Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена "29" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июня 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Гуровой Т.С., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии (до перерыва):
от МО г. Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске (истца): Масловского А.Е. - представителя по доверенности N 3 от 10.01.2012,
от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (третьего лица): Яковлевой О.А. - представителя по доверенности N 780 от 10.01.2012,
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика): Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 30.01.2011; Пензина А.Н. - представителя по доверенности от 20.01.2011,
при участии (после перерыва):
от МО г. Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске (истца): Колпакова Г.В. - представителя по доверенности от 10.01.2012,
от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (третьего лица): Яковлевой О.А. - представителя по доверенности N 780 от 10.01.2012,
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика): Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 30.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Красноярска в лице администрации Советского района в городе Красноярске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" марта 2012 года по делу N А33-15675/2011, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице Администрации Советского района в городе Красноярске (далее - истец, МО г. Красноярск в лице Администрации Советского района в городе Красноярске, ОГРН 1032402642887) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис" об истребовании имущества из чужого незаконного владения - квартиры N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенной по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске, путем обязания освободить ее в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 02.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 03.02.2012 заменен ненадлежащий ответчик - общество с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис", надлежащим - обществом с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" (далее - ответчик, ООО "Красноярские лифты", ОГРН 1052465079193).
Определением от 03.02.2012 удовлетворено ходатайство истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета исковых требований, просит: истребовать имущество - квартиру N 2 в доме N 18 по пр. Ульяновский в г. Красноярске из чужого незаконного владения и обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" освободить жилое помещение.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец ссылается на отсутствие у ответчика правовых оснований владения спорной квартирой.
Право не владеющего собственника на обращение в суд с иском об истребовании жилого помещения не поставлено законом в зависимость от нахождения в этом помещении какого-либо движимого имущества принадлежащего кому-либо.
Из договора на выполнение работ от 25.11.2010 не следует, что подрядчику было передано какое-либо оборудование диспетчерской сигнализации, являющейся неотъемлемой частью лифтов, для выполнения последним комплекса работ, указанных в договоре. Кроме этого в договоре отсутствует ссылка, что оборудование, которое находится в жилом помещении, являющимся объектом спора.
Указанные в решении суда Положения и Приказы федеральных органов государственной власти не могут быть положены в основу решения, поскольку являются подзаконными нормативными актами, тогда Гражданский кодекс обладает большей юридической силой.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что лифтовое оборудование, установленное в данных квартирах является общедолевой собственностью жителей многоквартирного дома и находится в управлении ООО "Управляющая компания Красжилсервис", являющейся эксплуатирующей организацией жилых домов с использованием лифтов.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 22 мая 2012 года.
При рассмотрении дела Третьим арбитражным апелляционным судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22 мая 2012 года до 10 часов 50 минут 29 мая 2012 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http//www.3aas.arbitr.ru.
Представитель истца, ответчика, третьего лица, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, соответственно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно выписке из реестра муниципального жилищного фонда на 22.07.2011 жилое помещение по адресу пр. Ульяновский, 18, кв. 2 включено в реестр 03.01.1998.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис" (арендатор) 29.06.2007 заключен договор аренды нежилого помещения N 10804, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору по акту приема-передачи, а арендатор обязуется принять во временное пользование нежилое помещение N 2, реестровый N СТР00766, общей площадью 52,9 кв. м, расположенное на 1 этаже 9-этажного жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18 для использования под лифтерную (пункт 1.1 договора).
Срок действия договора установлен с 01.06.2007 по 30.04.2008 включительно (пункт 2.1 договора).
По акту приема-передачи арендодатель передал арендатору имущество в пользование с 01.06.2007.
По акту приема-передачи N 556 от 09.04.2010, составленному комиссией в составе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Моисеенко Н.П., главного специалиста отдела контроля за использованием муниципального имущества, с участием директора ООО "Красноярские лифты" Яринского К.А. и директора ООО "КрасЛифтСервис" Некрасова С.Л., помещение лифтерной 52,9 кв. м по адресу: пр. Ульяновский, 18, представляющее собой 2-х комнатную квартиру, расположенную на первом этаже жилого дома, ООО "КрасЛифтСервис" от имущества освободило, не занимает и не использует его с 01.04.2010. До решения вопроса о закреплении помещения ООО "Красноярские лифты" принимает его на ответственное хранение.
ООО "Красноярские лифты" представило в материалы дела экспертное заключение экспертной организации по подъемным сооружениям ООО "Инжсервис" о необходимости наличия диспетчерских помещений при эксплуатации лифтов, согласно которому Техническим регламентом "О безопасности лифтов", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 782 (раздел 2 пункт 7 подпункт 15), и пунктом 5.5.3.16 ГОСТ Р 53780-2010 г. "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" предусмотрено оборудование кабины лифта, предназначенной для размещения людей средствами для подключения двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала. На основании указанных требований все лифты в жилом фонде должны быть подключены к диспетчерским пунктам для обеспечения двусторонней переговорной связи. Для установки диспетчерских пунктов и круглосуточной работы персонала - диспетчеров необходимы помещения. Без помещений необходимых для размещения диспетчерских пунктов, эксплуатация лифтов не допускается, по причине отсутствия двусторонней переговорной связи пассажиров в кабине лифта с диспетчером.
В дело представлен договор управления многоквартирным домом N 23-у от 28.12.2006 между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: пр. Ульяновский, д. 18 и ООО "Управляющая компания "Красжилсервис", предметом которого является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: пр. Ульяновский, д. 18.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил в материалы дела пояснения, согласно которым жилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Ульяновский, 18, кв. 2 в числе имущества городской казны по состоянию на 23.11.2011 не числится, сведениями о переводе помещения из нежилого в жилое не располагает, право муниципальной собственности на квартиру N 2 по пр. Ульяновский, 18, зарегистрировано 10.06.2011.
В дело представлены: выкопировка из технического паспорта от 28.09.1973 жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18, технический паспорт, составленный Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю 11.05.2011 и кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером 24:50:0000000:0:8225/19, общей площадью 52,9 кв. м, расположенной на 1 этаже 9-этажного жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.12.2011 N 01/172/2011-374 квартира общей площадью 52,4 кв. м по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт Ульяновский, 18, кв. 2, кадастровый номер 24:50:0000000:0:8225/19 является собственностью муниципального образования город Красноярск (дата регистрации 10.06.2011 N 24-24-01/133/2011-040).
Актом проверки N 43 от 17.01.2012 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска зафиксировано, что в помещении 52,9 кв. м представляющем собой 2-х комнатную квартиру, расположенную на первом этаже жилого дома на момент проверки размещается диспетчерский пункт по обслуживанию лифтов жилых домов. Оператором данного диспетчерского пункта является работник ООО "Красноярские лифты" которое осуществляет свою деятельность в данном помещении на основании договора по комплексному обслуживанию лифтов, заключенному с ООО "Управляющая компания "Красжилсервис".
Из письма муниципального казенного учреждения "Красноярский архив" следует, что документальные материалы Исполкома Красноярского Горсовета за 1973 год в архив не поступали.
ООО "Красноярские лифты" представило справку от 22.03.2012, о количестве лифтов и жилых домов подключенных к диспетчерскому пункту, по адресу пр. Ульяновский, 18, пом. 2, а именно: пр. Ульяновский, 6 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 10/2 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 14 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 18 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 22 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 22б - 2 лифта; пр. Ульяновский, 26 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 30 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 32а - 2 лифта; пр. Ульяновский, 32б - 2 лифта; пр. Ульяновский, 32в - 2 лифта; Тельмана, 43 - 3 лифта. Всего обслуживается 39 лифтов в 12 домах.
Согласно справке ООО "Красноярские лифты" от 22.03.2012 диспетчерский пункт, расположенный по адресу пр. Ульяновский, 18, пом. 2, находится в месте, изначально выделенном при строительстве домов, лифты и жилые дома должны быть подключены на диспетчерский пульт в радиусе 500 метров, с целью обеспечения высвобождения пассажиров из кабины застрявшего лифта в течение 30 минут - Положение "О порядке организации эксплуатации лифтов в РФ", утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 года N 158.
Ссылаясь на то, что ООО "Красноярские лифты" неправомерно использует муниципальный жилищный фонд, истец обратился с настоящим иском в суд и просит истребовать имущество из чужого незаконного владения - квартиру N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенную по адресу: пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Обращаясь с виндикационным иском, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был доказать: факт нахождения спорного имущества у ответчика, недобросовестность владения, обстоятельства выбытия имущества из обладания собственника, условия поступления имущества к ответчику, наличие спорного имущества в натуре, принадлежность истребуемого имущества истцу на праве собственности, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий.
Судом установлено, что спорная жилая квартира общей площадью 52,4 кв. м, расположенная по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Ульяновский, 18, кв. 2, кадастровый номер 24:50:0000000:0:8225/19 является собственностью муниципального образования город Красноярск (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.12.2011 N 01/172/2011-374)
Согласно пункту 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд представляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный, государственный, муниципальный. Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям
Подпунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу пунктам 2 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 этой статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 46 Устава города Красноярска органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.
В силу пункта 1 статьи 47 Устава города Красноярска администрация района в городе является территориальным органом (подразделением) администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Пунктами 2.2.5, 2.2.6 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске" установлены полномочия администрации района в городе Красноярске, что в сфере управления муниципальной собственностью районная администрация контролирует использование объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района; в сфере управления муниципальным жилищным фондом районная администрация распоряжается свободными муниципальными жилыми помещениями для повторного заселения, согласовывает изменение статуса муниципальных жилых помещений.
Согласно пункту 3.8. Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р администрация района в городе Красноярске вправе выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры об истребовании из чужого незаконного владения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, администрация Советского района в городе Красноярске вправе обратиться в интересах собственника жилого помещения - муниципального образования г. Красноярск - с исковым заявлением об истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения N 4 в доме N 16 "А" по ул. Тельмана в г. Красноярске.
Ответчик, доказательств наличия правового основания для владения квартирой N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенной по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске в материалы дела не представил.
Осуществление технического обслуживания по договору б/н "На выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, ремонту лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи" от 25.11.2010 не может служить основанием для владения спорной квартирой.
Договор аренды N 10804 от 29..06.2007 заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "КрасЛифтСервис" на спорное помещение является ничтожным.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Статьями 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может использоваться под нежилые цели только после перевода его в нежилой фонд по разрешению органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168, статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Спорная квартира не переводилась из жилого в нежилое помещение.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального жилищного фонда от 22.07.2011 N 2373, выписки из ЕГРП, спорная квартира имеет статус жилого помещения.
Арбитражный суд Красноярского края, применяя нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Постановления Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Советского района Красноярского края, поскольку удовлетворение исковых требований может привести к прекращению эксплуатации 39 лифтов в 12 девятиэтажных жилых домах и соответственно нарушить права проживающих в указанных жилых домах граждан. В этой связи, на основании пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вместе с тем, ответчик не доказал, что использование диспетчерского пункта по обслуживанию лифтов возможно исключительно в истребуемой квартире, право муниципальной собственности на которую зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, именно на управляющей организации лежит ответственность за надлежащее содержание общего имущества в данном доме, включая лифты, а также размещение диспетчерского пункта по их обслуживанию. Злоупотребление правом со стороны муниципального образования отсутствует.
Приведенные в решении суда первой инстанции выводы на основании указанных им нормативных актов ошибочны и не согласуются с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы лиц участвующих в деле пришел к выводу об удовлетворении исковых требований
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2012 года по делу N А33-15675/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ООО "Красноярские лифты" квартиру N 2 общей площадью 52,9 кв. м расположенную по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске. Обязать ООО "Красноярские лифты" освободить указанную квартиру в десятидневный срок с момента вынесения постановления.
Взыскать с ООО "Красноярские лифты" в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Т.С.ГУРОВА
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 13.06.2012 ПО ДЕЛУ N А33-15675/2011
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2012 г. по делу N А33-15675/2011
Резолютивная часть постановления объявлена "29" мая 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен "13" июня 2012 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хасановой И.А.,
судей: Гуровой Т.С., Магда О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии (до перерыва):
от МО г. Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске (истца): Масловского А.Е. - представителя по доверенности N 3 от 10.01.2012,
от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (третьего лица): Яковлевой О.А. - представителя по доверенности N 780 от 10.01.2012,
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика): Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 30.01.2011; Пензина А.Н. - представителя по доверенности от 20.01.2011,
при участии (после перерыва):
от МО г. Красноярск в лице администрации Советского района в городе Красноярске (истца): Колпакова Г.В. - представителя по доверенности от 10.01.2012,
от ООО "Управляющая компания "Красжилсервис" (третьего лица): Яковлевой О.А. - представителя по доверенности N 780 от 10.01.2012,
от ООО "Красноярские лифты" (ответчика): Кожемякиной Ю.В. - представителя по доверенности от 30.01.2011,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального образования город Красноярска в лице администрации Советского района в городе Красноярске
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "29" марта 2012 года по делу N А33-15675/2011, принятое судьей Ермаковой И.И.,
установил:
муниципальное образование город Красноярск в лице Администрации Советского района в городе Красноярске (далее - истец, МО г. Красноярск в лице Администрации Советского района в городе Красноярске, ОГРН 1032402642887) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к обществу с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис" об истребовании имущества из чужого незаконного владения - квартиры N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенной по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске, путем обязания освободить ее в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением от 02.12.2011 к участию в деле в качестве соответчика привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска.
Определением от 03.02.2012 заменен ненадлежащий ответчик - общество с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис", надлежащим - обществом с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" (далее - ответчик, ООО "Красноярские лифты", ОГРН 1052465079193).
Определением от 03.02.2012 удовлетворено ходатайство истца в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об изменении предмета исковых требований, просит: истребовать имущество - квартиру N 2 в доме N 18 по пр. Ульяновский в г. Красноярске из чужого незаконного владения и обязать общество с ограниченной ответственностью "Красноярские лифты" освободить жилое помещение.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года в иске отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе истец ссылается на отсутствие у ответчика правовых оснований владения спорной квартирой.
Право не владеющего собственника на обращение в суд с иском об истребовании жилого помещения не поставлено законом в зависимость от нахождения в этом помещении какого-либо движимого имущества принадлежащего кому-либо.
Из договора на выполнение работ от 25.11.2010 не следует, что подрядчику было передано какое-либо оборудование диспетчерской сигнализации, являющейся неотъемлемой частью лифтов, для выполнения последним комплекса работ, указанных в договоре. Кроме этого в договоре отсутствует ссылка, что оборудование, которое находится в жилом помещении, являющимся объектом спора.
Указанные в решении суда Положения и Приказы федеральных органов государственной власти не могут быть положены в основу решения, поскольку являются подзаконными нормативными актами, тогда Гражданский кодекс обладает большей юридической силой.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик указывает на то, что лифтовое оборудование, установленное в данных квартирах является общедолевой собственностью жителей многоквартирного дома и находится в управлении ООО "Управляющая компания Красжилсервис", являющейся эксплуатирующей организацией жилых домов с использованием лифтов.
Апелляционная жалоба принята к производству Третьего арбитражного апелляционного суда, рассмотрение жалобы назначено на 22 мая 2012 года.
При рассмотрении дела Третьим арбитражным апелляционным судом на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22 мая 2012 года до 10 часов 50 минут 29 мая 2012 года, о чем было сделано публичное извещение, размещенное в сети Интернет на сайте Третьего арбитражного апелляционного суда http//www.3aas.arbitr.ru.
Представитель истца, ответчика, третьего лица, в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, соответственно.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства дела.
Согласно выписке из реестра муниципального жилищного фонда на 22.07.2011 жилое помещение по адресу пр. Ульяновский, 18, кв. 2 включено в реестр 03.01.1998.
Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "КрасЛифтСервис" (арендатор) 29.06.2007 заключен договор аренды нежилого помещения N 10804, по условиям которого арендодатель обязуется передать арендатору по акту приема-передачи, а арендатор обязуется принять во временное пользование нежилое помещение N 2, реестровый N СТР00766, общей площадью 52,9 кв. м, расположенное на 1 этаже 9-этажного жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18 для использования под лифтерную (пункт 1.1 договора).
Срок действия договора установлен с 01.06.2007 по 30.04.2008 включительно (пункт 2.1 договора).
По акту приема-передачи арендодатель передал арендатору имущество в пользование с 01.06.2007.
По акту приема-передачи N 556 от 09.04.2010, составленному комиссией в составе представителя Департамента муниципального имущества и земельных отношений Моисеенко Н.П., главного специалиста отдела контроля за использованием муниципального имущества, с участием директора ООО "Красноярские лифты" Яринского К.А. и директора ООО "КрасЛифтСервис" Некрасова С.Л., помещение лифтерной 52,9 кв. м по адресу: пр. Ульяновский, 18, представляющее собой 2-х комнатную квартиру, расположенную на первом этаже жилого дома, ООО "КрасЛифтСервис" от имущества освободило, не занимает и не использует его с 01.04.2010. До решения вопроса о закреплении помещения ООО "Красноярские лифты" принимает его на ответственное хранение.
ООО "Красноярские лифты" представило в материалы дела экспертное заключение экспертной организации по подъемным сооружениям ООО "Инжсервис" о необходимости наличия диспетчерских помещений при эксплуатации лифтов, согласно которому Техническим регламентом "О безопасности лифтов", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 02.10.2009 N 782 (раздел 2 пункт 7 подпункт 15), и пунктом 5.5.3.16 ГОСТ Р 53780-2010 г. "Лифты. Общие требования безопасности к устройству и установке" предусмотрено оборудование кабины лифта, предназначенной для размещения людей средствами для подключения двусторонней переговорной связи с помещением для обслуживающего персонала. На основании указанных требований все лифты в жилом фонде должны быть подключены к диспетчерским пунктам для обеспечения двусторонней переговорной связи. Для установки диспетчерских пунктов и круглосуточной работы персонала - диспетчеров необходимы помещения. Без помещений необходимых для размещения диспетчерских пунктов, эксплуатация лифтов не допускается, по причине отсутствия двусторонней переговорной связи пассажиров в кабине лифта с диспетчером.
В дело представлен договор управления многоквартирным домом N 23-у от 28.12.2006 между собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: пр. Ульяновский, д. 18 и ООО "Управляющая компания "Красжилсервис", предметом которого является выполнение управляющей компанией за плату работ и услуг в целях управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: пр. Ульяновский, д. 18.
Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска представил в материалы дела пояснения, согласно которым жилое помещение, расположенное по адресу: г. Красноярск, пр. Ульяновский, 18, кв. 2 в числе имущества городской казны по состоянию на 23.11.2011 не числится, сведениями о переводе помещения из нежилого в жилое не располагает, право муниципальной собственности на квартиру N 2 по пр. Ульяновский, 18, зарегистрировано 10.06.2011.
В дело представлены: выкопировка из технического паспорта от 28.09.1973 жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18, технический паспорт, составленный Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" по Красноярскому краю 11.05.2011 и кадастровый паспорт жилого помещения (квартиры) с кадастровым номером 24:50:0000000:0:8225/19, общей площадью 52,9 кв. м, расположенной на 1 этаже 9-этажного жилого дома в г. Красноярске по адресу: пр. Ульяновский, 18.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.12.2011 N 01/172/2011-374 квартира общей площадью 52,4 кв. м по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр-кт Ульяновский, 18, кв. 2, кадастровый номер 24:50:0000000:0:8225/19 является собственностью муниципального образования город Красноярск (дата регистрации 10.06.2011 N 24-24-01/133/2011-040).
Актом проверки N 43 от 17.01.2012 Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска зафиксировано, что в помещении 52,9 кв. м представляющем собой 2-х комнатную квартиру, расположенную на первом этаже жилого дома на момент проверки размещается диспетчерский пункт по обслуживанию лифтов жилых домов. Оператором данного диспетчерского пункта является работник ООО "Красноярские лифты" которое осуществляет свою деятельность в данном помещении на основании договора по комплексному обслуживанию лифтов, заключенному с ООО "Управляющая компания "Красжилсервис".
Из письма муниципального казенного учреждения "Красноярский архив" следует, что документальные материалы Исполкома Красноярского Горсовета за 1973 год в архив не поступали.
ООО "Красноярские лифты" представило справку от 22.03.2012, о количестве лифтов и жилых домов подключенных к диспетчерскому пункту, по адресу пр. Ульяновский, 18, пом. 2, а именно: пр. Ульяновский, 6 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 10/2 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 14 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 18 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 22 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 22б - 2 лифта; пр. Ульяновский, 26 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 30 - 4 лифта; пр. Ульяновский, 32а - 2 лифта; пр. Ульяновский, 32б - 2 лифта; пр. Ульяновский, 32в - 2 лифта; Тельмана, 43 - 3 лифта. Всего обслуживается 39 лифтов в 12 домах.
Согласно справке ООО "Красноярские лифты" от 22.03.2012 диспетчерский пункт, расположенный по адресу пр. Ульяновский, 18, пом. 2, находится в месте, изначально выделенном при строительстве домов, лифты и жилые дома должны быть подключены на диспетчерский пульт в радиусе 500 метров, с целью обеспечения высвобождения пассажиров из кабины застрявшего лифта в течение 30 минут - Положение "О порядке организации эксплуатации лифтов в РФ", утвержденное Приказом Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 30.06.1999 года N 158.
Ссылаясь на то, что ООО "Красноярские лифты" неправомерно использует муниципальный жилищный фонд, истец обратился с настоящим иском в суд и просит истребовать имущество из чужого незаконного владения - квартиру N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенную по адресу: пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске.
Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Согласно статье 301 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Обращаясь с виндикационным иском, истец в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должен был доказать: факт нахождения спорного имущества у ответчика, недобросовестность владения, обстоятельства выбытия имущества из обладания собственника, условия поступления имущества к ответчику, наличие спорного имущества в натуре, принадлежность истребуемого имущества истцу на праве собственности, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемой вещи. Виндикационный иск не подлежит удовлетворению при отсутствии хотя бы одного из перечисленных условий.
Судом установлено, что спорная жилая квартира общей площадью 52,4 кв. м, расположенная по адресу: Красноярский край, г. Красноярск, пр. Ульяновский, 18, кв. 2, кадастровый номер 24:50:0000000:0:8225/19 является собственностью муниципального образования город Красноярск (выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.12.2011 N 01/172/2011-374)
Согласно пункту 1 статьи 288 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
В соответствии со статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищный фонд представляет совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. В зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на: частный, государственный, муниципальный. Муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям
Подпунктом 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнесено осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
В силу пунктам 2 и 3 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 этой статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
Согласно пунктов 1, 2 статьи 46 Устава города Красноярска органы администрации города образуются для реализации полномочий, возложенных на администрацию города. Деятельность органов администрации осуществляется в соответствии с положениями об этих органах и финансируется за счет средств бюджета города.
В силу пункта 1 статьи 47 Устава города Красноярска администрация района в городе является территориальным органом (подразделением) администрации города, осуществляющим функции управления административным районом города.
Пунктами 2.2.5, 2.2.6 Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р "Об утверждении Положения об администрации района в г. Красноярске" установлены полномочия администрации района в городе Красноярске, что в сфере управления муниципальной собственностью районная администрация контролирует использование объектов муниципальной собственности, расположенных на территории района; в сфере управления муниципальным жилищным фондом районная администрация распоряжается свободными муниципальными жилыми помещениями для повторного заселения, согласовывает изменение статуса муниципальных жилых помещений.
Согласно пункту 3.8. Положения об администрации района в г. Красноярске, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска от 26.02.2007 N 46-р администрация района в городе Красноярске вправе выступать от имени администрации города Красноярска в интересах муниципального образования город Красноярск в судах в качестве истцов, ответчиков, третьих лиц по вопросам, отнесенным настоящим Положением, другими правовыми актами города Красноярска к компетенции районной администрации, включая споры об истребовании из чужого незаконного владения жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Таким образом, администрация Советского района в городе Красноярске вправе обратиться в интересах собственника жилого помещения - муниципального образования г. Красноярск - с исковым заявлением об истребовании из чужого незаконного владения жилого помещения N 4 в доме N 16 "А" по ул. Тельмана в г. Красноярске.
Ответчик, доказательств наличия правового основания для владения квартирой N 2 общей площадью 52,9 кв. м, расположенной по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске в материалы дела не представил.
Осуществление технического обслуживания по договору б/н "На выполнение работ по комплексному техническому обслуживанию, ремонту лифтов и систем лифтовой диспетчерской сигнализации и связи" от 25.11.2010 не может служить основанием для владения спорной квартирой.
Договор аренды N 10804 от 29..06.2007 заключенный между Департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска и ООО "КрасЛифтСервис" на спорное помещение является ничтожным.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса Российской федерации жилое помещение предназначено для проживания граждан. Допускается использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств.
Статьями 22, 23 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может использоваться под нежилые цели только после перевода его в нежилой фонд по разрешению органа местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", сделки, связанные с арендой (имущественным наймом), безвозмездным пользованием, а также иным, не связанным с проживанием граждан, использованием организациями жилых помещений, которые не были переведены в нежилые в порядке, установленном жилищным законодательством, совершенные после введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации, являются ничтожными по основаниям, предусмотренным статьей 168, статьей 288 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Спорная квартира не переводилась из жилого в нежилое помещение.
В соответствии с выпиской из реестра муниципального жилищного фонда от 22.07.2011 N 2373, выписки из ЕГРП, спорная квартира имеет статус жилого помещения.
Арбитражный суд Красноярского края, применяя нормы Жилищного кодекса Российской Федерации, Правила пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" Постановления Госгортехнадзора РФ от 16.05.2003 N 31 "Об утверждении Правил устройства и безопасной эксплуатации лифтов", Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований администрации Советского района Красноярского края, поскольку удовлетворение исковых требований может привести к прекращению эксплуатации 39 лифтов в 12 девятиэтажных жилых домах и соответственно нарушить права проживающих в указанных жилых домах граждан. В этой связи, на основании пунктов 1 и 2 статьи 10 ГК РФ суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Вместе с тем, ответчик не доказал, что использование диспетчерского пункта по обслуживанию лифтов возможно исключительно в истребуемой квартире, право муниципальной собственности на которую зарегистрировано в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 2.3. статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Таким образом, именно на управляющей организации лежит ответственность за надлежащее содержание общего имущества в данном доме, включая лифты, а также размещение диспетчерского пункта по их обслуживанию. Злоупотребление правом со стороны муниципального образования отсутствует.
Приведенные в решении суда первой инстанции выводы на основании указанных им нормативных актов ошибочны и не согласуются с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, доводы лиц участвующих в деле пришел к выводу об удовлетворении исковых требований
Согласно пункту 2 абзаца 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новый судебный акт.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции являются, кроме прочего, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность решения Арбитражного суда Красноярского края от 29 марта 2012 года в пределах, предусмотренных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Третий арбитражный апелляционный суд в силу пункта 2 статьи 269, пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу - отменить решение арбитражного суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от "29" марта 2012 года по делу N А33-15675/2011 отменить. Принять по делу новый судебный акт.
Иск удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения ООО "Красноярские лифты" квартиру N 2 общей площадью 52,9 кв. м расположенную по пр. Ульяновский, 18 в г. Красноярске. Обязать ООО "Красноярские лифты" освободить указанную квартиру в десятидневный срок с момента вынесения постановления.
Взыскать с ООО "Красноярские лифты" в доход федерального бюджета 6000 рублей государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий
И.А.ХАСАНОВА
Судьи
Т.С.ГУРОВА
О.В.МАГДА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)