую энергию для своих объектов (Приложение N 1), в том числе для жилых домов, находящихся в его управлении, указанных в приложении N 1, в объемах ориентировочно установленных настоящим соглашением (т. 1 л.д. 9 - 14).
В соответствии с пунктом 6.2.5 соглашения управляющая организация обязана проводить корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 соглашения. Корректировка и за отопление осуществляется 1 раз в год в январе, за горячее водоснабжение - 1 раз в квартал (т. л.д. 12).
В течение 2008 года ООО "СЗ ЖКХ" предоставлял ОАО "СибирьЭнерго" ежемесячные начисления населению по коммунальным услугам по отоплению и горячему водоснабжению, однако корректировку, предусмотренную пунктом 6.2.5 соглашения о расчетах, не произвел, в этой связи у ООО "СЗ ЖКХ" образовалась задолженность в размере 64 097 615 руб. 58 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СибирьЭнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы в установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, считает, что судом первой инстанции сделаны верные выводы по существу заявленных требований.
При рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из того, что в силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, а также водой и другими ресурсами применяются правилами о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Ввиду отсутствия приборов учета у управляющей организации, учет поставленной энергии осуществлялся расчетным методом.
Порядок определения количества ежемесячно приобретаемой ответчиком тепловой энергии, установленный в пункте 4 соглашения, заключается в том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, т.е. в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации порядок расчетов размера платы за поданную энергию при отсутствии прибора учета должен быть предусмотрен в соглашении об энергоснабжении.
Пунктом 6.1 соглашения стороны предусмотрели, что до 6-го числа месяца следующего за расчетным энергоснабжающая организация выдает управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии (в том числе на суммарный объем не возвращенной сетевой воды) по настоящему соглашению: жилой и нежилой части, в том числе собственных объектов управляющей организации. К счету-фактуре выдается ведомость начислений за расчетный период с указанием потребления (начисления) жилой и нежилой части каждого объекта теплоснабжения (жилого дома).
Указанный в пункте 4 соглашения расчетный метод основан на следующих нормативно-технических документах: Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрированные в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954; Приказе Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105, утвердивший Методику определения количества тепловой энергии теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения. Указанная Методика принята во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы".
Таким образом, потребителям, не имеющим приборов учета, начисление производится пропорционально тепловым нагрузкам, расчетным методом, предусмотренным пунктом 4 соглашения в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя N 105.
Как следует из буквального толкования положений пунктов 6.1, 6.2.1, 6.2.5 соглашения, управляющая организация обязана производить в соответствии с действующим законодательством корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 соглашения.
Таким образом, применять иную методику для расчета корректировки, чем та, которая установлена для энергоснабжающей организации управляющая организация не вправе, она должна только разделить между потребителями суммы, предъявленные энергоснабжающей организацией к оплате в ведомостях начисления.
Наличие у ООО "СЗ ЖКХ" статуса абонента как стороны, принимающей теплоэнергию, влечет для него обязанность, согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, производить оплату энергии за фактически принятое количество энергии гражданами многоквартирного дома, если иное не предусмотрено договором.
ОАО "СибирьЭнерго" имеет статус хозяйствующего субъекта, осуществляющего продажу потребителям тепловой энергии, цена на которую в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" установлена уполномоченным на то органом и является обязательной не только для энергоснабжающей организации, но и в силу ФЗ N 210-ФЗ и для потребителей этих услуг.
Законодатель в целях защиты прав граждан-потребителей от неправомерных действий ресурсоснабжающих организаций обоснованно установил, что в соответствии с пунктом 8 Правил N 307, условия гражданско-правового договора, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией, не должны противоречить нормам жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в Гкал на одного человека (на 1 месяц), норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления устанавливается в Гкал на 1 кв. м общей площади жилья (на 1 месяц).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 размер платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления подлежит корректировке раз в год (либо раз в квартал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку данный порядок законом не определен, то ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе производить подобные корректировки на основании порядка, отличного от предусмотренного Правилами N 307.
Порядок расчета, установленный в пункте 4 соглашения, не соответствует формуле для расчета корректировки, закрепленной в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Поскольку количество теплоэнергии, на которое истец произвел корректировку определено в пункте 4 соглашения с нарушением действующего законодательства (количество тепла определено на основании нормативно-правового акта, не подлежащего применению), то это влечет признание указанного пункта договора недействительным по правилам статей 166, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу его ничтожности.
Также пункт 4 соглашения противоречит положениям статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.
Тепловая энергия, определяемая как товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления) является сетевая вода, используемая для отопления жилых домов, которая не отбирается из системы теплоснабжения и полностью возвращается на источник тепловой энергии), и как правильно указывает ответчик, является неделимым товаром и используется для нагрева температуры воздуха в помещениях (отопление).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" определено, что входит в тариф на горячую воду. Согласно пункту 48 данного Постановления тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 4 соглашения в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным по признаку ничтожности. Арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ОАО "СибирьЭнерго" по обстоятельствам дела, проверенные арбитражным судом, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, ОАО "СибирьЭнерго".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 по делу N А45-26916/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.Н.ЕМАШОВА
Судьи
К.Д.ЛОГАЧЕВ
Н.А.УСЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕДЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.07.2010 N 07АП-5412/10 ПО ДЕЛУ N А45-26916/2009
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2010 г. N 07АП-5412/10
Дело N А45-26916/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2010 года
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2010 года
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Емашовой Л.Н.
судей: Логачева К.Д., Усенко Н.А.
при ведении протокола судебного заседания судьей Логачевым К.Д.
при участии:
от истца: Чухновой Л.В. по доверенности от 23.07.2009 N 2-13,
от ответчика: Макарова А.В. по доверенности от 12.01.2010,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 (судья Машкова Н.Н., арбитражные заседатели Мальцев С.Д., Шушарина Е.Н.) по делу N А45-26916/2009
по иску Открытого акционерного общества "СибирьЭнерго"
к Обществу с ограниченной ответственностью "Служба заказчика по жилищно-коммунальному хозяйству Ленинского района"
о взыскании 64 097 615,58 руб.,
установил:
Открытое акционерное общество "СибирьЭнерго" (далее - ОАО "СибирьЭнерго") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Служба заказчика ЖКХ Ленинского района" (далее - ООО "СЗ ЖКХ") 64 097 615,58 руб. задолженности за отпущенную тепловую энергию за период 2008 года.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 по делу N А45-26916/2009 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010, ОАО "СибирьЭнерго" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. По мнению заявителя апелляционной жалобы, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 4 соглашения противоречит Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307) и на основании статьи 168, пункта 5 статьи 426, пункта 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным, необоснованный, поскольку судом не приняты во внимание условия раздела 6 соглашения, в котором стороны учли положения Жилищного кодекса российской Федерации и Правил N 307. При отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется в соответствии с пунктом 19 Правил N 307.
В нарушение статьи 169 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд не обосновал, в чем заключается противоречие пункта 4.1 соглашения положениям статьи 2 Федерального закона "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" от 14.04.1995 N 41-ФЗ, Постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2008 N 520.
Соглашение N 37 не содержит разных методов для начисления одного и того же объема тепловой энергии, формулы пункта 3.2 "Правил учета тепловой и теплоносителя", ссылок на Приказ Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105. Кроме того, в приложении N 8 стороны согласовали формат предоставления данных потребителям, имеющих право на меру социальной поддержки, а не ежемесячный двусторонний акт.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая, что согласно разъяснениям Минрегионразвития по применению "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам" N 307 единоличное определение (расчет) ресурсоснабжающей организацией количества (объема) коммунального ресурса в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается; количество тепловой энергии в случае отсутствия приборов учета должно определяться с учетом норматива потребления коммунальных услуг, а не с учетом рекомендаций Приказа N 105 от 06.05.2000 г. Госстроя РФ.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по основаниям в ней изложенным.
Представитель ответчика апелляционную жалобу не признал по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 в порядке статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела, 13.09.2007 между ОАО "СибирьЭнерго" (ЭСО) и ООО "СЗ ЖКХ" (управляющая организация) заключено соглашение N 37 о расчетах за тепловую энергию в горячей воде, по условиям которого управляющая организация приобретает у ЭСО тепловую энергию для своих объектов (Приложение N 1), в том числе для жилых домов, находящихся в его управлении, указанных в приложении N 1, в объемах ориентировочно установленных настоящим соглашением (т. 1 л.д. 9 - 14).
В соответствии с пунктом 6.2.5 соглашения управляющая организация обязана проводить корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, а также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией в порядке, предусмотренном пунктом 6.1 соглашения. Корректировка и за отопление осуществляется 1 раз в год в январе, за горячее водоснабжение - 1 раз в квартал (т. л.д. 12).
В течение 2008 года ООО "СЗ ЖКХ" предоставлял ОАО "СибирьЭнерго" ежемесячные начисления населению по коммунальным услугам по отоплению и горячему водоснабжению, однако корректировку, предусмотренную пунктом 6.2.5 соглашения о расчетах, не произвел, в этой связи у ООО "СЗ ЖКХ" образовалась задолженность в размере 64 097 615 руб. 58 коп.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "СибирьЭнерго" в арбитражный суд с настоящим иском.
Апелляционный суд, оценив имеющиеся в материалах дела документы в установленном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации порядке, считает, что судом первой инстанции сделаны верные выводы по существу заявленных требований.
При рассмотрении настоящего спора апелляционный суд исходит из того, что в силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу положений статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, а также водой и другими ресурсами применяются правилами о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами и не вытекает из существа обязательства.
Согласно пункту 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Нормативом потребления коммунальных услуг является месячный объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета, а также в иных случаях, указанных в Правилах N 307.
Пунктом 8 Правил N 307 предусмотрено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить данным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Согласно пункту 19 Правил N 307 при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления - в соответствии подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Ввиду отсутствия приборов учета у управляющей организации, учет поставленной энергии осуществлялся расчетным методом.
Порядок определения количества ежемесячно приобретаемой ответчиком тепловой энергии, установленный в пункте 4 соглашения, заключается в том, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон, т.е. в соответствии с действующим гражданским законодательством Российской Федерации порядок расчетов размера платы за поданную энергию при отсутствии прибора учета должен быть предусмотрен в соглашении об энергоснабжении.
Пунктом 6.1 соглашения стороны предусмотрели, что до 6-го числа месяца следующего за расчетным энергоснабжающая организация выдает управляющей организации счет-фактуру за расчетный месяц на суммарный объем потребления тепловой энергии (в том числе на суммарный объем не возвращенной сетевой воды) по настоящему соглашению: жилой и нежилой части, в том числе собственных объектов управляющей организации. К счету-фактуре выдается ведомость начислений за расчетный период с указанием потребления (начисления) жилой и нежилой части каждого объекта теплоснабжения (жилого дома).
Указанный в пункте 4 соглашения расчетный метод основан на следующих нормативно-технических документах: Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя от 12.09.1995 N Вк-4936, зарегистрированные в Минюсте РФ 25.09.1995 N 954; Приказе Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 06.05.2000 N 105, утвердивший Методику определения количества тепловой энергии теплоносителя в водных системах коммунального теплоснабжения. Указанная Методика принята во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 08.07.1997 N 832 "О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и воды предприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы".
Таким образом, потребителям, не имеющим приборов учета, начисление производится пропорционально тепловым нагрузкам, расчетным методом, предусмотренным пунктом 4 соглашения в соответствии с рекомендациями Приказа Госстроя N 105.
Как следует из буквального толкования положений пунктов 6.1, 6.2.1, 6.2.5 соглашения, управляющая организация обязана производить в соответствии с действующим законодательством корректировку размера платы потребителей за коммунальные услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению также мер социальной поддержки и субсидиям по каждому потребителю, исходя из стоимости тепловой энергии, предъявленных энергоснабжающей организацией по пункту 6.1 соглашения.
Таким образом, применять иную методику для расчета корректировки, чем та, которая установлена для энергоснабжающей организации управляющая организация не вправе, она должна только разделить между потребителями суммы, предъявленные энергоснабжающей организацией к оплате в ведомостях начисления.
Наличие у ООО "СЗ ЖКХ" статуса абонента как стороны, принимающей теплоэнергию, влечет для него обязанность, согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, производить оплату энергии за фактически принятое количество энергии гражданами многоквартирного дома, если иное не предусмотрено договором.
ОАО "СибирьЭнерго" имеет статус хозяйствующего субъекта, осуществляющего продажу потребителям тепловой энергии, цена на которую в соответствии с пунктом 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" установлена уполномоченным на то органом и является обязательной не только для энергоснабжающей организации, но и в силу ФЗ N 210-ФЗ и для потребителей этих услуг.
Законодатель в целях защиты прав граждан-потребителей от неправомерных действий ресурсоснабжающих организаций обоснованно установил, что в соответствии с пунктом 8 Правил N 307, условия гражданско-правового договора, заключаемого с ресурсоснабжающей организацией, не должны противоречить нормам жилищного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Норматив потребления тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения определяется в Гкал на одного человека (на 1 месяц), норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления устанавливается в Гкал на 1 кв. м общей площади жилья (на 1 месяц).
В соответствии с пунктом 19 Правил N 307 размер платы за потребленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения и отопления подлежит корректировке раз в год (либо раз в квартал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку данный порядок законом не определен, то ни ресурсоснабжающая, ни управляющая организация не вправе производить подобные корректировки на основании порядка, отличного от предусмотренного Правилами N 307.
Порядок расчета, установленный в пункте 4 соглашения, не соответствует формуле для расчета корректировки, закрепленной в приложении N 2 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
Поскольку количество теплоэнергии, на которое истец произвел корректировку определено в пункте 4 соглашения с нарушением действующего законодательства (количество тепла определено на основании нормативно-правового акта, не подлежащего применению), то это влечет признание указанного пункта договора недействительным по правилам статей 166, 168, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу его ничтожности.
Также пункт 4 соглашения противоречит положениям статьи 2 Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", предусматривающей установление экономически обоснованных тарифов.
Тепловая энергия, определяемая как товар, характеризуемый расходом теплоносителя и изменением его термодинамических параметров (температуры, давления) является сетевая вода, используемая для отопления жилых домов, которая не отбирается из системы теплоснабжения и полностью возвращается на источник тепловой энергии), и как правильно указывает ответчик, является неделимым товаром и используется для нагрева температуры воздуха в помещениях (отопление).
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" определено, что входит в тариф на горячую воду. Согласно пункту 48 данного Постановления тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что пункт 4 соглашения в части определения количества тепловой энергии противоречит Правилам N 307 и на основании статьи 168 и по пункту 5 статьи 426, пункту 1 статьи 541 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным по признаку ничтожности. Арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы ОАО "СибирьЭнерго" по обстоятельствам дела, проверенные арбитражным судом, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, а сводятся лишь к иному, чем у суда, неверному толкованию норм действующего законодательства, в силу чего не являются основаниями для отмены по существу правильно принятого судом первой инстанции судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений норм процессуального права. Выводы, содержащиеся в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований для его отмены, в соответствии со статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная инстанция не усматривает.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на ответчика, ОАО "СибирьЭнерго".
Руководствуясь статьями 110, 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 21.04.2010 по делу N А45-26916/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий
Л.Н.ЕМАШОВА
Судьи
К.Д.ЛОГАЧЕВ
Н.А.УСЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)