Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт" (г. Абакан) от 14.05.2009 N 3333 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.07.2008 по делу N А74-1067/2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (г. Саяногорск) к открытому акционерному обществу "Хакасэнергосбыт" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э.
Суд
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к открытому акционерному обществу "Хакасэнергосбыт" (далее - общество) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично: пункты 3.5, 4.17, 8.1, 8.4, пункт 12.2 в части приложения 7 договора приняты в редакции истца, а пункты 4.1, 8.3.1, 9.2 - в редакции ответчика.
Принимая пункт 8.1, пункт 12.2 в части приложения 7 -Долевое потребление тепловой энергии, устанавливающие цену договора и порядок расчетов за поставляемую электрическую энергию (мощность), в редакции предприятия, суд руководствовался статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики), пунктами 2, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков), пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), и исходил из того, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и использует электрическую энергию помимо собственных нужд и для предоставления услуг по теплоснабжению населению. Поэтому объемы электрической энергии, потребляемой для выработки тепловой энергии для населения, должны оплачиваться по регулируемым ценам.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания по расчету тарифов), согласно которому к группе потребителей электрической энергии - население приравнены исполнители коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 18.02.2009 оставил судебные акты без изменения, отклонив доводы общества о необоснованном применении к отношениям по спорному договору пунктов 91, 92, 106 - 109 Правил розничных рынков.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить в части принятия в редакции предприятия пунктов 8.1, 12.2 договора и передать дело на новое рассмотрение.
По мнению общества, предприятие является ресурсоснабжающей организацией, не оказывает коммунальную услугу населению по электроснабжению, а приобретает электроэнергию для целей оказания населению услуг по теплоснабжению, оно не может быть приравнено к категории потребителей - население, поэтому расчеты с предприятием должны производиться с учетом свободных цен на весь объем потребленной электроэнергии без исключения потребления для нужд населения.
Заявитель указывает на нарушение оспариваемыми в части судебными актами прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно пункту 109 Правил розничных рынков электрическая энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным ценам на розничных рынках, все потребители общества будут вынуждены оплачивать по свободной цене большую долю электроэнергии вследствие предоставления предприятию в договоре возможности рассчитываться за электроэнергию, используемую для выработки тепловой энергии, по регулируемому тарифу.
Рассмотрев материалы дела и доводы заявителя, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Предприятие (покупатель) изложило в проекте договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э пункт 8.1 в редакции, предусматривающей поставку обществом (гарантирующим поставщиком) электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) и по нерегулируемым (свободным) ценам. При этом объем электроэнергии, поставляемой по нерегулируемым (свободным) ценам, не должен превышать объемов, установленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 09.07.2007 N ЦА/11304, за вычетом доли электрической энергии, поставляемой для выработки тепловой энергии для населения, указанной в приложении N 7.
Таким образом, предприятие предложило обществу указанную долю электрической энергии поставлять по регулируемому тарифу.
Общество в протоколе разногласий от 24.04.2008 указало на исключение этого условия из договора.
Пункт 12.2 договора в редакции предприятия содержит перечень приложений к договору, в том числе приложение 7 - Долевое потребление тепловой энергии. Общество в протоколе разногласий от 24.04.2008 предложило исключить это приложение из перечня, так как долевое потребление тепловой энергии не используется при расчетах за потребленную электроэнергию.
Принимая пункт 8.1 в редакции предприятия, суды исходили из того, что оно в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг, поскольку использует электрическую энергию и для собственных нужд, и для теплоснабжения населения.
Ссылаясь на пункт 3 Правил розничных рынков, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что исполнители коммунальных услуг являются самостоятельной категорией субъектов розничных рынков электроэнергии, которые в соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету тарифов приравнены ко второй группе потребителей - население. Поэтому пункт 8.1 договора в редакции предприятия, разграничивающий оплату им электрической энергии, потребляемой для собственных нужд и для оказания коммунальных услуг, по регулируемым и нерегулируемым (свободным) ценам, является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы сделаны судами без учета пункта 91 Правил розничных рынков, согласно которому в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII Правил, установленными для граждан-потребителей.
В пункте 108, содержащемся в разделе VII Правил, предусмотрено, что поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Указанное правило вытекает из статьи 6 Закона об особенностях функционирования электроэнергетики, согласно которой из объема электрической энергии, подлежащей продаже по свободным (нерегулируемым) ценам, исключен объем электрической энергии, потребляемый населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету тарифов к категории населения приравнены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Таким образом, из упомянутых нормативных актов следует, что к потребителям, приравненным по оплате к категории населения, отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Теплоснабжающие предприятия, использующие электрическую энергию при производстве тепловой энергии, каковым является истец, не относятся к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания услуги по электроснабжению гражданам-потребителям.
Коллегия полагает, что оспариваемые судебные акты приняты с нарушением единообразного толкования и применения норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А74-1067/2008 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 16.07.2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2009 по тому же делу.
Муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26.10.2009.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАС РФ ОТ 26.08.2009 N ВАС-7141/09 ПО ДЕЛУ N А74-1067/2008
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 августа 2009 г. N ВАС-7141/09
О ПЕРЕДАЧЕ ДЕЛА В ПРЕЗИДИУМ
ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Воронцовой Л.Г., судей Ксенофонтовой Н.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Хакасэнергосбыт" (г. Абакан) от 14.05.2009 N 3333 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.07.2008 по делу N А74-1067/2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия "Тепловые сети" (г. Саяногорск) к открытому акционерному обществу "Хакасэнергосбыт" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э.
Суд
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Тепловые сети" (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к открытому акционерному обществу "Хакасэнергосбыт" (далее - общество) об урегулировании разногласий при заключении договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 16.07.2008 заявленные требования удовлетворены частично: пункты 3.5, 4.17, 8.1, 8.4, пункт 12.2 в части приложения 7 договора приняты в редакции истца, а пункты 4.1, 8.3.1, 9.2 - в редакции ответчика.
Принимая пункт 8.1, пункт 12.2 в части приложения 7 -Долевое потребление тепловой энергии, устанавливающие цену договора и порядок расчетов за поставляемую электрическую энергию (мощность), в редакции предприятия, суд руководствовался статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 N 36-ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики), пунктами 2, 108 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила розничных рынков), пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), и исходил из того, что предприятие является исполнителем коммунальных услуг и использует электрическую энергию помимо собственных нужд и для предоставления услуг по теплоснабжению населению. Поэтому объемы электрической энергии, потребляемой для выработки тепловой энергии для населения, должны оплачиваться по регулируемым ценам.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 решение суда первой инстанции оставлено без изменения со ссылкой на пункт 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания по расчету тарифов), согласно которому к группе потребителей электрической энергии - население приравнены исполнители коммунальных услуг.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 18.02.2009 оставил судебные акты без изменения, отклонив доводы общества о необоснованном применении к отношениям по спорному договору пунктов 91, 92, 106 - 109 Правил розничных рынков.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить в части принятия в редакции предприятия пунктов 8.1, 12.2 договора и передать дело на новое рассмотрение.
По мнению общества, предприятие является ресурсоснабжающей организацией, не оказывает коммунальную услугу населению по электроснабжению, а приобретает электроэнергию для целей оказания населению услуг по теплоснабжению, оно не может быть приравнено к категории потребителей - население, поэтому расчеты с предприятием должны производиться с учетом свободных цен на весь объем потребленной электроэнергии без исключения потребления для нужд населения.
Заявитель указывает на нарушение оспариваемыми в части судебными актами прав и законных интересов неопределенного круга лиц, поскольку согласно пункту 109 Правил розничных рынков электрическая энергия сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам), оплачивается по свободным ценам на розничных рынках, все потребители общества будут вынуждены оплачивать по свободной цене большую долю электроэнергии вследствие предоставления предприятию в договоре возможности рассчитываться за электроэнергию, используемую для выработки тепловой энергии, по регулируемому тарифу.
Рассмотрев материалы дела и доводы заявителя, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Предприятие (покупатель) изложило в проекте договора энергоснабжения от 01.01.2008 N 01/8-Э пункт 8.1 в редакции, предусматривающей поставку обществом (гарантирующим поставщиком) электрической энергии по регулируемым ценам (тарифам) и по нерегулируемым (свободным) ценам. При этом объем электроэнергии, поставляемой по нерегулируемым (свободным) ценам, не должен превышать объемов, установленных письмом Федеральной антимонопольной службы от 09.07.2007 N ЦА/11304, за вычетом доли электрической энергии, поставляемой для выработки тепловой энергии для населения, указанной в приложении N 7.
Таким образом, предприятие предложило обществу указанную долю электрической энергии поставлять по регулируемому тарифу.
Общество в протоколе разногласий от 24.04.2008 указало на исключение этого условия из договора.
Пункт 12.2 договора в редакции предприятия содержит перечень приложений к договору, в том числе приложение 7 - Долевое потребление тепловой энергии. Общество в протоколе разногласий от 24.04.2008 предложило исключить это приложение из перечня, так как долевое потребление тепловой энергии не используется при расчетах за потребленную электроэнергию.
Принимая пункт 8.1 в редакции предприятия, суды исходили из того, что оно в силу пункта 3 Правил предоставления коммунальных услуг является исполнителем коммунальных услуг, поскольку использует электрическую энергию и для собственных нужд, и для теплоснабжения населения.
Ссылаясь на пункт 3 Правил розничных рынков, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу о том, что исполнители коммунальных услуг являются самостоятельной категорией субъектов розничных рынков электроэнергии, которые в соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету тарифов приравнены ко второй группе потребителей - население. Поэтому пункт 8.1 договора в редакции предприятия, разграничивающий оплату им электрической энергии, потребляемой для собственных нужд и для оказания коммунальных услуг, по регулируемым и нерегулируемым (свободным) ценам, является правомерным.
Судебная коллегия полагает, что указанные выводы сделаны судами без учета пункта 91 Правил розничных рынков, согласно которому в случае приобретения исполнителями коммунальных услуг электрической энергии у гарантирующего поставщика в целях оказания коммунальной услуги по электроснабжению гражданам-потребителям стоимость электрической энергии определяется в соответствии с положениями раздела VII Правил, установленными для граждан-потребителей.
В пункте 108, содержащемся в разделе VII Правил, предусмотрено, что поставка электрической энергии гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления, осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Указанное правило вытекает из статьи 6 Закона об особенностях функционирования электроэнергетики, согласно которой из объема электрической энергии, подлежащей продаже по свободным (нерегулируемым) ценам, исключен объем электрической энергии, потребляемый населением по договорам энергоснабжения и оказания населению коммунальных услуг в части электроснабжения.
В соответствии с пунктом 27 Методических указаний по расчету тарифов к категории населения приравнены исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребления граждан в объемах фактического потребления потребителей-граждан и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.
Таким образом, из упомянутых нормативных актов следует, что к потребителям, приравненным по оплате к категории населения, отнесены исполнители коммунальных услуг только по электроснабжению. Теплоснабжающие предприятия, использующие электрическую энергию при производстве тепловой энергии, каковым является истец, не относятся к указанной категории потребителей (покупателей). По регулируемым ценам (тарифам) оплачивается электрическая энергия, приобретаемая исполнителем коммунальных услуг с целью оказания услуги по электроснабжению гражданам-потребителям.
Коллегия полагает, что оспариваемые судебные акты приняты с нарушением единообразного толкования и применения норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А74-1067/2008 Арбитражного суда Республики Хакасия для пересмотра в порядке надзора решения от 16.07.2008, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.10.2008 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 18.02.2009 по тому же делу.
Муниципальному унитарному предприятию "Тепловые сети" представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26.10.2009.
Председательствующий судья
Л.Г.ВОРОНЦОВА
Судья
Н.А.КСЕНОФОНТОВА
Судья
О.Ю.ШИЛОХВОСТ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)