Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 06.12.2005 N А74-1095/05-Ф02-6115/05-С2

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу


от 6 декабря 2005 г. Дело N А74-1095/05-Ф02-6115/05-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рюмкиной М.Д.,
судей: Воробьевой Н.М., Соколовой Л.М.,
при участии в судебном заседании:
представителя товарищества собственников жилья "Реванш" - Хаустовой Е.К. (доверенность от 02.12.2005),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Бюджетно-казначейского управления администрации г. Абакана на постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1095/05 (суд апелляционной инстанции: Мельник Л.И., Ильина Е.Г., Тропина С.М.),
УСТАНОВИЛ:

Товарищество собственников жилья (ТСЖ) "Реванш" обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Бюджетно-казначейскому управлению администрации г. Абакана, муниципальному учреждению (МУ) "Служба заказчика ЖКХ" о взыскании убытков в размере 685399 рублей 92 копеек, составляющих разницу между фактической и взимаемой с жильцов стоимостью за коммунальное и техническое обслуживание домов.
Впоследствии истец уточнил исковые требования и просил взыскать с Бюджетно-казначейского управления администрации г. Абакана убытки, составляющие разницу между фактической и взимаемой с жильцов стоимостью жилищно-коммунальных услуг, возникших в 2004 году, в размере 685399 рублей 92 копеек.
Решением от 15 июля 2005 года исковые требования к Бюджетно-казначейскому управлению администрации г. Абакана удовлетворены частично, с Бюджетно-казначейского управления администрации г. Абакана в пользу ТСЖ "Реванш" взысканы убытки в размере 476277 рублей 74 копеек. В остальной части иска отказано. В удовлетворении иска к муниципальному учреждению "Служба заказчика ЖКХ" отказано.
Суд апелляционной инстанции 19 сентября 2005 года решение от 15 июля 2005 года изменил, с Бюджетно-казначейского управления администрации г. Абакана в пользу ТСЖ "Реванш" взысканы убытки в размере 384322 рублей 52 копеек. В остальной части решение оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление от 19 сентября 2005 года и принять новое решение.
Заявитель полагает, что у суда отсутствовали правовые основания для привлечения органов местного самоуправления к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, поскольку бюджетные средства, предусмотренные в установленном порядке в бюджете города на соответствующий год на возмещение расходов ТСЖ на содержание и ремонт домовладений, отсутствуют; правовой механизм возмещения расходов товарищества собственников жилья на содержание и ремонт домовладений Правительством Российской Федерации не определен. Истцом не доказан состав правонарушения, необходимый для применения ответственности в виде взыскания убытков.
Бюджетно-казначейское управление не предъявляло отчеты каким-либо федеральным органам, не получало возмещение за счет Фонда компенсаций федерального бюджета.
Арбитражным судом не исследованы обстоятельства, свидетельствующие о принятии всех мер для того, чтобы товарищества собственников жилья представили свои расчеты и сумма возмещения расходов была заложена в бюджет города; неправильно определена сумма убытков, подлежащая возмещению.
По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом нарушены статьи 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", статья 54 Положения о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в г. Абакане, утвержденного решением Абаканского городского Совета депутатов от 13.06.2002 N 349.
Выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
ТСЖ "Реванш" в отзыве на кассационную жалобу доводы последней отклонило, указав на их необоснованность.
Дело рассмотрено в порядке, определяемом главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, исследовав доводы кассационной жалобы, заслушав представителя ТСЖ "Реванш", Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно исковому заявлению, материально-правовым требованием указано требование о взыскании с Бюджетно-казначейского управления администрации г. Абакана убытков, составляющих разницу между фактической и взимаемой с жильцов стоимостью жилищно-коммунальных услуг, в размере 685399 рублей 92 копеек.
Основанием иска указано невозмещение убытков в виде разницы между фактической и взимаемой с жильцов стоимостью жилищно-коммунальных услуг, возникших в 2004 году в связи с неполучением возмещения от МУ "Служба заказчика ЖКХ".
Правовым основанием требования указаны статьи 15.3, 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", статья 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", постановление Правительства Республики Хакасия N 148 от 13.07.2001 "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно-коммунальные услуги", Закон Республики Хакасия от 13.10.2004 N 70 "О республиканском бюджете Республики Хакасия за 2004 год".
В обоснование своих требований истец представил: справку N 10, калькуляции на обслуживание 1 кв.м площади, мемориальные ордера, товарные чеки, счета-фактуры, счета, акты сдачи-приемки услуг, акты, платежный ордер, кассовые чеки, квитанции, товарищеские домовладения, трудовые соглашения, справки о тепловом и водном балансе, договор на поставку и пользование тепловой энергии в горячей воде N 776 от 04.11.1998, соглашение и приложения к нему, договор на поставку (отпуск) и потребление электрической энергии N 1352 от 20.05.1999, дополнительные соглашения к нему, договор на отпуск питьевой воды и прием сточных вод N 642 от 16.02.1999, расчет суммы дотаций, договоры обслуживания жилого помещения, занимаемого на праве собственности в ТСЖ "Реванш", расходные кассовые ордера, протоколы погашения взаимной задолженности, платежные поручения, бухгалтерский баланс на 01.01.2005, протоколы общего собрания жильцов, протокол собрания представителей товарищества собственников жилья, жилищно-строительного кооператива, товарищества домовладельцев.
Возражая против заявленных требований, Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана указало на необоснованность заявленных требований, поскольку истец не доказал, что является собственником либо иным титульным владельцем имущества. Бюджетно-казначейское управление администрации г. Абакана считает, что у ТСЖ "Реванш" отсутствуют правовые основания для управления или обслуживания жилых домов, не входящих в кондоминиум.
В отзыве на иск муниципальное учреждение "Служба заказчика ЖКХ" указало на отсутствие правовых оснований у истца для управления и обслуживания жилых домов, не входящих в данный кондоминиум; на непредставление доказательства передачи истцу в управление недвижимого имущества домовладельцев части многоквартирных жилых домов; на непредставление истцом ежемесячных отчетов о жилищно-коммунальных услугах; задолженность бюджета перед истцом по состоянию на 01.01.2005 составляет 800 рублей (задолженность 2003 года).
Исследовав представленные доказательства и принимая во внимание положения статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 19, 29 Федерального закона "О товариществах собственников жилья", постановления Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 965 "О федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг на 2000 - 2001 годы", Указа Президента Российской Федерации "О реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации" N 425 от 28.04.1997, постановления Правительства Республики Хакасия N 148 от 13.07.2001 "Об изменении уровня платежей населения Республики Хакасия за жилищно-коммунальные услуги", постановления Правительства Республики Хакасия "О региональных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год" N 53 от 26.02.2004, Положения о порядке создания, регистрации и финансирования товариществ домовладельцев в г. Абакане, утвержденного постановлением администрации г. Абакана N 44 от 30.01.1995, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований за счет администрации г. Абакана в лице Бюджетно-казначейского управления.
Суд первой инстанции исходил из того, что в 2004 году в бюджете города Абакана предусматривались субсидии на покрытие убытков организаций жилищно-коммунального хозяйства в размере 51806000 рублей, в том числе по кондоминиумам - в размере 2328000 рублей, финансирование расходов МУ "Служба заказчика ЖКХ" произведено в полном объеме, в 2004 году и ранее убытки организаций возмещались из бюджета г. Абакана, ТСЖ "Реванш" в 2004 году средства на покрытие убытков от частичной оплаты населением коммунальных услуг и расходов по содержанию жилых домов не выделялись.
При проверке обоснованности размера заявленного истцом требования в сумме 685399 рублей 92 копеек суд установил, что ТСЖ "Реванш" включило в затраты на содержание жилых домов расходы, не имеющие отношения к содержанию жилья, и, принимая во внимание контррасчет МУ "Служба заказчика ЖКХ" на сумму 341750 рублей 58 копеек, реальные расходы истца на оплату теплоэнергии в размере 134527 рублей 16 копеек, пришел к выводу о том, что не возмещенные расходы истцу на содержание жилья и оплату коммунальных услуг составляют 476277 рублей 74 копейки. В остальной части исковых требований к Бюджетно-казначейскому управлению администрации г. Абакана отказал.
Основанием к отказу в иске к МУ "Служба заказчика ЖКХ" суд указал на отсутствие у него обязанности возместить понесенные истцом расходы.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о возникновении у истца убытков в результате предоставления льгот гражданам по оплате коммунальных услуг и содержанию жилых домов, подлежащих возмещению за счет местного бюджета.
При проверке размера понесенных истцом убытков суд апелляционной инстанции установил, что сумма дотаций по социальной норме жильцам ТСЖ "Реванш" необоснованно завышена, при расчетах подлежит применению тариф за отопление в размере 7,20 рубля.
Установив, что сумма дотаций по социальной норме жильцам ТСЖ "Реванш" за отопление составляет 180726 рублей 62 копейки, апелляционная инстанция изменила решение суда первой инстанции в части исчисления суммы понесенных расходов и признала подлежащими удовлетворению требования о взыскании убытков в размере 384322 рублей 52 копеек. В остальной части решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, полагая, что они основаны на полном, всестороннем исследовании представленных доказательств, правильном применении правовых норм.
Согласно статье 19 Федерального закона "О товариществах собственников жилья" социальная защита домовладельцев, нанимателей и арендаторов жилых помещений в кондоминиуме осуществляется в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации, соответствующими решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, путем:
- - передачи товариществам собственников жилья установленных государственных и муниципальных дотаций на финансирование затрат на эксплуатацию, текущий и капитальный ремонты, на отдельные виды коммунальных услуг, компенсаций за предоставление льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, а также иных предусмотренных дотаций;
- - предоставления компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан из числа домовладельцев, нанимателей и арендаторов;
- - предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство и приобретение жилья в кондоминиуме.
В соответствии со статьей 15.4 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг нанимателям жилых помещений, членам жилищных, жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, собственникам жилых помещений, гражданам, проживающим в общежитиях, входящих в жилищный фонд независимо от форм собственности, и имеющим право на получение указанных субсидий, предоставляются в соответствии с положением о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления, органы государственной власти города федерального значения Москвы и органы государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга в установленном порядке обеспечивают предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Возмещение затрат, связанных с предоставлением гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, осуществляется за счет средств местных бюджетов, бюджетов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и передаваемой им на эти цели финансовой помощи соответственно из бюджетов субъектов Российской Федерации, федерального бюджета в межбюджетных отношениях в объеме, устанавливаемом законами о бюджетах соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год.
Согласно статье 15.3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" Правительством Российской Федерации в целях распределения передаваемой из федерального бюджета финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в межбюджетных отношениях устанавливается порядок учета расходов на содержание, ремонт жилья и оплату коммунальных услуг в части, не покрываемой за счет вносимой гражданами платы за жилье и коммунальные услуги.
Указанная финансовая помощь может предоставляться, в частности, в форме дотаций на частичное возмещение расходов на предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В силу указанных выше правовых норм непосредственными участниками спорных отношений по возмещению понесенных предприятием расходов в связи с предоставлением субсидий населению являются предприятие и муниципальное образование, населению которого предоставлялись субсидии.
Таким образом, недостаточность денежных средств в бюджете муниципального образования не может служить основанием для отказа истцу в возмещении затрат, связанных с предоставлением предприятием субсидий гражданам в силу прямого указания закона.
Восполнение недостающих денежных средств в бюджете муниципального образования в соответствии с вышеназванной нормой права возможно за счет оказания финансовой помощи, выделяемой из вышестоящих бюджетов.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правильно установил, что задолженность в связи с предоставлением льгот гражданам по оплате за коммунальные услуги и содержанию жилых домов за 2004 год составляет 384322 рубля 52 копейки.
Указанные обстоятельства являются достаточным основанием для возложения на муниципальное образование в лице администрации г. Абакана обязанности по компенсации понесенных предприятием расходов.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу о том, что судом апелляционной инстанции правильно определены характер спорных взаимоотношений, основания возникновения обязательств, основания применения ответственности в связи с их неисполнением, определенной истцом как убытки, субъекты ответственности, размер убытков.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1095/05 принято с соблюдением норм материального и норм процессуального права, в связи с чем подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 19 сентября 2005 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-1095/05 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
М.Д.РЮМКИНА
Судьи:
Н.М.ВОРОБЬЕВА
Л.М.СОКОЛОВА
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)