Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.12.2011 ПО ДЕЛУ N А55-5784/2011

Разделы:
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 декабря 2011 г. по делу N А55-5784/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Терентьева Е.А., судей Балакиревой Е.М., Романенко С.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания Сусловой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 декабря 2011 г. в зале N 6 помещения суда
апелляционную жалобу муниципального предприятия города Самара "Самараводоканал"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2011 года, принятое по делу N А55-5784/2011, судья Разумов Ю.М.,
по иску муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" (ОГРН 1026301167420), Самарская область, г. Самара, ул. Луначарского, 56,
к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (ОГРН 1026301698422), г. Самара, ул. А. Матросова, 153 "Д",
о взыскании долга 35 144 899 руб. 49 коп.,
с привлечением к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, - Департамента жилищно-коммунального хозяйства Администрации городского округа Самара, г. Самара, ул. Коммунистическая, 17 "а",
с участием в судебном заседании:
от истца - Сетина М.М., представитель по доверенности от 31.03.2011 г.,
от ответчика - Богданова Л.В., представитель по доверенности от 17.03.2011 г.,
от третьего лица - не явились, извещены,

установил:

Муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к закрытому акционерному обществу "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" о взыскании долга 35 144 899 руб. 49 коп.
В обоснование своего требования истец ссылался на следующие обстоятельства.
Между сторонами заключен договор N 245/09 от 19.01.2009 г. на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения). В период октябрь - декабрь 2010 года и февраль 2011 года истцом в соответствии с указанным договором ответчику были оказаны обусловленные договором услуги на сумму 49 231 931 руб. 50 коп., из которых часть на сумму 14 087 032 руб. 01 коп. ответчиком оплачена.
Правовыми обоснованиями исковых требований истец указал положения статей 307, 309, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Заявлением от 17.05.2011 г. истец в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и просил суд взыскать с ответчика сумму долга 32 682 291 руб. 44 коп. Из периода образования задолженности истцом исключен февраль 2011 года. Уточнение иска принято определением Арбитражного суда Самарской области от 20.05.2011 г.
Заявлением от 14.09.2011 г. истец, сославшись на положения статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования, просил взыскать с ответчика сумму задолженности 32 682 291 руб. 44 коп. - долг за фактически полученные услуги в период январь - декабрь 2010 года. При этом истец указал, что сумма долга - это сумма задолженности, недовзысканная ответчиком с потребителей, а также разница в тарифе, подлежащая возмещению ответчиком из бюджета. В удовлетворении заявления о принятии уточнения искового требования судом отказано протокольным определением суда, о чем имеется отметка в судебном решении от 27.09.2011 г.
В отзыве на исковое заявление ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" требования истца не признало, указав, что в договоре N 245/09 от 19.01.2009 г. ответчик не является стороной, а лишь представляет интересы собственников многоквартирного дома. Указанный договор ответчиком был заключен от имени собственников на основании решений общих собраний собственников многоквартирных домов. Данное обстоятельство подтверждено судебными актами по делам N А55-17323/2010 и А55-5075/2010. Истец, по мнению ответчика, не представил документы в обоснование оказанных объемов услуг их стоимости и расчет размера убытков. Коммунальный ресурс приобретался у истца непосредственно собственниками жилых помещений.
В соответствии со статьей 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Департамент городского хозяйства городского округа Самара.
В отзыве на исковое заявление Департамент городского хозяйства городского округа Самара отношения к иску не отразил, указал, что субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в связи с оказанием населению услуг водоснабжения и водоотведения на 2010 год ответчику не предоставлялись.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2011 года в удовлетворении иска - отказано.
Не соглашаясь с принятым Арбитражным судом Самарской области судебным актом, муниципальное предприятие города Самары "Самараводоканал" обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, взыскать с ответчика задолженность в сумме 32 682 291 руб. 44 коп.
В обоснование своей просьбы истец в апелляционной жалобе указал, что суд первой инстанции без достаточных оснований отказал в удовлетворении заявления истца об изменении оснований исковых требований и рассмотрел дело по иным основаниям, чем те, которые были заявлены истцом.
Далее в жалобе истец указал, что судом первой инстанции не дана надлежащая оценка договору на оказание услуг по обслуживанию жилых домов от 01.01.2009 г., заключенному между ответчиком и Департаментом управления имуществом городского округа Самара, не учтено, что договором N 245/09 от 19.01.2009 г. было определено, что основанием для проведения расчетов является расчетная книжка абонента, подписанная уполномоченным представителем ответчика. Оплаченные ответчиком суммы истец зачел в счет ранее образовавшейся у ответчика задолженности. Истец оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что договор N 245/09 от 19.01.2009 г. является прямым договором, заключенным истцом со множественностью лиц, полагая, что ответчик осуществляет функции управляющей компании.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" просит об оставлении решения суда первой инстанции без изменения, а жалобы - без удовлетворения.
Законность и обоснованность судебного решения, принятого по делу Арбитражным судом Самарской области, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МП г. Самара "Самараводоканал" Сетина М.М. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивает по указанным в жалобе основаниям.
Представитель ответчика Богданова Л.В. против удовлетворения апелляционной жалобы истца - возражает.
В соответствии с требованиями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, которое о месте и времени судебного заседания судом апелляционной инстанции было уведомлено надлежащим образом в соответствии с требованиями статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе путем размещения информации о рассмотрении дела на официальном интернет-сайте арбитражного суда, явку в суд своих представителей не обеспечил.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о необоснованности жалобы по следующим основаниям.
19.01.2009 г. между МП г. Самары "Самараводоканал" (предприятие ВКХ) и ЗАО "Производственный жилищно-ремонтный трест Промышленного района" (абонент) был заключен договор N 245/09 на отпуск питьевой воды и (или) прием сточных вод (услуги водоотведения), по условиям которого предприятие ВКХ отпускает абоненту питьевую воду из системы водоснабжения предприятия ВКХ и (или) принимает от абонента сточные воды в систему канализации предприятия ВКХ (оказывает услуги водоотведения), а абонент получает питьевую воду и (или) сбрасывает сточные воды (получает услуги водоотведения) и оплачивает на условиях договора. Данный договор был заключен сторонами с протоколом разногласий от 25.03.2009 г., в котором стороны согласовали полномочия генерального директора абонента на подписание договора как лица, действующего на основании устава, решений собственников помещений многоквартирных домов.
Количество отпущенной абоненту питьевой воды и принятых сточных вод определяется в соответствии с данными учета фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод по показаниям средств измерения, принятым в эксплуатацию, за исключением случаев, указанных в пунктах 2.4 и 2.5 договора (в случае отсутствия приборов измерения, неисправности приборов измерения, истечения их межповерочного срока, нарушения целостности пломб на средствах измерения, при не обеспечении абонентом доступа к узлу измерения).
В соответствии с условиями договора стороны согласовали количество отпущенной питьевой воды 588212 куб. м в месяц, 7058544 куб. м в год, количество водоотведения 841206 куб. м в месяц, 10094472 куб. м в год.
Пунктом 3.1. договора N 245/09 от 19.01.2009 г. предусматривается, что расчеты за питьевую воду израсходованную Абонентом, и принятые от него сточные воды (услуги водоотведения) производятся абонентом ежемесячно, согласно утвержденным тарифам (ценам), которые на момент заключения договора составляют гражданам и жилищно-коммунальным предприятиям на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды не связанные с предпринимательской деятельностью: отпуск питьевой воды (водоснабжение) за 1 куб. м 4,65 руб.; водоотведение за 1 куб. м 3,58 руб. Тарифы (цены) могут быть изменены.
Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения, оказываемые муниципальным предприятием города Самары "Самараводоканал", утверждены постановлением Главы городского округа Самара N 1022 от 20.11.2008 г.
Расчет осуществляется абонентом ежемесячно согласно утвержденным тарифам (ценам), которые на момент заключения договора составляют:
- гражданам и ЖК предприятиям - на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью (без НДС) - отпуск питьевой воды - 6,35 руб. за 1 куб. м, водоотведение - 3,58 руб. за 1 куб. м.
Тарифы (цены) могут быть изменены.
Пунктом 3.2. договора предусматривается, что расчеты данному договору производятся Абонентом ежемесячно, исходя из количества Абоненту питьевой воды и принятых от него сточных вод (услуг водоотведения), действующих тарифов (цен) по платежным поручениям абонента. Оплата производится Абонентом до последнего дня текущего месяца на основании счета-фактуры.
Дополнительным соглашением к договору от 19.08.2010 г. стороны согласовали изменение стороны в договоре (абонента) на владельцев жилых помещений (согласно перечню владельцев - приложение N 9 к договору.
Постановлением Главы городского округа Самара от 30.11.2009 г. N 1300 для МП г. Самары "Самараводоканал" на период с 01.01.2010 г. по 31.12.2010 г. были установлены новые тарифы: гражданам и ЖК предприятиям - на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью (без НДС) - отпуск питьевой воды - 10,12 руб. за 1 куб. м, водоотведение - 4,76 руб. за 1 куб. м.
Не исполнение ответчиком условий договора по оплате услуги водоотведения в размере 32 682 291 руб. 44 коп. за период октябрь - декабрь 2010 и послужили истцу основанием в соответствии со статьями 309, 310, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации для обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" субсидии предоставляются на возмещение расходов, возникающих в связи с оплатой организациям жилищно-коммунального комплекса услуг по тарифам (ценам), установленным регулирующими органами, и оплатой, установленной для граждан, а также на возмещение расходов, возникающих в связи с корректировкой размера платы за коммунальные услуги для многоквартирных домов, не имеющих коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных услуг.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара N 161 от 18.02.2010 г., действовавшим в 2010 году (с 01.01.2010 г.), получателем субсидий были ресурсоснабжающие организации, заключившие договоры с собственниками жилых помещений на предоставление соответствующих видов коммунальных услуг. В данном случае такой организацией является МП города Самары "Самараводоканал".
Пунктом 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01.07.1996 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что требования, связанные с возмещением убытков, причиненных юридическим лицам нарушением их прав, должны подтверждаться документами, доказывающими объем оказанных услуг, их стоимость, расчетом размера убытков и доказательствами, подтверждающими обоснованность и правильность произведенного расчета исковых требований, а также договорами на оказание услуг и первичной бухгалтерской документацией.
По условиям договора, количество отпущенной питьевой воды абоненту и прием сточных вод в систему канализации предприятия ВКХ, предоставляемые гражданам и жилищно-коммунальным предприятиям - на объемы, отпускаемые населению на коммунальные нужды, не связанные с предпринимательской деятельностью, рассчитывается (в случае отсутствия приборов учета) на основании нормативов и сведений (дислокаций) о количестве жильцов в жилых домах, предоставляемых ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" (п. 2.5.1 договора).
Статьей 155 Жилищного кодекса РФ регламентируется оплата за жилое помещение и коммунальные услуги. Данной нормой права установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно пункту 3 "Правил предоставления коммунальных услуг гражданам", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. N 307, исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Обязанность управляющей компании как исполнителя коммунальных услуг заключить с ресурсоснабжающей организацией договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителю предусмотрена подпунктом "в" пункта 49 Правил N 307.
Статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Из материалов дела следует, что собственники помещений многоквартирных домов, обслуживаемых ПЖРТ Промышленного района, поручили последнему от их имени и за их счет заключать договора на поставку коммунальных ресурсов с организациями коммунального комплекса. При указанных обстоятельствах суд первой инстанции, пришел к правомерному выводу, что заключенный договор 245/09 от 19.01.2009 с МП города Самара "Самараводоканал" является прямым договором, заключенным с множественностью лиц. Указанное обстоятельство подтверждено также и вступившими в законную силу судебными актами по делу N А55-17323/2010, имеющими в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации преюдициальное значение для рассматриваемого дела.
Суд первой инстанции обоснованно установил, что ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" не имеет статуса управляющей компании, соответственно исполнителем коммунальных услуг не является.
На основании части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (часть 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральным законом от 30.12.2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" установлены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих, в частности, теплоснабжение.
Согласно пункту 14 статьи 2 указанного Закона тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса подлежат регулированию в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Правил N 307 условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод, что ответчик в спорных правоотношениях действует не в целях извлечения экономической выгоды, а в интересах граждан, и, поэтому условия обеспечения их данным видом услуг не могут быть иными, чем в нормативном акте, регулирующем предоставление услуг гражданам, как непосредственным потребителям.
Какие-либо дополнительные расходы в структуре платы за коммунальные услуги ни действующим законодательством, ни договором на снабжение тепловой энергией не предусмотрены.
Поскольку, ЗАО "ПЖРТ Промышленного района" является представителем собственников, соответственно объем предъявления услуг водоснабжения может быть только в пределах норматива, утвержденного органом местного самоуправления, что исключает предъявление сверхнормативных объемов.
Истцом в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны объем, а также размер, подлежащий взысканию за оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению. В связи с чем, судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Материалами дела подтверждается, что услуги оказанные истцом населению, в заявленном размере и за указанный период оплачены ответчиком с учетом норматива и индивидуальных приборов учета установленных в квартирах собственников в многоквартирных домах в полном объеме.
Таким образом, апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
В соответствии с требованиями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Самарской области от 27 сентября 2011 года, принятое по делу N А55-5784/2011, оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального предприятия города Самары "Самараводоканал" оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.

Председательствующий
Е.А.ТЕРЕНТЬЕВ

Судьи
Е.М.БАЛАКИРЕВА
С.Ш.РОМАНЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)